История политических партий в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 15:46, реферат

Описание работы

Политическая партия- это организация единомышленников, представляющая интересы части народа и ставящая своей целью их реализацию путем завоевания государственной власти или участия в ее осуществлении. В отличие от партий политические движения не имеют организационной структуры и четких политических программ.

Файлы: 1 файл

ИСТОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ РОССИИ.docx

— 76.47 Кб (Скачать файл)

Впрочем, встречались среди  народников и такие люди, которые  умели ассимилироваться в народной толще и чувствовали себя там  как рыба в воде. Одним из них  был активист кружка «чайковцев» Дмитрий Клеменц, с которым приключился следующий забавный эпизод, который нужно упомянуть хотя бы для того, чтобы стало понятно, что трагическая история жертвенной борьбы и гибели революционеров — народников сопровождалась иной раз и комическими элементами.

Как-то раз Клеменц, переодетый в крестьянское платье, ехал в вагоне третьего класса (по-современному, общий вагон). Тут к нему подсел неизвестный ему революционно настроенный студент, решивший попробовать распропагандировать крестьянина, обратившего на себя внимание данного студента своим видом настоящего умного мужика.

Поскольку в это время  за окнами поезда была гроза, пропаганда началась с того, что студент сказал, что умные люди установили, что  гроза происходит не из-за того, что  Илья — пророк катается по небу на телеге, а в силу таких-то и таких-то естественных причин. Из того, что нет Ильи —  пророка, следовало, что нет и  бога, а раз нет бога, то нужно  было свергнуть царя, отнять землю  у помещиков и разделить ее между крестьянами. Выслушав все  это, переодетый крестьянином Клеменц с самым естественным видом произнес:

«То, что бога нетути, и царя скидывать надоть, так енто я с Вами, мил человек, всей душой согласный, токмо вот нащет ляктричества аглицкий хвизик Хварадей малость инако пишет» .

Спустя некоторое время  Клеменц, уже в своей обыкновенной одежде, повстречал данного студента на собрании революционного кружка и услышал, как тот рассказывает всю эту поразительную историю своему приятелю, восторженно добавляя при этом: «Эх, Вася! Не знаем мы с тобой русского народа! Какие в нем знания кроются, какие таланты!»...

Кроме непонятности бродячих странников — переодетых революционеров-народников, возбуждавших подозрения своей неестественностью, существовала и другая причина настороженно — недоверчивого отношения крестьян к народническим бродячим агитаторам. Покровский считает мужицкую неприязнь  к «бездомовным пролетариям» буржуазной точкой зрения, однако в реальности эта неприязнь объяснялась другими причинами.

Проблема, с которой столкнулись  ведшие бродячую пропаганду под видом  «бездомовных пролетариев» народники, заключалась в том, что для оседлого, сколь угодно бедного и разоренного, но имеющего свое хозяйство, крестьянина подобные «бездомовные пролетарии» не пользовались авторитетом. Крестьяне не хотели становиться наемными рабочими и шли в батраки только в самой последней крайности, к тем же из своих товарищей, которые оказывались вынуждены пойти в батраки, остальные крестьяне порою относились с презрением, напоминавшим презрение воровской «отрицаловки» к сломавшимся и ставшим сотрудничать с администрацией заключенным. Комический пример такого неуважения крестьян к наемной зависимости можно найти в «Письмах из деревни» легального народника А.Н. Энгельгардта — обсуждая соседнего барина , крестьяне говорят «А за что его уважать — он батраком работает». Хотя этот барин » работал батраком» в правлении железной дороги (!!!), он все равно был для крестьян не самостоятельным хозяином, а наемным работником.

 

Народничество, идеология и движение разночинной интеллигенции, отражавшее интересы крестьянства. Оно соединяло радикальную буржуазно-демократическую программу с идеями утопического социализма. Народники выступали одновременно и против пережитков крепостничества и против буржуазного развития страны. В народничестве сосуществовали две тенденции — революционная и либеральная, которые, сходясь в основных теоретических принципах, расходились в методах их практического воплощения в борьбе.

“Революционное народничество  сформировалось как особое течение  в тесной связи с предшествующими  течениями русской революционно-демократической  мысли. В начале они целиком опиралось на идеи, выдвинутые Герценом и Чернышевским. Но по мере накопления революционерами 70-80-х гг. своего собственного опыта и в связи с возникновением новых практически-политических задач, выраставших из нужд самого движения, их теория и практика все более отдалялись от учений основоположников русской революционной демократии”.

