Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2014 в 12:07, курсовая работа
В VIII-XVвв. господствующей формой государственного устройства в Европе была сословная монархия. В большинстве стран она пришла на смену феодальной раздробленности. Процесс укрепления государства означал для короля борьбу с сепаратизмом. Существовала потребность в создании бюрократического аппарата, налоговой системы и постоянной армии. Все это было бы невозможно осуществить без надежной социальной базы и чёткой социальной дифференсации.
Сословно-представительные учреждения возникли в результате сотрудничества королевской власти, рыцарства и горожан. Британский парламент - один из старейших парламентов мира, достаточно часто его называют «праотцом» парламентов других стран. Он возник еще в конце XIII века и с тех пор продолжает функционировать .
Введение……………………………………………………………………......2
Начало английского парламентаризма. Великая Хартия вольностей…...…4
Развитие английского парламента……………………………………...…….6
Бешенный Парламент. Оксфордские провизии…………………….……7
Парламент Симона де Монфор……………………………………………9
Образцовый Парламент……………………………………………..……10
Структура Парламента…………………………………………………...……9
Короткий Парламент Долгий Парламент………………………..................12
Английские государственно-правовые акты ХVII в.в.:………………...….16
Петиция о праве 1628 г..……………………………………………….…16
Трехлетний билль 1641 г…………………………………………………17
Бредская декларация 1658 г……………………………………...………17
Акт о лучшем обеспечении свободы... 1679 г………………………..…17
Билль о правах 1689 г……………………………………………….……19
Трех годичный акт 1694 г…………………………………………...……20
Государственно-правовые акты ХVIII века:………………………………21
Акт об устроении 1701 г………………………………………………….21
Семилетний акт 1716 г……………………………………………………22
Формирование "ответственного правительства"……………...………..22
Избирательные реформы XIX-XX веков…………………………………23
Вывод…………………………………………………………………………25
Приложения…………………………………………………………………26
Список литературы…………………………………………………………27
Более подробно про личность Симона де Монфора, когда в 1258 году был созван так называемый "бешеный парламент", Монфор принял участие в составлении "Оксфордских провизий", ограничивших власть короля. Популярность Монфора в это время была громадная. Когда началась междоусобная война (1263), Монфор торжественно вступил в Лондон, разбил короля при Льюисе, взял его в плен и был признан лордом-протектором государства. Однако власть нового правительства была очень шатка. Новый папа Климент IV осудил "Оксфордские провизии". Жена короля и его сын Эдмунд собирались высадиться с большим войском в Англию; многие бароны отпали от Монфора. Тогда он решил созвать новый парламент, к участию в котором были приглашены представители от всех графств, по два представителя от городов и по 4 выборных от пяти портов Англии. Таким образом, Монфор стал основателем английской Палаты общин.
В начале 1265 г., являясь фактическим диктатором Англии, Монфор впервые в истории страны созвал парламент не из числа одних только магнатов; кроме них, были приглашены по два представителя от графств (т.е. рыцари) и от городов (т.е. городская верхушка).
Со смертью де Монфора война не закончилась, и Эдуард продолжил участие в компаниях. Так как юный Монфор не пользовался политическим успехом, во время Рождества Эдуард пришел к с согласию с ним и с его союзниками на острове Аксхольм в Линкольншире, а в марте предпринял успешный штурм Пяти портов. Часть повстанцев укрепилась в практически неприступном замке Кенилворт и не сдавалась, пока под давлением папы не были составлено примирительное „Кенилвортское заключение“. В апреле казалось, что если Глостер присоединится к движению сторонников реформ, то война продолжится, но после принятия условий „Кенилвортского заключения“ стороны пришли к согласию.
Позже Генрих III, а затем и Эдуард I (1272-1307) в течение 30 лет созывали парламенты в прежнем баронском составе.
3.3Образцовый Парламент.
Следующим важнейшим этапом в развитии Английского парламента, является созванный в 1295 году Эдуардом I парламент получивший название «образцовый»,хотя сам он был сформирован по образцу парламента 1265 года. Предполагалось, что он послужит образцом парламента, имеющего представителей от всех сословий. Помимо лично приглашенных королем крупных светских и духовных феодалов в него вошли по два представителя от 37 графств (рыцари) и по два представителя от городов. В состав входили графы (7), бароны (41), архиепископы, епископы, аббаты (70), главы религиозных общин, два рыцаря от каждого графства, два депутата от каждого города, Эдуард пригласил членов духовенства (по одному от каждого кафедрального капитула и по два от каждой епархии). Однако парламент Эдуарда I был далек от образцового. До середины XIV в. рыцари и члены парламента от городов редко появлялись на заседаниях. Представители высшего духовенства перестали посещать парламент и в период Реформации, предпочитали собственный «парламент»: церковный синод.
4.Структура парламента.
