История создания и общая характеристика «Салической правды»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 10:26, контрольная работа

Описание работы

Целью работы является подробное и последовательное изучение «Салической правды» как главного источника сведений о социально-экономической и политической жизни франков. Для достижения данной цели ставятся следующие задачи:
1. Рассмотреть историю создания и дать общую характеристику «Салической правды»;
2. Изучить социальную структуру франкского общества по «Салической правде»;
3. Охарактеризовать право собственности по «Салической правде»;

Содержание работы

Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3

1.История создания и общая характеристика «Салической правды». . …..5

2.Социальная структура франкского общества по «Салической правде». . . 7

3.Право собственности по «Салической правде». Общинная собственность. Аллод. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ……………9

4.Система преступлений и наказаний по «Салической правде». . . . . . …..13

5.Судопроизводство по «Салической правде». Система доказательств. Ордалии. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 18

Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . …20

Список литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ..21

Файлы: 1 файл

Салическая правда как источник по ....doc

— 118.50 Кб (Скачать файл)


Содержание

 

Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3

 

1.История создания и общая характеристика «Салической правды». . …..5

 

2.Социальная структура франкского общества по «Салической правде». . . 7

 

3.Право собственности по «Салической правде». Общинная собственность. Аллод. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ……………9

 

4.Система преступлений и наказаний по «Салической правде». . . . . . …..13

 

5.Судопроизводство по «Салической правде». Система доказательств. Ордалии. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 18

 

Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . …20

 

Список литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ..21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

«Салическая правда» является правовым памятником франков, относящимся к V веку - моменту расселения франков на завоеванных землях. Она являлась самой древней из так называемых «варварских правд». «Варварскими правдами» называют обыкновенно раннефеодальные юридические кодификации германских народов - записи их обычного права. Точное наименование «Салической правды» - «Салический закон» - Lex Salica. «Правдой» принято называть указанную кодификацию по аналогии с известной Русской правдой, названной так ее составителями. В Древней Руси слово «правда» означало то же, что мы сейчас называем «правом».

Тема данной контрольной работы является актуальной, так как понимание современного значения юриспруденции для общественных отношений невозможно без знания важнейших правовых источников прошлого и только взгляд через призму истории развития государства и права может открыть значение многих правовых институтов настоящего времени. Благодаря этому своду законов мы сейчас, через глубину веков, можем понять и проанализировать состояние законодательства в те далекие времена, выявить эволюцию структур, институтов и механизмов государственной власти, правовой системы в целом, а также отдельных отраслей права в отдельности.

Целью работы является подробное и последовательное изучение «Салической правды» как главного источника сведений о социально-экономической и политической жизни франков. Для достижения данной цели ставятся следующие задачи:

1. Рассмотреть историю создания и дать общую характеристику «Салической правды»;

2. Изучить социальную структуру франкского общества по «Салической правде»;

3. Охарактеризовать право собственности по «Салической правде»;

4. Раскрыть систему преступлений и наказаний по «Салической правде»;

5. Показать судопроизводство по «Салической правде».

Объект моего исследования: Саллическая правда, как источник по экономической, социальной и политической жизни франков.

Предмет исследования: История средних веков

Основными литературными  источниками для написания контрольной  работы послужили учебники и учебные  пособия по истории средних веков. Среди них необходимо отметить: «История средних веков» под редакцией С.Д. Сказкина и др.[2]; «История средних веков» под редакцией Н.Ф. Колесницкого[3]; «История средних веков» под редакцией З.В. Удальцовой и С.П. Карпова[4] и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.История создания и  общая характеристика «Салической правды»

 

Главным источником сведений о социально-экономических и правовых отношениях у франков является «Салическая правда», представляющая запись их древних обычаев. Она дошла до нас в поздних списках (не ранее IX в.), поэтому вопрос о времени ее создания и последовательности редакций остается спорным. Преобладает мнение, что она была записана в начале VI в., в последние годы правления Хлодвига. Согласно другой точке зрения, независимо от времени первоначальной записи мы можем судить лишь о редакции рубежа VIII—IX вв. Наконец, недавно было высказано предположение, что речь идет о памятнике конца IVв. Проблема усугубляется тем, что время записи обычаев не совпадает со временем их возникновения; общепризнано, что мы имеем дело с наслоениями разных эпох [5, с. 102].

