История создания Стоглава

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июля 2012 в 14:55, контрольная работа

Описание работы

Цель контрольной работы – рассмотреть вопросы кодификации церковного права в нормах Стоглава 1551 года.

Содержание работы

Введение 3
1.История создания Стоглава 4
2.Структура «Стоглава» 6
3.Вопросы кодификации церковного права в нормах Стоглава 7
Заключение 23
Список использованных источников 25

Файлы: 1 файл

стоглав.docx

— 52.04 Кб (Скачать файл)

Из «Ответа» митрополита  Макария заимствован текст, вошедший в гл. 63 «Устав князя Владимира», но с пропуском статей 19, 21–2420.

Кроме того, в Стоглаве (гл. 61) целиком и без изменений  помещена так называемая «Заповедь  царя Мануила Комнина». Она взята  из второго поучения митрополита  Фотия великому князю Василию  Димитриевичу (1410 г.). В ней, как и  в предыдущих главах Стоглава, говорится  о неприкосновенности церковного имущества. В случае, если «ц(е)рк(о)вная стяжаниа и пошлины изобидимы» будут от царских наместников и судей, они подлежат отлучению от службы и лишению чина.12

В гл. 64 и 65 приведены две  грамоты митрополита Киприана о  неприкосновенности церковных судов  и их имущества со ссылкой на предания святых апостолов, святых отцов и  «устав благочестивых царей». Любопытно, что в последней из грамот под  названием «Правило святых отец Седьмаго Собора» помещено «толкование» митрополита  Даниила из его сводной Кормчей  о необходимости соблюдать священные  правила, законы и уставы, принятые Церковью, писания святых апостолов  и отцов. При этом в редакцию «толкования», включенного в Стоглав, добавлено  указание на необходимость хранить  и соблюдать предания «благочестивых царей». Аналогичное дополнение, сделанное  авторами Стоглава, имеется и в  Послании Киприана в гл. 6422.

В оригинальных главах 66–69 термин «церковный суд» не употребляется. Содержание этих глав посвящено в  основном устройству святительского суда (митрополичьего, архиепископского или  епископского) и суда десятинников.

В гл. 66 «Ответъ о с(вя)тительском суде» содержится ответ в общей  форме на царские вопросы. Во-первых, во всех духовных делах святитель  судит духовных пастырей, архимандритов  и игуменов, и игумений, и их сестер, и строителей, и «вес(ь) с(вя)щенническый  и иноческий чин» соборно по «священным правилам», основываясь в своих  решениях на скрупулезном изучении дел. Во-вторых, святители не должны требовать  в качестве взяток подарки, устройство пиров и других «почестей», за исключением  традиционно взимаемых пошлин, которые  записаны в грамотах и других документах.

На царский вопрос о  царских несудимых грамотах (гл. 67) Собор ответил, что они противоречат «священным правилам», поэтому их не следует больше выдавать. Неоднократно в Стоглаве перечисляются те категории  населения, которые относятся к  юрисдикции святительского суда: архимандриты, игумены, игумении, монахи и монахини, строители, протопопы, диаконы и  «все церковные причты». Эта категория  населения подсудна святительскому суду во всех делах, кроме «д(у)шегубства  и розбоя с поличным», т.е. убийства и ограбления в присутствии владельца  имущества, найденного впоследствии у  подсудимого и хранящегося у него под особой охраной23. В последнем случае дело передается «градским» судьям, которые должны судить по царским законам. Святительский суд должен быть соборным, во главе которого стоит сам святитель или тот, кому он «прикажет». Только в случае спора «о земле» монастырских слуг или христиан с кем-либо дело передается в ведение бояр и дворецких царя, и они должны судить, основываясь на жалованных грамотах. Если же архимандриты, игумены, попы, диаконы, церковные причетники, священноиноки, монахи и монахини будут судиться с мирскими, их должен судить совместный суд, состоящий из мирских и святительских судей, десятских священников и земских старост («они просят у святителей за собою присадки»). В то же время, как отмечается в гл. 68, контроль над монастырской казной осуществляется царскими чиновниками — диаками и дворецкими («А монастыри и казны монастырскые ведають и отписывають по всем монастыремъ ц(а)ря великого кн(я)зя дворетцкие и диаки»).

