Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 17:50, реферат
Рассматривая в историческом аспекте рынок ценных бумаг в нашей стране, следует отметить, что он существовал в дореволюционный период (до 1917 года), затем в период НЭПа в конце 20-х годов, а также и в последующий период, но в довольно суженном и урезанном виде.
Введение …2
1. Исторические этапы развития рынка ценных бумаг …3
2. Формирование рыночных отношений в России – предпосылка создания рынка ценных бумаг
3. Проблемы становления и развития в 1991-1992 гг. …16
4. Новые направления развития рынка ценных бумаг в 1993-1994 гг.
5. Вопросы совершенствования рынка ценных бумаг …26
Список используемых источников …30
Большое значение при дальнейшей реорганизации банковской системы имело соотношение между налоговыми ставками на прибыль предприятия и процентами, взимаемыми банками. Высокий уровень и тех и других может поставить предприятия в довольно тяжелое финансовое положение. Поэтому необходим гибкий механизм реагирования между финансовой и кредитной системами, позволяющий иметь объективную эластичную основу такого соотношения между налоговой и банковской процентными ставками. Кроме того, банки, должны в ряде случаев сами заниматься реорганизацией промышленности и других отраслей, если какая-то часть предприятий оказывается нерентабельной. Такая практика широко используется в западных странах. Использование опыта западных стран, бесспорно, может повысить эффективность целей кредитной системы. Однако это зависит также от применения прогрессивных, новых форм хозяйствования в стране. Поэтому финансовое оздоровление экономики в определенной степени зависело также и от кардинальной реорганизации кредитной системы страны.
До 1990 г. были сделаны первые попытки создания отдельных элементов рынка ценных бумаг, так как до этого времени не было свободной торговли деньгами и титулами собственности. Первые попытки создания такого рынка 1988-1989 гг. носили ограниченный характер, поскольку распределение акций осуществлялось только в пределах данного предприятия или в отношении каких-то других предприятий. Это, ограничивало свободу передвижения ценных бумаг. Кроме того, банки в основном должны сами базироваться на акционерной или кооперативной собственности или на партнерском участии. Поэтому ссудный фонд страны должен быть заменен рынком капитала, основу которого составляет, согласно мировой практике, рынок краткосрочных и долгосрочных денежных ресурсов и рынок ценных бумаг. Все мероприятия и реорганизации, проводимые с 1987 по 1990 гг. оказались не эффективными, т.к. рыночные отношения не могли развиваться в рамках существующей командно-административной системы. Поэтому банковская реформа 1987 г. и выпуск первых ценных бумаг в условиях отсутствия приватизации (акционирования предприятий) не способствовали формированию в тот период ни рынка капиталов, ни рынка ценных бумаг. Возникла объективная необходимость в дальнейшей реорганизации банковской системы и создании условий для формирования рынка ценных бумаг.
В июне 1990 г. был разработан новый проект банковской реформы. Однако этот проект, представленный правлением госбанка и Правительством до принятия Закона о Госбанке и банковской деятельности имел существенные изъяны. Он стал Законом в декабре 1990 г. с определенными модификациями, которые выразились в создании Совета Управляющих на базе Госбанка и Центральных банков республик, выходе банков из подчинения Правительству и создании новых методов, регулирующих деятельность коммерческих банков. В этой связи целесообразно проанализировать данный проект, который вводил двухъярусную систему. На первой ступени стоит Госбанк, который призван регулировать резервы других банков, на второй – коммерческие и кооперативные банки, предоставляющие кредиты.
Далее в проекте были особо рассмотрены специализированные банки, которые должны были вести деятельность на коммерческой основе. Однако они продолжали осуществлять львиную долю краткосрочного и долгосрочного кредитования, сохраняя, таким образом, монополию. Недостаток июньского проекта 1990 г. заключался прежде всего в том, что происходила перетасовка сложившейся банковской системы, но не ставилась задача создания подлинной эффективной и гибкой кредитной системы, способной аккумулировать и мобилизовать свободные денежные средства.
Согласно мировой практике, банковская система включает Центральный банк и другие организационные формы банков: большую группу коммерческих банков, сберегательных, инвестиционных, а в ряде стран – ипотечных банков. Каждое из этих учреждений выполняет свои четкие функции. Центральный банк занимается эмиссией денег, покупкой и продажей государственных ценных бумаг, регулированием кредитных резервов коммерческих и сберегательных банков. Коммерческие банки занимаются аккумуляцией денежных средств компаний и предприятий, части населения, осуществляют коммерческие и краткосрочные кредиты. Сберегательные банки, занимаясь аккумуляцией денежных сбережений населения, вкладывают свои средства в основном в государственные ценные бумаги. Инвестиционные банки осуществляют в основном посреднические операции по размещению ценных бумаг и консультативные функции для промышленности.
Наша банковская система как
элемент кредитной системы
Особо следует остановиться на развитии коммерческих банков, которые представляют становой хребет, как всей кредитной системы, так и рынка капиталов. Реально они начали функционировать в 1989 г., их оборот и их количество были значительны. Оборот коммерческих банков составлял всего 3,2 млрд.руб.; а количество их достигло 200 в 1989 г.1 Они базировались преимущественно на капитале, образованном из источников накопления предприятий и министерств, и осуществляли, в основном, прямое банковское кредитование. В то же время классическое функционирование коммерческих банков базируется исключительно на вексельном обращении, которое было необоснованно ликвидировано в СССР в 30-е гг. Хотя вексельное обращение в западных коммерческих банках, отражающее коммерческий кредит, занимает сравнительно небольшой удельный вес, оно, однако, обеспечивает контроль за деятельностью предприятий через товарный оборот. Кроме того, необходимо было также создать независимые друг от друга сберегательные банки вместо единого централизованного банка, представляющего собой по существу монополию в сберегательном деле страны. Тем более, что его придание государственному банку по существу усиливало эту монополизацию.
