Рескриптом Александра
III была учреждена комиссия во
главе с генерал-прокурором Н.В.
Муравьевым, которая в течение
6 лет работала над проектом закона об усилении прокурорского
надзора, о превращении прокуратуры в
сугубо карательный орган.
Правительственная
власть царской России оставалась
высшим судьей в сфере свобод
человека. Поводом для всякого
рода стеснений свободы личности
и даже применения к ней уголовной кары часто
было не совершение того или иного преступления,
а так называемая политическая неблагонадежность.
Итак, установленный
Судебными уставами (с последующими
изменениями и дополнениями) порядок
деятельности прокурорского надзора в России сохранился до октября
1917 г. Прокуратура России продолжала оставаться
органом, верно служащим самодержавию,
вплоть до ликвидации ее вместе с рухнувшим
строем в 1917 г.
3. История развития прокуратуры в советской
России
После Октябрьской
революции органы прокуратуры, как известно,
были ликвидированы. Декретом о суде N
1 от 24 ноября 1917 г. были упразднены ранее
существовавшие институты судебных следователей,
прокурорского надзора, а равно институты
присяжной и частной адвокатуры. Однако
до марта 1918 г. старые суды, прокуратура,
адвокатура сохранялись в Ставропольской,
Омской, Тобольской губерниях. Местные
органы власти пытались лишь установить
контроль за их деятельностью.
Вопрос о создании
новой прокуратуры пока не
ставился: во многом это было обусловлено отношением народных
масс в этот период времени к дореволюционной
прокуратуре, которая ассоциировалась
с насилием. В России до 1917 г. закон и служители
закона, которыми являлись и представители
прокуратуры, ассоциировались скорее
с главой государства, монархом, нежели
с юридическими нормами. В общественном
сознании прочно утвердилось понимание
права исключительно как приказа государственной
власти. Во многом именно из-за верности
работников прокуратуры прежнему режиму
и реакционности этого органа новая власть
после Октябрьской революции ликвидировала
прокуратуру и довольно длительное время
не ставила вопрос о ее возрождении.
Отсутствие прокуратуры
не означало, что не был организован
надзор за законностью. Надзор
и контроль за соблюдением
законов в деятельности местных органов
власти и органов государственного управления
осуществляли в то время различные учреждения,
в компетенцию которых входили и другие
функции. Например, ВЦИК, который надзирал
за точным применением декретов на всей
территории Российской Федерации, Совет
Народных Комиссаров, народные комиссариаты.
Особое место в системе государственных
органов, наделенных надзорно-контрольной
функцией, занимали Рабоче-крестьянская
инспекция (РКИ), органы Народного комиссариата
государственного контроля и его местные
учреждения, которые были в 1920 г. ликвидированы
в силу их малой эффективности. Функции
по надзору за соблюдением законов выполняли
также и органы ВЧК, надзор за законностью
являлся также обязанностью судебно-следственных
органов. Ревтрибуналы проверяли законность
проведения следственных действий органами
ВЧК, обоснованность содержания граждан
в местах лишения свободы. Законность
действий милиции и исправительно-трудовых
учреждений находилась под контролем
следственных комиссий и народных судов.
В компетенцию Народного комиссариата
юстиции входило наблюдение за деятельностью
органов следствия, обвинения, защиты
и дача им руководящих указаний, организация
мест лишения свободы и заведование ими.
Первые зачатки
прокурорского надзора в уголовном судопроизводстве можно заметить
в деятельности коллегий обвинителей,
которые были учреждены при каждом трибунале
и Центральной коллегии государственных
обвинителей при Революционном трибунале
ВЦИК. Они осуществляли надзор за расследованием
преступлений, поддерживали государственное
обвинение по уголовным делам в суде, приносили
протесты на незаконные и необоснованные
приговоры. Однако их полномочия не выходили
за рамки уголовного процесса, и они не
были организационно самостоятельным
органом.
Таким образом,
функция наблюдения за неуклонным
исполнением законов государственными
органами, должностными лицами, общественными
организациями и гражданами оказалась
рассредоточенной среди ряда
органов и учреждений. Это не
могло способствовать единообразному пониманию социалистической законности
и не отвечало требованиям ее всемерного
укрепления. Своеволие мест, раздробленность
власти, сепаратизм - все это побудило
создать единую централизованную систему
надзора за законностью, поскольку правовая
система, основанная на общегосударственных
декретах и решениях чрезвычайных органов,
не обеспечивала главного - единообразия
государственного управления и стабильности
государственной власти. В новых социально-экономических
и политических условиях был один выход
из сложившегося положения - это создание
специального централизованного органа,
подчиненного только центральной государственной
власти, независимого от поднадзорных
ему учреждений, от каких-либо местных
влияний, способного эффективно осуществлять
надзор за точным и безусловным исполнением
законов всеми органами власти и государственного
управления, должностными лицами и гражданами
на всей территории страны, во всех областях
жизни Советского государства. Таким органом
и должна была стать советская прокуратура.
В конце 1921 г.