“Центральным звеном социального  учения народников была концепция некапиталистического развития России, идея перехода к социализму через использование и трансформацию  коллективистских традиций докапиталистических  институтов (община, артель). В общей  форме эта концепция была сформулирована в 50-60-х гг. XIX в. Герценом и Чернышевским. В основе ее лежало осознание социализма как всемирно-исторической закономерности и одновременно уверенность в  возможности отставших стран  усваивать опыт стран развитых, используя  соответствующие национальные традиции. Теория некапиталистического пути развития дополнялась при этом философско-социалистическими  построениями, а также политической программой и тактикой революционной  борьбы”.

“Теоретическое обоснование  революционного народничества 70-х годов  было дано в трудах его главных  идеологов — М. А. Бакунина, П. Л. Лаврова  и П. Н. Ткачева” [6. Т. 4. С. 247]. Значительный вклад в разработку основ народничества, вообще, и революционного, в частности, внес Н. К. Михайловский, закончивший свой жизненный путь в рядах либерального народничества.

Один их наиболее известных  теоретиков — Петр Лаврович Лавров (1823 — 1900).

В обширном литературном наследии Лаврова наиболее важными трудами  являются “Исторические письма” (1866 — 1868), “Механистическая теория мира” (1859), “Что такое антропология” (1860), “Задачи позитивизма и их решение” (1868), “Государственный элемент в  буржуазном обществе” (1875-1876), “Социальная  революция и задачи нравственности” (1884) и др.

Согласно Лаврову, главной  движущей силой истории являются критически мыслящие личности, которые  для достижения своих целей должны объединяться в партию. В отличие  от Бакунина и Ткачева, Лавров настаивал  на тщательной подготовке революции. Он доказывал необходимость революционной  диктатуры на другой день после свержения  эксплуататоров. Для того чтобы подготовить  революцию надо в народе создать  опорные пункты. В этой связи в 70-е гг. было предпринято хождение интеллигенции в народ. Однако к  концу 70-х гг. оно себя исчерпало. Постепенно падает влияние Лаврова  в России.

Лавров называл свое мировоззрение  антропологическим. Он критиковал материалистов  и идеалистов, однако, хотя он и считал позитивистскую философию наиболее приемлемой, но сам тяготел к материализму, особенно в социологии при обосновании  движения человеческой истории, в понимании  и объяснении прогресса.

Другим виднейшим представителем революционной демократии был Михаил Иванович Бакунин (1814 — 1876). Он известен как основоположник анархизма. Его жизнь была посвящена революционной борьбе. Он чередовал революционную борьбу со ссылками, тюрьмами, каторгой. Бакунин создал теорию революционного анархизма и организацию всемирного тайного общества для освобождения трудящихся всех стран (“Альянс социалистической демократии”). Наибольшую известность приобрели его работы “Кнуто-Германская империя и социальная революция” и “Государственность и анархия”.

Основоположник анархизма  высоко ценил философию и считал, что ее изучение должно быть доступно каждому человеку, ибо философия  освобождает от легкомыслия.

Бакунин полагал, что быть свободным — это право и  долг каждого человека. Но для того чтобы человек был свободным, должно быть признано его право на свободу. По его мнению, привилегии противоречат свободе. Уважать свободу  ближнего Бакунин считал обязанностью каждого. Порядок в обществе рассматривался им как равнодействующая коллективных и индивидуальных свобод. Он полагал, что политическое равенство немыслимо  без экономического равенства.

По его мнению, условием счастья человека выступает гармония внешнего мира с миром внутренним. Бакунин видел в страдании  благо. Он сравнивал его с очистительным  огнем, закаляющим душу человека.

Причины человеческой безнравственности  он выводил из неравенства экономических  и социальных условий, а также  из отсутствия надлежащего воспитания и невежества.

Либеральное народничество

 
Либеральное народничество выступает  в 80—90-х годах XIX в. Оно явилось  выразителем взглядов мелкой буржуазии, кулачества. Главными представителями  этого направления являются Н. К. Михайловский, Кривенко, В. Б. Воронцов (псевдоним В. В.), Н. Ф. Даниельсон (псевдоним Николай-он), Южаков и др. 
 
