История развития ценных бумаг в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 17:50, реферат

Описание работы

Рассматривая в историческом аспекте рынок ценных бумаг в нашей стране, следует отметить, что он существовал в дореволюционный период (до 1917 года), затем в период НЭПа в конце 20-х годов, а также и в последующий период, но в довольно суженном и урезанном виде.

Содержание работы

Введение …2
1. Исторические этапы развития рынка ценных бумаг …3
2. Формирование рыночных отношений в России – предпосылка создания рынка ценных бумаг
3. Проблемы становления и развития в 1991-1992 гг. …16
4. Новые направления развития рынка ценных бумаг в 1993-1994 гг.
5. Вопросы совершенствования рынка ценных бумаг …26
Список используемых источников …30

Файлы: 1 файл

Реферат..doc

— 260.50 Кб (Скачать файл)

Уровень развития рынка  ценных бумаг в России по своим  масштабам и глубине операций значительно отставал от западных стран, прежде всего от Германии, Франции, Англии, США. Более того, на российском рынке ценных бумаг было мало выпусков облигаций предприятий и компаний. Своего апогея рынок ценных бумаг России достиг к 1914 г. После революции, гражданской войны и проведенной всеобщей национализации средств производства рынок ценных бумаг как таковой прекращает свое существование.

В период НЭПа начинается некоторое оживление рынка за счет выпуска государственных облигаций и незначительной части акций в системе разрешенного  частного сектора. Это объясняется тем, что экономика принимает рыночный характер и начинает функционировать относительно разветвленная частная система, которая, кроме государственного банка, была представлена акционерными, кооперативными, коммунальными, сельскохозяйственными региональными   банками, кредитной кооперацией, обществами взаимного кредита и сберегательными банками. Кроме того, в экономике в тот период сравнительно широко использовался иностранный капитал.

Однако рынок ценных бумаг в период НЭПа носил весьма ограниченный характер в отличие от дореволюционного. В основном это было связано скорее с распределительным, чем с покупательным и мобилизационным аспектом ценных бумаг, так как не было фондовых бирж или самого рынка, где свободно покупались и продавались ценные бумаги. В основном акции распределялись как между различными организациями, так и  между владельцами того или иного предприятия и банков. Таким образом, произошло как бы сужение размеров и функций рынка ценных бумаг. В результате этого экономика лишилась дополнительного мобилизационного инструмента в получении денежных средств.

Период так называемой индустриализации и коллективизации привел к ликвидации коммерческого кредита, реформированию многих кредитных институтов, к широкой централизации банковских ресурсов в руках Госбанка и отраслевых банков, и к ограниченному механизму рынка ценных бумаг в виде выпуска государственных займов. Причем обращение государственных займов носило добровольно-принудительный характер и таким образом, они размещались в основном среди населения. До Великой Отечественной войны, а также в первые послевоенные годы до конца 50-х гг. это были выигрышные займы с последующим периодическим погашением облигаций. Главная цель их состояла в дополнительной мобилизации денежных средств населения в народное хозяйство СССР для восстановления его после войны и в последующем для реализации различных крупных инвестиционных промышленно-технических проектов.

Однако в конце 50-х стало очевидным, что государству весьма сложно одновременно выпускать займы и оплачивать их населению. Поэтому был прекращен выпуск таких займов, а выплаты по ним заморожены на довольно длительный период. Единственным видом ценных бумаг остался так называемый Государственный 3%-ный выигрышный займ, который продавался и покупался населением через систему сберегательных касс. Таким образом произошло еще большее сужение рынка. Правда, по замороженным займам в течение 70-80-х гг. эпизодически происходило погашение так называемых займов военных лет, займов восстановления и развития народного хозяйства. Однако задолженность государства населению по ним продолжает сохраняться и в настоящее время.

Таким образом, ликвидация подлинного рынка ценных бумаг в  советский период была обусловлена  в основном развитием командно-административной системы управления, заменившей рыночные отношения. Это нанесло определенный ущерб экономике, лишив ее дополнительного канала денежных ресурсов путем выпуска различных видов ценных бумаг. Другой причиной отсутствия такого рынка было полное огосударствление средств производства, что объективно лишало существование альтернативных видов собственности, и, прежде всего, акционерной, которая служит реальной основой формирования рынка ценных бумаг (за счет акций). Перевод мобилизации денежных ресурсов только на госзаймы был довольно ограниченным инструментом и реализовался исключительно под воздействием командно-административной системы без должной эффективности и гибкости. Это обусловило объективное отставание нашей экономики во многих областях и прежде всего в научно-технической области по сравнению со странами Запада.