В гл. 68 подробно описан процесс  судопроизводства. Следствие в святительском  суде должно быть основано на показаниях свидетелей. Однако в случае их отсутствия судьбу подсудимых решает жребий: «чей наперед вымется, того и оправдати». Поле (судебный поединок, древняя форма решения тяжбы силой и крестное целование для «священнического и иноческого чина» не присуждались, в том числе и при решении дел, связанных с присвоением имущества, данного на сохранение без расписки, в которых одной из сторон являлись лица «священнического и иноческого чина». Однако Стоглав в своем запрещении поля и крестоцелования непоследователен, так как в той же, 68-й главе говорится о том, что суд десятинников «без святительского ведома» не имеет права священникам и диаконам назначать срок поля и крестоцелования.

В случае отсутствия митрополита  «митрополичий суд» возглавляет  епископ Сарский и Подонский. Суд, в котором не должны участвовать  митрополичьи бояре, за исключением  писарей, является соборным с присутствием нескольких свидетелей. На суде епископ  обязан зачитать митрополиту «судный  список». Если подсудимые согласятся с  его содержанием, митрополит, сверив его с нормами «священных правил», выносит свое окончательное решение. При несогласии подсудимых с содержанием  судного списка митрополит должен верить не им, а епископу.

В Стоглаве подробно описана  процедура подачи жалобы в святительский  суд на архимандритов, игуменов и  игумений монастырей в духовных делах. Прежде всего, святитель не должен посылать своих недельщиков с приставными  грамотами (документами, выдаваемыми  приставу о даче на поруки ответчика  и вызове его в суд и о  производстве обыска25) и брать ответчиков на поруки. Святитель через истца, имеющего поручительство, посылает им «имянные» («посыльные») грамоты с  вызовом на суд в сроки, которые  определяются на основе имеющихся у  святителя царских грамот. При  этом истец («жалобник») должен передать архимандритам и игуменам посланные  святителем грамоты на Соборе в присутствии  братии. Архимандриты и игумены имеют  право вместо себя посылать «слуг». Только в том случае, если никто  не приедет, святитель посылает приставов, оговорив пошлину за поездку пристава («езд»).13

Архимандритов, игуменов, строителей и игумений судят только святители. Бояре и дворецкие царя, бояре  митрополита архиепископа и епископов  «ни в которых делах» не судят.

Священников, диаконов, всех причетников и мирских людей  в гражданских делах, а именно в делах по рядным, духовным и  кабальным грамотам, а также в  ряде уголовных дел (присвоение имущества, оставленного на сохранение, драки, грабежи) по повелению святителей судят святительские  бояре. У них в суде должны участвовать  старосты поповские и пятидесятские, десятские (по две – три недели), городские старосты и целовальники, а также земский диак, «которому  царь прикажет». Старосты, целовальники и земский диак обязаны с судных дел сделать копии, подписанные  диаками (святительскими?) и хранить  их у себя. Они же, а также священники, участвующие в суде, должны подписать  судные списки, которые остаются у  святительских бояр, и списки, которые  остаются у целовальников. Судные списки после суда должны храниться в  ларце у диаков «за боярскыми  печат(ь)ми по ц(а)р(е)ву Судебнику» (подьячим их не передают) до тех пор, пока не будут представлены святителю, который, посоветовавшись с «ыскусньми людьми», выносит окончательное решение и определяет величину пошлины по царскому Судебнику и Уставной грамоте с ответчика. В том случае, если истец или ответчик не согласится с содержанием судного списка, святитель обязан снова провести следствие со всеми участниками суда, после чего они должны вынести окончательное решение.

Стоглав настаивает на сохранении должности десятинника и его  суда в городах «и по десятинам». Его устройство аналогично устройству суда святительских бояр. К компетенции суда десятинника относятся те же дела, что и вышеперечисленные дела суда святительских бояр: по рядным и кабальным грамотам, «и в боех, и в грабежах, опроче д(у)х(о)вных дел», и та же категория населения: священники, диаконы, «церковные причты» и «мирские люди». В суде десятинников должны присутствовать старосты-священники и десятские священники («по два – по три»), старосты земские и целовальники. Они обязаны с судных списков, ими подписанных и оставленных на хранение у десятинника, сделать копии, подписать их у десятинника, поставить печать и оставить на хранение у себя.

Суд десятинников должен быть справедливым и без взяток. Пошлины  взимаются по Судебнику 1550 г. и Уставной грамоте. В тех случаях, когда  суд десятинников не может принять  решения, десятинники договариваются со святителем о сроках суда, и святитель  выносит свое решение. Все духовные дела они должны отправлять на суд  святительский. Царская и святительская опала ожидает бояр, десятинников и земских судей, если несколько свидетелей докажут «неправду в суде, и всякую хитрость, и продажу».

