Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 07:16, курсовая работа
Рассматривая историю в целом как единый процесс, делая акцент на динамике исторического процесса, философия истории занимает определенную позицию в отношении этапов исторического развития. Необходимость выделения стадий исторического процесса обусловлена задачей определения направления исторического развития и сопоставления различных исторических эпох.
История России – неотъемлемая часть всемирной истории
Мировой исторический процесс: единство и многообразие.
Место России в мировом сообществе цивилизаций.
Основные факторы российского исторического процесса.
Список использованной литературы
ЧАСТЬ II
ЭПОХА ВЕЛИКИХ РЕФОРМ.
1. Поиск формулы реформ. Отмена крепостного права в России и ее последствия.
2. Преобразования общественно-государственного строя России и их значение.
3. Правительственная политика конца 70-х – начала 80-х гг. Александр II – трагедия реформатора
Список использованной литературы
В результате всех вышеперечисленных факторов в социальной организации российского общества главными ценностями стали община, а не частная собственность. Государство рассматривается не как надстройка, а становой хребет. Государственность обладает сакральным характером. Государство, общество, личность не разделены, не автономны, а взаимопроницаемы, целостны, соборны.
Основная литература
Отечественная история: Учебное пособие для вузов./ А.А. Радугин и др. - М.: Центр, 2004.- 397 с..
Всемирная история: учебник для вузов/Под ред. Поляка Г. Марковой А.Н.- М.: ЮНИТИ, 2000.- 496 с.
История России. В 3-х ч. Ч. 1./под ред. Дмитренко В.П. – М.: Знание, 1994.- 192 с.- с.6-18.
Милов Л.В. Природно-климатический фактор и особенности российского исторического процесса //Вопросы истории. – 1992. - №4/5.
ЧАСТЬ II: ЭПОХА ВЕЛИКИХ РЕФОРМ.
ПОИСК ФОРМУЛЫ РЕФОРМ. ОТМЕНА КРЕПОСТНОГО ПРАВА В РОССИИ И ЕЁ ПОСЛЕДСТВИЯ
Предпосылки реформ
Аграрно-крестьянский вопрос к середине
XIX в. стал острейшей социально-
В конце XVIII - середине XIX в. даже правительство
и консервативные круги не оставались
в стороне от понимания решения
крестьянского вопроса. Однако попытки
правительства смягчить крепостное
право, дать помещикам положительный
пример управления крестьянами, регламентировать
их взаимоотношения оказались
К середине XIX в. предпосылки, обусловившие
крах крепостнической системы
Объективно крепостничество
Необходимость ликвидации крепостного
права обуславливалась и тем,
что крестьяне открыто
Поражение в Крымской войне сыграло роль особо важной политической предпосылки отмены крепостного права, так как оно продемонстрировало отсталость и гнилость социально-политической системы страны. Резко сократился экспорт и импорт товаров. Сложившаяся после Парижского мира новая внешнеполитическая ситуация свидетельствовала об утрате Россией её международного авторитета и грозила потерей влияния в Европе.
Таким образом, отмена крепостного права была обусловлена политическими, экономическими, социальными и нравственными предпосылками. Эти предпосылки также обуславливали проведение других немаловажных буржуазных реформ: в области местного управления, суда, образования, финансов, в военном деле.
Подготовка крестьянская реформы 1861 г
Впервые о необходимости отмены
крепостного права было официально
заявлено Александром II в речи, произнесённой
им 30 марта 1856 г. перед правителями
московского дворянства. В этой речи
Александр II, говоря о своем нежелании
«дать свободу крестьянам», вынужден
был заявить о необходимости
приступить к подготовке им освобождения
ввиду опасности дальнейшего
сохранения крепостного права, указывая,
что «лучше отменить крепостное право
сверху, чем ждать, когда оно само
будет отменено снизу». 3 января 1856 г.
под председательством
Первоначально правительство попыталось
заставить самих помещиков
В течение 1857-1858 гг. подобные рескрипты были даны остальным губернаторам, и в том же году в губерниях, в которых находились помещичьи крестьяне, начали действовать «губернаторские комитеты об улучшении быта помещичьих крестьян». С опубликованием 24 декабря 1858 года рескриптов и началом работы комитетов подготовка реформы приобрела гласность. 16 февраля 1858 г. Секретный комитет был переименован в главный комитет по крестьянскому делу. Наряду с главным комитетом в начале марта 1858 г. был создан Земский отдел при Министерстве внутренних дел под председательством сначала А.И. Левшина, а затем Н.А. Милютина, который играл видную роль в подготовке реформы. Вопрос о её подготовке стал широко обсуждаться в печати.
