Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июля 2012 в 14:55, контрольная работа
Цель контрольной работы – рассмотреть вопросы кодификации церковного права в нормах Стоглава 1551 года.
Введение 3
1.История создания Стоглава 4
2.Структура «Стоглава» 6
3.Вопросы кодификации церковного права в нормах Стоглава 7
Заключение 23
Список использованных источников 25
Содержание
Введение 3
1.История создания Стоглава 4
2.Структура «Стоглава» 6
3.Вопросы кодификации церковного права в нормах Стоглава 7
Заключение 23
Список использованных источников 25
Введение
Середина XVI в. — время
политических и социально-экономических
реформ, связанных с изменившимся
статусом Русского государства. Происходившие
изменения не могли не коснуться
Русской Православной Церкви и, в
частности, церковного права. В Кормчие
книги, фиксировавшие нормы этого
права, на протяжении их бытования на
Руси включались дополнительные статьи,
возникали новые редакции Кормчих,
вызванные стремлением
Цель контрольной работы – рассмотреть вопросы кодификации церковного права в нормах Стоглава 1551 года.
1.История создания Стоглава
В связи с полемикой о подлинности и каноническом значении Стоглава, сложностью, нечеткостью и нелогичностью его структуры и состава проблема происхождения его текста является одной из основных в исторической литературе о Стоглаве и Стоглавом Соборе.
В 1551 году Иван IV принялся за дело созыва собора, считая себя преемником византийских императоро и не желая ни в чем от них отставать, в том числе и в созыве церковных соборов. Глава 2 «Стоглава», помимо описания открытия Собора и текста первой речи царя Собору, содержит сообщение о великой радости иерархов по поводу царского приглашения. Это объясняется не только данью уважения царю, но и тем, что духовенству этот Собор был необходим для разрешения ряда вопросов, приобретших к середине XVI века особую значимость. Это прежде всего вопросы укрепления церковной дисциплины среди духовенства, полномочия церковного суда, борьба против порочного поведения представителей церкви (пьянства, разврата, взяточничества), ростовщичества монастырей, против пережитков язычества среди населения, унификация церковных обрядов и служб, жесткая регламентация (а, по существу, введение своеобразной духовной цензуры) порядка переписки церковных книг, писания икон, строительства церквей и т. д. Созыв Собора по этим соображениям был не только оправдан, но и необходим.
Название первой главы («В
лето 7059-е месяца февраля в 23 день…»),
казалось бы, дает точную дату работы Стоглавого
собора: 23 февраля 7059 г. (1551 г.). Однако исследователи
расходятся во мнении, является ли эта
дата указанием на начало заседаний
Собора или определяет время начала
составления Соборного
В первой главе в общих чертах намечена программа Собора: Собор отвечает на вопросы царя, который предлагал темы для соборного обсуждения. Участники Собора, как следует из текста, ограничивались высказыванием своих мнений по предложенным темам. В первой главе круг вопросов Собора излагается бегло, несколько путано, иногда приводятся ответы, иногда — нет. Составитель не имел здесь задачи целиком раскрыть содержание тех «исправлений», которыми занимался Собор. Но хотя составитель не всегда приводит ответы Собора на вопросы, он знакомит с документами, в соответствии с которыми принимались решения на Соборе. По существующим правилам Собор не имел права принять решение, расходившееся с канонической литературой. Часть памятников этой литературы упомянута в первой главе «Стоглава»: Правила святых апостолов, святых отцов церкви, Правила, установленные на Соборах духовенства, а также поучения канонизированных святых. В следующих главах этот список расширяется.
2.Структура «Стоглава»
В двух главах (5 и 41) содержатся царские вопросы, которые должны были обсуждать все участники Собора. Для составления вопросов царь привлек лиц из своего окружения, прежде всего членов «Избранной рады». Двое из них имели духовный сан (митрополит Макарий и протопоп Сильвестр), и поэтому их роль была значительна. Главы с 6 по 40 содержат ответы на некоторые из первых 37 вопросов царя. Продолжение ответов содержится в 42-й и последующих главах. Этот разрыв объясняется тем, что соборные прения по составлению ответов на царские вопросы, видимо, были прерваны появлением на Соборе царя. В течение дня, а может и нескольких дней, Собор решал вопросы совместно с царем. С этим связано, видимо, возникновение так называемых «вторых царских вопросов», которые изложены в 41 главе «Стоглава». Они касаются в основном вопросов богослужения и нравов мирян. Царские вопросы можно разделить на три группы:
1) преследующие интересы
государственной казны (
2) обличающие беспорядки
в святительстве и
3) касающиеся беспорядков в богослужении, обличающие предрассудки и нехристианскую жизнь мирян (вопросы: 1, 3, 5, 6, 11, 18, 21-29, 32-36).
Две последние группы вопросов направлены на укрепление нравственной стороны жизни духовенства и населения. Поскольку государство целиком перепоручало эту область церкви, видело в ней свою идеологическую опору, то естественным было для царя желание видеть церковь единой, пользующейся авторитетом у населения.
Среди особенностей структуры «Стоглава» следует особо выделить наличие 101-й главы — приговора о вотчинах. Она, видимо, была составлена после окончания работы Стоглавого собора и прибавлена к основному списку в качестве дополнения.
