История развития английского парламента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2014 в 12:07, курсовая работа

Описание работы

В VIII-XVвв. господствующей формой государственного устройства в Европе была сословная монархия. В большинстве стран она пришла на смену феодальной раздробленности. Процесс укрепления государства означал для короля борьбу с сепаратизмом. Существовала потребность в создании бюрократического аппарата, налоговой системы и постоянной армии. Все это было бы невозможно осуществить без надежной социальной базы и чёткой социальной дифференсации.
Сословно-представительные учреждения возникли в результате сотрудничества королевской власти, рыцарства и горожан. Британский парламент - один из старейших парламентов мира, достаточно часто его называют «праотцом» парламентов других стран. Он возник еще в конце XIII века и с тех пор продолжает функционировать .

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………......2
Начало английского парламентаризма. Великая Хартия вольностей…...…4
Развитие английского парламента……………………………………...…….6
Бешенный Парламент. Оксфордские провизии…………………….……7
Парламент Симона де Монфор……………………………………………9
Образцовый Парламент……………………………………………..……10
Структура Парламента…………………………………………………...……9
Короткий Парламент Долгий Парламент………………………..................12
Английские государственно-правовые акты ХVII в.в.:………………...….16
Петиция о праве 1628 г..……………………………………………….…16
Трехлетний билль 1641 г…………………………………………………17
Бредская декларация 1658 г……………………………………...………17
Акт о лучшем обеспечении свободы... 1679 г………………………..…17
Билль о правах 1689 г……………………………………………….……19
Трех годичный акт 1694 г…………………………………………...……20
Государственно-правовые акты ХVIII века:………………………………21
Акт об устроении 1701 г………………………………………………….21
Семилетний акт 1716 г……………………………………………………22
Формирование "ответственного правительства"……………...………..22
Избирательные реформы XIX-XX веков…………………………………23
Вывод…………………………………………………………………………25
Приложения…………………………………………………………………26
Список литературы…………………………………………………………27

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 64.35 Кб (Скачать файл)

6.2. Трехлетний билль 1641 г.

В феврале 1641 года был принят "Трехлетний билль" об обязательном созыве парламента не реже одного раза в три года независимо от воли короля. 10 мая 1641 года король утвердил билль о нераспускаемости существующего «долгого» парламента до тех пор, пока последний сам того не пожелает,

6.3. Бредская декларация 1658 г.

Бредская декларация (от 4 апреля 1658 года) — заявление английского короля Карла II, в котором он обещал амнистию за преступления совершенные во время Английской революции и в междуцарствие для тех кто признает его как законного короля; сохранение права собственности на имущество приобретённое в этот период; свободу религии; уплату задолженности солдатам и офицерам, и принятие их на службу короне. Три первых обещания зависели от внесения соответствующих поправок постановлениями парламента.

Декларация была написана в ответ на секретное послание генерала Джорджа Монка,который фактически управлял Англией. 1 мая 1660 года содержание декларации и сопроводительных писем стало достоянием общественности. На следующий день парламент принял резолюцию которая гласила, что «управление государством должно осуществляться королем, палатами лордов и общин» и Карл был приглашён в Англию принять корону.

 

6.4. Акт о лучшем обеспечении свободы... 1679 г.

Так же ,полное название акт «Акт о лучшем обеспечении свободы подданного и о предупреждении заточений за морями» принятый 26 мая 1679 года, широко известен как Хабеас Корпус Акт.

Он защищал противников правительственной политики  от недобросовестных судебных арестов. Применялся тогда, когда подданные удерживались за совершение уголовных и считаемые уголовными деяниями. Действие данного акта мог приостановить только парламент.

Согласно этому закону, судьи были обязаны по жалобе лица, считающего свой арест или арест кого-либо другого незаконным, требовать срочного представления арестованного суду для проверки законности ареста или для судебного разбирательства; заключение обвиняемого в тюрьму могло производиться только по предъявлении приказа с указанием причины ареста. Хабеас корпус - это существовавшее издревле, по некоторым данным, еще до Великой Хартии вольностей, понятие английского права, которым гарантировалась личная свобода.

Ни один свободный человек не мог быть посажен в тюрьму без предписания хабеас корпус, посредством которого судья повелевал доставить к нему личность (букв. тело, corpus) обвиняемого. В Великой хартии вольностей статья 39 специально оговаривала неприкосновенность личной свободы. Правило хабеас корпус постоянно употреблялось с 15 в. Вначале им пользовались как средством к восстановлению свободы, нарушенной частными лицами, в основном феодалами и их подчиненными, но уже со времен Генриха VII оно стало применяться в случаях преследования личности со стороны Короны.

Процедура: 1)Арестованный, лично или через представителя имел право обратиться в суд с просьбой выдать приказ Хабеас Корпус Акт.

2)Судья обязан выдать Хабеас  Корпус Акт арестованному лицу  под охраной которого он находится. В случае невыдачи судья платит  штраф 500 фунтов стерлингов в пользу  арестованного.

