Медный бунт был выступлением городских
низов[источник не указан 99 дней]. В
нем приняли участие ремесленники,
мясники, пирожники, крестьяне пригородных
сел. Из гостей и торговых людей «к
тем ворам не пристал ни один человек,
еще на тех воров и помогали,
и от царя им было похваление»[источник
не указан 99 дней]. Несмотря на беспощадное
подавление бунта, он не прошел бесследно.
В 1663 г. по царскому указу медного
дела дворы в Новгороде и Пскове
были закрыты, а в Москве была возобновлена
чеканка серебряной монеты. Жалование
всяких чинов служилым людям опять
стали выплачивать серебряными
деньгами. Медные деньги изъяли из обращения,
частным лицам было велено их переплавить
на котлы или приносить в казну
где за каждый сданный рубль платили
10, а позже еще меньше — 2 деньги
серебром[источник не указан 99 дней]. По
замечанию В. О. Ключевского, «Казна
поступила как настоящий банкрот,
заплатила кредиторам по 5 копеек или
даже по 1 копейке за рубль
6.Соляной бунт.
Московское восстание 1648, «Соляной
бунт», одно из наиболее крупных городских
восстаний середины XVII в. в России,
массовое выступление низших и средних
слоёв посадского населения, городских
ремесленников, стрельцов и дворовых
людей.
Московское восстание
1648 года было реакцией низших
и средних слоев населения
на политику правительства боярина
Бориса Морозова. При нём во
время проведения экономической
и социальной политики получили
развитие коррупция и самоуправство,
значительно возросли налоги. Различные
слои общества требовали изменений
в политике государства. С целью
снять напряжение, возникшее в
сложившейся ситуации, правительство
Морозова решило частично заменить
прямые налоги косвенными. Некоторые
прямые налоги были снижены
и даже отменены, зато в 1646 году
дополнительной пошлиной были
обложены активно использующиеся
в быту товары. В том числе
налогом была обложена и соль,
что вызвало её подорожание
с пяти копеек до двух гривен
с пуда, резкое сокращение её
потребления и недовольство населения.
Причина недовольства в том,
что соль в тот период была
основным консервантом. Поэтому
в связи с подорожанием соли
срок годности множества продуктов
питания резко сократился, что
вызвало всеобщее возмущение, особенно
у крестьян и купцов. В связи
с вновь нараставшим напряжением
в 1647 году соляной налог был
отменен, но образовавшаяся недоимка
продолжала взыскиваться посредством
прямых налогов, в том числе
и тех, которые были отменены.
Недовольство выражали в первую
очередь чернослободчики, которые
подвергались (в отличие от жителей
белой слободы) наиболее сильному
гнету.
Непосредственным поводом
к восстанию послужила неудачная делегация
москвичей к царю 1 июня 1648 года. Когда
Алексей Михайлович возвращался с богомолья
из Троице-Сергиева монастыря, большая
толпа народа на Сретенке остановила лошадь
царя и подала ему челобитную, направленную
против влиятельных сановников. Одним
из главных пунктов челобитной было требование
созыва Земского Собора и утверждения
на нем новых законодательных актов. Однако,
вместо того, чтобы принять челобитную,
царь отдал приказ стрельцам разогнать
толпу. На следующий день горожане ворвались
в Кремль и, не поддаваясь уговорам бояр,
патриарха и царя, вновь пытались вручить
челобитную, но бояре, разорвав челобитную
в клочья, бросили ее в толпу челобитчиков.
В тот же день,
2 июня на сторону горожан перешла большая
часть стрельцов. Народ ворвался в Кремль,
требуя выдачи начальника Земского приказа
Леонтия Плещеева, ведавшего управлением
и полицейской службой Москвы, думного
дьяка Назария Чистого — инициатора соляного
налога, боярина Морозова и его шурина
окольничего Петра Траханиотова. Восставшие
подожгли Белый город и Китай-город, разгромили
дворы наиболее ненавистных бояр, окольничих,
дьяков и купцов. 2 июня был убит Чистой.