Первоначально парламента как единого постоянно действовавшего органа не существовало. По мере того как корона нуждалась в деньгах, созывались собрания баронов, прелатов, представителей рыцарей и горожан. Сословия заседали раздельно, и налоги для каждого сословия устанавливались разные. В первой половине XIV веке при короле Эдуарде III парламент становится единым учреждением, состоящим из двух палат: верхней — палаты лордов и нижней — палаты общин. Эти названия вошли в широкое употребление позднее в XVIвеке.
Верхняя
палата включала
Название нижней палаты происходит от слова commons (общины). В XIV веке оно обозначало особую социальную группу, включавшую рыцарства и горожан. Таким образом, общинами стала называться та часть свободного населения, которая обладала полнотой прав, определенным достатком и добрым именем. Как отдельная парламентская структура эта палата оформилась постепенно, в течение второй половины XIV века. Постепенно оформилось право каждого принадлежавшего к этой категории подданных избирать и быть избранным в нижнюю палату парламента (сегодня мы называем такие права политическими). К концу столетия возникла должность спикера, который избирался депутатами из своих рядов и представлял палату (но не возглавлял ее) на переговорах с лордами и королем. Появление этой фигуры характерно для специфики нижней палаты, которая была, прежде всего, собранием, т.е. коллективной организацией. Депутаты избирались на местах по тому же принципу, который действовал со времени первого парламента Монфора : по два рыцаря от каждого графства и по два представителя от наиболее значимых городов. Перечень таких городов не оставался неизменным; соответственно менялось и число членов нижней палаты. В среднем оно составляло в середине XIV века двести человек (к началу XVIII века представителей общин было уже более пятисот). Члены нижней палаты - в отличие от лордов - получали денежное довольствие: рыцари графств - по четыре шиллинга, горожане - по два шиллинга за каждый день сессии.
Палата общин заседала в капитуле Вестминстерского аббатства. Обе палаты объединялись только для участия в торжественной церемонии открытия парламентской сессии. Король произносил речь перед собравшимися.Члены нижней палаты слушали ее стоя за барьером.
5. Короткий Парламент. Долгий Парламент.
Английская революция ХVII века нанесла удар феодально-абсолютистскому строю в сравнительно небольшой островной стране, вместе с тем явилась первой буржуазной революцией "европейского масштаба". Провозглашенные ею политические принципы выражали потребности капиталистического развития Англии. Революция была подготовлена разложением феодальных отношений, развитием капиталистического уклада производства, как в промышленности, так и в сельском хозяйстве, формированием новых общественных классов, интересы которых пришли в решительное противоречие с феодально-абсолютистским строем, что привело к обострению идейно-политической борьбы.
Неоднородность правящих классов и сословий вели к тому, что с одной стороны, велась борьба с королевским произволом и с королевской властью, а с другой - сохранялась тенденция сохранить королевскую власть, но значительно ограничить её парламентом, в котором бы были представлены и крупные землевладельцы - лендлорды, и буржуазия, бюргерство, и новое дворянстве - в палате общин.
Первый парламент в истории Англии собрался в 1265 году, но его власть была номинальной. Когда король нуждался в деньгах, она обращалась за ними к парламенту, чтобы вместе определить размеры налога на подданных. При этом парламент позволял себе почтительно указывать государю на непорядки в управлении страной, на недостатки королевских министров.
В 1625 году на английский престол вступил безвольный Карл I, который пошел на поводу у своих неумелых советников. Они довели взаимоотношения короля и парламента до полного разрыва. Настаивая на "неограниченности" королевской власти, Карл I распустил парламент, не получив от него субсидий. В 1628 году парламент принял "Петицию о праве" - документ, в котором была сформулирована политическая программа буржуазии и нового дворянства - классов-союзников. Основное содержание петиции сводилось к требованию обеспечить неприкосновенность буржуазно-дворянской собственности на землю и торгово-промышленные доходы. Чтобы получить субсидию, королю пришлось санкционировать петицию о праве. Получив субсидию, король прервал сессию, но вторая сессия парламента осенью того же года подвергла резкой критике религиозную политику Карла I. Карл I ответил заявлением в духе абсолютистских притязаний своего отца Якова I и распустил парламент. С этого моменты прекратился созыв парламентских сессий.
В апреле 1640 года Карл спустя много лет созвал, наконец, парламент и потребовал от него немедленного предоставления субсидий на войну с Шотландией. В ответ палата общин потребовала восстановить нарушенные королем "права и привилегии парламента". Разгневанный король распустил парламент. Он вошел в историю под названием "Короткого",заседал он с 13 апреля по 5 мая 1640. Однако положение государства было настолько катастрофическим, что Карлу I пришлось вновь собирать парламент, произошло это 3 ноября 1640 года . Он просуществовал без малого 13 лет и получил название "Долгого." , и стал фактически законодательным органом начавшейся Английской буржуазной революции XVII века.
