История создания и общая характеристика «Салической правды»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 10:26, контрольная работа

Описание работы

Целью работы является подробное и последовательное изучение «Салической правды» как главного источника сведений о социально-экономической и политической жизни франков. Для достижения данной цели ставятся следующие задачи:
1. Рассмотреть историю создания и дать общую характеристику «Салической правды»;
2. Изучить социальную структуру франкского общества по «Салической правде»;
3. Охарактеризовать право собственности по «Салической правде»;

Содержание работы

Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3

1.История создания и общая характеристика «Салической правды». . …..5

2.Социальная структура франкского общества по «Салической правде». . . 7

3.Право собственности по «Салической правде». Общинная собственность. Аллод. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ……………9

4.Система преступлений и наказаний по «Салической правде». . . . . . …..13

5.Судопроизводство по «Салической правде». Система доказательств. Ордалии. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 18

Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . …20

Список литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ..21

Файлы: 1 файл

Салическая правда как источник по ....doc

— 118.50 Кб (Скачать файл)

Сумма штрафов за оскорбление  словом или действием зависела от ряда обстоятельств: от социального  положения сторон, от тяжести оскорбления. По «Салической правде» простое оскорбление свободного франка словом - уродом, зайцем, волком, лжецом и другими обидными прозвищами наказывалось штрафом в 3 солида, действием - в 15 солидов. Суров был «салический закон» к тем, кто оскорблял женщину, без оснований называя ее «блудницей». Штраф в этом случае достигал 45 солидов. Особо наказывалась клевета на мужчин и женщин, которых называли «пособниками ведьмы».

В титулах «варварских  правд» о преступлениях против собственности содержится прежде всего длинный ряд статей, касающихся краж различных домашних животных, воровства в поле, саду. При этом по «Салической правде» различались кражи, совершенные свободными или рабами, со взломом, подделкой ключей или без таковых, одного или нескольких животных. Учитывалось также, оставались ли у хозяина другие животные, их возраст и пол, была ли, например, свинья супоросая или нет.

«Салической правде» были известны и такие преступления, как кража свободных людей, кража рабов, которая приравнивалась к краже коня или упряжного животного, поджег дома, амбара, разрушение чужого дома, поломка изгороди, самовольное использование чужой вещи.

Особую группу составляли преступления против нравственности. Сюда по «Салической правде» относились такие преступления как «насилие над свободной девушкой», караемое штрафом в 63 солида, сожительство с ней «по ее доброй воле», караемое штрафом в 45 солидов. Для сравнения можно указать, что оскорбление женщины словами «пособница ведьмы» наказывалось почти в три раза большим штрафом, чем насилие над ней. Раб, «причинивший насилие чужой рабыне», после которого наступила ее смерть, кастрировался или уплачивал 6 солидов.

Нельзя обойти стороной и такой интересный вопрос, как кровная месть. «Салическая правда» была составлена в то время, когда кровная месть была уже пережитком. Она стала особенно страшной с переходом к оседлости, с усовершенствованием оружия, с распадением старых родовых коллективов. Самосуд и государство находились в явном противоречии. Тем не менее «Салическая правда», как и последующие «варварские правды» хотя и ограничивает, но не вовсе запрещает кровную месть. «Салическая правда», конечно, содержит указания на месть. Если преступник настолько беден и настолько «безроден», что не может собрать денег для своего выкупа, «он должен уплатить своей жизнью». Тем не менее «Салическая правда» скорее запрещает, чем поощряет месть. Она во всех случаях запретна, когда нет умысла, а значит, и вражды. С этого, по-видимому, начинается ограничение кровной мести вообще. Где нет вражды, там достаточно возмещения ущерба. Наряду с этим запрещается кровная месть за ранение, а затем обычай убивать лучшего в роде

  [1, с. 281].

Итак, большая часть статей в «Салической правде» посвящена преступлениям и наказаниям. Под преступлением понимается, прежде всего, обида, вред, причиненный личности или имуществу другого. Соответственно под наказанием понимались возмещение, компенсация за эту обиду или вред.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.Судопроизводство  по «Салической правде». Система доказательств. Ордалии

 

Старинные обычаи многих народов требовали, чтобы судебное дело возбуждалось не иначе как по заявлению потерпевшей стороны. На ней лежало формулирование обвинения и представление обвинения и доказательств. Такой процесс получил название обвинительного. Исключение из правил делалось только ради таких преступлений, которые существенным образом затрагивали общий интерес (измен, бегство с поля боя и т. д.). Виновные в этих преступлениях наказывались по инициативе властей. Изменников, по обыкновению, вешали, трусов топили в болоте и забрасывали хворостом.

Никакого предварительного расследования конечно не было. Судья  должен был ограничиться доказательствами, которые представляли стороны. При  этом он знал, что не может полагаться на достоверность свидетельских  показаний: что бы ни случилось, родич  не станет показывать против родича, а человек, принадлежащий к враждебному роду, говорить в пользу противника [3, с. 41].

Когда не удавалось добиться признания – на чем сосредотачивались  основные усилия, – судьи апеллировали к богу. Так рождается ордалий – «суд божий», состоящий в испытании соответствующей стороны в процессе. Наиболее распространенными способами ордалия в праве германских народов были испытания водой, железом и огнем. «Салическая правда» знает ордалии с помощью котелка с кипящей водой, в которую опускалась рука обвиняемого. Обожженная и плохо заживающая рука была свидетельством его виновности. От испытания котелком можно было откупиться, причем сумма выкупа зависела от суммы предполагаемого штрафа в случае проигранного дела, но была значительно ниже, чем сам штраф. Возможность «выкупа руки от котелка» была социальной привилегией богатого преступника.