Царю пришлось пожертвовать Плещеевым,
который 4 июня был выведен палачом на
Красную площадь и растерзан толпой. Траханиотов
пытался спастись бегством, но 5 июня был
пойман и также убит. Морозова царь отстранил
от власти и 11 июня отправил в ссылку в
Кирилло-Белозерский монастырь. Не участвовавшие
в восстании дворяне воспользовались
движением народа и 10 июня потребовали
от царя созыва Земского собора.В 1648 году
восстания произошли также в Козлове,
Курске, Соли Вычегодской и других городах.
Волнения продолжались до февраля 1649.
Царь пошел на
уступки восставшим: было отменено
взыскание недоимок и созван
Земский собор для принятия
нового Соборного Уложения. Впервые
за долгое время Алексей Михайлович
самостоятельно решал основные
политические вопросы.
12 июня царь специальным указом
отсрочил взимание недоимок и
тем внёс некоторое успокоение
в среду восставших. Видные бояре
звали стрельцов себе на обеды
с целью загладить бывшие конфликты.
Выдав стрельцам двойное денежное
и хлебное жалованье, правительство
раскололо ряды своих противников
и получило возможность провести
широкие репрессии по отношению
к вожакам и наиболее активным
участникам восстания, многие
из которых были казнены 3 июля.
22 октября 1648 г. Морозов вернулся
в Москву и вновь присоединился
к правительству, однако столь
большой роли в управлении
государством он уже не играл.
7.Крестья́нская война́ под предводи́тельством
Степа́на Ра́зина
Крестья́нская война́ 1670—1671 или Восста́ние
Степа́на Ра́зина — война в
России между войсками крестьян и
казаков и правительственными войсками.
Окончилась поражением восставших. В
советской историографии причинами
указывается то, что срок сыска
беглых крестьян стал бессрочным, проявлялся
чрезмерный феодальный гнет. Ещё одной
причиной было усиление централизованной
власти.Весной 1670 года начался второй
период восстания, то есть собственно
война. От этого момента, а не от 1667 года,
обычно отсчитывают начало восстания.
Разинцы захватили Царицын и подошли к
Астрахани, сдавшейся без боя. Там они
казнили воеводу и дворян и организовали
собственное правительство во главе с
Василием Усом и Фёдором Шелудяком.После
этого на сторону Разина свободно перешло
население Среднего Поволжья (Саратов,
Самара, Пенза), а также чуваши, марийцы,
татары, мордва. Такому успеху способствовало
то, что Разин объявлял каждого, перешедшего
на его сторону, свободным человеком.В
сентябре 1670 года разинцы осадили Симбирск,
но не смогли взять его и отошли на Дон.
Тем временем на Разина двинулись правительственные
войска во главе с князем Долгоруковым,
под командой которого были так же иностранные
наёмники, в частности, немецкая конница.[1]
Опасаясь расправы, казачья верхушка выдала
Разина властям. В июне 1671 года он был четвертован
в Москве; через несколько лет был также
казнён его брат Фрол.Несмотря на казнь
предводителя, разинцы продолжали обороняться,
и смогли удержать Астрахань до ноября
1671 года. Но, несмотря на это, Астрахань
была взята царскими войсками. Масштабы
расправы над восставшими были огромны,
в некоторых городах было казнено более
10 тысяч человек. Всего было уничтожено
более 100 тысяч повстанцев.Разинцы не добились
своей цели: уничтожения дворян и крепостного
права.
8. Церковная реформа патриарха
Никона
Церковная реформа патриарха Никона
XVII века — предпринятый в 1650-х —
1660-х годах комплекс богослужебно-канонических
мер в Русской Церкви и Московском
Государстве, направленных на изменение
существовавшей тогда в Москве (северо-восточной
части Русской Церкви) обрядовой
традиции в целях её унификации с
современной греческой. Вызвала
раскол Русской Церкви и повлекла
возникновение многочисленных старообрядческих
течений. Первым шагом Патриарха
Никона на пути литургической реформы,
сделанным сразу после вступления
на Патриаршество, было сравнение текста
Символа веры в редакции печатных
московских богослужебных книг с
текстом Символа, начертанного на саккосе
митрополита Фотия. Обнаружив расхождения
между ними (а также между Служебником
и другими книгами), Патриарх Никон решился
приступить к исправлению книг и чинопоследований.
