Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 09:29, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "История"
Зарубежная литература
рубежа XIX-XX вв. (для романо-германского
и классического отделений)
Настоящая программа
адресована тем университетским
студентам и магистрантам, чья
филологическая специализация предполагает
изучение курса по истории зарубежной
литературы в сравнительно полном объеме.
Эпоха рубежа ХIX–XX веков – один
из самых сложных разделов этого
курса и, помимо знания обширного
литературного материала (к примеру,
поэзии), требует знакомства с философскими,
эстетическими, богословскими сочинениями,
историей искусств и музыки. По ряду
объективных обстоятельств
Эта программа является развернутым проспектом
изучения эпохи рубежа ХIX–XX веков, взятой
и самой по себе, и в контексте западной
культуры как целостности. Содержание
центральных понятий курса раскрывается
в программе на нескольких последовательных
уровнях, что повышает, на наш взгляд, личный
профессиональный интерес студента к
тексту и показывает, сколь неожиданным
может быть скрещение в этой культурологической
матрице личного и эпохального начал.
Вначале это делается в общей преамбуле,
где установлены культурологические параметры
эпохи. Затем в той же преамбуле раскрывается
типологическое, вне национальных различий,
представление об основных стилях рубежа
веков. В каждом из последующих разделов
уточнены именно национальные и индивидуальные
творческие характеристики этого типологического
материала. Таким образом, у студентов
имеется возможность изучить полный срез
духовной ситуации эпохи и увидеть ее
в единстве сознательных и бессознательных
творческих усилий.
Содержание программы позволяет варьировать
изучение курса на различных отделениях.
Так, для занятий на романо-германском
отделении главной нам видится проблема
многочисленных художественных стилей
эпохи и их соотношения с тем, что можно
было бы считать парадигмой искусства
ХIX–XX вв. в его движении от прошлого столетия
к настоящему. Также весьма важен вопрос
о функции одного и того же стиля в различных
историко-литературных ситуациях, что
предполагает хорошее знание студентом
нескольких национальных литератур и
языков. Вместе с тем, мы не стремились
к максимально возможному расширению
списка текстов (национальные литературы
параллельно проходятся в спецсеминарах
и спецкурсах), но считали необходимым
выделить в нем главное – как самые важные
имена (представленные обязательно несколькими
сочинениями), так и произведения, образующие
эпохальный смысловой ряд. Поэтому список
обязательных текстов для студентов разных
отделений практически не отличается.
Курс по зарубежной литературе рубежа
веков представляет первостепенный интерес
для студентов русского отделения, что
в полной мере учтено в программе. Это
связано с тем, что восприятие западной
словесности рубежа веков (в особенности,
поэзии, драмы) стало, во-первых, важнейшим
элементом литературного сознания Серебряного
века и, во-вторых, – формой суждения русских
писателей и мыслителей о закономерностях
развития культуры. В этом отраженном
и «обогащенном» виде русская идея очень
быстро вернулась на Запад и уже в первую
четверть ХХ века оказалась неотъемлемой
частью западного интеллектуализма. Специально
для этой программы нами составлен соответствующий
список из русских авторов. Он важен не
только как перечень первых публикаций
из того или иного западного автора или
подборка документов о литературных контактах,
но и как самое ценное, по нашему глубокому
убеждению, учебное пособие, которое по
своей емкости и художественно-эстетическим
достоинствам едва ли будет когда-либо
превзойдено.
Если от студентов русского отделения
требуется углубленное знакомство с той
частью отечественной мысли, которая вступила
в диалог с западной культурой рубежа
веков, то романо-германцам необходимо
изучить не только литературные тексты,
но и неотъемлемые для их адекватного
понимания памятники европейской эстетики
творчества, что заложено в программу
практических занятий по курсу.
Общая характеристика
эпохи, основные литературные направления
Различные подходы к изучению
литературной эпохи. Сильные и слабые
стороны линейно-
Рубеж веков как звено романтической культуры
и время достаточно полной актуализации
культурологического сдвига, намеченного
немецким романтизмом начала ХIХ в. Неоднократное
возвращение к творческой проблематике,
заявившей о себе на рубеже XIX–XX вв., в
культуре ХХ века. Декаданс 1870–1890-х годов
как тип трагического художнического
мироотношения и творческой мифологии.
