Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июля 2012 в 14:55, контрольная работа
Цель контрольной работы – рассмотреть вопросы кодификации церковного права в нормах Стоглава 1551 года.
Введение 3
1.История создания Стоглава 4
2.Структура «Стоглава» 6
3.Вопросы кодификации церковного права в нормах Стоглава 7
Заключение 23
Список использованных источников 25
Из «Ответа» митрополита Макария заимствован текст, вошедший в гл. 63 «Устав князя Владимира», но с пропуском статей 19, 21–2420.
Кроме того, в Стоглаве (гл. 61) целиком и без изменений помещена так называемая «Заповедь царя Мануила Комнина». Она взята из второго поучения митрополита Фотия великому князю Василию Димитриевичу (1410 г.). В ней, как и в предыдущих главах Стоглава, говорится о неприкосновенности церковного имущества. В случае, если «ц(е)рк(о)вная стяжаниа и пошлины изобидимы» будут от царских наместников и судей, они подлежат отлучению от службы и лишению чина.12
В гл. 64 и 65 приведены две
грамоты митрополита Киприана о
неприкосновенности церковных судов
и их имущества со ссылкой на предания
святых апостолов, святых отцов и
«устав благочестивых царей». Любопытно,
что в последней из грамот под
названием «Правило святых отец Седьмаго
Собора» помещено «толкование» митрополита
Даниила из его сводной Кормчей
о необходимости соблюдать
В оригинальных главах 66–69 термин «церковный суд» не употребляется. Содержание этих глав посвящено в основном устройству святительского суда (митрополичьего, архиепископского или епископского) и суда десятинников.
В гл. 66 «Ответъ о с(вя)тительском суде» содержится ответ в общей форме на царские вопросы. Во-первых, во всех духовных делах святитель судит духовных пастырей, архимандритов и игуменов, и игумений, и их сестер, и строителей, и «вес(ь) с(вя)щенническый и иноческий чин» соборно по «священным правилам», основываясь в своих решениях на скрупулезном изучении дел. Во-вторых, святители не должны требовать в качестве взяток подарки, устройство пиров и других «почестей», за исключением традиционно взимаемых пошлин, которые записаны в грамотах и других документах.
На царский вопрос о царских несудимых грамотах (гл. 67) Собор ответил, что они противоречат «священным правилам», поэтому их не следует больше выдавать. Неоднократно в Стоглаве перечисляются те категории населения, которые относятся к юрисдикции святительского суда: архимандриты, игумены, игумении, монахи и монахини, строители, протопопы, диаконы и «все церковные причты». Эта категория населения подсудна святительскому суду во всех делах, кроме «д(у)шегубства и розбоя с поличным», т.е. убийства и ограбления в присутствии владельца имущества, найденного впоследствии у подсудимого и хранящегося у него под особой охраной23. В последнем случае дело передается «градским» судьям, которые должны судить по царским законам. Святительский суд должен быть соборным, во главе которого стоит сам святитель или тот, кому он «прикажет». Только в случае спора «о земле» монастырских слуг или христиан с кем-либо дело передается в ведение бояр и дворецких царя, и они должны судить, основываясь на жалованных грамотах. Если же архимандриты, игумены, попы, диаконы, церковные причетники, священноиноки, монахи и монахини будут судиться с мирскими, их должен судить совместный суд, состоящий из мирских и святительских судей, десятских священников и земских старост («они просят у святителей за собою присадки»). В то же время, как отмечается в гл. 68, контроль над монастырской казной осуществляется царскими чиновниками — диаками и дворецкими («А монастыри и казны монастырскые ведають и отписывають по всем монастыремъ ц(а)ря великого кн(я)зя дворетцкие и диаки»).
В гл. 68 подробно описан процесс судопроизводства. Следствие в святительском суде должно быть основано на показаниях свидетелей. Однако в случае их отсутствия судьбу подсудимых решает жребий: «чей наперед вымется, того и оправдати». Поле (судебный поединок, древняя форма решения тяжбы силой и крестное целование для «священнического и иноческого чина» не присуждались, в том числе и при решении дел, связанных с присвоением имущества, данного на сохранение без расписки, в которых одной из сторон являлись лица «священнического и иноческого чина». Однако Стоглав в своем запрещении поля и крестоцелования непоследователен, так как в той же, 68-й главе говорится о том, что суд десятинников «без святительского ведома» не имеет права священникам и диаконам назначать срок поля и крестоцелования.
