История становления и развития профессии менеджера в России в XVIII – XIX вв

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 16:39, доклад

Описание работы

Мне хотелось бы сказать несколько слов об истории и развитии профессии менеджера в России. Я считаю, что студенты, избравшие эту профессию должны знать ее историю.
Понимание того, что государственное управление – это профессиональный труд, требующий особых знаний и квалификации, к правителям России пришло еще в XVIIв.
Первый проект создания в России высшего учебного заведения для подготовки государственных управленцев был подготовлен в последние дни царствования российского царя Федора Алексеевича (1661-1682).

Файлы: 1 файл

Конференция.docx

— 37.23 Кб (Скачать файл)

Поначалу постсоветское чиновничество  состояло из двух неравных групп. В  первую группу входил старый, оставшийся на местах прежней службы и сумевший удержаться во власти персонал, придерживавшийся в основном прежних правил игры и  если не в штыки, то с большой осторожностью воспринимавший многие инновации. Вторую составляли новички, пришедшие с митингов, диспутов, собраний, демонстраций и т.п., принесшие с собой в тихие кабинеты митинговые замашки, страсть к программам и платформам, к поиску союзников и врагов и очень походившие на советских госслужащих первых лет советской власти.

К середине 90-х годов на федеральном  и региональном уровнях представители  старой номенклатуры составляли до 75% всей численности чиновничества.

Модернизация государственной  службы, изменение менталитета чиновника  являются ведущими факторами повышения  эффективности государственной  системы.

В основу грядущей модернизации государственной  службы была положена «система заслуг и достоинств», показавшая, по мнению специалистов, свою эффективность во многих странах мира. Вот наиболее значимые ее принципы:

  • превращение государственной службы  из «государевой» в гражданскую;
  • гибкая,  не ориентированная на иерархию система формирования и обновления государственного аппарата;
  • отбор, продвижение и удержание на службе наиболее квалифицированных и добросовестных людей;
  • четкая  дифференциация статуса «карьерных» и «политических» чиновников;
  • строгая определенность должностных обязанностей;
  • создание режима, обеспечивающего не только подконтрольность чиновников, но и защищенность от произвола и некомпетентности руководителей и средств массовой информации;
  • рационализация затрат на содержание государственного аппарата, в первую очередь увеличение доли прямых материальных стимулов, снижение косвенных, ликвидация «теневых» привилегий;
  • расширение и изменение практики контрактов;
  • повышение внимания к вопросам административной этики, восстановление практической ценности понятия служебной репутации.

Начиная с середины 90-х годов  в России заговорили о так называемой менеджерской модели государственной  службы, главным смыслом которой  является использование в работе государственного аппарата подходов и  методов, принятых в бизнесе. Идея эта  не нова, как может показаться на первый взгляд. Родиной ее принято  считать США.

В условиях нарастающего динамизма  общественной жизни, проблем бюджетного дефицита и т.п. они предприняли  попытки ввести принципы рыночной экономики  в деятельность государственных  учреждений, предоставив им возможность  конкурировать с частными организациями.

Сторонники реформирования российской государственной службы по менеджерской модели – экономисты и юристы, теоретики  и практики (Г.О. Греф, Я.И. Кузьминов, А.В. Оболонский)  - предполагают, что  за внедрением на государственной службе новых методов работы последует  качественная трансформация  отношений, сложившихся в ней за долгие десятилетия.

Есть и противники такого направления  реформирования российской государственной  службы. Наиболее последовательным из них является А.А. Гришковец. Вывод А.А. Гришковца состоит в следующем: «…менеджерская модель государственной службы принципиально неприемлема для государственного аппарата современной России».

С первых дней своего пребывания на посту  Президента России В.В. Путин заявил о необходимости проведения наряду с другими реформы госслужбы  и административной реформы, причем в одной связке. Здесь вполне уместно  говорить о продолжении начатого Б.Н.  Ельциным  реформирования российской государственной службы. В августе 2001 года Президент утвердил Концепцию  реформирования системы государственной  службы.

Следующим шагом по реализации Программы  реформирования госслужбы стало  принятия закона «О государственной  гражданской службе Российской Федерации».

Отношение российского общества к  чиновничеству во все без исключения времена базировалась на двух неравнозначных оценках: чиновников в России слишком много, деятельность их неэффективна. Российский чиновник всегда презирал обычного человека, а тот боялся и ненавидел его, поэтому у рядового российского гражданина слово «чиновник»  ассоциируется, чуть ли не со словом «враг».

Отношение общества к институту  чиновничества если и изменится, то очень не скоро – ведь именно от чиновника исходит угроза правам и свободам человека и гражданина. Общество нанимает чиновников для решения  своих задач, а они сразу же начинают ему диктовать свои условия, выгодные в первую очередь им самим.

Государственное и муниципальное  управление

Государственное управление – воздействие  государства на общество в целом. Государство в данном случае выступает  как основной институт политической системы общества.

Муниципальное управление (местное  самоуправление) – это «право и  действительная способность местных  сообществ управлять в рамках закона под свою отвественость на благо населения значительной частью общественных дел».

Основными объектами профессиональной деятельности выпускника по специальности  «Государственное и муниципальное  управление» являются органы государственного и муниципального управления,  в  которых специалисты проходят государственную гражданскую и муниципальную службу.

Государственная гражданская служба РФ – вид государственной службы, представляющий собой профессиональную служебную деятельность граждан  РФ на должностях государственной гражданской  службы РФ по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов РФ, лиц, замещающих  государственные должности субъектов РФ.

Классификация и квалификационные требования к государственным гражданским  служащих регламентируются Федеральным  законом РФ «О государственной гражданской  службе РФ» от 27 июля 2004 г. №79-ФЗ.

