История развития ценных бумаг в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 17:50, реферат

Описание работы

Рассматривая в историческом аспекте рынок ценных бумаг в нашей стране, следует отметить, что он существовал в дореволюционный период (до 1917 года), затем в период НЭПа в конце 20-х годов, а также и в последующий период, но в довольно суженном и урезанном виде.

Содержание работы

Введение …2
1. Исторические этапы развития рынка ценных бумаг …3
2. Формирование рыночных отношений в России – предпосылка создания рынка ценных бумаг
3. Проблемы становления и развития в 1991-1992 гг. …16
4. Новые направления развития рынка ценных бумаг в 1993-1994 гг.
5. Вопросы совершенствования рынка ценных бумаг …26
Список используемых источников …30

Файлы: 1 файл

Реферат..doc

— 260.50 Кб (Скачать файл)

То, что акции занимают важное место  в мобилизации сбережений населения, свидетельствует количество держателей в ряде капиталистических стран. Так, в США оно достигало в начале 90-х гг. 50 млн.чел. на 280 млн. чел. (около 20%), в Финляндии – 1 млн.чел. на общее число жителей 5 млн.5 При обсуждении в бывшем СССР вопроса о создании рынка ценных бумаг или финансового рынка ставился также вопрос и о создании фондовой биржи. Однако практика капиталистических стран свидетельствует, что рынок ценных бумаг – это не только фондовая биржа, он делится в свою очередь на два. Первичный (новые выпуски акций и облигаций), которые свободно размещаются  инвестиционными банками, банкирскими фирмами, брокерскими фирмами среди юридических и индивидуальных лиц, и вторичный (фондовая биржа), где осуществляется перепродажа ранее выпущенных ценных бумаг (старые выпуски). Поэтому при создании рынка ценных бумаг вначале. В бывшем СССР, а затем в России следовало бы четко оговорить структуру этого рынка: либо будет действовать один – в виде фондовой биржи, где будут одновременно котироваться новые и старые выпуски ценных бумаг, либо будут два рынка – по образцу западных стран.

Среди различных видов ценных бумаг большую роль играют государственные облигации. Однако этот вид ценных бумаг пока ограничен, хотя в начале 1990 г. появилось три вида новых ценных бумаг: государственные 5%-ные облигации для индивидуальных лиц, для юридических лиц и целевые государственные бумаги с оплатой товарами длительного пользования.

Особенность наших государственных  бумаг до  1990 г. состоит в том, что это – выигрышные, а не процентные займы. Поэтому привлекательность  их не была столь велика. Привлечение же сбережений населения и  юридических лиц  возможно путем распространения именно процентных государственных бумаг позволяющих покупателю ежегодно получать доход в виде процента от вложенных денежных средств. Такое привлечешь денежных сбережений способно покрывать дефицит бюджета. Однако широкое привлечение сбережений в госбумаги также зависит от степени насыщения потребительского рынка товарами.

Рассматривая проблемы формирования рынка капитала и ценных бумаг до начала 90-х гг. в России, следует отметить, что ни один рынок капитала в современных условиях не может развиваться без интеграции с мировым рынком капитала, осуществление которой ставит вопрос о допуске иностранного капитала. Такие связи позволят обеспечить приток иностранного капитала в экономику, создать условия для конвертируемости рубля, получить помощь от Международных кредитно-финансовых учреждений, особенно нового – Европейского банка реконструкций и развития для Восточной Европы.

Появление рыночных элементов  в экономике России в виде альтернативных форм собственности, самостоятельных предприятий, современной кредитной системы, выпуск ценных бумаг в начале 90-х гг. означали создание реальной базы для рынка ценных бумаг в России. Формирование многоярусной кредитной системы и рынка ценных бумаг дозволит заниматься не только мобилизацией дополнительных денежных ресурсов, но и участвовать в реорганизации промышленности с точки зрения повышения эффективности ее функционирования. Такая практика в капиталистических странах является обычной.

