Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 06:40, контрольная работа
Цель исследования – изучить историю зарождения и развития прокурорского надзора в России.
Задачи исследования:
- рассмотреть этап возникновения прокурорского надзора в России;
- исследовать развитие прокурорского надзора в дореволюционный период;
- изучить историческое развитие прокуратуры в советской России.
Введение
Возникновение прокурорского надзора в России
Развитие прокурорского надзора в дореволюционный период
История развития прокуратуры в советской России
Заключение
Список литературы
План:
Введение
Заключение
Список литературы
Введение
Тема контрольной работы: «Прокурорский надзор».
Цель исследования – изучить историю зарождения и развития прокурорского надзора в России.
Объект изучения – историческое развитие прокурорского надзора, а также правовое отражение функционирования органов прокуратуры в России.
Предмет изучения – исторические нормативные документы России и учебный материал.
Задачи исследования:
- рассмотреть этап
возникновения прокурорского
- исследовать развитие прокурорского надзора в дореволюционный период;
- изучить историческое развитие прокуратуры в советской России.
1. Возникновение прокурорского надзора в России
Для того чтобы
лучше уяснить предназначение
и роль прокуратуры, ее место
в системе государственных
Считается, что
прокуратура появилась в XIII-
Основателем прокуратуры
как органа надзора за
Итак, появлению прокуратуры
в России предшествовало
В 1722 г. Петр I ввел
новый государственный
Так возникла надзорная функция прокуратуры, которая многие годы доминировала в ее деятельности. Появилась и функция надзора за судом, которая затем получила дальнейшее развитие. Надзор имел важный отличительный признак, позволяющий выделить его из иных видов государственной деятельности. Этот признак заключался в том, что прокурор не пользовался решающим голосом ни по одному административному вопросу: средства прокурора носили чисто надзорный характер, и основным среди них являлась так называемая протестанция, т.е. принесение протеста в орган, нарушивший закон, или в вышестоящий орган. Генерал-прокурор непосредственно надзирал за тем, чтобы высший государственный орган - Сенат рассматривал все относящиеся к его компетенции дела, действовал в строгом соответствии с Регламентом и императорскими указами. Генерал-прокурор наделялся полномочиями и в сфере правотворчества: предлагал Сенату принимать решения по вопросам, не урегулированным правом. Ему подчинялись обер-прокурор, прокуроры коллегий Сената, провинций. Он же был подотчетен только императору.2
Надзирала прокуратура за законностью деятельности и других государственных органов и структур. Так, она вела наблюдение за интересами казны, вела надзор по арестантским делам, за местами содержания заключенных под стражей. Прокуратура с момента ее создания и до судебных реформ Александра II была преимущественно органом общего (административного) надзора, а судебная, обвинительная или исковая деятельность составляла лишь одно из частных дополнений к функции надзора, едва намеченное в законе, слабое и незначительное на практике.
Петр I полагал, что прокуратура должна стоять на страже интересов государя, государства, церкви и всех граждан. Создавая прокуратуру, возлагая на генерал-прокурора надзор за соблюдением интересов государства и исполнением законов, Петр I уже 17 апреля 1722 г. издал Указ "О хранении прав гражданских". Защищая и охраняя права гражданские, царь, наряду с другими задачами, возложил решение этой проблемы на прокуратуру как орган надзора.
В России институт надзора включал в себя элементы французской прокуратуры, шведских омбудсменов и немецких фискалов и чисто русские изобретения. Из Франции была заимствована главная функция - надзор за точным исполнением закона тем органом, при котором находится прокурор. По своему назначению русский генерал-прокурор был ближе шведскому омбудсмену, основной задачей которого была защита прав и свобод населения от нарушений со стороны властей. Однако высказывалось и иное мнение о причинах возникновения прокуратуры. Предополагалось, что это было одно из проявлений борьбы двух начал в государственном строительстве Петра I - коллегиальности и единоначалия. Причины учреждения прокуратуры состоят главным образом в недостатках фискальной формы надзора. Причина возникновения и развития органов надзора вообще и прокуратуры, в частности, в период петровских реформ виделась историкам и в крайнем упадке нравственности в обществе.
Никаких особых
личных требований для службы
в прокуратуре в тот период
не предъявлялось. Прокуроры
Надзор прокуратуры,
а также средства реагирования
прокуроров заключались в
Непосредственное уголовное преследование прокуратурой не осуществлялось; прокуроры наблюдали только за ходом расследования дела и имели "попечение" об арестантских делах.
В круг ведения
прокуроров входил также
Таким образом,
прокуратура создавалась в
Во время правления
Екатерины I власть постепенно
сосредоточилась в руках
В октябре 1730 г.
императорским указом
Вторично прокуратура
была отменена в регентство
Анны Леопольдовны. 15 декабря 1740
г. был издан Указ об
И только при
Екатерине II роль прокурора вновь
стала возрастать. С разделением
Сената на департаменты
В документе под названием "Учреждение для управления губерний Российской империи" от 7 ноября 1775 г., предусматривалась специальная глава "О прокурорской и стряпческой должности", в которой устанавливались широкие полномочия прокуроров по общему и судебному надзору, а также надзору за местами лишения свободы, конкретизировались должностные обязанности. Согласно указанному акту прокуроры осуществляли:
1) охранение общего благоустройства в губернии;
2) надзор по казенному управлению;
3) надзор по суду и расправе.
Следовательно, у прокуроров сохранялась общенадзорная функция и вводилась функция надзора за судами.
При Павле I генерал-прокурор
был одновременно министром
Таким образом,
в отдельные периоды
Во время царствования
Александра I (1801-1825 гг.) деятельность
органов прокуратуры была
Итак, оценивая роль дореформенной (до судебной реформы 1864 г.) прокуратуры, следует отметить, что она, как и большинство государственных органов царской России, находилась в сложном положении. Система надзора в России в первой половине ХIХ в. сохраняла лишь относительное единство. Наряду с генерал-прокурором высший надзор осуществлял Сенат, а на местах - губернаторы. Обер-прокуратура, осуществлявшая надзор за решением дел в Сенате, была связана с губернской прокуратурой лишь подчинением генерал-прокурору. Не было и единого законодательного акта о прокурорском надзоре. По мнению историков, беспомощность прокуратуры и низкий уровень законности в тот период были обусловлены не только пороками всей системы общества и бюрократического аппарата самодержавия в целом, но и недостатками самого этого института. Во-первых, прокурорский надзор был подчинен исполнительной власти в лице одного из министров. Во-вторых, сфера надзора и функции прокуроров стали к тому времени столь обширны и неопределенны, что их добросовестное исполнение было нереально. Все это привело к тому, что прокуратура, как и общество в целом, потребовала серьезных преобразований.