В годы сталинских
репрессий прокуроры входили
в состав квазисудебных органов,
так называемых "троек", рассматривавших дела "врагов народа". 5 ноября
1934 г. было принято Постановление Центрального
Исполнительного Комитета и Совета Народных
Комиссаров СССР "Об Особом совещании
при Народном комиссариате внутренних
дел СССР", в соответствии с которым
народному комиссариату предоставлялось
право применять определенные меры к лицам,
признаваемым общественно опасными. Предусматривалось,
что в заседаниях Особого совещания должен
обязательно участвовать Прокурор Союза
ССР или его заместитель, который в случае
несогласия как с самим решением Особого
совещания, так и с направлением дела на
рассмотрение Особого совещания, имеет
право протеста в Президиум ЦИК СССР. Таким
образом, в деятельности прокуратуры был
допущен резкий крен в сторону уголовного
преследования и обвинения. Все другие
направления деятельности прокуратуры
оказались ослабленными. Этому способствовала
и проведенная на основании приказа Прокурора
Союза ССР от 25 марта 1934 г. "О перестройке
аппарата прокуратуры в центре и на местах"
перестройка аппарата прокуратуры с отказом
от деления его по специальным отраслям
прокурорского надзора. Этим приказом
были ликвидированы разделение в структуре
органов прокуратуры на общий и судебный
надзор, а также специально выделенное
для рассмотрения жалоб и заявлений отдельных
лиц существующее в органах прокуратуры
Бюро жалоб.
В годы Великой
Отечественной войны деятельность
прокуратуры была подчинена общей
задаче - победе над немецким фашизмом.
Многие прокуроры и следователи
ушли на фронт в действующую
армию или в партизанские отряды.
В послевоенное
время усилия органов прокуратуры
были направлены на укрепление
законности в сфере экономики.
На первый план выдвигались
задачи по обеспечению сохранности
имущества, соблюдению режима
экономии средств и ресурсов.
Стало значительно больше уделяться внимания надзору за соблюдением
и восстановлением прав граждан. Так, в
приказе Генерального прокурора СССР
от 17 июня 1946 г. N 128 "Об усилении общего
надзора за точным исполнением законов"
были сформулированы задачи прокуроров
в сфере общего надзора, определены полномочия
прокуроров по устранению нарушений закона,
обозначены основные средства прокурорского
реагирования на установленные нарушения
закона. Одновременно с общим надзором
совершенствовались и другие отрасли
надзора, а также производство расследования
совершенных преступлений.
В целях повышения
престижа и авторитета органов
прокуратуры в решении задач
государственного и хозяйственного
строительства Верховный Совет
СССР 19 марта 1946 г. принял закон
о присвоении прокурору СССР
наименования Генеральный прокурор СССР.
Положение о прокурорском
надзоре в СССР от 24 мая 1956 г.,
принятое в условиях преодоления
культа личности и восстановления
демократических форм правления,
определило основные направления
деятельности прокуратуры, в частности
сохранило общий надзор, надзор за законностью
при производстве предварительного расследования,
а также надзор за законностью судебных
решений, исполнения приговоров, содержания
арестованных в местах лишения свободы.
Таким образом, это Положение впервые
четко конкретизировало основные функции
высшего надзора по всем его отраслям.
В Положение была
включена задача охраны политических,
трудовых, жилищных и других личных
и имущественных прав и охраняемых
законом интересов граждан СССР,
гарантированных в конституционном порядке, от всяких посягательств,
т.е. законодательно было закреплено, что
охрана прав граждан представляет собой
непременную, специально выделенную в
законодательстве функцию прокурорского
надзора. Надзор не был ограничен рамками
отдельных отраслей государственного
строительства и осуществлялся повсеместно
на всей территории страны, что, соответственно,
создавало важные предпосылки для осуществления
эффективных мероприятий по охране субъективных
прав граждан от нарушений со стороны
органов государства, кооперативных и
иных общественных организаций и должностных
лиц. Приказы Генерального прокурора СССР
обращали внимание на всемерную защиту
прав граждан при надзоре за соблюдением
законов в деятельности органов государственной
власти и управления, органов следствия
и дознания, при рассмотрении уголовных
и гражданских дел в судах и по другим
направлениям государственной и общественной
жизни. Таким образом, органы прокуратуры
не только орган обвинения, но и орган
надзора за соблюдением закона и защиты
прав и интересов граждан.