Гл. 69, содержание которой  в основном посвящено венечной пошлине, возвращается к вопросу о святительском  суде. Если к святителю (митрополиту, архиепископу или епископу) обращается «жалобник» по духовным делам, «о всяких обидах» и «о управах земскых» по рядным, духовным, кабальным грамотам и «в поклажаех», «опричь душегубства  и розбоя с поличным», святитель  повелевает своим боярам и десятинникам для вызова в суд ответчика  нанять пристава, действия которого и  оплата осуществляются в соответствии со ст. 44–47 Судебника 1550 г.29  Митрополичьи недельщики должны ездить с приставными  грамотами в числе одного —  трех человек в зависимости от расстояния.

Священников, диаконов и  «церковные причты» давать на поруки можно только десятским священникам, а мирских людей – земским  старостам и земским десятским. При этом от поруки не брать «поклонное» — подарок в качестве благодарности.

Документы, в которых указывается  срок явки в суд, и следственные дела должны оформлять земские диаки  в присутствии старост, десятских  или церковного диака «крепости  для и брежения земскаго». Однако не совсем ясно, какие «старосты» и  «десятские» имеются в виду: старосты-священники и десятские священники или земские  старосты и земские десятские, может  быть, те и другие.

Что касается судебной пошлины, то для бояр, дворецких и десятинников ее размер по Судебнику составляет гривну. Пошлины сверх установленного размера они не должны получать.

Если десятинники будут  затягивать дела, брать взятки и  судить несправедливо, старосты, целовальники и священники, которые входят в  состав суда десятинников, жалуются земскому диаку. Если десятинник проигнорирует  их жалобу, они должны обратиться к  святителю. Крайняя мера наказания  нерадивого десятинника — письмо старост к царю. Наказание —  «великая опала» царя и святителя, отстранение  от должности и штраф, в три  раза превышающий сумму, присвоенную  десятинником.

То же наказание за аналогичное  преступление (взятка) ждет недельщика, боярина, дворецкого и диака. Если вина будет доказана старостами и священниками, сидящими с ним в суде, то, по Судебнику, он платит штраф, размер которого в  три раза больше суммы взятки. Если его поймают на этом же преступлении в следующий раз, он опять должен заплатить штраф и затем быть сослан. При этом дворецкого и боярина  лишают соответственно дворничества и  боярства и конфискуют их поместья, десятинника лишают десятины, диака  — диачества. Ни митрополит, ни архиепископ или епископ не имеют права без царского на то разрешения отсылать от себя бояр и дворецких. В тех случаях, когда по тем или иным причинам у них на службе не окажется дворецких или бояр, брать на эту службу следует из представителей тех же родов и также с ведома царя. Если таких кандидатур не будет, необходимо обратиться к царю («и имъ о томъ бити челомъ ц(а)рю»), чтобы он «пожаловалъ — изобралъ у собя и далъ имъ». Диаков также назначают с ведома царя. Святители, со своей стороны, должны контролировать своих дворецких, бояр и диаков, чтобы в судах не было «всякие хитрости и коварства, и лихоимстваЕ продажы, и волокиды безмерныя».

В том случае, если девушки, замужние женщины и вдовы обратятся  с жалобой (видимо, об изнасиловании) на представителей духовенства («священнический  и иноческий чин») или на «мирских людей», то недельщикам разрешается  отдавать обвиняемых на поруки «перед старостами и перед с(вя)щенники  десяцкыми, и перед земскыми десятцкыми». Затем недельщики «ставят» их перед  боярами, а бояре сообщают об этом святителю. «Священнический и иноческий  чин» судят сами святители «соборне»  или те, кому они поручают. Те недельщики и тиуны, которые, договорившись  с «блудницами и ябедникы», берут  взятки, обязаны, по Судебнику, без суда, хотя и с предварительным следствием и показаниями свидетелей, вернуть  взятое в тройном размере, после  чего они лишаются своих должностей.