Декаданс с синхронической и диахронической
точки зрения. Непрямой характер соотношения
между культурой (каноном), стилем (литературным
сознанием) и индивидуальностью (текстом).
Свобода творчества в декадансе и секуляризация;
общеромантическая заявка на выполнение
культурой внекультурной (религиозной)
функции.
Своеобразие историзма декаданса, тема
«заката Европы». Пессимизм декаданса
и переживание глобального кризиса системы
европейских ценностей (позитивизм ХIХ
века, поствозрожденческие рационализм
и гуманизм, протестантский морализм),
конфликта между культурой и цивилизацией.
Восприятие научно-технического прогресса,
новой городской реальности. Идея о разрыве
между «видимостью» и «сущностью» мира,
символичность художественного мышления.
Наследие Канта, Шопенгауэра и др. мыслителей
в художественной эстетике рубежа веков.
Особенности творческого идеализма; эстетизм
и элитарность; отношение к «восстанию
масс» и формированию массовой культуры.
Мотив «расставаний и ожиданий». Образ
Гамлета как центральный творческий миф
эпохи. Роль декаданса в процессе смены
классической эстетики творчества на
неклассическую. Различные интерпретации
декаданса современниками (Ницше, Нордау,
Шпенглер, Ортега и Гассет). Конфликт между
культурой и цивилизацией на Западе в
оценке русских писателей и мыслителей
(Мережковский, Блок, Иванов, Белый, Флоренский,
Бердяев, Вейдле и др.). Декаданс как рубеж
в перестроении романтизма (как категории
культуры ХIХ–ХХ веков). Oтличие романтизма
конца ХIХ века от более ранних версий
романтизма; отношение к природе, «естественному»
и «неестественному», моральному и аморальному.
Свобода творчества в декадансе («искусство
для искусства», «искусство жизни», «чистая
поэзия», имперсональность письма), проблема
гения. Особенности трагического конфликта
между художником и «жизнью». Восприятие
христианства как религии творчества.
Онтологический статус творческого акта
и художественного языка. Своеобразие
интерпретации социальной проблематики.
Модернизм начала ХХ века как попытка
преодоления декаданса на путях, им проложенных.
Немецкий экспрессионизм и итальянский
футуризм – ранние разновидности модернистского
(неоромантического) искусства. Политический
контекст раннего модернизма.
Судьба художественных стилей и поэтик
эпохи декаданса в культуре ХХ века. Проблема
постсимволизма 1910 – начала 1930-х годов.
Утрата литературой общекультурного статуса
к рубежу 1920-х – 1930-х годов.
Место натурализма, импрессионизма, символизма,
декадентства, неоклассицизма (как
стилей) в декадансе и соотношение
между ними. Натурализм: идеология,
стиль, поэтика. Структурное положение
литературного натурализма в
романтизме (как культурологической
категории). Натурализм и пересмотр
риторической традиции и классического
типа литературной условности. Создание
образа мира, выступающего продолжением
личного темперамента. Биологичность,
физиологичность
Акцент на воплощении феноменальной (видимой)
стороны мира в натуралистической поэтике;
показ внутреннего состояния человека
через внешние приметы; вопрос о литературном
документе, так называемом объективизме;
«натурализм нервов» и экспрессивность
текста (подтекст). Живописное начало в
натуралистическом стиле; связь натурализма
в литературе и художнического импрессионизма;
функция репортажа, очерка, этюда; особенности
натуралистического лиризма. Характер
воздействия натуралистической прозы
на читателя; натуралистический морализм,
отношение к христианству, трактовка добра
и зла, социальной несправедливости.
Особый смысл натурализма в театре («драма
состояния», драма для чтения, концепция
«вживания в роль»). Социальный адресат
натуралистической драмы и ее аналитизм;
«драма идей»; аллегоричность. Конфликт
между поколениями, образ «новой женщины»,
проблема брака. Областническая тематика.
Назначение декораций, роль режиссера.
Основные театральные коллективы и их
репертуар (театры Антуана, Вольфа и др.).
Социологичность натуралистической критики
и ее компаративизм. Натурализм в идеологической
полемике рубежа ХIХ–ХХ веков. Различная
функция натурализма в национальных литературах;
отличие французского натурализма от
английского и американского. Значение
натурализма для культуры ХХ века.Проблема
импрессионизма. Вопрос о непрямом соотношении
живописи и литературы. Различные подходы
к пониманию литературного импрессионизма
(импрессионизм 1870–1880-х годов как самостоятельный
метод; импрессионизм – промежуточное
явление между натурализмом и символизмом;
импрессионизм – неотьемлемая черта символистского
стиля; импрессионизм – основная поэтика
всей прозы ХIХ века). Отказ от нормативности,
подражания, «анекдотизма» в импрессионизме;
роль «точки зрения», мимолетного, иллюзионизма.