«Салическую правду» можно назвать судебником франков. Составлен он из конкретных судебных случаев (казусов), превратившихся в результате многократных повторений в течение длительного времени в судебные обычаи. Судебник, именуемый по-латыни «Салическим законом» (Lex Salica) и «Салическим законным пактом» (Pactus Legibus Salicae), состоит из Пролога, 65 титулов и Эпилога. Впоследствии преемники Хлодвига увеличили его объем за счет прибавления нескольких глав в течение VI—IX вв.

Основными областями  судебного контроля стали преступления на личной или имущественной основе и соответствующие наказания  за них, имущественные обязательства  и наследование аллода (поземельного владения семьи), обязанности родственников  по оказанию помощи при возмещении имущественного ущерба или лично-телесного вреда, порядок осуществления правосудия, оценка свидетельских показаний и ответственность территориальных общин за возмещение ущерба, причиненного на их территории скрывшимся преступником.

«Салический закон» — это не сборник политических законов, поскольку в нем нет законоположений о наследовании трона, о пережитках язычества или о защите христианской веры. Согласно легенде, «Салическая правда» составлена четырьмя выборными мужами от разных частей королевства, которые составили его полностью за три заседания.

Сборник написан на латыни, и это давало возможность заимствований  из римских правовых конструкций  при общей неприкосновенности и  сохранности старого доброго  права (т. е. народных правовых обычаев). Непосредственной областью распространения действия судебника стала северная часть королевства.

«Салическая правда» — более поздний свод законов среди кодексов трех союзных народов — бургундов, франков и вестготов, разместившихся в южной части Галлии. Первыми составили собственный свод законов бургундцы. Они проделали это с помощью галло-римского аристократа Сиагрия. Они же несколько раньше франков приняли христианство. Вестготы к этому времени уже имели Кодекс Эрика и Бревиарий Алариха. Последний стал по указанию Хлодвига действующим руководством для галло-римлян Франкского королевства [1, с. 276].

«Салический закон», таким образом, предстает прежде всего судебником, а не полным сводом законов. Это записи судебных обычаев, либо сделанные впервые, либо со следами обработки под пером юристов, а также служителей римской церкви. Неполнота и недостаточная упорядоченность отдельных положений сочетаются в некоторых редакциях  с искажениями и вставками переписчиков. Впоследствии судебник уточнялся и дополнялся специальными королевскими установлениями — капитуляриями, эдиктами. Преобладающая форма изложения — казуистическая, при такой форме отсутствуют обобщающие отвлеченные понятия, например понятия вины, преступления и наказания, умысла или неосторожности и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Социальная структура франкского общества по «Салической правде»

 

Государство франков  прошло в своем развитии два основных периода (с конца V до VII в. и с VIII по середину IX в.). Рубеж, разделяющий эти  периоды, характеризуется не только сменой правящих династий (на смену Меровингам пришли Каролинги). Он стал началом нового этапа глубокой социально-экономической и политической перестройки франкского общества, в ходе которой постепенно складывалось собственно феодальное государство в форме сеньориальной монархии.

Во втором периоде  в основном завершается создание крупной феодальной земельной собственности, двух основных классов феодального общества: замкнутого, иерархически соподчиненного, связанного вассально-ленными узами класса феодалов, с одной стороны, и эксплуатируемого им зависимого крестьянства — с другой. На смену относительной централизации раннефеодального государства приходит феодальная раздробленность.

В V—VI вв. у франков  сохранились еще общинные, родовые  связи, отношение эксплуатации среди самих франков не были развиты, немногочисленной была и франкская служилая знать, сформировавшаяся в правящую верхушку в ходе военных походов Хлодвига.

Наиболее ярко социально-классовые  различия в раннеклассовом обществе франков, как свидетельствует «Салическая правда», правовой памятник франков, относящийся к V в. проявлялись в положении рабов. Рабский труд, однако, не получил широкого распространения. Раб в отличие от свободного общинника-франка считался вещью. Его кража приравнивалась к краже животного. Брак раба со свободным влек за собой потерю последним свободы [5, с. 104].

«Салическая правда» указывает также на наличие у франков других социальных групп: служилая знать, свободные франки (общинники) и полусвободные литы. Различия между ними были не столько экономическими, сколько социально-правовыми. Они были связаны главным образом с происхождением и правовым статусом лица или той социальной группы, к которой это лицо принадлежало. Важным фактором, влияющим на правовые различия франков, стала принадлежность к королевской службе, королевской дружине, к складывающемуся государственному аппарату. Эти различия наиболее ярко выражались в системе денежных возмещении, которые служили охране жизни, имущественных и иных прав отдельных лиц.