Должности государственной гражданской  службы подразделяются на категории (руководители, помощники (советники), специалисты, обеспечивающие специалисты) и группы (высшие должности  гражданской службы; главные должности  гражданской службы; ведущие должности  гражданской службы; старшие должности  гражданской службы; младшие должности  гражданской службы).

Муниципальная должность – должность, предусмотренная уставом муниципального образования в соответствии с  законом субъекта РФ, с установленными полномочиями на решение вопросов местного значения и ответственностью за осуществление этих полномочий, а также должность в органах местного самоуправления, образуемых в соответствии с уставом муниципального образования, с установленным кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного органа местного самоуправления и ответственностью за исполнение этих обязанностей.

Муниципальная служба – профессиональная деятельность, осуществляемая на постоянной основе на муниципальной должности, не являющейся выборной.

Ограничения, связанные  с гражданской службой

1. Гражданин не может  быть принят  на  гражданскую   службу,  а гражданский служащий  не  может находиться на гражданской  службе в случае:

1) признания  его  недееспособным  или ограниченно дееспособным  решением суда, вступившим в законную  силу;

2) осуждения   его   к   наказанию,  исключающему  возможность  исполнения должностных обязанностей  по  должности  государственной  службы  (гражданской  службы),  по  приговору  суда,  вступившему  в законную силу, а также в  случае наличия не снятой или  не погашенной в установленном  федеральным законом порядке  судимости;

3) отказа  от  прохождения   процедуры  оформления  допуска   к сведениям,   составляющим   государственную   и   иную   охраняемую федеральным законом  тайну, если исполнение должностных  обязанностей по  должности   гражданской службы,  на замещение  которой претендует гражданин,  или  по  замещаемой  гражданским   служащим   должности гражданской  службы связано с использованием  таких сведений;

4)   наличия   заболевания,   препятствующего  поступлению   на гражданскую службу или  ее прохождению и подтвержденного  заключением медицинского   учреждения.   Порядок  прохождения  диспансеризации,  перечень   таких   заболеваний   и  форма  заключения  медицинского  учреждения устанавливаются уполномоченным  Правительством Российской Федерации  федеральным органом исполнительной  власти;

5) близкого  родства  или свойства (родители,  супруги,  дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители  и дети супругов) с гражданским   служащим,  если замещение должности  гражданской службы связано с   непосредственной  подчиненностью  или  подконтрольностью одного  из них другому;

6) выхода из гражданства Российской  Федерации или приобретения гражданства  другого государства;

7) наличия    гражданства    другого    государства    (других государств),  если  иное  не  предусмотрено международным  договором Российской Федерации;

8) представления  подложных   документов  или  заведомо  ложных сведений при поступлении  на гражданскую службу;

9) непредставления установленных  настоящим Федеральным законом  сведений или представления заведомо  ложных сведений о  доходах,  об имуществе и обязательствах  имущественного характера;

10)    несоблюдение    ограничений,   нарушение   запретов   и  неисполнение  обязанностей,  установленных   Федеральным  законом "О  противодействии коррупции".

Запреты, связанные с  гражданской службой

1. В  связи  с  прохождением  гражданской  службы гражданскому  служащему запрещается:

1) участвовать   на   платной   основе  в  деятельности  органа  управления  коммерческой  организацией,  за  исключением   случаев, установленных  федеральным законом;

2) замещать должность гражданской  службы в случае:

а)  избрания  или  назначения на государственную должность, за исключением  случаев,  установленных  указами  Президента Российской Федерации;

б) избрания  на   выборную   должность   в   органе   местного самоуправления;

в) избрания  на  оплачиваемую  выборную  должность  в   органе профессионального  союза,  в  том числе в выборном органе первичной  профсоюзной организации, созданной  в государственном органе;

3) осуществлять предпринимательскую  деятельность;

4) приобретать в случаях,  установленных  федеральным  законом, ценные  бумаги, по которым может быть  получен доход;

5) быть поверенным или представителем  по делам третьих  лиц   в государственном органе, в котором  он замещает должность гражданской  службы,  если иное не предусмотрено  настоящим Федеральным законом  и другими федеральными законами;

6)  получать  в  связи   с исполнением должностных обязанностей  вознаграждения  от  физических  и юридических лиц (подарки,  денежное вознаграждение,   ссуды,   услуги,   оплату   развлечений,  отдыха, транспортных  расходов  и иные вознаграждения). Подарки,  полученные гражданским  служащим  в  связи  с  протокольными  мероприятиями, со

служебными  командировками  и  с другими официальными мероприятиями, признаются     соответственно    федеральной    собственностью    и собственностью   субъекта   Российской   Федерации   и   передаются гражданским  служащим по акту в государственный орган, в котором он замещает  должность  гражданской  службы,  за  исключением случаев, установленных    Гражданским    кодексом    Российской   Федерации.

Гражданский  служащий,  сдавший  подарок,  полученный  им в связи  с протокольным   мероприятием,  служебной  командировкой  или  другим официальным   мероприятием,   может   его   выкупить   в   порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации;

7) выезжать  в связи с исполнением  должностных обязанностей за  пределы территории Российской  Федерации за счет средств   физических и   юридических   лиц,   за   исключением   служебных  командировок, осуществляемых   в   соответствии   с   международными   договорами Российской Федерации  или на взаимной основе по  договоренности между федеральными    органами    государственной    власти,     органами государственной    власти    субъектов   Российской   Федерации   и государственными  органами  других  государств,  международными   и иностранными  организациями;

8) использовать  в   целях,   не   связанных   с   исполнением  должностных обязанностей, средства  материально-технического и иного  обеспечения,  другое государственное  имущество,  а также передавать  их другим лицам;

Информация о работе История становления и развития профессии менеджера в России в XVIII – XIX вв