 

2. Формирования рыночных отношений в России – предпосылка создания рынка ценных бумаг

 

Процесс перехода от командно-административной системы к так называемой рыночной экономике представляет собой этап обновления всей экономики, всех экономических и социальных структур в стране. Сама рыночная экономика может и должна базироваться на пяти рынках, составляющих основные звенья рыночной экономики. Она должна включать в себя рынок средств производства, предметов потребления, рабочей силы, рынок капитала и рынок недвижимости, включая землю. Все эти рыночные элементы должны быть тесно связаны между собой и взаимодействовать, что позволит создать общенациональный рынок. Однако создание подлинного рынка возможно при одном главном условии – существовании альтернативных видов собственности, которая включала бы в себя государственную собственность, коллективную акционерную, коллективную кооперативную и частную. В свою очередь для формирования рынка капитала и его элемента – рынка ценных бумаг необходимы также соответствующие условия.

Поэтому понятия «рынок капиталов» и «рынок ценных бумаг», принятые в капиталистических странах, больше соответствуют формированию аналогичных понятий для России, чем понятия «денежный», «кредитный» и «финансовый» рынок, получившие широкое распространение в наших средствах массовой информацией и в ряде официальных документов.

Свободные денежные средства предприятий и населения, базирующиеся на альтернативной собственности (акционерной, кооперативной, индивидуальной), действующие  в рамках рыночного механизма, конечно, представляют капиталы. Их основным критерием должна стать выгодность приложения и конкурентоспособность. Поэтому понятие «ссудный фонд страны» по существу должно быть заменено; понятием «рынок капитала». И если еще боятся назвать вещи своими именами, а «рынок капиталов» пытаются заменить в литературе понятием «денежного» или «кредитного рынка», то, очевидно, еще действует консервативное командно-административное мышление или ряд авторов не знакомы с мировым опытом.

Рынок капиталов представляет собой важный канал финансирования экономики, дополняющий собственные денежные средства предприятия и бюджетные ассигнования. Рынок капиталов и его часть – рынок ценных бумаг – важнейшие элементы формирования регулируемой рыночной экономики, которая должна получить развитие в ближайшие годы в нашей стране. В настоящее, время такой рынок капиталов пока не сложился, он находится в стадии формирования и уже существующего отдельные разрозненные элементы. Так, в предшествующие годы предприятия начали выпуск акций, выпускаются государственные ценные бумаги, действуют новая банковская система, а также некоторые другие кредитно-финансовые учреждения, страховые компании, инвестиционные фонды.

Однако полнокровное подлинное функционирование рынка капиталов зависит от других более важных факторов. В настоящее время на пути создания такого рынка пока существует, пожалуй, больше препятствий, чем благоприятных условий и обстоятельств. В последние годы создается прогрессивная воспроизводственная структура, базирующаяся на подлинной самостоятельности предприятий и самофинансировании.

Формирование или движение рынка капиталов будет определяться кардинальными изменениями в сфере производства и реорганизации экономического механизма на базе рынка. Основными условиями такой реорганизации стала ликвидация отраслевых министерств и ведомств, создание рынка средств производства, сырья и материалов, пересмотр цен, формирование альтернативных видов   собственности. В этих условиях сами предприятия, промышленность, транспорт,  сельское хозяйство и прочие сферы экономики должны определять дополнительные потребности в денежных средствах как через рынок капиталов, так и    рынок ценных бумаг. Эта сфера обращения должна развиваться в зависимости от объективных потребностей воспроизводства.

До 1992 г. картина формирования рынка капиталов искажалась отсутствием должной мобильности предприятий из-за сохраняющихся командно-административных методов, жесткими бюджетно-налоговыми рычагами, неэффективностью  банковских кредитов, государственным распределением и перераспределением материальных ресурсов. Без устранения этих негативных факторов все мероприятия по созданию рынка носили формальный, неэффективный и декларативный характер. При создании рынка возникает вопрос, какой должна быть его оптимальная структура. Известно, что в практике капиталистических стран рынок капиталов определяется двумя основными признаками – временным и институциональным.

Первый признак  означает, что рынок делится на два основных элемента:   денежный рынок (рынок краткосрочных капиталов или денежных средств, выступающих в платежных средствах) и рынок среднесрочных и долгосрочных капиталов (или денежных средств), представляющих инвестиционный фактор в развитии экономики. Что касается второго признака, то здесь необходимо использование мирового опыта, прежде всего США, где сложилась, наиболее гибкая, разветвленная и многоступенчатая структура рынка капиталов.