Наряду с рабами существовала особая категория лиц — полусвободные литы, жизнь которых оценивалась половиной вергельда свободного, в 100 солидов. Лит, представлял собой неполноправного жителя общины франков, находящегося в личной и материальной зависимости от своего господина. Литы, могли вступать в договорные отношения, отстаивать свои интересы в суде, участвовать в военных походах вместе со своим господином. Лит, как и раб, мог быть освобожден своим господином, у которого, однако, оставалось его имущество. За преступление литу полагалось, как правило, то же наказание, что и рабу, например смертная казнь за похищение свободного человека [3, с. 41].

Право франков свидетельствует  и о начавшемся имущественном  расслоении франкского общества. В «Салической правде» говорится о господской челяди или дворовых слугах-рабах (виноградарях, конюхах, свинопасах и даже золотых дел мастер), обслуживающих господское хозяйство.

Вместе с тем «Салическая правда» свидетельствует о достаточной прочности общинных порядков, об общинной собственности на поля,  луга, леса, пустоши, о равных правах общинников-крестьян на общинный земельный надел. Само понятие частной собственности на землю в «Салической правде» отсутствует. Она лишь фиксирует зарождение аллода, предусматривая право передачи надела по наследству по мужской линии. Дальнейшее углубление социально-классовых различий у франков и было непосредственно связано с превращением аллода в первоначальную форму частной феодальной земельной собственности.

Итак, в социальной структуре франкского общества выделялись группы свободных франков, полусвободных (литы), рабов, три группы королевских служащих (чиновники-военачальники, дворцовые служащие, дружинники).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Право собственности по «Салической правде». Общинная собственность. Аллод

 

В этот период у франков  существует вполне развитая частная  собственность на движимое имущество. Об этом говорят, например, высокие  штрафы, устанавливаемые «Салической  правдой» за кражу хлеба, скота, птицы, лодок, сетей. Но частной собственности на землю, за исключением приусадебных участков, «Салическая правда» не знает. Собственником основного земельного фонда, каждой деревни являлся коллектив ее жителей — свободных мелких земледельцев, составлявших общину. В первый период    после завоевания Галлии, по данным древнейшего текста «Салической правды», франкские общины представляли собой очень разные по размеру поселения, состоявшие из родственных между собой семей. В большинстве случаев это были большие (патриархальные) семьи, включавшие близких родственников обычно трех поколений — отца и взрослых сыновей с их семьями, ведущих хозяйство совместно. Но появлялись уже и малые индивидуальные семьи. Дома и приусадебные участки находились в частной собственности отдельных больших или малых семей, а пахотные и иногда луговые наделы — в их наследственном частном пользовании. Эти наделы обносились обычно изгородью, плетнем и были защищены от вторжений и посягательств высокими штрафами. Однако право свободно распоряжаться наследственными наделами принадлежало только всему коллективу общины. Индивидуально-семейная собственность на землю у франков в конце V и в VI в. только зарождалась. Об этом свидетельствует IX глава «Салической правды» — «Об аллодах», согласно которой земельное наследство, земля в отличие от движимого имущества (оно могло свободно переходить по наследству или передаваться в дар) наследовалась только по мужской линии — сыновьями умершего главы большой семьи; женское потомство исключалось из наследования земли. В случае отсутствия сыновей земля переходила в распоряжение общины. Это ясно видно из эдикта короля Хильперика (561—584), который во изменение вышеназванной главы «Салической правды» устанавливал, что в случае отсутствия сыновей землю должны наследовать дочь или брат и сестра умершего, но «не соседи» (как это было, очевидно, раньше) [2, с. 88].

Община имела также ряд других прав на земли, находившиеся в индивидуальном пользовании ее членов. По-видимому у франков существовала «система открытых полей»: все пахотные наделы после снятия урожае и луговые наделы после сенокоса превращались в общее пастбище, и на это время с них снимались все изгороди. Земли под паром также служили общественным пастбищем. Такой порядок связан с чересполосицей и принудительным севооборотом для всех членов общины. Земли, не входившие в приусадебное хозяйство и в пахотные и луговые наделы (леса, пустоши, болота, дороги, неподеленные луга), оставались в общем владении, и каждый член общины имел равную долю в пользовании этими угодьями.

Информация о работе История создания и общая характеристика «Салической правды»