Указом Президиума
Верховного Совета СССР от 27 февраля
1959 г. в деятельности государственного
аппарата в органах прокуратуры
учреждаются коллегии, которые были
образованы при Генеральном прокуроре
СССР и прокурорах союзных
республик. На заседания коллегий выносились
вопросы, связанные с подбором, расстановкой
и воспитанием прокурорско-следственных
кадров, выполнением приказов и указаний
Генерального прокурора СССР; организацией
контроля исполнения в органах прокуратуры;
отчеты прокуроров о проведенной работе
по укреплению законности и организации
борьбы с преступностью и другие важные
вопросы, связанные с деятельностью прокуратуры.
Решения коллегий проводились в жизнь
указаниями Генерального прокурора СССР
и прокуроров союзных республик.
Усилению централизации
и единства прокурорского надзора
способствовала Конституция СССР,
принятая 7 октября 1977 г., в которой
прокуратуре была посвящена отдельная
глава, а ее функции определились
как высший надзор за законностью
в деятельности органов государственного управления (кроме
Совета Министров), колхозов, общественных
организаций и граждан. Принципу независимости
прокуратуры от местных органов соответствовал
такой важный конституционный принцип,
как строгая централизация управления
прокурорской системы, непосредственная
подотчетность Генерального прокурора
СССР Верховному Совету СССР, а в период
между сессиями Верховного Совета СССР
- его Президиуму. Конституция СССР закрепила
право Генерального прокурора СССР на
законодательную инициативу в Верховном
Совете СССР.
Направления прокурорского
надзора были конкретизированы
в Законе СССР "О прокуратуре
СССР", принятом 30 ноября 1979 г. (общий
надзор, надзор за расследованием
преступлений, уголовное преследование,
поддержание государственного обвинения в судах, надзор за исполнением законов
при рассмотрении дел в судах, надзор за
соблюдением законов в местах лишения
свободы и др.). В этом Законе впервые законодательно
закреплялось, что органы прокуратуры
составляют единую и централизованную
систему - прокуратуру СССР, возглавляемую
Генеральным прокурором СССР, с подчинением
нижестоящих прокуроров вышестоящим;
впервые было указано, что одной из важнейших
задач органов прокуратуры является охрана
от всяких посягательств социально-экономических,
политических и личных прав и свобод граждан,
провозглашенных и гарантированных Конституцией
СССР и советскими законами. Для прокуроров
и следователей было важно то, что законодатель
не только предусмотрел конкретные формы
реагирования на установленные нарушения
закона (протест, представление, постановление),
но и определил их структуру, содержание,
реквизиты, обеспечив тем самым единство
такого реагирования. Наиболее заметным
нововведением стало особое полномочие
Генерального прокурора СССР: в случае
усмотрения, что постановление Пленума
Верховного суда СССР не соответствует
закону, он обязан войти по этому вопросу
с представлением в Президиум Верховного
Совета СССР. Таким образом, Генеральный
прокурор СССР наделялся законным правом
требовать отмены или изменения уже принятого
высшим органом судебной власти СССР решения.10
Президиумом Верховного
Совета СССР 4 марта 1980 г. был
дополнен изданный ранее Указ
от 12 апреля 1968 г. "О порядке рассмотрения
предложений, заявлений и жалоб
граждан", согласно которому на
Генерального прокурора СССР и подчиненных
ему прокуроров была возложена обязанность
осуществлять высший надзор за точным
и единообразным исполнением законов
при рассмотрении предприятиями, учреждениями
и организациями, исполнительными и распорядительными
органами местных Советов народных депутатов,
колхозами, кооперативными и иными общественными
организациями, должностными лицами жалоб,
принимать меры к восстановлению нарушенных
прав и защите законных интересов граждан,
привлекать нарушителей к ответственности
и принимать меры в соответствии с Законом
о прокуратуре СССР. Затем приказом Генерального
прокурора СССР от 4 апреля 1980 г. N 14 "Об
организации работы органов прокуратуры
по исполнению законодательства о порядке
рассмотрения предложений, заявлений
и жалоб граждан" на прокуроров была
возложена обязанность по проведению
постоянных проверок исполнения законодательства
о порядке рассмотрения предложений, заявлений
и жалоб граждан, тщательной проверке
заявлений и жалоб, восстановлению нарушенных
прав и интересов граждан, а также обязанность
по проведению анализа поступающих заявлений
и жалоб и принятию мер к устранению их
причин.