Соотношение «поэзии» и «прозы» в импрессионистической
поэтике; «дневники чувств»; импрессионистический
эротизм. Новелла и лирическое стихотворение
– главные формы импрессионистического
«пейзажа души». Называние предметов в
импрессионистической поэтике, место
«каталогов», «путеводителей» и создание
импрессионистического интерьера.Становление
особого рода чувствительности – одна
из главных тем импрессионистической
прозы. Трактовка темы любви. Значение
повествовательной рамки в импрессионистической
новелле.
Символизм: мировидение, эстетика,
поэтика. Литературный символизм –
один из главных симптомов
Представление о символе в контексте наметившегося
на рубеже веков конфликта между различными
версиями платонизма, христианской иконологией,
натурфилософски трактуемыми идеями всеединства,
с одной стороны, и позитивизмом, неокантианством,
неклассическим рационализмом, лингвистическими
выводами из теории относительности, с
другой стороны. Символ и проблема бессознательного
(Фрейд, Юнг), символ и проблема культуры
(Кассирер), символ и проблема языка (Витгенштейн),
символ и экзистенция (Хайдеггер).
Символ и нахождение личного интуитивного
соответствия между знаком и смыслом.
Раскрытие символа в языке как важнейшая
ипостась творчества. Художник – катализатор
языка. Суггестивность,
музыкальность, общий лирический характер
символа, сознательное и бессознательное
в нем. Онтологический статус символической
реальности, символистское определение
романтической проблемы гения. Различие
в интерпретации символизма на Западе
и в России.Красота как цель символистской
«воли к творчеству». «Искусство для искусства»,
«искусство жизни», дендизм, деперсонализация
письма – разновидности символистского
эстетизма. Парадокс – форма творческого
восприятия и способ актуализации красоты.
Примат «искусственного» над «естественным»,
образ «болезни» (апофатическое познание,
«сплин», демоническое начало, перверсии).
Две тенденции в символизме: религиозно-мистическая
и нерелигиозная. Символизм и конфликт
между классической и неклассической
эстетикой творчества. Творческая полемика
между первым поколением символистов
и «младосимволистами» в разных странах.
Проблема неоклассицизма как «антисимволистского
символизма» и устрожения символистской
поэтики. Различия в модификациях и самодефинициях
символизма в историко-литературной ситуации
Франции, Англии, Германии, Австро-Венгрии,
США. Символизм и гуманитарное мышление
ХХ века.
Поэзия символизма. Роль поэтов-философов,
поэтических салонов, объединений, манифестов.
Поэтический язык как философская проблема.
Символистская реформа в стихосложении.
Отрицание описательного начала и «декламации»
в пользу возможностей ритма и тоники.
Диссонансы, перенос строки, свободный
стих. Трактовка музыкальности. Проблема
поэтической маски. Характер аллюзий,
поэтических реминисценций. Символистский
неоклассицизм в начале ХХ века. Вещь как
символ. Вопрос о разговорном языке в поэзии.
Символистский роман, его связь с традициями
«романа воспитания» и романтического
романа о художнике. Трактовка творчества
в символистском романе (роман о гениальном
художнике, деперсональная линия «романа
в романе»). Проблема художественного
времени. Мотив «отражений», «вечного
возвращения». Стилизация и пародия в
символистском романе. Символистский
«историзм», «пир идей» в символистском
историческом романе, конфликт между культурой
и цивилизацией, христианством и язычеством,
Западом и Востоком, порядком и хаосом.
Неоготические и фантастические элементы.
Интертекстуальность символистской прозы.
Символистская драма, ее антинатуралистическая
направленность. Символистская драма
и Ибсен. Значение творчества Метерлинка
для символистского театра. Протест против
«прозаизма» «драмы идей» и актерской
концепции «вживания». Особое внимание
к театральности спектакля и его лирическому
характеру. Концепция диалога. Реформа
сценического пространства, пересмотр
функции декораций. Традиция «театра масок».
