История становления и развития профессии менеджера в России в XVIII – XIX вв

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 16:39, доклад

Описание работы

Мне хотелось бы сказать несколько слов об истории и развитии профессии менеджера в России. Я считаю, что студенты, избравшие эту профессию должны знать ее историю.
Понимание того, что государственное управление – это профессиональный труд, требующий особых знаний и квалификации, к правителям России пришло еще в XVIIв.
Первый проект создания в России высшего учебного заведения для подготовки государственных управленцев был подготовлен в последние дни царствования российского царя Федора Алексеевича (1661-1682).

Файлы: 1 файл

Конференция.docx

— 37.23 Кб (Скачать файл)

История профессии

Темой моего доклада (сообщения) является «История становления и развития профессии менеджера в России в XVIII – XIX вв.»

Мне хотелось бы сказать несколько  слов об истории и развитии профессии  менеджера в России. Я считаю, что студенты, избравшие эту профессию  должны знать ее историю.

Понимание того, что государственное  управление – это профессиональный труд, требующий особых знаний и  квалификации, к правителям России пришло еще в XVIIв.

Первый проект создания в России высшего учебного заведения для  подготовки государственных управленцев  был подготовлен в последние  дни царствования российского царя Федора Алексеевича (1661-1682).

Однако проект не был реализован и потребовались многие десятилетия, чтобы светское образование отделилось от религиозно-нравственного просвещения  и определилось как самостоятельная  ветвь, изучающая в качестве объекта  государственное управление.

В начале XVIII в. были разработаны и другие нереализованные проекты создания образовательных учреждений для профессиональной подготовки государственных служащих. Лишь при Петре I (1672-1725) и по его инициативе была не только осознана необходимость обучения руководящих деятелей и специалистов посредством чтения ими имеющихся трудов или выучки их у знающих и опытных управленцев, но и поставлена соответствующая государственная задача, а ее решению был придан массовый характер.

Согласно утвержденному Петром I Генеральному регламенту от 28 февраля 1720 года, доступ к самым высшим должностям открывался только тем, кто обучался в Коллегии юнкеров.

Чтобы не было недостатка в подготовленных к занятию должности лицах, в  каждой коллегии предписывалось иметь  по 6-7 молодых людей из Коллегии юнкеров, получивших специальное научное  и профессиональное образование  в учрежденной при сенате школе.

Именно в Петровскую эпоху в  России появился первый опыт целенаправленной подготовки государственных служащих.

В 1730-е гг. в России по образцу  западноевропейских «рыцарских академий»  появился опыт подготовки из дворян гражданских  чиновников в военных училищах. Так, в созданном в 1731 году в Петербурге Сухопутном шляхетском корпусе кадеты в течение 4 лет обучались воинским наукам и проходили политическое и гражданское обучение.

В середине XVIII в. во время правления императрицы Елизаветы Петровны (1709-1761/62) немало было сделано для повышения престижа гражданской службы и дворянских семей и совершенствования профессиональной подготовки государственных служащих. В 1737 г. срок профессиональной подготовки был увеличен до 5 лет и устанавливалось жалование:  «год копиистское, два года подканцелярское, два года канцеляристское».

В 1755 году круг общего образования, установленный  для коллежских юнкеров, был признан  недостаточным, предлагалось обучать  их коммерции, французскому и немецкому  языкам, истории, географии и прочим наукам, для чего они должны были в обязательном порядке посещать 4 раза в неделю классы Академических  наук. В качестве базового предусматривалось широкое юридическое образование.

К середине XVIII столетия в подготовке гражданских чиновников сложилось два направления. Обучение юнкеров в коллегиях, начавшись с чисто ремесленной практики в порядках канцелярского делопроизводства, постепенно дополнялось теоретическим образованием и в 50-х годах приблизилось к тому, что можно назвать юридическим образованием. Иное наблюдается в кадетском корпусе. Здесь с самого начала подготовка к гражданской службе получает преимущественно теоретический характер и лишь на последнем году обучения принимает более практическое направление… Оба эти направления подготовки гражданских чиновников просуществовали параллельно до начала екатерининских преобразований.