В.И. Лениным было дано указание
Д.И. Курскому приступить к
подготовке проекта положения
о прокуратуре. Обсуждение проекта
проходило в острой борьбе
с местничеством. В процессе
подготовки законопроекта высказывались
различные точки зрения по вопросам о месте прокуратуры в системе
государственных органов, о принципах
ее организации и объеме полномочий. Главным
был вопрос об отношениях прокуратуры
с губернскими исполнительными комитетами.8
Наконец, 28 мая 1922 г.
было принято Положение о прокурорском надзоре, согласно которому
в составе Народного комиссариата (наркомата)
юстиции была учреждена Государственная
прокуратура. Этот документ заложил основы
советской прокуратуры на многие годы,
послужил основой для принятия в том же
году положений о прокурорском надзоре
в Белорусской ССР, Украинской ССР и Азербайджанской
ССР, где нашли отражение те же принципы
организации и деятельности органов прокуратуры.
В СССР предпринимались
попытки представить советскую
прокуратуру как абсолютно уникальный
институт, отвергалась его преемственность
от дореволюционной прокуратуры. Однако
историки правомерно рассматривают создание
советской прокуратуры как попытку интегрировать
функции дореформенной и пореформенной
российской прокуратуры, преодолеть односторонность
реформы 1864 г. Положение о прокурорском
надзоре по существу восстанавливало
российскую модель прокуратуры петровского
времени. Таким образом, как отмечают историки,
спустя 200 лет после упоминавшегося указа
Петра I была воссоздана прокуратура того
же типа, т.е. орган тоталитарного надзора
за законностью в государстве, где законность
понималась как диктатура пролетариата.
Вплоть до 1933 г. прокуратура входила в
состав Народного комиссариата юстиции
(НКЮ), что подчеркивало ее принадлежность
к исполнительной власти.
Важное значение
для укрепления законности имели
принятые в 1922-1923 гг. Уголовный,
Уголовно-процессуальный, Земельный
кодексы, Кодекс о труде, Гражданский
и Гражданско-процессуальный кодексы,
Положение о недрах земли.
Одним из несомненных
достижений прокуратуры тех лет являлся
рост доверия к прокуратуре среди широких
кругов населения, выражающийся в увеличении
числа обращений граждан к прокурорам.
Уже в период своего становления органы
прокуратуры РСФСР ставили перед собой
задачу быть ближе к населению, используя
для этого различные формы. Так, на необходимость
тесной связи органов прокуратуры с трудящимися
и их организациями указывалось в Письме
НКЮ прокурорам губерний и областей в
1923 г., в котором говорилось, что прокуратура
- это орган рабочего класса, и всем лицам
прокурорского надзора предлагалось поставить
своей основной задачей укрепление связи
прокуроров с рабочими массами. Свою деятельность
на местах прокуроры начинали с обращений
- объявлений в местных газетах. В них указывались
задачи прокуратуры, состав работников,
служебный адрес, порядок подачи и приема
жалоб и заявлений на незаконные действия
органов власти и должностных лиц. Использовались
и другие формы взаимодействия. Очень
важное значение для предупреждения нарушений
законности имела большая работа, проводимая
прокуратурой по правовой пропаганде,
по ликвидации юридической неграмотности
работников низового государственного
аппарата и широких масс.
После подписания
Договора об образовании Союза
ССР возникла необходимость создания общесоюзной системы правоохранительных
органов. Постановлением ЦИК СССР "О
Верховном Суде Союза ССР" от 6 июля
1923 г. Президиуму ЦИК СССР в связи с принятием
Конституции СССР было поручено разработать
Положение о Верховном Суде Союза Советских
Социалистических Республик. 23 ноября
1923 г. оно было утверждено, в нем определялись
функции, правомочия, структура и штаты
Прокуратуры Верховного Суда Союза ССР.
В составе Верховного Суда СССР учреждался
пост Прокурора Верховного Суда СССР.
Прокурор Верховного Суда СССР и его заместитель
в соответствии со ст. 46 Конституции СССР
1924 г. назначались Президиумом ЦИК Союза
ССР и были подотчетны Президиуму. Прокурор
Верховного Суда давал заключения по всем
вопросам, решаемым этим судом, поддерживал
обвинение и имел право опротестовывать
решения Верховного Суда в Президиум ЦИК
СССР. Прокурор предлагал на рассмотрение
Президиума ЦИК и Верховного Суда СССР
вопросы, отнесенные к компетенции последнего,
опротестовывал решения Верховного Суда
СССР, истребовал решения и приговоры
верховных судов союзных республик, проверял
их в порядке надзора и передавал на рассмотрение
Верховного суда СССР. Прокурором Верховного
суда СССР был назначен П.А. Красиков, которому
были предоставлены широкие права: законодательной
инициативы и совещательного голоса в
заседаниях высших органов власти страны.
