Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2013 в 18:53, реферат
История российской государственности содержит богатый опыт становления и развития аппарата государственной власти. Деление «служилых» на «государеву службу» (которая проходила в основном в войсках) и «приказную работу», означавшую службу в государственных органах, произошло в середине XVII века.
В последующие годы законодательство России о гражданской службе постоянно трансформировалось. Однако изменения правовых предписаний о государственной службе носили в основном производный характер от социально-экономических и политических реалий в стране.
Введение………………………………………………………………3
1.XV-XVII в. – зарождение и становление государственной службы……………………………………………………………………5
2.XVIII век кардинальное изменение принципов организации государственной службы………………………………………………..6
3.XIX в. - расцвет бюрократического государства, "отлаживание" государственной машины……………………………………………….8
4.XX в. - советский период…………………………..........................10
5.Реформирование системы государственной службы Российской Федерации
5.1 Первый этап (1992-1997 годы)……………………………….12
5.2 Второй этап (1996–1998 годы)……………………………….15
5.3Третий этап (конец 2000 года до 2001 года)………………...16
5.4Четвертый этап (2002-2007 годы)……………........................17
5.5Современный этап реформирования государственной службы…………………………………………………………………...19
Заключение……………………………………………………………23
Список использованных сайтов…………………………………......25
ФГАОУ ВПО «Северо-Восточный Федеральный Университет
им. М.К.Аммосова»
Институт математики и информатики
Кафедра математической экономики и прикладной информатики.
Реферат
На тему: История реформ в государственной службе России.
Выполнила: студентка группы ПИ-11-1
Яковлева Татьяна
Проверил: Федоров Н.А.
Якутск 2012г.
Содержание Стр.
Введение…………………………………………………………
1.XV-XVII в. – зарождение и становление
государственной службы………………………………………………………………
2.XVIII век кардинальное изменение принципов организации государственной службы………………………………………………..6
3.XIX в. - расцвет бюрократического государства, "отлаживание" государственной машины……………………………………………….8
4.XX в. - советский период…………………………..............
5.Реформирование системы государственной службы Российской Федерации
5.1 Первый этап (1992-1997 годы)……………………………….12
5.2 Второй этап (1996–1998 годы)……………………………….15
5.3 Третий этап (конец 2000 года до 2001 года)………………...16
5.4 Четвертый этап (2002-2007 годы)……………....................
5.5 Современный этап реформирования государственной
службы………………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованных сайтов…………………………………......25
Введение
История российской государственности содержит богатый опыт становления и развития аппарата государственной власти. Деление «служилых» на «государеву службу» (которая проходила в основном в войсках) и «приказную работу», означавшую службу в государственных органах, произошло в середине XVII века.
В последующие годы законодательство России о гражданской службе постоянно трансформировалось. Однако изменения правовых предписаний о государственной службе носили в основном производный характер от социально-экономических и политических реалий в стране.
В годы советской
власти не существовало
В ходе реформирования государственного управления в России удалось решить первостепенные проблемы по перестройке аппарата государственной власти и адаптировать его к новому этапу развития страны. Поэтому одной из актуальных задач в настоящее время является профессиональная подготовка гражданских служащих новой формации, которые сумеют работать в условиях господства политического плюрализма и рыночных отношений. Важную роль в реализации этой задачи призвана сыграть новая отрасль управленческих знаний, посвященная исследованию деятельности государственного аппарата — теория государственной гражданской службы.
XV-XVII века период становления
государственной службы как
Государственная служба возникла в период начала формирования государственности на Руси. Во времена Московского великого княжества были служилые князья, связанные с великим князем обязанностью служить ему, нести общую военную службу.
Окончательный переход к
приказной системе
Главной задачей Посольского
приказа было осуществление решений
верховной власти (царя и Боярской
думы) но вопросам внешней политики.
До начала XVI в. Россия не имела постоянных
дипломатических
Разрядный приказ учитывал распределение служилых людей по полкам, назначение воевод в качестве руководителей администраций городов России. Он обеспечивал росписи поручений для многочисленных придворных церемоний, наделял служилых людей землями и денежным жалованьем. За личные качества приказ мог повысить или понизить служащего в чине, увеличить или уменьшить оклад, полностью лишить полученной земли. Кроме того, приказ выполняли многие функции но обороне, безопасности и внутренним делам. На него ложились организация строительства крепостей, пограничной службы, назначение наместников и других должностных лиц, а также контроль за их деятельностью.
Поместный приказ был тесно связан с Разрядным приказом. Он наделял служилое дворянство и приказных служащих тем количеством земли, которое определял каждому конкретному лицу Разрядный приказ. В его распоряжении находился весь государственный земельный фонд страны. В приказе работали специалисты межевого дела, учетчики и другие служащие, которые составляли межевые,окладные и прочие книги. Приказ выдавал акты на право владения землей от имени Боярской думы, что создавало ему соответствующийпрестиж. Попасть на службу в Поместный приказ считалось большой удачей.