Таким образом, на пути создания рынка ценных бумаг стояли определенные трудности, которые в начале 90-х гг. стали постепенно преодолеваться. Главное в становлении рынка ценных бумаг – это постепенный поэтапный организационный подход в осуществлении отдельных элементов. Конечно, создание рынка по примеру США, стран Западной Европы или Японии сразу не представляется возможным. Однако уже сейчас можно использовать их опыт в, составлении отдельных элементов. Прежде всего, важны два главных компонента, возникшие в начале 90-х гг. – это формирование сравнительно разветвленной кредитной системы и первоначальной основы рынка ценных бумаг в виде выпуска акций и других бумаг предприятий.

Кроме того, рынок должен сложиться естественно, через потребности самих предприятий и населения, в рамках рыночной экономики, а не путем навязывания структуры и условий через Минфин и Центральный банк. Эти учреждения должны лишь обеспечить благоприятные условия для развития, как рыночной экономики, так и самого рынка капитала, осуществляя контроль и регулирование его в соответствии с действующей законодательной мировой практикой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Проблемы  становления и развития в 1991-1992 гг.

 

Несмотря на определенные трудности и противоречия в формировании рынка ценных бумаг, следует отметить, что в 1991 и 1992 гг. были сделаны определенные шаги к его созданию и расширению. Прежде всего, это появление фондовых бирж и фондовых отделов товарных бирж.

По существу весь ограниченный поток ценных бумаг предприятий, банков и других учреждений устремился на фондовые и товарные биржи. Однако созданию рынка фондовых ценностей должна была предшествовать широкая приватизация государственной собственности, что позволило бы организовать акционерные общества и таким образом наполнить рынок ценных бумаг акциями и облигациями предприятий. По существу же это наполнение осуществлялось в основном за счет коммерческих банков и так называемых финансовых инструментов, т.е. секьюритизации сберегательных сертификатов в результате этого произошло определенное понятия рынка ценных бумаг и, в частности, деятельности фондовой биржи в общепринятом понимании.

Дело в том, что торговля ценными бумагами в 1991-1992 гг. не стала  основным видом деятельности фондовых бирж Российской Федерации, т.к. ведущее положение на них заняли не акции и облигации предприятий, а финансовые инструменты за счет расширения их номенклатуры. В частности, в 1992 г. на Московской центральной фондовой бирже (МЦФБ) при покупке и продажа преобладали опционы, депозитные, сберегательные, инвестиционные сертификаты.

Биржевая торговля на МЦФБ на 90-95% в 1992 г. держалась в основном на купле-продаже денег. Фондовая биржа выполняла в основном не свойственные ей функции. Увеличение процентной ставки Центрального банка сначала на 50, а затем на 80% повысило процентные  ставки  коммерческих  банков  и  соответственно ставки за кредитные ресурсы на биржах. Однако денежные ресурсы, предложенные на бирже, носили исключительно краткосрочный характер. Поэтому заемщики не могли использовать эти средства для долгосрочных инвестиционных программ. В основе таких искажений лежит несколько причин. Во-первых, ценные бумаги (в основном акции) и наши акционерные общества, не отвечали общепринятым международным стандартам. К концу 1992 г., официально зарегистрированных акционерных компаний в России было всего 10%, тогда как остальные находились по существу на нелегальном положении. Во-вторых, около 90% акций в то  время были эмиссированы с нарушением закона, включая правила эмиссионной отчетности. В-третьих, в ряде случаев происходило принудительное акционирование так называемых планово-убыточных предприятий. В результате взаимодействия всех этих факторов доверие различных инвесторов к выпущенным акциям существенно снижалось, что и определяло небольшой объем сделок. Кроме того, использование Московской центральной фондовой биржей метода листинга, т.е. предпродажной проверки акций на обеспеченность активами, вызвало значительный отток акций с рынка. Так оборот акций с 1991 г. до 1992 г. снизился более, чем в 20 раз! Этот процесс носил в определенной степени позитивный характер,   поскольку он имел очистительный эффект. Большое количество сомнительных акций вытеснили из оборота биржи, а ряд акционерных компаний подали заявки на регистрацию своих ценных бумаг.