При императрице Екатерине II (1729-1796) реформированию подверглись оба направления подготовки молодежи к государственной службе, и была создана новая форма обучения. В 1763 г. юнкерская школа при сенате как не достигающая своего назначения была закрыта. При этом были учреждены классы юриспруденции в университете и кадетских корпусах, а для подготовки к низшим гражданским должностям иметь при Академии наук, Московском университете и при Казанской гимназии соответственно до 40, 80 и 60 малолетних разночинцев и хорошему слогу, отчасти арифметике, геометрии и географии, а особенно – положению Российского государства.

В 1764 г. на одинаковом с гимназиями общеобразовательном фундаменте был  создан совершенно новый тип профессиональной школы, готовящий дворян к государственной  службе, - Гражданское училище. Учебный план предусматривал овладение в совершенстве латинским, немецким и французским языками и обширный круг общеобразовательных предметов: математику, логику, философию, космологию, архитектуру, экспериментальную физику, географию и историю, особенно России, и др. Курс собственно профессионального образования в гражданских училищах включал натуральное и гражданское право, систематическое познание российских законов, камералистики, знание политики, коммерции и других наук.

Обращает на себя внимание то, что  обучение в различных учебных  заведениях, профессионально готовящих  к государственной службе, - сословная на канцелярские должности также людей некоторых других «состояний».

Наряду со старым принципом сословно-профессионального  образования стал существовать новый  принцип образования, подготовки к  государственной службе – всеобщего  внесословного обучения. Активным проводником  и защитником новой традиции в  образовательной политике был в  то время видный российский государственный  деятель М.М. Сперанский (1772 0- 1839) – ближайший советник с 1808 года императора Александра I (1777 – 1825).

Подготовленный под влиянием идей М.М. Сперанского Указ Александра I от 6 августа 1809 года «О правилах производства в чины по гражданской службе и об испытаниях в науках для производства в коллежские асессоры и статские советники» был направлен на то, чтобы служебное продвижение чиновников было тесно связано с наличием у них высокого образовательского ценза. Чтобы стать коллежским асессором (чин VIII класса), стало необходимым иметь свидетельство одного из университетов.

Исполнение Указа 1809 года приоткрывало возможности поступления на государственную  службу лицам из непривилегированных  сословий, недворянского происхождения.

Факультеты нравственных и политических наук университетов в начале XIX в. занимают ведущее место в системе подготовки чиновников для государственной службы. Все более видную  роль в этом отношении стали играть и утвержденное в 1805 г. Ярославское училище высших наук («Демидовское»), Царскосельский лицей (1811),  в 1844 г. после перемещения в Петербург получивший название Императорского Александровского (в честь его основателя императора Александра I) , пансионы при Петербургском и Московском университетах, лицей в г. Нежине, Высшее училище для подготовки чиновников гражданской службы, которое выделилось как самостоятельное учебное заведение в структуре Петербургского университета, и ряд других учебных заведений – университетов, училищ, гимназий высших наук.

Несмотря на известные подвижки, государственная служба в России в XIX в. по-прежнему оставалась привилегией правящих классов и сословий.

В жизни уделом молодежи из низших слоев российского общества по –  прежнему было низшее образование. Это предопределяло низкий образовательный потенциал гражданской службы. К 1860 –м гг. когда число чиновников империи достигло 80 тыс., из всех университетов, лицеев и училищ правоведения выпускалось ежегодно только 400 человек. А если принять во внимание, что не все выпускники поступали на государственную службу, то можно догадаться, как ничтожен был процент чиновников государственного аппарата с высшим образованием. Ситуация не претерпела больших изменений и к началу XX в.

Конечно, государственными и муниципальными служащими становились и становятся не только те, кто обучался в специализирующих на их подготовке учебных заведениях. Корпус хороших управленцев во многом пополнялся из выпускников гуманитарных, технических, сельскохозяйственных, медицинских  и других учебных заведений высшего  и среднего профессионального образования.

Но в тоже время далеко не каждый хороший врач, учитель или агроном  сможет, не имея управленческих знаний, навыков, способностей, стать успешным управленцем.

XIX – XXвв.