В 1987 г. Президиум
Верховного Совета СССР внес
изменения и дополнения в Закон
"О прокуратуре СССР". Согласно
этим изменениям и дополнениям прокуратура, осуществляя надзор
за исполнением законов, должна добиваться,
чтобы государственные органы, общественные
организации, должностные лица действовали
на основе законности, обеспечивали в
соответствии с предоставленными им правами
и возложенными на них обязанностями охрану
правопорядка, интересов общества, прав
и свобод граждан.
Повышению роли
и значения прокурорского надзора
за точным и единообразным
исполнением законов в государстве
способствовало и принятие 26 декабря
1990 г. Съездом народных депутатов СССР Закона СССР N 1861-I
"Об изменениях и дополнениях Конституции
(Основного Закона) СССР в связи с совершенствованием
системы государственного управления".
Названный Закон значительно расширил
сферу прокурорского надзора, включив
в предмет надзора законность деятельности
местных Советов народных депутатов, политических
партий, массовых движений.
Заключение
Итак, в императорской
России не существовало полноценного прокурорского
надзора за законностью, общий надзор
обладал низкой эффективностью.
В советский период роль прокурорского
надзора в основном сводилась к тому, чтобы
осуществлять надзор за реализацией директив
государства. Основное внимание прокуратуры
концентрировалось на деятельности центральных
и местных органов исполнительной власти.
Цели и задачи прокуратуры, сформулированные
в общем виде в Законе "О прокуратуре
СССР", конкретизируясь в приказах и
указаниях Генерального прокурора, по
мнению историков, становились все более
расплывчатыми и нечеткими. Множество
дополнительных обязанностей, возложенных
на прокуратуру, вызывало большую загруженность
ее кадров, в то же время отодвигало выполнение
основной функции по надзору за законностью,
защиты прав и свобод человека и гражданина
на второй план.
Список литературы:
- Бабич И.В., Н. В. Захаров, И. Е. Уколова. Хрестоматия по истории России. - М., 1994.
- Демин В. История прокуратуры. – М., 1997.
- Исаев И. А. История государства и права России: Учебное пособие. – М., 1996.
- Карамзин Н.М. История государства Российского. В 3 книгах. Книга 1, т. 1 - М., 1988.
- Ключевский В.О. Курс русской истории. – М., 2003.
- Куприн Н.Я. Из истории России. – М., 1980.
- Личман Б.В. Курс лекций по истории России с древнейших времен до наших дней. – М., 1993.
1 Демин В. История прокуратуры. – М., 1997.
2 Карамзин Н.М. История государства Российского.
В 3 книгах. Книга 1, т. 1 - М., 1988.
3
Карамзин Н.М. История государства Российского.
В 3 книгах. Книга 1, т. 1 - М., 1988.
4
Исаев И. А. История государства и права
России: Учебное пособие. – М., 1996.
5
Демин В. История прокуратуры. – М., 1997.
6
Исаев И. А. История государства и права
России: Учебное пособие. – М., 1996.
7
Демин В. История прокуратуры. – М., 1997.
8 Исаев И. А. История государства и права
России: Учебное пособие. – М., 1996.
9 Исаев И. А. История государства и права
России: Учебное пособие. – М., 1996.
10 Исаев И. А. История государства и права
России: Учебное пособие. – М., 1996.