Основной приток выпуска  акций на фондовую биржу обеспечивали коммерческие банки, т.к. они раньше других юридических лиц, действующих на рынке, начали осуществлять собственное акционирование. Далее за коммерческими банками следовали страховые, инвестиционные и торговые компании. Однако сравнительно небольшое количество этих компаний дало довольно слабый приток  ценных бумаг на биржу. Последнее место в обороте фондовых бирж заняли акционерные производственные компании, что в основном определялось отставанием процесса приватизации в промышленности и на транспорте.

Несмотря на то, что, фондовая биржа в неполной мере выполняла присущие ей функции, можно констатировать, что она уже становилась барометром экономической и политической жизни в стране.

В условиях жесткой денежно-кредитной политики в первом квартале 1992 г. предложение ценных бумаг на биржах выросло, и наоборот, обещание Правительством широкой приватизации во втором  квартале 1992 г. обусловило миграцию денежных средств от ценных бумаг в банковские депозиты. Этому же способствовало ослабление денежно-кредитного регулирования.

Позитивным моментом развития рынка ценных бумаг стало увеличение объема операций фондовых бирж и фондовых отделов товарных бирж. Так, к концу 1992 г. объем операций достиг нескольких сотен млрд. руб. Однако этот объем включал не только сами ценные бумаги, но и финансовые инструменты и кредитные ресурсы.

Положительной стороной становления российского рынка  ценных бумаг являлся рост профессионализма кадров фондовых бирж и брокерских компаний, освоение новых видов ценных бумаг,  улучшение технической оснащенности фондовых бирж. Несколько бирж организовали расчетно-клиринговые центры, способные хранить акции не только в бумажной, но и безбланковой форме с использованием компьютеров.

Положительной стороной деятельности российского рынка  ценных бумаг было также установление контактов и корпоративных связей российских бирж с крупнейшими фондовыми биржами США, стран Западной Европы и Азиатско-Тихоокеанского региона. Эти связи использовались, прежде всего, для изучения опыта функционирования фондовых бирж этих стран.

Кроме того, были определены государственные органы, регулирующие деятельность рынка ценных бумаг: Комиссия по ценным бумагам и фондовым биржам при Президенте РФ, в состав которой были включены представители фондовых бирж, специалисты Центрального банка и Министерства финансов, Антимонопольного комитета и Российского фонда федерального имущества; Министерство финансов, регулирующее нормативы выпуска ценных бумаг, деятельность брокеров и фондовых бирж; Центральный банк РФ, регулирующий нормативы выпуска государственных облигаций.

В целях оказания взаимной помощи сами биржи создали консультативно-координационный  орган – Федерацию фондовых бирж, которая объединила фондовые биржи и фондовые отделы всех регионов Российской Федерации и поставила целью выработку рекомендаций для повышения эффективности бирж.