2. XVIII век кардинальное изменение принципов организации государственной службы
Изменение принципов организации государственной службы на основе Табели о рангах, движение от должности к чину как устойчивой социальной характеристике государственного служащего.
Рубежное событие, придавшее
службе подлинно государственное
Табель о рангах впервые сформировал в России единую государственную службу. Взамен разных служб, в том числе традиционных, с января 1722 года все вновь введенные чины: воинские (подразделявшиеся, в свою очередь, на сухопутные, гвардейские, артиллерийские и военно-морские), гражданские (статские, штатские) и придворные - были разбиты на 14 классов, или рангов, с низшего (14-го) до высшего (1-го).
Табель о рангах был
задуман и учрежден в рамках и
контексте широкой и
В течение второй четверти XVIII в. Табель о рангах выступала как регулятор государственной службы. Политика в этой сфере имела ярко выраженный продворянский характер. Дворянам обеспечивались преимущества при чинопроизводстве по сравнению с представителями других сословий. Кроме того, всячески затруднялось проникновение в государственный аппарат выходцев из податных сословий, а также продвижение по службе для них и для разночинцев.
Появление признаков сословия, т.е. устойчивых особенностей юридического статуса, было обусловлено необходимостью обеспечить привилегированное положение государственных служащих как носителей государственной власти, не допустить размывания дворянской сословности из-за проникновения в дворянство с помощью механизма, предусмотренного Табелью о рангах, представителей других сословий.
Принципиально новым во взаимоотношениях
государства и чиновничества
было введение в середине 60-х годов
XVIII в. постоянного денежного
3. XIX в. - расцвет бюрократического государства, "отлаживание" государственной машины
В годы правления Николая I (1825-1855гг.) произошло фактическое разделение государственной службы; государственная служба распалась на военную и гражданскую, каждая из которых стала постепенно приобретать свои специфические свойства.
Важным шагом в организации государственной службы стали кодификация соответствующего законодательства и подготовка Свода законов о службе гражданской. Предусматривалось разделение лиц, имевших по закону право на работу в государственном аппарате, на три разряда: окончившие курс наук в высших учебных заведениях; окончившие курс наук в средних учебных заведениях; не окончившие высших и средних учебных заведений.
В течение XIX в. основными условиями поступления на государственную службу были происхождение, возраст, знания, подданство, "гражданская честь".
В 1832 году был учрежден
Свод Уставов о службе
В 1834 году принято «Положение
о порядке производства в чины
по гражданской службе». В соответствии
с этими документами
В 1835 г. Николай I подписал указ "О расписании должностей гражданской службы по классам от XIV до V включительно".
В гражданскую службу постепенно
вносились изменения и
Законодательство Российской
империи устанавливало
С назначением на должность гражданской службы канцелярский служитель или чиновник получал содержание (зарплату), которое состояло из жалованья, столовых денег, квартирных денег или казенной квартиры. Руководитель учреждения имел право содержать на службе меньше лиц, чем положено по штату. Сэкономленные таким способом деньги он мог использовать на содержание наиболее отличившихся работников.
Государственный служащий имел право на отпуск сроком до 4 месяцев, в том числе с сохранением содержания до 2 месяцев. Вместе с тем, отпуск на срок более месяца в гражданской службе мог быть предоставлен не более раза в два года.
К началу ХХ в. в европейской России было 575 тыс. чиновников, и их содержание составляло 13,36% расходной части бюджета. Эти показатели мало отличались от соответствующих показателей наиболее развитых государств, а в Германии, Франции и США чиновников было еще больше. По числу чиновников на 1000 жителей Российская империя уступала всем развитым странам мира.
4. XX в. - советский период
Революционное новаторство
и преемственность в
После Октябрьской революции 1917 г. были подписаны декреты Я.М. Свердловым (23 ноября 1917 года) «Об уничтожении сословий и гражданских чинов», и В.И.Лениным (16 декабря 1917 года) «Об уравнении всех военнослужащих в правах», в результате чего было отменено дореволюционное законодательство о государственной службе, при этом взамен не было выработано полноценной правовой базы госслужбы.
Отличительной чертой новых органов власти было соединение законодательных и исполнительных функций. Силу имели не только постановления съезда Советов и ВЦИК, но и декреты Совнаркома и даже акты отдельных наркоматов. На съезде были сформулированы наиболее общие принципы организации советской государственности и положено начало созданию новой системы государственного управления, началась советизация России.
С июля 1918 г. в Советской
республике установилась однопартийная
система, которая таила в себе
огромную опасность. Поскольку правящая
партия большевиков не имела легальной
оппозиции, правительство начало действовать
преимущественно
Информация о работе История реформ в государственной службе России