На управленцев надо учиться. Это  понимали  и немало делали в этом направлении в России, как и  во всем Советском Союзе и в  советские времена. Следует отметить и то, что в советские и тем  более в досоветские годы в  стране не было и такой специальности  высшего и среднего профессионального  образования, как «Государственное и муниципальное управление»

Распоряжением Президента РФ Б.Н. Ельцина  №197-рп от 26 апреля 1995 г. региональные кадровые центры при Правительстве РФ и  ряд других учебных заведений, подведомственных Роскадрам, были переименованы в  региональные академии государственной  службы, а функции учредителя этих академий и ранее подведомственных Роскадрам институтов повышения  квалификации государственных служащих были возложены на созданную в  июне 1994 г. Российскую академию государственной  службы при Президенте Рф, в которую была преобразована существовавшая ранее Российская академия управления.

Так в стране в постсоветский  период возникла и стала развиваться  сеть образовательных учреждений высшего  профессионального образования, специализирующихся на подготовке, профессиональной переподготовке и повышении квалификации государственных  и муниципальных служащих в области  государственного и муниципального управления.

Большую роль в создании новой специальности  высшего и среднего профессионального  образования «Государственное и  муниципальное управление» сыграла  совместная работа Роскадров, Российской академии управления, позже преобразованной  в РАГС, и подведомственных РАГС образовательных учреждений с учебно-методическим объединением (УМО) по образованию в  области менеджмента, действующим  на базе Государственного института  управления имени С. Орджоникидзе.

В настоящее время в стране насчитывается  около тысячи различных по статусу, форме и направленности образовательных  учреждений высшего и среднего профессионального  образования разной ведомственной  подчиненности, которые ведут подготовку, профессиональную переподготовку и  повышение квалификации кадров по специальности  и направлению «Государственное и муниципальное управление».

Ведущую роль в подготовке, переподготовке и повышении квалификации работников по специальности «Государственное и муниципальное управление»  наряду  со многими крупными университетами играют образовательные учреждения,  подведомственные Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации.

Гражданам, претендующим га государственную должность государственной службы, необходимо иметь:

  1. для высших и главных государственных должностей государственной службы – высшее профессиональное образование по специализации государственных должностей государственной службы или образование, считающееся равноценным, с дополнительным высшим профессиональным образованием по специализации государственных должностей государственной службы;
  2. для ведущих и старших государственных должностей государственной службы – высшее профессиональное образование по специальности «государственное и муниципальное управление» либо по специализации государственных должностей государственной службы или образование, считающееся равноценным;
  3. для младших государственных должностей государственной службы – среднее профессиональное образование по специализации государственных должностей государственной службы или образование, считающееся равноценным.

Важно также отметить, что согласно действующему законодательству Российской Федерации и субъектов РФ, хорошее  знание и соблюдение Конституции  РФ, федеральных конституционных  законов, иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации  и обеспечение их исполнения, поддержание  уровня своей квалификации, необходимого для исполнения должностных обязанностей, занимают весьма важное место в числе  ряда других основных обязанностей государственного гражданского служащего, равно как  и служащего органов местного самоуправления.

Современное Российское чиновничество

Особой сферой профессиональной деятельности в государстве российском государственная  служба стала в ходе реформ Петра. С появлением Генерального Регламента (1720)  и Табели о рангах (1722) напрямую связано появление терминов «чиновник», «чиновничество».

Сложившаяся в советское время  нормативная база государственной  службы представляла собой комплекс актов различной юридической  силы и разнообразной отраслевой принадлежности. Все они теснейшим  образом переплетались с партийными нормами, чаще всего носившими секретный  характер.

В ходе либерализации общественно-политической жизни в стране во второй половине 1980-х годов номенклатурный способ осуществления кадровой политики, казалось, стал разрушаться, но это была только видимость. Бюрократия разделилась  на две группы.

Первая группа перешла в бизнес-элиту. Произошло это следующим образом. В связи с ослаблением роли коммунистической партии, в том числе  и контрольной ее функции в  экономической сфере, началось создание альтернативной «комсомольской» экономики. Номенклатуре было разрешено делать то, что другим запрещалось: использовать государственную собственность для получения прибыли, превращать «деревянные деньги» в наличные. Шла приватизация «государства государством» , чиновниками, в первую очередь в виде рентабельных производств. Государственная собственность перешла в юридически оформленную собственность бывшей партийно-государственной номенклатуры. Другая большая часть советской бюрократии предпочла не делать резких движений и, как выяснилось позднее, оказалась права.

Информация о работе История становления и развития профессии менеджера в России в XVIII – XIX вв