На прокуратуру
были возложены следующие функции:
1) осуществление надзора
от имени государства за законностью
действий всех органов власти,
хозяйственных учреждений, общественных,
частных организаций и частных лиц путем возбуждения
уголовного преследования против виновных
и опротестования, нарушающих закон постановлений;
2) непосредственное наблюдение
за деятельностью следственных
органов дознания в области
раскрытия преступлений, а также
за деятельностью органов Государственного
Политического Управления (ГПУ);
3) поддержание обвинения
на суде;
4) наблюдение за правильностью
содержания заключенных под стражей.
В Основах судоустройства
Союза ССР и союзных республик,
принятых 29 октября 1924 г., была определена компетенция прокуроров
союзных и автономных республик. Здесь
воспроизводилось Положение о прокурорском
надзоре 1922 г. (общий надзор, надзор за
следствием, поддержание обвинения в судах,
надзор за местами лишения свободы) с добавлением,
что прокуратура ограждает интересы трудящихся
по гражданским делам.
Постепенно расширялась
компетенция Прокурора Верховного
Суда СССР, который получил право
наблюдать за законностью постановлений
наркоматов и иных центральных
учреждений СССР (кроме ЦИК и СНК СССР) с внесением представлений
по поводу выявленных нарушений в Пленум
Верховного Суда СССР; наблюдать за законностью
постановлений ЦИК союзных республик;
надзирать за законностью судебных решений.
Положением о судоустройстве
РСФСР 1926 г. на органы прокуратуры были возложены две дополнительные
функции: участие в гражданском процессе
в целях ограждения интересов государства
и трудящихся, расширившее функцию судебного
контроля, и общее наблюдение и согласование
деятельности всех органов, ведущих борьбу
с преступностью, позже получившее наименование
координационной функции.9
Положение о Народном
комиссариате юстиции, принятое
3 июня 1929 г., установило, что в состав
этого учреждения входят Верховный
суд РСФСР и Управление прокуратуры
Республики. К ведению последнего было отнесено: руководство
нижестоящими прокуратурами; надзор за
законностью и опротестование действий
центральных органов власти, хозяйственных
органов, общественных организаций, исполкомов
и других учреждений (общий надзор); руководство
деятельностью органов расследования;
организация совещаний по борьбе с преступностью
и общее руководство их деятельностью;
участие в заседаниях коллегий Верховного
суда РСФСР и дача заключений; истребование
судебных дел в порядке надзора и некоторые
другие. Решающий шаг в сторону полного
организационного отделения прокуратуры
от Верховного суда и НКЮ был сделан в
связи с принятием Положения о Прокуратуре
Союза Советских Социалистических Республик,
утвержденным Постановлением ЦИК и СНК
СССР от 17 декабря 1933 г. На Прокуратуру
Союза ССР возлагалось:
1) надзор за соответствием
конституциям и постановлениям
Правительства Союза ССР постановлений
и распоряжений отдельных ведомств
Союза ССР и союзных республик
и местных органов власти;
2) наблюдение за правильным
и единообразным применением законов
судебными учреждениями союзных республик
с правом истребования любого дела в любой
стадии производства, опротестования
приговоров и решений судов в вышестоящие
судебные инстанции и приостановления
их исполнения;
3) возбуждение уголовного преследования и поддержание
обвинения во всех судебных инстанциях
на территории Союза ССР;
4) надзор на основе
особого положения за законностью
и правильностью действий ОГПУ,
милиции, уголовного розыска,
деятельности исполнительно-трудовых учреждений;
5) общее руководство
деятельностью органов прокуратуры
союзных республик.
Таким образом,
несмотря на то, что в союзных
республиках прокуратуры еще
три года оставались в системе
народных комиссариатов юстиции,
все прокурорские органы оказались объединены под единым оперативным
руководством. Прокуратуру Верховного
Суда Союза ССР упразднили.
Централизованная
и независимая прокурорская система
СССР окончательно сложилась
к середине 30-х гг., когда 20 июля
1936 г. было принято постановление
ЦИК и СНК СССР "Об образовании Народного
Комиссариата юстиции Союза ССР". Такая
централизованная система прокуратуры
была закреплена и в "сталинской"
Конституции 1936 г. На прокуратуру возлагался
высший надзор за точным исполнением законов
всеми народными комиссариатами, подведомственными
им учреждениями, должностными лицами
и гражданами.
В условиях культа
личности Сталина имело место
падение авторитета прокуратуры.
В эти годы вопреки конституционным
установлениям были допущены
грубейшие нарушения принципов
законности, прав человека, массовые и
незаконные репрессии. Прокурор оказался
ограниченным в правах по пресечению беззакония
вопреки конституционным установлениям
и законоположениям, регулирующим прокурорский
надзор. В связи с этим для представителей
прокурорского надзора были созданы неприемлемые
условия надзора за расследованием многих
дел этой категории, их расследование
осуществлялось органами государственной
безопасности; прокурорский надзор был
лишен своих правоохранительных функций,
особенно при расследовании уголовных
дел о наиболее тяжких, так называемых
контрреволюционных преступлениях, лишен
власти в пресечении незаконных репрессий.