Выборы в Долгий парламент не дали благоприятного для короля состав парламента. Чтобы обезопасить себя от неожиданного роспуска, Долгий парламент принял два важных акта: трехгодичный акт, предусматривающий созыв парламента каждые три года независимо от воли короля, а так же 10 мая 1641 года король утвердил билль о не распускаемости существующего парламента до тех пор, пока последний сам того не пожелает.
Так же специальным актом были ликвидированы такие важные инструменты королевского абсолютизма, как Звездная палата и Высокая комиссия.
Парламент 1 декабря 1641 г. принял Великую ремонстрацию, в которой была изложена программа классов-союзников в революции, как она виделась им на данном этапе. Ремонстрация начиналась с указания на опасность, нависшую над королевством, источником которой была «злонамеренная партия» в своем стремлении изменить религию и государственный строй Англии. Действиями этой «партии» объяснялись и войны с Шотландией, и восстание в Ирландии, и конституционный конфликт между королем и парламентом. В Ремонстрации выдвигались требования удалить епископов из палаты лордов и уменьшить их власть над подданными. С этой целью предлагалось произвести полную реформацию церкви. Многие статьи Ремонстрации посвящены вопросам неприкосновенности собственности как движимой, так и недвижимой. Отмечалась также незаконность огораживания общинных земель, о разорении суконной промышленности. Ряд статей указывал на уничтожение и невозможность впредь произвола во взимании налогов со стороны королевской власти и беспарламентского правления.
Палата общин твердила Великую ремонстрацию большинством всего в 11 голосов. Обсуждение этого документа в парламенте показало, насколько были глубоки расхождения в самой палате общин в вопросах, не касающихся непосредственного существования самого парламента.
Все принятые Долгим парламентом документы ограничивали королевскую власть и содействовали утверждению конституционной монархии.
Карл I одобрил все конституционные акты, что объяснялось его страхом перед толпой вооруженных лондонцев. Угрожающее поведение толпы было решающим аргументом палаты общин при проведении в жизнь важнейших актов конституционного периода революции. Конституционный конфликт не был разрешен, но к осени 1642 года перерос в вооруженный конфликт.
6. Английские государственно-
На рубеже XVII-XVIII в. в. в Англии получили оформление важнейшие институты буржуазного государственного права. Борьба с массовыми выступлениями и ограничение власти монарха закреплены в данных нормативных актах.
6.1.Петиция о праве 1628 года.
Принудительный заем 1627 года, военные постои, незаконные аресты вес это послужило причиной оппозиционного настроения в палате общин, по необходимости созванной королем 17 марта 1628 года после неудачной Ла-Рошельской экспедиции. Не смотря на угрозы короля, палата поставила вопрос о восстановлении прав нации, которые претерпели нарушения причиненные королевских произволом. Задачей парламента не являлись нововведения, а лишь пытался определить старые права нации и закрепить их подтверждением короля, «чтобы ничья злая воля не осмеливалась нападать на них»3. Король пытался препятствовать рассмотрению петиции, но она прошла слушанье в обеих палатах.
Изначально Карл не дал четкого ответа. Но ему нужны были средства для снаряжения флота, а палата общин не снабжала его деньгами до утверждения Петиции.
2 июня король объявил, что его долг — охранять права подданных, но также и права короны. Началась борьба, общины стояли на своём. Карлу I особенно неприятен был пункт, лишавший его права держать людей в тюрьме без суда. После совещаний с судьями, заявившими, что Петиция будет подлежать истолкованию суда и права короля не будут затронуты, Карл 7 июня утвердил Петицию.
Это был первый четко сформулированный документ, отражавший требования оппозиции: ликвидация королевского произвола и некоторое ограничение королевской власти — такова суть требований.
В этом документе, представлявшем по форме своей просьбу народа к королю о соблюдении законов страны, указаны злоупотребления, допускавшиеся при Якове I и в особенности при Карле I, и перечислены все статуты, защищавшие подданных от произвола короля.
Петиция запрещала аресты без суда, т.е. была направлена против незаконных репрессий. Так же важным пунктом был запрещающий взимание налогов, «даров», займов без санкции парламента. То есть король стал полностью зависеть от парламента, который получал возможность ежегодно решать вопрос — отпускать или не отпускать те или иные суммы. Два пункта петиции были рассчитаны ,чтобы не допускать создания постоянной королевской армии, которая могла бы стать орудием деспотизма. Самый факт выдвижения этих требований означал, что в парламенте уже сформировалась организованная сила буржуазной оппозиции. Карлу I настолько нужны были деньги, что он согласился на все условия. Петиция была принята, деньги отпущены, но король не намеревался выполнять данные обещания. В 1629 г. он распустил парламент и в течение 11 лет управлял страной бесконтрольно.