Хотя судьбы крестьянства решали помещики в губернских комитетах и центральных правительственных учреждениях, готовивших реформу, и крестьяне были устранены от участия в деле, касающемся из жизненных интересов, тем не менее ни помещики, ни правительство не могли не считаться с настроениями крестьянства, которое оказывало существенное воздействие на ход подготовки реформы. Под давлением массовых крестьянских волнений Главный комитет 4 декабря 1858г. принял новую программу, предусматривавшую предоставление крестьянам их наделов в собственность посредством выкупа и полное освобождение выкупивших свои наделы крестьян от феодальных повинностей.
4 марта 1859г. при Главном
К концу августа 1859 г. проект «Положений о крестьянах» был в основном подготовлен.
Редакционные комиссии пошли на некоторые уступки требованиям помещиков: в ряде уездов земледельческих губерний были понижены нормы крестьянских уделов, а в нечернозёмных, преимущественно промышленных губерниях повышены размеры оброка и предусмотрена так называемая переоброчка (т.е. дальнейшее повышение оброка) через 20 лет после издания закона об освобождении крестьян.
Обнародование манифеста «Положений 19 Февраля 1861 г.».
19 февраля 1961 г. Государственный
совет завершил обсуждение
Правительство прекрасно понимало, что издаваемый закон не удовлетворит крестьян и вызовет с их стороны массовый протест против его грабительских условий. Поэтому уже с конца 1860 г. оно начало мобилизовывать силы для подавления крестьянских волнений. «Положения 19 февраля 1861 г.» распространялись на 45 губерний Европейской России, в которых насчитывалось 22563 тыс. душ обоего пола крепостных крестьян, в том числе 1467 тыс. дворовых и 543 тыс. приписанных к частным заводам и фабрикам.
Ликвидация феодальных отношений
в деревне - не единовременный акт 1861
г., а длительный процесс, растянувшийся
на несколько десятилетий. Полное освобождение
крестьяне получали не сразу с
момента обнародования
Правовое положение крестьян и крестьянские учреждения.
По Манифесту крестьянин сразу
получал личную свободу. Бывший крепостной,
у которого раньше помещик мог
отнять всё его достояние, а самого
его продать, подарить, заложить, теперь
получал не только возможность свободно
распоряжаться своей личностью,
но и ряд гражданских прав: от
своего имени заключат разного рода
гражданские и имущественные
сделки, открывать торговые и промышленные
заведения, переходить в другие сословия.
Всё это давало больший простор
крестьянскому
В июне - июле 1861 г. в селениях бывших помещичьих крестьян появились органы крестьянского «общественного управления». За образец было взято крестьянское «самоуправление» в государственной деревне, созданное в 1837-1841 гг. реформой П. Д. Киселёва.
За поведением крестьян и обеспечения исправного отбывания крестьянами повинностей в пользу помещика и государства отвечало крестьянское «Общественное управление». Закон 1861 г. сохранял общину, которую правительство и помещики использовали как фискально-полицейскую ячейку в пореформенной деревне.
В июне 1861 г. был создан институт мировых
посредников, на который правительство
возложило исполнение многочисленных
административно-полицейских
Мировые посредники прежде всего прежде
всего защищали помещичьи интересы,
иногда даже нарушая закон. Однако среди
мировых посредников находились
и представители либерально-
Крестьянский надел.
Решение аграрного вопроса занимало первенствующее место в реформе 1861 г. Закон исходил из принципа признания за помещиком права собственности на всю землю в имении, в том числе и на крестьянскую надельную. Крестьяне считались лишь пользователями надельной землёй, обязанные отбывать за неё повинности. Чтобы стать собственником своей надельной земли, крестьянин должен был выкупить её у помещика.
Наделение крестьян землёй диктовалось
необходимостью сохранить крестьянское
хозяйство как объект эксплуатации
и обеспечить социальную безопасность
в стране: правительство знало, что
требование предоставления земли очень
громко звучало в крестьянском движении
предреформенных лет. Полное обезземеление
крестьян было экономически невыгодной
и социально опасной мерой: лишая
помещиков и государство
Но если полное обезземеление крестьян
в силу указанных соображений
было невозможно, то и наделение
крестьян достаточным количеством
земли которое поставило бы крестьянское
хозяйство в независимое
Информация о работе История России – неотъемлемая часть всемирной истории