История прокурорского надзора

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 06:40, контрольная работа

Описание работы

Цель исследования – изучить историю зарождения и развития прокурорского надзора в России.
Задачи исследования:
- рассмотреть этап возникновения прокурорского надзора в России;
- исследовать развитие прокурорского надзора в дореволюционный период;
- изучить историческое развитие прокуратуры в советской России.

Содержание работы

Введение
Возникновение прокурорского надзора в России
Развитие прокурорского надзора в дореволюционный период
История развития прокуратуры в советской России
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

История прокурского надзора.doc

— 143.50 Кб (Скачать файл)

 В годы сталинских  репрессий прокуроры входили  в состав квазисудебных органов,  так называемых "троек", рассматривавших дела "врагов народа". 5 ноября 1934 г. было принято Постановление Центрального Исполнительного Комитета и Совета Народных Комиссаров СССР "Об Особом совещании при Народном комиссариате внутренних дел СССР", в соответствии с которым народному комиссариату предоставлялось право применять определенные меры к лицам, признаваемым общественно опасными. Предусматривалось, что в заседаниях Особого совещания должен обязательно участвовать Прокурор Союза ССР или его заместитель, который в случае несогласия как с самим решением Особого совещания, так и с направлением дела на рассмотрение Особого совещания, имеет право протеста в Президиум ЦИК СССР. Таким образом, в деятельности прокуратуры был допущен резкий крен в сторону уголовного преследования и обвинения. Все другие направления деятельности прокуратуры оказались ослабленными. Этому способствовала и проведенная на основании приказа Прокурора Союза ССР от 25 марта 1934 г. "О перестройке аппарата прокуратуры в центре и на местах" перестройка аппарата прокуратуры с отказом от деления его по специальным отраслям прокурорского надзора. Этим приказом были ликвидированы разделение в структуре органов прокуратуры на общий и судебный надзор, а также специально выделенное для рассмотрения жалоб и заявлений отдельных лиц существующее в органах прокуратуры Бюро жалоб.

 В годы Великой  Отечественной войны деятельность  прокуратуры была подчинена общей  задаче - победе над немецким фашизмом. Многие прокуроры и следователи  ушли на фронт в действующую  армию или в партизанские отряды.

 В послевоенное  время усилия органов прокуратуры  были направлены на укрепление  законности в сфере экономики.  На первый план выдвигались  задачи по обеспечению сохранности  имущества, соблюдению режима  экономии средств и ресурсов. Стало значительно больше уделяться внимания надзору за соблюдением и восстановлением прав граждан. Так, в приказе Генерального прокурора СССР от 17 июня 1946 г. N 128 "Об усилении общего надзора за точным исполнением законов" были сформулированы задачи прокуроров в сфере общего надзора, определены полномочия прокуроров по устранению нарушений закона, обозначены основные средства прокурорского реагирования на установленные нарушения закона. Одновременно с общим надзором совершенствовались и другие отрасли надзора, а также производство расследования совершенных преступлений.

 В целях повышения  престижа и авторитета органов  прокуратуры в решении задач  государственного и хозяйственного  строительства Верховный Совет  СССР 19 марта 1946 г. принял закон  о присвоении прокурору СССР  наименования Генеральный прокурор СССР.

 Положение о прокурорском  надзоре в СССР от 24 мая 1956 г., принятое в условиях преодоления  культа личности и восстановления  демократических форм правления,  определило основные направления  деятельности прокуратуры, в частности  сохранило общий надзор, надзор за законностью при производстве предварительного расследования, а также надзор за законностью судебных решений, исполнения приговоров, содержания арестованных в местах лишения свободы. Таким образом, это Положение впервые четко конкретизировало основные функции высшего надзора по всем его отраслям.