Другим важным элементом кредитной системы и будущего рынка капиталов в бывшем СССР должна была стать система специализированных кредитно-финансовых учреждений, которая включала бы в себя страховые компании, пенсионные фонды, инвестиционные компании, финансовые компании, предоставляющие потребительский кредит, общества или компании по кредитованию жилищного строительства. Конечно, такие учреждения могут быть созданы постепенно с развитием рыночных отношений и самого рынка капитала.2
До недавнего времени у нас существовали монопольные страховые учреждения (Госстрах – внутреннее страхование и Ингосстрах – внешнее страхование). В начале 90-х гг. были созданы независимые страховые общества. Предполагается в перспективе создание и других, т.к. Госстрах официально отказался от монополии на страховом рынке. В этой связи особо следует сказать об отечественных страховых учреждениях. Дело в том, что до начала 90-х гг. они не были интегрированы в кредитную систему и стояли особняком, находясь в сфере контроля Минфина, и продолжали служить для пополнения ссудного фонда страны.
На Западе страховые компании представляют собой наиболее важный инструмент мобилизации денежных средств для предоставления долгосрочных кредитов. В результате этого образуются долгосрочные денежные средства. В США свыше 80% активов компаний страхования жизни представляют долгосрочные вложения в промышленность и другие отрасли. Они дают в этой стране 30% частных долгосрочных займов в экономику. Они же являются основными покупателями облигаций частных торгово-промышленных корпораций, тогда как банкам запрещено вложение в частные ценные бумаги.
Если исходить из мировой практики, то и наши страховые учреждения должны были стать в дальнейшем важным элементом кредитной системы и в последующем взять на себя основную долю долгосрочного кредитования всех сфер хозяйства – увеличение за счет страхования накопления денежных средств для инвестирования в экономику.
Важным условием развития страхового рынка является правильное определение его цели. Если его задача заключается в перекачке излишних денежных средств предприятий и населения для покрытия нарастающего бюджетного дефицита через ссудный фонд, тогда эффективность страхового рынка будет низкой. Цель страхового рынка должна определяться инвестиционным аспектом, т.е. рынок должен стать средством мобилизации денежных накоплении для вложения в экономику при решении актуальных социально-экономических задач.3
Важным элементом современной кредитной системы в дальнейшем должно стать также создание пенсионных фондов, которые, как и страховые компании, аккумулируют и мобилизуют долгосрочные сбережения. Пенсионные фонды, с одной стороны, могут стать дополнительным источником к государственному пенсионному обеспечению, с другой – дополнительным источником мобилизации долгосрочных кредитных ресурсов. При этом, как принято в мировой практике, пенсионные фонды организуются на предприятиях и управляются коммерческими банками.
Средства пенсионных фондов должны быть вложены в ценные бумаги. Так, на Западе активы пенсионных фондов на 80% состоят из ценных бумаг торгово-промышленных предприятий, где 30% составляют акции. Поэтому у нас должна быть создана трехступенчатая или четырехступенчатая кредитная система с четким разграничением функций учреждений. Она, будучи главным элементом, рынка капиталов, стала бы поставщиком денежных средств для воспроизводства, базирующегося на рыночных отношениях.
Приблизительная структура кредитной системы могла бы выглядеть следующим образом (таблица 1).
Таблица 1
Структура кредитной
системы России
при рыночной экономике4
Вид учреждения |
Структура |
Форма |
|
Первый ярус Второй ярус
Третий ярус
Четвертый ярус |
Государственная Акционерная, кооперативная
Акционерная, кооперативная
Акционерная |
Представленная структура
Вторым институционально-
Без разветвленной, гибкой ступенчатой кредитной системы невозможно и развитие рынка ценных бумаг. Поэтому создание современной кредитной системы в виде различных банков, а также специализированных небанковских кредитно-финансовых институтов – важная предпосылка рынка ценных бумаг в России.
В этой сфере возникают также наиболее сложные проблемы. Обсуждая в конце 80-х гг. в средствах массовой информации вопросы создания рынка ценных бумаг, многие авторы не совсем четко определяли подлинное назначение тех или иных ценных бумаг. Акция – это титул собственности, связанный с организацией, распределением и перераспределением акционерной собственности. Поэтому в мировой рыночной практике акции служат для образования собственности. В меньшей степени они служат источником дополнительного финансирования. Главная роль в финансировании принадлежит частным облигациям, выпускаемым в виде облигационных займов корпораций. Они составляли в последнее время на Западе 50-75% всего финансирования через рынок ценных бумаг. Поэтому возникал объективный вопрос, на что делать упор при создании рынка ценных бумаг в России: на акции или облигации.
По-видимому, первоначально надо создать большой и стабильный рынок акций, осуществив акционерное финансирование при создании акционерных предприятий, а затем переход к выпуску облигаций предприятий.
Следует особо сказать об акциях с точки-зрения объективной возможности их приобретения. В начальный период акционирования широкая покупка их до 1992 г. представлялась проблематичной в связи с весьма низким товарным обеспечением потребительского рынка. Теоретически это означает, что если не происходит его насыщения товарами, то покупка ценных бумаг населением будет существенно затруднена. Дело в том, что деньги в виде сбережений сначала будут двигаться в товары и услуги, а уже затем их излишки – в ценные бумаги. Во-вторых, сбережения населения до 1992 г. носили вынужденный характер, поэтому, скорее всего сбережения населения пошли бы на потребительский рынок по мере заполнения его товарами, а не на ценные бумаги.