 Особой формой ордалия  был судебный поединок. Он назначался  во всех тех случаях, когда  ответчик обвинял истца во  лжи. С возникновением феодальных  отношений поединки между лицами, принадлежавшими к противоположным классам, стали невозможны (за редким исключением). Дворяне дрались на конях и своим оружием, крестьяне – на дубинках.

Своеобразным видом  ордалия служила клятва, выступавшая  в форме соприсяжничества: обвиняемый отрицал обвинение клятвой, но вместе с ним должны были клясться и те, которых он приводил в качестве своих соприсяжников. Число последних различалось в зависимости от важности дела. Салическая правда назначает в одних случаях 6, в других 72 соприсяжника. Соприсяжник не свидетель (нельзя ведь заранее установить число свидетелей). В его задачу входило одно - удостоверить клятвой (присягой), что тот, кого обвиняют, не мог  совершить преступление. Если при произнесении клятвы хоть один из  соприсяжников сбивался, дело считалось проигранным.

С распадением родовых  связей и ростом бедности крестьянину  все труднее становилось прибегать  к рискованной помощи соприсяжников. Но тем легче это было сделать знатному сеньору, окруженными вассалами и дружиной. Христианство прибавило к старинным испытаниям несколько новых видов: клятву на Евангелие, на святых мощах, испытание крестом

  [1, с. 284].

Таким образом, у франков судебная процедура была очень примитивна. Дела решались по показаниям сторон и их свидетелей без предварительного следствия. В сомнительных случаях обращались к ордалиям — испытанию кипятком. Вызывал на суд сам пострадавший, так как особого судебно-административного аппарата еще не существовало.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

«Салическая правда» представляет собой запись древних обычаев приморских франков, и потому ее можно назвать судебником франков. Временем ее возникновения принято считать конец V столетия – момент расселения франков на завоеванных землях бывшей Римской провинции Галлии и принятия христианства.

«Салическая правда» указывает на наличие в социальной структуре франкского общества таких социальных групп: свободных франков, полусвободных (литы), рабов, три группы королевских служащих (чиновники-военачальники, дворцовые служащие, дружинники). Различия между ними были не столько экономическими, сколько социально-правовыми.

Ко времени записи «Салической правды» у франков еще сохранялась большая семья. Члены большой семьи совместно вели хозяйство и владели движимой и недвижимой собственностью. Несколько близких в родственном отношении домохозяйств составляли поселение — земледельческую общину. Однако у франков уже шел процесс разложения родовых связей и распадения больших семей. Социальная дифференциация у франков была ускорена появлением частной собственности на землю. Согласно эдикту короля Хильперика, земельный надел могли наследовать не только мужчины (сыновья и братья), как это было прежде, но и женщины (дочери и сестры). Так оформился аллод — свободно отчуждаемая земельная собственность. Земледельческая община потеряла свою неограниченную собственность на обрабатываемую землю и превратилась в общину соседскую (марку). В состав соседской общины входили отдельные самостоятельные домохозяйства, владевшие на правах полной собственности пахотной землей и пользовавшиеся совместно неподеленными угодьями. Завершился распад родовой организации: «род растворялся в общине-марке».

Большая часть статей в «Салической правде» посвящена преступлениям и наказаниям. Под преступлением понимается, прежде всего, обида, вред, причиненный личности или имуществу другого. Соответственно под наказанием понимались возмещение, компенсация за эту обиду или вред.

Судебная процедура у франков была очень примитивна. Дела решались по показаниям сторон и их свидетелей без предварительного следствия. В сомнительных случаях обращались к ордалиям — испытанию кипятком. Вызывал на суд сам пострадавший, так как особого судебно-административного аппарата еще не существовало.

Список литературы

 

1.Графский В.Г. Всеобщая история государства и права: Учебник. – М.: НОРМА, 2007. -  752 с.

 

2.История средних веков (в двух томах). Т. I. Учебник / Под   ред. С.Д.   Сказкина и др. – М.: Высш. школа, 1977. -  471 с.

 

3.История средних веков: Учебник / Под ред. Н.Ф. Колесницкого. – М.: Просвещение, 1980. – 576 с.

 

4.История средних веков. В 2 т. Т. 1. / Под ред. З.В. Удальцовой и С.П. Карпова. – М.: Высш. школа, 1990. – 495 с.

 

5.История средних веков: В 2 т. Т.1.: Учебник / Под ред. С.П. Карпова. – М.: Изд-во Моск. ун-та: Наука, 2005. – 681с.

 

6.История средних веков: V – XIII вв.: учеб. пособие / В.А. Федосика. – Мн.: Нар. асвета, 2009. – 158 с.

 

7.История средних веков: учеб. пособие. В 3 ч. Ч. 1. Раннее средневековье / Под. ред. В.А. Федосика, И.О. Евтухова. – Мн.: Изд. центр БГУ, 2008. – 255 с.

 

8.Неферов С.А. История средних веков.- М.: ВЛАДОС, 1996. – 363 с.

 


Информация о работе История создания и общая характеристика «Салической правды»