Особое внимание Стоглав  обращает на так называемую тиунскую пошлину — «крестец». В Москву, говорится в Стоглаве, со всей России приезжают архимандриты, игумены, протопопы, священники, иеромонахи и диаконы  по различным делам, в том числе  и судебным: за «поруками», за «приставом», по кабальным и срочным грамотам и т.д. Они сходятся на площади, именуемой  Крестец (на Ильинской улице), и нанимаются служить в московских церквах. За разрешение служить им положено платить  митрополичьему тиуну пошлину (от десяти денег до алтына в месяц). Если пошлину  кто не заплатит, тиун налагает на того штраф, при этом не проверяя, есть ли у него ставленная, благословенная и отпускная грамоты. Собор постановил:

1. Если у приехавших  в Москву «для своих дел» («бити  челом царю или митрополиту»), а не за «поруками», «приставом»  и «ни в которой пене», архимандритов,  игуменов, протопопов, иеромонахов,  священников и диаконов имеются  ставленные, благословенные и отпускные  грамоты (их проверяют поповские  старосты), им следует давать разрешение  наниматься на службу в московские  церкви. За это они должны платить  пошлину в ранее принятом размере.

2. Если указанных грамот  у них нет, разрешения наниматься  на службу в московские церкви  им выдавать нельзя.

3. Если они имеют грамоты,  но приехали за поруками или  за приставными грамотами, тиун  не имеет права давать разрешение. Если они начнут служить без  разрешения, их следует приводить  к митрополиту. В наказание  они должны быть «под запрещением».

4. Если тиун выдаст  разрешение тем, у кого нет  благословенных, отпускных и ставленных  грамот, или тем, кто «приехал  за поруками», он лишается своей  должности.

Таким образом, постановления  Стоглава, касающиеся судоустройства и судопроизводства, были направлены прежде всего на развитие и укрепление святительского суда, в ведение которого передавались, помимо духовных, гражданские  дела духовенства, «кроме душегубства  и разбоя с поличным». Отменялись несудимые грамоты, в результате чего святительскому суду стали подсудными архимандриты и игумены. Кроме того, были осуждены злоупотребления, совершаемые  при судебном разбирательстве. Более  четко разграничивалась юрисдикция светского и церковного суда, а  также было детально расписано функционирование судов, занятых разбирательством тяжб между мирскими и духовными лицами. Стоглавый Собор сохранил должность  десятинника и его суд в  городах и «по десятинам».

Основное содержание Стоглава связано с рассмотрением сложившихся  в Русской Православной Церкви правил, обычаев и дисциплинарных норм, за несоблюдение которых следует то или иное наказание. Так как в  своих решениях Стоглавый Собор  ориентировался на каноническое право  и на греко-православную церковно-правовую традицию, за нарушение тех или  иных норм и правил церковной жизни  следовало наказание, оговоренное  в постановлениях Вселенских Соборов, Апостольских правилах и Правилах святых отцов. Так, например, Стоглав подтверждает правила Константинопольского патриарха  Никифора и Ираклийского митрополита  Никиты Блаженного (XII в.) не венчать  вступающих во второй брак и не причащать  вступающих в третий брак. Вступающие в четвертый брак отлучаются от Церкви (гл. 21–24). Ссылаясь на канонические источники, Стоглав запрещает требовать («истезать») плату выше установленной за освящение, крещение, пострижение в монахи и  другие церковные обряды (гл. 44, 50). Тот, кто нарушил этот запрет, должен быть лишен сана. То же наказание  ждет епископа, священника, диакона за несоблюдение поста (гл. 90). В Стоглаве после цитаты из Кормчей следует фраза, добавленная авторами Стоглава, о том, что «мирскому человеку» за такое нарушение грозит отлучение. В Стоглаве (гл. 90 – 94) цитируются толкования из сводной Кормчей митрополита Даниила, согласно которым «извержение» причетнику и «отлучение» мирскому человеку грозит за участие в языческих обрядах и всевозможного рода увеселениях, которые подробно перечисляются в тексте: «еллинское бесование, волхвование, чародеяние», «аще кто от них играет или плесание творит, или шпильманит, рекше глумы деет и на видение человеки збирають или ловитвам прележит». В целом ориентируясь на каноны, Стоглав в своих решениях во многом использовал русскую церковно-правовую традицию: послания русских митрополитов, постановления русских великих князей, привлекал те редакции Кормчей книги, которые содержат источники русского происхождения, — сводную Кормчую и Кормчую Русской редакции. Проблеме соотношения канонов Вселенских Соборов и местной практики посвящена гл. 79, в которой содержится «Собрание от священных правил» игумена Волоколамского монастыря Иосифа (Ж1515).14

Информация о работе История создания Стоглава