 В Положение была  включена задача охраны политических, трудовых, жилищных и других личных  и имущественных прав и охраняемых  законом интересов граждан СССР, гарантированных в конституционном порядке, от всяких посягательств, т.е. законодательно было закреплено, что охрана прав граждан представляет собой непременную, специально выделенную в законодательстве функцию прокурорского надзора. Надзор не был ограничен рамками отдельных отраслей государственного строительства и осуществлялся повсеместно на всей территории страны, что, соответственно, создавало важные предпосылки для осуществления эффективных мероприятий по охране субъективных прав граждан от нарушений со стороны органов государства, кооперативных и иных общественных организаций и должностных лиц. Приказы Генерального прокурора СССР обращали внимание на всемерную защиту прав граждан при надзоре за соблюдением законов в деятельности органов государственной власти и управления, органов следствия и дознания, при рассмотрении уголовных и гражданских дел в судах и по другим направлениям государственной и общественной жизни. Таким образом, органы прокуратуры не только орган обвинения, но и орган надзора за соблюдением закона и защиты прав и интересов граждан.

 Указом Президиума  Верховного Совета СССР от 27 февраля  1959 г. в деятельности государственного  аппарата в органах прокуратуры  учреждаются коллегии, которые были  образованы при Генеральном прокуроре  СССР и прокурорах союзных  республик. На заседания коллегий выносились вопросы, связанные с подбором, расстановкой и воспитанием прокурорско-следственных кадров, выполнением приказов и указаний Генерального прокурора СССР; организацией контроля исполнения в органах прокуратуры; отчеты прокуроров о проведенной работе по укреплению законности и организации борьбы с преступностью и другие важные вопросы, связанные с деятельностью прокуратуры. Решения коллегий проводились в жизнь указаниями Генерального прокурора СССР и прокуроров союзных республик.

 Усилению централизации  и единства прокурорского надзора  способствовала Конституция СССР, принятая 7 октября 1977 г., в которой  прокуратуре была посвящена отдельная  глава, а ее функции определились  как высший надзор за законностью  в деятельности органов государственного управления (кроме Совета Министров), колхозов, общественных организаций и граждан. Принципу независимости прокуратуры от местных органов соответствовал такой важный конституционный принцип, как строгая централизация управления прокурорской системы, непосредственная подотчетность Генерального прокурора СССР Верховному Совету СССР, а в период между сессиями Верховного Совета СССР - его Президиуму. Конституция СССР закрепила право Генерального прокурора СССР на законодательную инициативу в Верховном Совете СССР.

 Направления прокурорского  надзора были конкретизированы  в Законе СССР "О прокуратуре  СССР", принятом 30 ноября 1979 г. (общий  надзор, надзор за расследованием  преступлений, уголовное преследование,  поддержание государственного обвинения в судах, надзор за исполнением законов при рассмотрении дел в судах, надзор за соблюдением законов в местах лишения свободы и др.). В этом Законе впервые законодательно закреплялось, что органы прокуратуры составляют единую и централизованную систему - прокуратуру СССР, возглавляемую Генеральным прокурором СССР, с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим; впервые было указано, что одной из важнейших задач органов прокуратуры является охрана от всяких посягательств социально-экономических, политических и личных прав и свобод граждан, провозглашенных и гарантированных Конституцией СССР и советскими законами. Для прокуроров и следователей было важно то, что законодатель не только предусмотрел конкретные формы реагирования на установленные нарушения закона (протест, представление, постановление), но и определил их структуру, содержание, реквизиты, обеспечив тем самым единство такого реагирования. Наиболее заметным нововведением стало особое полномочие Генерального прокурора СССР: в случае усмотрения, что постановление Пленума Верховного суда СССР не соответствует закону, он обязан войти по этому вопросу с представлением в Президиум Верховного Совета СССР. Таким образом, Генеральный прокурор СССР наделялся законным правом требовать отмены или изменения уже принятого высшим органом судебной власти СССР решения.10