3.Вопросы кодификации церковного права в нормах Стоглава
С момента своего появления и практически до петровских реформ Стоглав наряду с Кормчей книгой и светским законодательством (Судебник 1550 г., Соборное Уложение 1649 г., уставные грамоты) являлся источником церковного права. Однако Московский Собор 1666–1667 гг. отменил отдельные постановления, содержащиеся в Стоглаве, «зане той Макарий митрополит и иже с ним, мудрствоваше невежеством своим безрасудно, яко же восхотеша сами собою»3. В связи с борьбой со старообрядчеством, в среде которого Стоглав пользовался особым авторитетом, на протяжении XVIII – первой половины XIX в. в историографии ставились под сомнение как каноническое значение, так и сам факт проведения Собора.1
Одним из первых оценил значение
постановлений Стоглавого Собора о
церковном суде Ил. В. Беляев. Он отметил,
что они помогли организовать
церковный суд сообразно
Как источник церковного законодательства
Стоглав содержит дисциплинарные нормы
поведения и виды наказаний за
их нарушение, а самое главное, как
неоднократно отмечалось в историографии,
впервые в истории русского церковного
права в нем подробно описаны
церковное судоустройство и процесс
церковного судопроизводства, затрагивающий
в том числе соотношение
Церковное судопроизводство и судоустройство в Стоглаве занимает одно из центральных мест. Ему посвящено 17 пространных глав: 53 – 69. Эти главы являются соборным ответом на два царских вопроса из числа первых, помещенных в гл. 5: вопроса 7 «О с(вя)тител(ь)ских судиах» и вопроса 14 «О несудимых грамотах».
В вопросе «О с(вя)тител(ь)ских
судиах» перечисляются
В вопросе «О несудимых грамотах» ставится под сомнение правомерность выдачи жалованных грамот монастырям и церквам, освобождающих их от святительского суда: «О судехъ архимандричих и игуменов, и всяког(о) с(вя)щ(е)нническаг(о) чину, и иноческаг(о), и о всех ц(е)рк(о)вных причетникехъ, и о манастырских слугах, и о жаловал(ь)ных грамотах несудимых монастырских и ц(е)рк(о)вныхЕ не судити вл(а)д(ы)камъ игуменов и попов, и черньцов, и всяких причетников ц(е)рковных и монастырских. Коеа ради вины сие тако быс(ть)? И так ли сему достоит быти?»
Рассмотрим главы 53–69, содержащие ответы на царские вопросы. Если гл. 53–65 включают в себя византийские и древнерусские памятники, то гл. 66–69 представляют собой оригинальный текст, созданный авторами Стоглава. Именно эти главы (66–69) получили широкое распространение в виде выписок в различных рукописных сборниках, а также вошли в состав наказных списков Стоглава.
В списке Стоглава Отдела рукописей
Российской государственной библиотеки
(ОР РГБ, Рум. 425), который, по нашему мнению,
является предполагаемым оригиналом Полной
редакции Стоглава и в котором
отразилась редакторская правка14, главы
о святительском суде выделены в
один кодикологический блок под названием,
поставленным перед гл. 53: «О с(вя)тител(ь)ском
суде соборной ответъ от с(вя)щенных правил
ап(о)с(то)льскых и отеческых, и от
заповедей бл(а)гоч(е)стивых ц(а)рей,
от правилъ с(вя)тых ап(о)с(то)лъ»
В гл. 53 приведена выдержка
из сборника епитимийных правил Зонары.
Этот сборник получил
В гл. 54 помещено толкование
2-го апостольского правила из сводной
Кормчей о неприкосновенности церковного
имущества: «господство и владычество»
в епархии принадлежит
В гл. 55 содержится часть 9-го
правила Халкидонского Cобора с
толкованием Аристина, в котором
дается определение подсудности
в порядке духовной иерархии. Верховный
суд, согласно правилу, принадлежит
Константинопольскому патриарху. Сравнение
Д. Стефановичем этого текста с греческим
показало, что в славянском переводе
отсутствует третейский суд. Текст
правила с толкованием в
Глава 56 содержит толкование
Аристина на 15-е правило Карфагенского
Собора из Кормчей. К нему присоединена
выдержка из «заповедей с(вя)тыхъ от(е)ць
160-пяти» «с(вя)т(а)го Пятаго Собора»
— апокрифического правила, появившегося
в русских рукописях с XIV в. В
нем запрещается епископам, священникам
и диаконам обращаться к «градским
судьям». В случае, если мирские судьи
будут виновны в насилии по
отношению к
Главы 57–59 представляют собой
выдержки из новелл императора Юстиниана,
которые подразумевают
В гл. 60 помещена пространная
выдержка из подложной грамоты императора
Константина Римскому папе Сильвестру
V «Константинов дар». Эта выдержка
вошла в Стоглав из «Ответа» митрополита
Макария «о недвижимых вещех, вданных
Богови в наследие благ вечных»18
и содержит в конце грамоты
приписку особого наставления всем
христианским государям оказывать
духовным иерархам подобающую честь
по примеру настоящей грамоты. В
ней запрещается «непр(а)в(е)