Примерно через полгода по восшествии
на патриарший престол, 11 февраля 1653 года,
Патриарх указал опустить в издании Следованной
Псалтири главы о числе поклонов на молитве
преподобного Ефрема Сирина и о двуперстном
крёстном знамении. Часть справщиков высказали
своё несогласие, в результате трое были
уволены, среди них старец Савватий и иеромонах
Иосиф (в миру Иван Наседка). Спустя 10 дней,
в начале Великого поста 1653 года, Патриарх
разослал по московским церквам «Память»
о замене части земных поклонов на молитве
Ефрема Сирина поясными и об употреблении
троеперстного крестного знамения вместо
двуперстного. Так началась реформа, равно
как и протест против неё — церковный
раскол, организованный бывшими товарищами
Патриарха протопопами Аввакумом Петровым
и Иваном Нероновым.
В ходе реформы богослужебная традиция
была изменена в следующих пунктах:
Широкомасштабная
«книжная справа», выразившаяся в редактировании
текстов Священного Писания и
богослужебных книг, которая привела
к изменениям даже в формулировках
Символа Веры — убран союз-противопоставление
«а» в словах о вере в Сына Божия
«рождена, а не сотворена», о Царствии
Божием стали говорить в будущем
(«не будет конца»), а не в настоящем
времени («несть конца»), из определения
свойств Духа Святаго исключено
слово «Истиннаго». В исторические
богослужебные тексты было внесено
также множество других новаций,
например, в имя «Ісус» (под титлом
«Ic») была добавлена ещё одна буква
и оно стало писаться «Іисус»
(под титлом «Іис»).Замена двуперстного
крёстного знамения трёхперстным и
отмена «метаний», или малых земных
поклонов — в 1653 году Никон разослал
по всем церквям московским «память»,
в которой говорилось: «не подобает
в церкви метания творити на колену,
но в пояс бы вам творити поклоны;
ещё и тремя персты бы есте крестились».
Крёстные
ходы Никон распорядился проводить
в обратном направлении (против солнца,
а не посолонь).Возглас «аллилуйя»
во время стали произносить не
дважды (сугубая аллилуйя), а трижды
(трегубая).Изменено число просфор на проскомидии
и начертание печати на просфорах.
Патриарху указывали на самочинность
таких действий, и тогда в 1654 году
он устраивает собор, на котором в
результате давления на участников добивается
разрешения провести «книжную справу
по древним рукописям греческим
и славянским». Однако равнение шло
не на старые образцы, а на современную
греческую практику. В неделю православия
1656 года в московском Успенском соборе
была торжественно провозглашена анафема
на тех, кто крестится двумя перстами.Резкость
и процедурная некорректность (так,
Никон однажды публично избил, сорвал
мантию, а затем без соборного
решения единолично лишил кафедры
и сослал противника богослужебной
реформы епископа Павла Коломенского)
проведения реформ вызвала недовольство
среди значительной части духовенства
и мирян, которое питалось также
личной неприязнью к отличавшемуся
нетерпимостью и амбициозностью
патриарху. После ссылки и гибели
Павла Коломенского движение за «старую
веру» (старообрядчество) возглавили несколько
клириков: протопопы Аввакум, Логгин
Муромский и Даниил Костромской,
поп Лазарь Романовский, дьякон Фёдор
и инок Епифаний и др.Большой Московский
Собор 1667 года, осудив и низложив Никона
за самовольное оставление кафедры
в 1658, анафематствовал всех противников
реформ. В дальнейшем в силу государственной
поддержки церковной реформы
имя Русской Церкви было закреплено
исключительно за принявшими решения
Соборов 1666 и 1667, а приверженцев богослужебных
традиций (староверов) стали называть
раскольниками и преследовать.Взгляды
старообрядцев на реформуВасилий Перов
Никита Пустосвят. Спор о вере. 1880-81.