3)Лицо ,под охранной которого  находится арестованный, обязано  в течение ближайшего времени  доставить в суд арестованного  с указанием причины ареста. Если  арестованный не будет доставлен  в ближайшее время, то лицо задержавшее его должен выплатить штраф 1 раз -100 фунтов стерлингов, 2 раз- потеря должности.

4)Судья предписывает освободить  арестованного под залог и  поручительство с обязанностью  явится в суд в ближайшую  сессию.

Хабеас Корпус Акт является первым конституционным документом.

6.5 Билль о правах 1689 г.

«Акт, декларирующий права и свободы подданного и устанавливающий наследование Короны» был принят 16 декабря 1689 года.

Главное значение Билля — утверждение верховенства парламента в области законодательства.

Стал одним из первых документов, юридически утвердивших права человека.

В нём были закреплены ограничения прав монарха в пользу высшего органа представительной власти. Король лишался следующих прав:

  • приостанавливать действие законов либо их исполнение;
  • устанавливать и взимать налоги на нужды короны;
  • формировать и содержать постоянную армию в мирное время.

В нём были подтверждены следующие права подданных:

  • свобода (для протестантов) иметь оружие для самообороны (в количестве, ограниченном для разных социальных классов в разной мере);
  • свобода подачи петиций королю;
  • свобода от штрафов и конфискаций имущества без решения суда;
  • свобода от жестоких и необычных наказаний, от чрезмерно больших штрафов;
  • свобода слова и дебатов; никакие слушания в Парламенте не должны быть привлечены к ответственности или подвергнуты сомнению в любом суде или месте за пределами парламента;
  • свобода выборов в парламент (в то время лишь для состоятельных граждан) от вмешательства короля.

Таким образом,  Билль о правах определил место парламента в системе органов власти и, давая ему широкие полномочия в области законодательства. Король наряду с парламентом участвует в законодательной деятельности, ему принадлежит право абсолютного вето. Кроме того, у короля остается значительная исполнительная и судебная власть

6.6. Трех годичный акт 1694 г.

"Трехгодичный акт" 1694 года предусматривал созыв  парламента "по крайней мере, раз  в три года" (Постановлено,что в течение дальнейших трех лет  от  и  после роспуска настоящего парламента и таким образом от времени до времени навсегда в позднейшее время в течение дальнейших трех лет от и после роспуска каждого последующего парламента,  должны быть издаваемы по приказанию Ваших Величеств,  ваших наследников и преемников, законные призывные грамоты за большой государственной печатью о созыве,  собрании и заседании иного нового парламента.4) Им устанавливался также трехлетний срок полномочий парламента и членов палаты общин.

 

 

 

 

 

 

7.Государственно-правовые акты  ХVIII века.

На протяжении XVIIIпринимались так же наиважнейшие нормативные акты, определяющие устройство и развитие Английского государства.

 

7.1. Акт об устроении 1701 г.

В 1701 г. был принят  Акт об устроении, или Закон о престолонаследии. Полное название - Акт о будущем (дальнейшем) ограничении Короны и лучшем обеспечении прав и свобод подданных (Act of Settlement). Важное место в этом законе занял вопрос о порядке престолонаследия после бездетных Вильгельма Оранского и его жены. Актом предусматривалось, что всякий обладатель короны Англии должен присоединиться к англиканской церкви. Это правило действует и поныне.

Возвращаясь к содержанию закона, здесь же устанавливался запрет монарху покидать страну без согласия парламента. Закон лишал короля права помилования в отношении лиц, привлеченных к ответственности в порядке импичмента. То есть, закон подтвердил ограничение королевской власти в пользу парламента.

Для развития конституционного строя Англии наиболее важное значение имели следующие два положения:

  • Одно из них устанавливало так называемый принцип (правило) контрассигнатуры, согласно которому акты, издаваемые королем по тем или иным государственным вопросам, действительны только при условии наличия подписи соответствующего министра, т.е. члена Тайного совета (Privy Council). Контрассигнатура - это обязательная сопроводительная подпись. Через четыре года это правило было отменено, но впоследствии стало незаменимым и непременным элементом процедуры оформления правительственных решений5.
  • Второе важное положение состояло в запрете на совмещение чиновной должности с депутатской. Это касалось только нижней палаты (Палаты общин). В 1707 году этот запрет был отменен для ряда должностей (напр. министров).
  • Третье важное положение заключалось в установлении принципа несменяемости судей. До этого времени судьи занимали свои должности, пока это было "угодно королю". В соответствии в Актом они выполняют свои обязанности до тех пор, пока "ведут себя беспорочно" (quam diu se bene gesseriunt). Отстранить их от должности можно только по решению парламента. Это правило имело большое значение для развития английской конституции, так как провозглашало отделение судебной власти от исполнительной.

Данный акт имеет особое историческое значение, после его принятия он лишил  католическую мужскую линию Стюартов прав на престол в пользу протестантки Софии Ганноверской и её потомков.

 

7.2. Семилетний акт 1716 г.