В случае отсутствия митрополита «митрополичий суд» возглавляет епископ Сарский и Подонский. Суд, в котором не должны участвовать митрополичьи бояре, за исключением писарей, является соборным с присутствием нескольких свидетелей. На суде епископ обязан зачитать митрополиту «судный список». Если подсудимые согласятся с его содержанием, митрополит, сверив его с нормами «священных правил», выносит свое окончательное решение. При несогласии подсудимых с содержанием судного списка митрополит должен верить не им, а епископу.
В Стоглаве подробно описана
процедура подачи жалобы в святительский
суд на архимандритов, игуменов и
игумений монастырей в духовных делах.
Прежде всего, святитель не должен посылать
своих недельщиков с
Архимандритов, игуменов, строителей и игумений судят только святители. Бояре и дворецкие царя, бояре митрополита архиепископа и епископов «ни в которых делах» не судят.
Священников, диаконов, всех причетников и мирских людей в гражданских делах, а именно в делах по рядным, духовным и кабальным грамотам, а также в ряде уголовных дел (присвоение имущества, оставленного на сохранение, драки, грабежи) по повелению святителей судят святительские бояре. У них в суде должны участвовать старосты поповские и пятидесятские, десятские (по две – три недели), городские старосты и целовальники, а также земский диак, «которому царь прикажет». Старосты, целовальники и земский диак обязаны с судных дел сделать копии, подписанные диаками (святительскими?) и хранить их у себя. Они же, а также священники, участвующие в суде, должны подписать судные списки, которые остаются у святительских бояр, и списки, которые остаются у целовальников. Судные списки после суда должны храниться в ларце у диаков «за боярскыми печат(ь)ми по ц(а)р(е)ву Судебнику» (подьячим их не передают) до тех пор, пока не будут представлены святителю, который, посоветовавшись с «ыскусньми людьми», выносит окончательное решение и определяет величину пошлины по царскому Судебнику и Уставной грамоте с ответчика. В том случае, если истец или ответчик не согласится с содержанием судного списка, святитель обязан снова провести следствие со всеми участниками суда, после чего они должны вынести окончательное решение.
Стоглав настаивает на сохранении должности десятинника и его суда в городах «и по десятинам». Его устройство аналогично устройству суда святительских бояр. К компетенции суда десятинника относятся те же дела, что и вышеперечисленные дела суда святительских бояр: по рядным и кабальным грамотам, «и в боех, и в грабежах, опроче д(у)х(о)вных дел», и та же категория населения: священники, диаконы, «церковные причты» и «мирские люди». В суде десятинников должны присутствовать старосты-священники и десятские священники («по два – по три»), старосты земские и целовальники. Они обязаны с судных списков, ими подписанных и оставленных на хранение у десятинника, сделать копии, подписать их у десятинника, поставить печать и оставить на хранение у себя.
Суд десятинников должен быть справедливым и без взяток. Пошлины взимаются по Судебнику 1550 г. и Уставной грамоте. В тех случаях, когда суд десятинников не может принять решения, десятинники договариваются со святителем о сроках суда, и святитель выносит свое решение. Все духовные дела они должны отправлять на суд святительский. Царская и святительская опала ожидает бояр, десятинников и земских судей, если несколько свидетелей докажут «неправду в суде, и всякую хитрость, и продажу».
Гл. 69, содержание которой в основном посвящено венечной пошлине, возвращается к вопросу о святительском суде. Если к святителю (митрополиту, архиепископу или епископу) обращается «жалобник» по духовным делам, «о всяких обидах» и «о управах земскых» по рядным, духовным, кабальным грамотам и «в поклажаех», «опричь душегубства и розбоя с поличным», святитель повелевает своим боярам и десятинникам для вызова в суд ответчика нанять пристава, действия которого и оплата осуществляются в соответствии со ст. 44–47 Судебника 1550 г.29 Митрополичьи недельщики должны ездить с приставными грамотами в числе одного — трех человек в зависимости от расстояния.
Священников, диаконов и «церковные причты» давать на поруки можно только десятским священникам, а мирских людей – земским старостам и земским десятским. При этом от поруки не брать «поклонное» — подарок в качестве благодарности.
Документы, в которых указывается срок явки в суд, и следственные дела должны оформлять земские диаки в присутствии старост, десятских или церковного диака «крепости для и брежения земскаго». Однако не совсем ясно, какие «старосты» и «десятские» имеются в виду: старосты-священники и десятские священники или земские старосты и земские десятские, может быть, те и другие.