(«прения о вере» 5 июля 1682 года в
Грановитой палате в присутствии
Патриарха Иоакима и царевны
Софьи)По мнению старообрядцев, взгляды
Никона о какой-то отдельной традиции,
в данном случае греческой, как об
эталонной, были подобны так называемой
«трехъязычной ереси» — учению о
возможности существования святого
писания исключительно на языках,
на которых была сделана надпись
на кресте Христовом — еврейском,
греческом и латинском. В обоих
случаях речь шла об отказе от естественно
сложившейся на Руси богослужебной
традиции (заимствованной, кстати, на основе
старинных греческих образцов). Такой
отказ был совершенно чужд русскому
церковному сознанию, поскольку историческая
русская церковность образовывалась на
кирилло-мефодиевской традиции, в сущности
которой было усвоение христианства с
учётом национального перевода Святого
Писания и богослужебного корпуса, использующего
местные заделы христианской традиции.Кроме
того, старообрядцы, исходя из учения о
неразрывной связи между внешней формой
и внутренним содержанием священнодействий
и таинств, со времён «Ответов Александра
диакона» и «Поморских ответов» настаивают
на более точном символическом выражении
православных догматов именно в старых
обрядах. Так, по мнению старообряцев,
двуперстное крестное знамение глубже
трехперстного раскрывает тайну вочеловечения
и крестной смерти Христа, ибо на кресте
была распята не Троица, а одно из Лиц Ея
(вочеловечившийся Бог-Сын, Исус Христос).
Аналогично, сугубая аллилуйя с приложением
славянского перевода слова «аллилуйя»
(слава Тебе, Боже) содержит уже троекратное
(по числу Лиц Святой Троицы) прославление
Бога (в дониконовских текстах есть и трегубая
аллилуйя, но — без приложения «слава
Тебе, Боже»), в то время как трегубая аллилуйя
с приложением «слава Тебе, Боже» содержит
«четверение» Святой Троицы.Исследования
церковных историков XIX—XX веков (Н. Ф. Каптерева,
Е. Е. Голубинского, А. А. Дмитриевского
[6] и др.) подтвердили мнение старообрядцев
о неаутентичности источников Никоновой
«справы»: заимствования, как оказалось,
производилось из новогреческих и униатских
источников.Среди старообрядцев патриарх
за свои действия и последовавшие за реформой
жестокие гонения получил прозвище «Никон-Антихрист».
Реферат
По отечественной
истории
На тему:
« Первые представители династии Романовых».
Выполнил: Руднев Алексей
Проверила : Буханцова А. В.
Содержание
.
- Особенности правления Михаила Романова.
- Особенности правления Алексея Михайловича Романова.
3.Соборное уложение 1649г.
- Предпосылки
принятия Соборного Уложения.
- Источник соборного уложения.
- Содержание и система уложения.
- Значение уложения и его новые идей.
4.Завершение юридического
формирование крепостного права.
1.1 Значение
соборного уложения 1649 г. В дальнейшей
разработке системы феодального законодательства
России.
1.2 Отмена
«Урочных лет».
1.3 Положение
крепостных крестьян по Соборноу
уложению.
1.4 Отличия
крестьян от Хлопства.
5. Медный бунт.
6. Соляной бунт.
7.Крестьянское восстание под
предводительством Степана Разина.
8.Церковная реформа патриарха
Никона.
1 Ключевский
В. О. Русская история: Полный курс лекций.
В трех книгах. – Ростов-на-Дону: изд-во
«Феникс», 1998. Кн.2, 285 с.
2 М. Ф. Владимирский-Буданов.
Обзор истории русского права. – Ростов-на-Дону,
Центр, 1995, с. 235.
1 А. Г. Маньков
"Уложение 1649 года - кодекс феодального
права России". – Л.: Наука. – 1980, с. 41.
2 Буганов В. И. Мир истории: Россия
в XVII веке. – М.: Молодая гвардия, 1989, 187
с.
1 М. Ф. Владимирский-Буданов.
Обзор истории русского права. – Ростов-на-Дону,
Центр, 1995, с. 235-236.
1 Керимов Д. А. Политическая история России.
Хрестоматия для вузов. – Москва: Аспект
пресс. 1996, с. 158.
1 Здесь и далее
по содержанию и структуре свода материал
из текста «Уложения…сотворенiя мира
1959», ИмператорскаяАкадемiи Наукъ, 1759 .
1 М.Н.
Тихомиров и П.П. Епифанов. Соборное
Уложение 1649 г. Учебное пособие для высшей
школы. Москва: МГУ, 1961, с. 220.
2 История государства и права
/ Под редакцией Чистякова О.И. и
Мартисевича И. Д. – М.: Просвещение. –
1985, с. 105.
1 Ключевский
В. О. Русская история: Полный курс лекций.
В трех книгах. – Ростов-на-Дону: изд-во
«Феникс», 1998. –с. 296.