Все они хорошо были знакомы с марксистским учением. Даниельсон даже перевел на русский язык все три тома «Капитала» К. Маркса и всю жизнь переписывался с Марксом, а после смерти Маркса — с Энгельсом. Он многое сделал для распространения марксизма в России. Но тем не менее классовая позиция его, как и всех либеральных народников, — их защита мелкой буржуазии -- выразилась в том, что они не только не восприняли марксизма, но и противопоставили ему реакционную по своему содержанию теорию своеобразного экономического и политического развития в России, США и других странах, которое исключает якобы дальнейшее развитие капитализма в этих странах. 
 
Либеральные народники сыграли отрицательную роль в развитии освободительного движения в России. Они выступили в тот период, когда русский пролетариат не только уже сформировался, но и осознал себя как класс, осознал свою историческую миссию. 
 
Это был период, когда «Союз борьбы за освобождение рабочего класса» стал осуществлять соединение социализма с рабочим движением. Для успешного развития революционного движения рабочего класса требовалась разработанная научная программа борьбы, которую, как известно, дала рабочему классу русская социал-демократическая партия, руководимая В. И. Лениным. 
 
В этот период коренного поворота русского революционного движения либеральные народники пытались направить рабочий класс по ложному пути. Некоторые из них, восприняв самые худшие, самые отрицательные стороны народничества 60—70-х годов, пытались направить рабочий класс по пути индивидуального террора. 
 
Не видя действительного революционного класса — пролетариата, народники 80—90-х годов не верили уже и в крестьянство как революционную силу. Все то, что, по мнению народников 60—70-х годов, делало крестьянство движущей силой революции, рассеялось, по мысли либеральных народников, вместе с разложением общины. Единственно, что им оставалось, поскольку они не видели и не хотели видеть рабочего класса, - это путь отдельных террористических актов группы заговорщиков из интеллигенции. 
Большинство же либеральных народников совершенно отказалось от какого-либо вида политической и тем более революционной борьбы с царским правительством и проповедовали примирение с ним. К числу их относятся Даниельсон, Воронцов и др. 
 
В основе программы либеральных народников лежала их теория невозможности дальнейшего развития капитализма в России. 
Вопрос «о судьбах капитализма в России» был поставлен народниками 60—70-х годов. Но либеральные народники ставили его иначе, чем народники 60—70-х годов. В 60—70-х годах вопрос был поставлен так: будет ли, должен ли вообще развиваться капитализм в России. Народники отвечали на этот вопрос отрицательно, восприняв ошибочную теорию Герцена о своеобразном, самобытном пути развития России. Не так обстояло дело в 80—90-х годах, когда капитализм в России достиг определенной стадии развития. В 90-х годах вопрос ставился народниками иначе: возможно ли дальнейшее развитие русского капитализма. 
 
Либеральные народники пытались доказать невозможность дальнейшего развития капитализма в России и необходимость возврата к старым натуральным формам хозяйства. 
Научному социализму Маркса они противопоставляли мелкобуржуазный, или «мещанский социализм», который представлял собой не что иное, как реакционную идеализацию мелкой буржуазии, кулака. 
 
Народники 90-х годов, пользуясь авторитетом Маркса, пытались использовать его теорию в своих собственных интересах, они извращали марксову теорию под видом согласие с ней. В. И. Ленин рассматривал либеральное народничество как одну из разновидностей русского ревизионизма. 

 

Особенности формирования политических партий в России

Понятие политической партии, функции политической партии, общие  принципы классификации партий. Власть и общество в России, демократические  традиции Древней Руси, основные этапы  становления абсолютизма.

Самодержавная монархия и  ее институты. Причины отставание процесса формирования политических партий в  России по сравнению с Западом.

Первые политические организации  в России. Масонские ложи, тайные обществадекабристов (“Северное общество”, “Южное общество”, “Общество соединенных славян”), Кирилло-Мефодиевское общество, петрашевцев. Народнические кружки и организации.(“Земля и воля”, “Народная воля”, “Черный передел”).

Особенности многопартийной системы в России, ее анализ.

Анархисты

Термин “анархия” и  его значение. Исторические корни  анархизма, идеи безначалия и полной свободы личности у китайских  даосов, средневековых анабаптистов, английских диггеров, русского еретика Ф. Косого. Возникновение анархизма как философского учения, а затем как революционное движение в середине XIX в. Первые глашатаи анархизма В. Годвин и М. Штирнер, их полемика с либерализмом и социализмом. “Отец анархизма” П. Ж. Прудон, популяризация анархистского мировоззрения, противопоставление централизации и бюрократии принципов федерализма, децентрализации, свободного договора и самоуправления.