Одноактные пьесы, психодрамы, поэтические
драмы в театре символизма. Соотношение
символа и аллегории в символистской пьесе.
Трактовка любви и смерти, мотив ожидания.
Мотивы пробуждения, возмездия; фольклорное
начало. Ведущие театральные коллективы
и постановщики. Особая экспрессивность
позднесимволисткой драмы.
Проблема реализма. Сложность
определения понятия в связи
с его крайне противоречимым употреблением.
Уязвимость научного представления
о реализме на основе тематики произведения,
большего или меньшего наличия в
нем «социально-критической» и социологической
информации, «реакционной» или «
Методологическая непродуктивность в
разграничении натурализма и реализма.
Общеромантическое представление о реализме,
художнике (творце реальности) и художественной
реальности; идеи реализма, «соревнования»
художника с действительностью и художника-творца
реальности в ХIХ веке применительно к
секуляризации, романтическому пониманию
абсолютной свободы (творчества), а также
романтическому переосмыслению античной
традиции мимесиса и классицистической
нормативности. Романтическое реалистическое
начало в натурализме, символизме и других
стилях рубежа веков. Образ реализма как
традиционалистского мышления и оппонента
неклассических концепций творчества
в начале ХХ века. Особая роль «реализма»
в ускоренном становлении национальных
литератур стран Центральной и Юго-Восточной
Европы. Споры о «реализме» в условиях
идеологической полемики ХХ века. Проблема
реализма как исторически подвижного
канона классичности в европейской культуре,
реализовавшегося в результате синтеза
античного представления о форме и христианского
гуманизма.
Проблема неоромантизма.
Неразработанность понятия в
российском литературоведении и
недостаточность представления
о нем как «литературном
Неоромантизм – общеструктурный признак
культурологического сдвига и показатель
формирования относительно новой (модернистской)
романтической парадигмы в условиях «гибели
богов» и «размыва контуров». Ницше и неоромантизм;
отрицание Вагнера, Шопенгауэра, «германского
начала» у Ницше. Проект преодоления декаданса
в неоромантизме; отрицание раннеромантических
разновидностей двоемирия, неоромантический
активизм, спор с «туманностью» и «избыточностью»
символистской поэтики. Образ неоромантической
«классики»; мотив столкновения хаоса
и порядка. Отказ от «культуры», «книжности»;
мотивы «другой страны», «путешествия».
Эстетика примитива. Сочетание натуралистической
и символистской поэтики. Проблема самопознания.
Неоромантизм и формирование модернистских
концепций личности и вещного символа.
Неоромантическое начало в экспрессионизме
и других раннемодернистских стилях. Неоромантическая
героика и экзистенциализм.
Литературоведение и критика.
Место писательской критики, литературных
манифестов, философско-публицистических
сочинений (Г. Спенсер, Ницше, У. Джеймс,
А. Бергсон, неокантианство), трудов на
религиозные темы (Штраус, Ренан). Общеметодологический
(Конт, Дарвин, Г. Спенсер, Маркс, Ницше,
У. Джеймс, Бергсон, неокантианство, Кроче),
а также искусствоведческий (Вёльфлин
и венская формалистическая школа)
и «музыкальный» (Вагнер) вклад в
литературоведение и критику
рубежа веков. Позитивизм и формирование
литературоведения как науки; особенности
позитивистского
Традиция биографического метода Сент-Бёва.
Культурно-историческая школа Тэна и его
последователи (Брюнетьер). Творчество
Брандеса («Главнейшие течения в европейской
литературе ХIХ века»); жанр портрета у
Брандеса; Брандес и Ибсен, Брандес и Ницше.
Социологизм Лансона («Метод в истории
литературы») и его интерпретация современного
литературного процесса («История французской
литературы. Современная эпоха»). Импрессионистическая
и символистская критика (братья Гонкур,
Франс, Леметр, де Ренье, Саймонс, Хьюм,
Сантаяна), оценка искусства в символистской
прозе (Гюисманс, Пруст). Символистская
эстетика творчества (Малларме, Метерлинк,
Валери, Уайлд, Г. Джеймс, Йейтс, Паунд);
лирика как новая парадигма культуры.
Поиск предтеч символизма, символистский
образ античности (Ницше), эпохи эллинизма,
Возрождения (Буркхардт, Пейтер); Э. По
и символизм. Русское литературоведение
о литературах Запада (Аничков, Венгерова).