 Президиумом Верховного  Совета СССР 4 марта 1980 г. был  дополнен изданный ранее Указ  от 12 апреля 1968 г. "О порядке рассмотрения  предложений, заявлений и жалоб  граждан", согласно которому на  Генерального прокурора СССР и подчиненных ему прокуроров была возложена обязанность осуществлять высший надзор за точным и единообразным исполнением законов при рассмотрении предприятиями, учреждениями и организациями, исполнительными и распорядительными органами местных Советов народных депутатов, колхозами, кооперативными и иными общественными организациями, должностными лицами жалоб, принимать меры к восстановлению нарушенных прав и защите законных интересов граждан, привлекать нарушителей к ответственности и принимать меры в соответствии с Законом о прокуратуре СССР. Затем приказом Генерального прокурора СССР от 4 апреля 1980 г. N 14 "Об организации работы органов прокуратуры по исполнению законодательства о порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан" на прокуроров была возложена обязанность по проведению постоянных проверок исполнения законодательства о порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан, тщательной проверке заявлений и жалоб, восстановлению нарушенных прав и интересов граждан, а также обязанность по проведению анализа поступающих заявлений и жалоб и принятию мер к устранению их причин.

 В 1987 г. Президиум  Верховного Совета СССР внес  изменения и дополнения в Закон  "О прокуратуре СССР". Согласно  этим изменениям и дополнениям прокуратура, осуществляя надзор за исполнением законов, должна добиваться, чтобы государственные органы, общественные организации, должностные лица действовали на основе законности, обеспечивали в соответствии с предоставленными им правами и возложенными на них обязанностями охрану правопорядка, интересов общества, прав и свобод граждан.

 Повышению роли  и значения прокурорского надзора  за точным и единообразным  исполнением законов в государстве  способствовало и принятие 26 декабря  1990 г. Съездом народных депутатов СССР Закона СССР N 1861-I "Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) СССР в связи с совершенствованием системы государственного управления". Названный Закон значительно расширил сферу прокурорского надзора, включив в предмет надзора законность деятельности местных Советов народных депутатов, политических партий, массовых движений.

 

Заключение

Итак, в императорской  России не существовало полноценного прокурорского надзора за законностью, общий надзор обладал низкой эффективностью.

В советский период роль прокурорского надзора в основном сводилась к тому, чтобы осуществлять надзор за реализацией директив государства. Основное внимание прокуратуры концентрировалось на деятельности центральных и местных органов исполнительной власти. Цели и задачи прокуратуры, сформулированные в общем виде в Законе "О прокуратуре СССР", конкретизируясь в приказах и указаниях Генерального прокурора, по мнению историков, становились все более расплывчатыми и нечеткими. Множество дополнительных обязанностей, возложенных на прокуратуру, вызывало большую загруженность ее кадров, в то же время отодвигало выполнение основной функции по надзору за законностью, защиты прав и свобод человека и гражданина на второй план.

 

 

 

Список литературы:

  1. Бабич И.В., Н. В. Захаров, И. Е. Уколова. Хрестоматия по истории России. - М., 1994.
  2. Демин В. История прокуратуры. – М., 1997.
  3. Исаев И. А. История государства и права России: Учебное пособие. – М., 1996.
  4. Карамзин Н.М. История государства Российского. В 3 книгах. Книга 1, т. 1 - М., 1988.
  5. Ключевский В.О. Курс русской истории. – М., 2003.
  6. Куприн Н.Я. Из истории России. – М., 1980.
  7. Личман Б.В. Курс лекций по истории России с древнейших времен до наших дней. – М., 1993.

1 Демин В. История прокуратуры. – М., 1997.

2 Карамзин Н.М. История государства Российского. В 3 книгах. Книга 1, т. 1 - М., 1988.

3 Карамзин Н.М. История государства Российского. В 3 книгах. Книга 1, т. 1 - М., 1988.

4 Исаев И. А. История государства и права России: Учебное пособие. – М., 1996.

5 Демин В. История прокуратуры. – М., 1997.

6 Исаев И. А. История государства и права России: Учебное пособие. – М., 1996.

7 Демин В. История прокуратуры. – М., 1997.

8 Исаев И. А. История государства и права России: Учебное пособие. – М., 1996.

9 Исаев И. А. История государства и права России: Учебное пособие. – М., 1996.

10 Исаев И. А. История государства и права России: Учебное пособие. – М., 1996.




Информация о работе История прокурорского надзора