Основные течения в  российском анархизме. Анархо-коммунизм и его лидеры: П.А. Кропоткин, Г.И. Гогелия, М.И. Гольдсмит, П.А. Аршинов и др. Доктрина анархо-коммунизма, тактика “пропаганды действием”. Первый анархистский съезд (Лондон, декабрь 1904 г.) о стратегических и тактических задачах анархистов, попытки создания единой партии, отказ от сотрудничества с другими левыми партиями России. Второй анархистский съезд (Лондон, сентябрь 1906), резолюция об отрицательном отношении к возможности работы в таких учреждениях, как Государственная дума и Учредительное собрание. Раскол анархо-коммунизма. “Черное знамя”, лидер этой организации И. Гроссман. Выступления чернознаменцев в период первой российской революции. Индивидуальный террор, проповедь “безмотивного” террора. (В. Лапидус). Анархо-синдикализм, программные положения анархо-синдикализма, отрицание необходимости политической борьбе, представления анархо-синдикалистов о профсоюзах (синдикатах) как о главной и высшей форме организациирабочего класса. Главный тактический прием анархо-синдикалистов – “прямое действие” (бойкот, саботаж, забастовка). Лидеры и идеологи анархо-синдикализма: Д.И.Новомирский, М. Дайнов, главный организации анархо-синдикалистов в России и за рубежом: группа “Буревестник”, “Южно-русская группа анархистов-синдикалистов”, “Трудовой союз”.

Течение анархо-индивидуализма, лидеры и теоретики индивидуализма, А.А. Боровой и его философские воззрения. Я. Махайский и “махаевцы”, враждебное отношение к интеллигенции. Теория “ассоциационного анархизма” Л. Черного.

Разложение анархистского  движение в период спада революции. Бандитские шайки под анархистскими  знаменами: “Кровавая рука”, “Лига  красного шнура”, “Черные вороны”, “Мстители”.

Социалисты-революционеры

Неонародничество 90-х гг. XIX в, возникновение названия “социалисты-революционеры” в середине 90-х годов, акцент на родственной близости к революционному народничеству. Идейное наследие народничества и влияние начавшейся в западной социалистической мысли ревизии марксизма на разработку теоретических основ эсеровской программы. Идейные вожди эсеров. В.М. Чернов и его теория соотношения положительных и отрицательных тенденций капитализма. Эсеры об особом типе российского капитализма, международное разделение труда и “евразийский” характер народного хозяйства страны. Унаследованная от народников идея о возможности особого пути России к социализму, не дожидаясь возникновения социально-экономических предпосылок. Эсеры о крестьянстве, критика эсерами марксистского тезиса о мелкобуржуазном природе, надежды на общинную [c.171] психологию русского крестьянства. Миссия интеллигенции, ее роль и место в обществе, согласно воззрениям эсеров.

Первые эсеровские организации  в Россиии. Северные эсеры (“Союз социалистов-революционеров”), Южные эсеры (“Партия социалистов-революционеров”), “Рабочая партия политического освобождения России” (РППОР). Эмигрантские народнические организации: “Аграрно-социалистическая Лига”, “Союз русских социалистов-революционеров”.

Программа-минимум о требования эсеров в политической и правовой области. Эсеры о необходимости  установление демократической республики, с широкой автономией областей и  общин, возможно более широкое применение федеративного начала к отношениям между отдельными национальностями; признание за ними безусловного права  на самоопределение, равноправие языков. Уничтожение постоянной армии и  замена ее народным ополчением Полное отделение церкви от государства  и объявление религии частным  делом каждого.

Аграрная программа эсеров. Идея социализации земли как сердцевина эсеровской модели социализма. Обоснование  необходимости конфискации частновладельческой  земли, изъятие ее из торгового оборота  и передачи в общественное владение. Принцип уравнительно-трудового пользование землей, потребительская и трудовая норма.

Организационная структура  партии эсеров. Критерии членства в  партии, согласно “Временному организационному уставу”. Съезды партии, порядок избрания делегатов. Совет партии, Центральный  комитет, заграничный и российский отделы. Комиссии ЦК партии (крестьянская, рабочая, военная, литературно-издательская, техническая). Институт “разъездных  агентов” партии. Областные и губернские комитеты. Первичные ячейки партии, крестьянские “братства”, рабочие  и студенческие кружки. Численность  и социальный облик партии эсеров. Партия и Государственная дума. [c.172]

Информация о работе История политических партий в России