Семилетний акт явился продолжение Трехлетнего акта 1694 года, согласно которому срок полномочий парламента увеличивался до семи лет. (Остановлено его превосходнейшим величеством королем,по совету и с согласия лордов духовных и светских и общин, заседающих в парламенте и их властью, что ныне существующий  парламент  и  все парламенты,  которые когда-либо впоследствии будут созваны,  собраны или  заседать, будут и могут соответственно продолжаться в течение семи лет.6)

7.3. Формирование "ответственного правительства".

В течение всего ХVIII века получает свое развитие принцип "ответственного правительства". Английский кабинет министров выделился из Тайного совета, состав которого подбирался королем. Время от времени тому или иному члену совета поручалось руководство определенным ведомством. Совокупность такого рода министров  составляла кабинет, не признаваемый, однако, ни законом, ни теорией. Юридически кабинета министров не существовало, а на деле он не только действовал, но и укреплялся.

С помощью парламента кабинету министров удалось довольно быстро оттеснить короля. Но почти тотчас же обнаружились противоречия между кабинетом и парламентом. Выяснилось, что ни одно правительство не может стоять у власти (ни провести закон, ни утвердить бюджет, ни набрать солдат, ни объявить войну, ни заключить мир), если оно не имеет за собой поддержки большинства депутатов палате общин. Парламент уже не ограничивается законодательством. Он берет на себя контроль за исполнительной властью, вторгаясь в прерогативы короны. Таким образом, возникает  ответственное  правительство- правительство, ответственное перед парламентом (перед его нижней палатой - палатой общин).

 

8. Избирательные  реформы XIX-XX веков.

После окончания наполеоновских воин экономика Англии претерпела некоторый спад. Уменьшение экспорта привело к росту безработицы и сокращению производства. Упали цены на хлеб. Англию охватили народные волнения в которых участвовали рабочие, ботраки и разоряющаяся мелкая буржуазия.  Правительство вынуждено было приостановить действие Хабеас Корпус Акт и применить репрессии. Но при возобновлении этого закона вновь начались восстания. 

Мелкая буржуазия и рабочие требовали демократизации политического строя и введения всеобщего избирательного права. Движение за избирательную реформу поддерживала и промышленная буржуазия.

Я хочу вам представить сравнительную характеристику проведенных в Англии в периуд XIX-XX веков избирительных реформ 1832,1867,1872,1884-1885,1918,1928,1948,1969 годов смотрите приложение 1.

Итогами реформ стало:

а)перераспределение мест в правительстве

б)изменение имущественного ценза

в)допущение женщин к голосованию

г)голосование стало тайным

д)пропали так называемые «гнилые местечки»

 

 

 Рассмотренные сдвиги в социальной структуре английского общества, внутри правящих кругов и политических партий свидетельствовали об определенной тенденции в 60-80-е гг. XIX в. в сторону ослабления позиций аристократических слоев, усиления и расширения роли представителей деловых кругов и интеллигенции, а также заметной активности мелкой и средней буржуазии и рабочего класса. Эти процессы потребовали  пересмотра  программ, поиска новой тактики, способных привлечь на свою сторону английских избирателей. Уже в эти годы идеи буржуазного реформизма закладывали ту основу, которая в последующие десятилетия стала фундаментом деятельности двух ведущих партий Великобритании.

 

 

 

 

 

 

 

 

9.Вывод.

Длительный эволюционный путь обусловил характерную для высшего  
представительного органа страны преемственность. Британский парламент - 
удивительный пример сочетания старых и новых форм. Эта особенность находит отражение во многих сторонах его  организации и деятельности.  
Британский парламент — чрезвычайно активное представительное учреждение. Он имеет многовековые политические традиции и накопил богатый опыт  в разрешении государственных вопросов. Его действительная роль определяется не столько формально принадлежащими ему полномочиями, сколько реальным положением в качестве места дискуссий, где публично и гласно обсуждаются вопросы внутренней и внешней политики, важные общественные и политические дела. Эта роль парламента со всей очевидностью обнаруживается в моменты острых политических и социальных кризисов, когда он становится центром политических дискуссий, фокусом всей политической жизни. Парламент способен влиять на ход событий, общественное мнение и политику правительства. В чём же секрет английского парламентаризма, что позволило сословно-представительному органу, возникшему ещё в XIII в. оставаться в центре политической жизни страны во времена абсолютизма и диктатуры, сохранить свою структуру с XIV в. и до наших дней? 
«Парламентское сообщество, которое собирается, чтобы обсуждать совещаться и решать, представляет собой естественное и гармоничное образование.  
Естественное – потому что король, палата лордов и палата общин представляются соответственно как голова, грудь и живот единого тела. Гармоничное – потому что их совместная деятельность должна напоминать мелодию, в которой слаженно звучат бас, баритон и дискант», – эта формулировка, взятая из трудов английских юристов эпохи буржуазной революции, даёт исчерпывающий ответ на поставленный вопрос. 
Приложения.

Информация о работе История развития английского парламента