Что касается судебной пошлины, то для бояр, дворецких и десятинников ее размер по Судебнику составляет гривну. Пошлины сверх установленного размера они не должны получать.
Если десятинники будут затягивать дела, брать взятки и судить несправедливо, старосты, целовальники и священники, которые входят в состав суда десятинников, жалуются земскому диаку. Если десятинник проигнорирует их жалобу, они должны обратиться к святителю. Крайняя мера наказания нерадивого десятинника — письмо старост к царю. Наказание — «великая опала» царя и святителя, отстранение от должности и штраф, в три раза превышающий сумму, присвоенную десятинником.
То же наказание за аналогичное преступление (взятка) ждет недельщика, боярина, дворецкого и диака. Если вина будет доказана старостами и священниками, сидящими с ним в суде, то, по Судебнику, он платит штраф, размер которого в три раза больше суммы взятки. Если его поймают на этом же преступлении в следующий раз, он опять должен заплатить штраф и затем быть сослан. При этом дворецкого и боярина лишают соответственно дворничества и боярства и конфискуют их поместья, десятинника лишают десятины, диака — диачества. Ни митрополит, ни архиепископ или епископ не имеют права без царского на то разрешения отсылать от себя бояр и дворецких. В тех случаях, когда по тем или иным причинам у них на службе не окажется дворецких или бояр, брать на эту службу следует из представителей тех же родов и также с ведома царя. Если таких кандидатур не будет, необходимо обратиться к царю («и имъ о томъ бити челомъ ц(а)рю»), чтобы он «пожаловалъ — изобралъ у собя и далъ имъ». Диаков также назначают с ведома царя. Святители, со своей стороны, должны контролировать своих дворецких, бояр и диаков, чтобы в судах не было «всякие хитрости и коварства, и лихоимстваЕ продажы, и волокиды безмерныя».
В том случае, если девушки, замужние женщины и вдовы обратятся с жалобой (видимо, об изнасиловании) на представителей духовенства («священнический и иноческий чин») или на «мирских людей», то недельщикам разрешается отдавать обвиняемых на поруки «перед старостами и перед с(вя)щенники десяцкыми, и перед земскыми десятцкыми». Затем недельщики «ставят» их перед боярами, а бояре сообщают об этом святителю. «Священнический и иноческий чин» судят сами святители «соборне» или те, кому они поручают. Те недельщики и тиуны, которые, договорившись с «блудницами и ябедникы», берут взятки, обязаны, по Судебнику, без суда, хотя и с предварительным следствием и показаниями свидетелей, вернуть взятое в тройном размере, после чего они лишаются своих должностей.
Особое внимание Стоглав обращает на так называемую тиунскую пошлину — «крестец». В Москву, говорится в Стоглаве, со всей России приезжают архимандриты, игумены, протопопы, священники, иеромонахи и диаконы по различным делам, в том числе и судебным: за «поруками», за «приставом», по кабальным и срочным грамотам и т.д. Они сходятся на площади, именуемой Крестец (на Ильинской улице), и нанимаются служить в московских церквах. За разрешение служить им положено платить митрополичьему тиуну пошлину (от десяти денег до алтына в месяц). Если пошлину кто не заплатит, тиун налагает на того штраф, при этом не проверяя, есть ли у него ставленная, благословенная и отпускная грамоты. Собор постановил:
1. Если у приехавших
в Москву «для своих дел» («бити
челом царю или митрополиту»),
а не за «поруками», «приставом»
и «ни в которой пене»,
2. Если указанных грамот
у них нет, разрешения
3. Если они имеют грамоты,
но приехали за поруками или
за приставными грамотами,
4. Если тиун выдаст
разрешение тем, у кого нет
благословенных, отпускных и ставленных
грамот, или тем, кто «приехал
за поруками», он лишается
Таким образом, постановления Стоглава, касающиеся судоустройства и судопроизводства, были направлены прежде всего на развитие и укрепление святительского суда, в ведение которого передавались, помимо духовных, гражданские дела духовенства, «кроме душегубства и разбоя с поличным». Отменялись несудимые грамоты, в результате чего святительскому суду стали подсудными архимандриты и игумены. Кроме того, были осуждены злоупотребления, совершаемые при судебном разбирательстве. Более четко разграничивалась юрисдикция светского и церковного суда, а также было детально расписано функционирование судов, занятых разбирательством тяжб между мирскими и духовными лицами. Стоглавый Собор сохранил должность десятинника и его суд в городах и «по десятинам».
Основное содержание Стоглава
связано с рассмотрением