Структура рынка капиталистических  стран в институциональном понимании складывается, прежде всего, из кредитно-финансовых институтов (банков и других учреждений) и рынка ценных бумаг, который в свою очередь разделяется на внебиржевой оборот (новые эмиссии ценных бумаг) и фондовую биржу. При этом в капиталистических странах существуют некоторые различия. Так, в США преобладают частные кредитно-финансовые институты  (акционерные), а в странах Западной Европы и в Японии наравне с частными большое  место занимают  полугосударственные, государственные и кооперативные кредитно-финансовые учреждения.

В институциональной структуре рынка в бывшем СССР был лишь один элемент – банковская система, весьма ограниченная и неэффективная. Для полноценного функционирования рынка нужна была не только сама банковская система, а ее дальнейшая реорганизация и принятие новых законов о Центральном банке и создании новой банковской системы. Первой попыткой создания рыночных отношений в банковской сфере была реорганизация банковской системы страны в 1987 г. Создание новых специализированных банков по существу не добавило эффективности в функционировании банковской системы, так как оно проводилось при отсутствии закона о собственности. Новые банки оказались в орбите абстрактной государственной собственности, т.е. в руках той же административной системы.

Реорганизация банковской системы 1987 г. носила скорее негативны, чем позитивный характер, так как проводилась она весьма  торопливо и при отсутствии  самой  концепции перестройки новых рыночных механизмов. Негативная сторона выразилась прежде всего в том, что по существу было создано несколько банков, а монополия трех банков заменена монополией шести, в результате чего возникла отраслевая концентрация банковских ресурсов по ведомственному признаку. Опять, как прежде, предприятия стали закрепляться  за банками, не имея альтернативы при выборе кредитного учреждения. Специализированные банки вновь олицетворяли всего лишь государственную абстрактную собственность и представляли тех, кто проводил эту реорганизацию, т.е. сложившийся банковский аппарат.

По существу реорганизация носила административный характер ради реорганизации, а не ради достижения эффективного использования денежных ресурсов. Спецбанки продолжали осуществлять распределение ресурсов по вертикали между своими клиентами. В результате этого не было альтернативы выгодному помещению кредитных ресурсов. Банки, как и раньше, проводили финансовое обслуживание и субсидирование предприятий и отраслей, продолжая сокрытие их низкой ликвидности и платежеспособности. Спецбанки не создали условий для развертывания денежного рынка и торговли кредитными ресурсами, но использовали при этом систему искусственных поборов с предприятий и населения.

В результате реформы 1987 г. банковский аппарат вырос, а банки повели войну между собой за раздел многочисленных текущих и ссудных счетов. Головной банк страны – Госбанк – продолжал функционировать как орган правительства, тогда как мировая практика показывает, что он должен быть независимым органом и строго следить за ограничением правительственных амбиций, ведомств и госпредприятий в области расходов и излишней денежной массы в стране. Более  того, Госбанк должен регулировать кредитные ресурсы других банков путем  ужесточения процентных ставок и ограничения кредитных резервов. В этом смысле создание в 1988-1989 гг. отраслевых коммерческих банков без такого регулирования мало что дало с точки зрения рационального воздействия кредитной системы в целом на экономику. Кроме того, банк может быть действительно коммерческим,   если он прежде всего будет базироваться на вексельном обращении. Вексельный оборот – это картина финансового состояния предприятия путем движения векселя от него самого к коммерческому банку, а затем к учету его в Центральном Банке.

Созданные коммерческие банки должны в определенном объеме хранить резервы в Госбанке (как это принято в западных странах), тогда возможно подлинное кредитное регулирование, приостановка кредита в случае неэффективных действий предприятий. Кроме того, должна быть определенная связь между предприятием и банком по линии взаимного владения ценными бумагами, тогда возможна взаимная эффективность и ответственность кредита. Поэтому до конца 1990 г. отношения банков с предприятиями носили не столько объективный экономический характер, сколько административный.

До конца 1990 г. в целом наша кредитная  система, подогнанная под административную систему, продолжала оставаться примитивной, если учесть, что страховые учреждения СССР, располагающие долгосрочными резервами, продолжали находиться вне сферы кредитной системы и действовали обособленно. Другим доказательством этого может служить тот факт, что Государственный (или Центральный) банк до проекта закона 1990 г. не осуществлял учета вексельного обращения, не хранил резервы других банков у себя и, таким образом, не производил их регулирование, не определял процентную ставку для других банков, а также не осуществлял покупку и продажу государственных ценных бумаг другим кредитно-финансовым институтам.

Информация о работе История развития ценных бумаг в России