Таким образом, в России вначале 90-х гг. были сделаны первые шаги в организации рынка ценных бумаг, на котором постепенно возрастает объем операций фондовых бирж. Однако российский рынок ценных бумаг на своем первом этапе в начале 90-х гг. пока не превратился в важный инструмент по мобилизации капиталов, необходимый как для реорганизации экономики в целом, так и для финансирования предприятий с целью внедрения новых технологий и повышения эффективности управления производством и мотивации труда. Именно это его пока отличает от рынков ценных бумаг западных стран. Одной из новых особенностей  развития рынка ценных бумаг в РФ является массовый выпуск нового вида ценных бумаг – государственных приватизационных чеков в 1992 г., рассчитанных на все   150 млн. населения. Цель этого вида ценных бумаг состояла в том, чтобы они были  вложены в акции акционируемых предприятий постепенно приватизируемой государственной собственности. Таким образом, все население, согласно проекту Правительства, должно было превратиться в собственников и в дальнейшем получать дивиденды на вложения в акции. Однако сам выпуск этих ценных бумаг и цели,   поставленные  перед ними, носили противоречивый и проблематичный характер. Прежде всего, эти ценные бумаги не отражали полной стоимости национального имущества, т.к. их выпуск был осуществлен после либерализации цен, которая привела к раскручиванию инфляционной спирали. Известно, что цены были отпущены 2 января 1992 г., а приватизационные чеки (ваучеры) были эмитированы 1 октября 1992 г. Таким образом, номинальная стоимость каждого чека в размере 10 тыс.руб. уже существенно обесценилась, если учесть рост цен на многие товары и услуги с 2 января 1992 г. по 1 октября 1992 г. в несколько десятков раз. Именно это обстоятельство заставило многие слои населения РФ не вкладывать чеки в акции, а реализовать их на рынке значительно ниже номинальной стоимости. Как известно, в течение 1992-1993 гг. цена чеков колебалась в пределах от 3 до 7 тыс.руб., тогда как первоначально предполагалось, что они будут продаваться выше номинальной стоимости.

Во-вторых, конвертирование  чеков в акции предприятий  быстро не произошло, т.к. сама приватизация в широком смысле оказалась неподготовленной, и перед владельцами ваучеров был довольно ограниченный круг акционированных промышленных предприятий. В качестве альтернативы для помещения чеков быстро образовались инвестиционные компании (фонды), задача которых состояла в том, чтобы вложить чеки населения в будущие акционерные предприятия. Однако сами инвестиционные компании, обладая еще сравнительно маломощной финансовой базой, не могли обеспечить гарантию получения доходов на будущие акции, кроме того, образование ряда таких компаний носило чисто мошеннический характер. Собрав чеки с населения, они либо обанкротились, либо вообще исчезали, как   это произошло с рядом фирм в Санкт-Петербурге.

Это объясняется тем, что Правительство плохо подготовило конечный этап операций с приватизационным чеком: не были созданы гарантированные учреждения, куда бы могли быть направлены эти ценные бумаги. Кроме того, был явно преждевременно разрешена повсеместная свободная продажа чеков. В результате чеки за бесценок стали скупаться как различными коммерческими структурами, так и организациями сомнительного характера, что, в общем, подорвало правительственную компанию на превращение каждого жителя в собственника.

Кроме того, негативной стороной рынка  в отношении вложения чеков явился отказ акционерных коммерческих банков обменивать свои акции на чеки, что существенно сузило рынок их вложения, так как наиболее акционированными в 1992 г. как раз были коммерческие банки, которых насчитывалось на начало 1993 г. около 1700 в РФ. В то же самое время коммерческие банки стали наиболее активными и крупными покупателями ваучеров. Фондовые и товарные биржи также стали посредниками в реализации чеков.

Таким образом, ваучеры  стали первоначально широко продаваться  на первичном (внебиржевом), а затем и на биржевом рынках. При этом определенную роль в обесценение чеков играли как фондовые, так и торговые биржи, которые в 1992 г. начали осуществлять довольно масштабные аукционы по продаже ваучеров. В результате этих операций котировки стали падать до 3 тыс.руб. за ваучер. Дальнейший неконтролируемый рост цен в стране создал дополнительные условия для падения курса чеков и в целом доверия к ним. В то же время определенная часть чеков была вложена населением в акционерные компании, прошедшие приватизацию. Однако в конце 1992 и начале 1993 гг. инфляция переросла в гиперинфляцию,   и поэтому доходы в виде дивидендов, полученные в ближайшем будущем даже из расчета 100% и более, не позволят вкладчикам чеков получить реальную прибыль.

Информация о работе История развития ценных бумаг в России