Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 09:29, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "История"
Признание русской литературы ХIХ
века на Западе в конце столетия
в качестве фактора общеевропейской
культуры. Тургенев, Толстой, Достоевский,
Чехов и зарубежная литература: литературные
контакты и сфера влияния, типологические
переклички, особенности восприятия.
Проблема взаимосвязей: французские
литературные связи Тургенева; Роллан
и Толстой; Гамсун и Достоевский;
Шоу и Чехов. Ницше – читатель
Достоевского; восприятие Достоевского
в Европе как «русского Ницше».
Французская литература.
Общественно-политические события
1870–1913 годов (франко-прусская война, парижская
коммуна, установление III Республики, дело
Дрейфуса и т. д.) и их восприятие
в французской литературе рубежа
веков.
Литературное значение идей позитивизма.
Конт и французские писатели, теория «трех
факторов» Тэна, интерес к Дарвину, экспериментальная
медицина Бернара, сочинения Гобино. Значение
романа «Госпожа Бовари» и флоберовской
эстетики творчества для французской
прозы 1860–1890-х годов. Неприятие романтизма
поколения Гюго и Ж. Санд как принцип постфлоберовской
концепции письма. Французская живопись
(Курбе, Мане, импрессионисты, постимпрессионисты,
Сезанн) как фактор литературного мышления.
Теоретические сочинения Золя («Экран»,
«Экспериментальный роман», «Натурализм
в театре») и становление натуралистической
школы во Франции. Золя о Бальзаке. Творчество
как посредник между темпераментом художника
и миром. Идеи «беспристрастности», «фактографичности»,
«научности», «куска жизни». «Религия
человечности», своеобразие натуралистического
морализма. Биологичность натуралистического
представления о социуме и характере его
развития. Мотивы общественного организма,
социальной болезни, возмездия «среды
и почвы».
Творчество братьев Гонкур. Место романа
«Жермини Ласерте» в литературной ситуации
1860-х годов. Сочетание в нем натуралистического
метода, элементов традиции французской
прозы ХVIII века. Натурализм, психологический
импрессионизм и эстетизм в дальнейших
романах Гонкур. «Актриса Фостэн» как
роман о натуралистической идее творчества.
«Дневники» Гонкур – важнейший источник
для изучения литературной ситуации конца
столетия (характеристики Гюго, Готье,
Тургенева, Флобера, Бодлера, Мопассана,
эволюции французской прозы).
Натурализм и «меданская группа» писателей.
Развитие натурализма от 1860-х к 1880-м годам.
«Манифест пяти». Поздненатуралистическое
любование вещью, мистическое восприятие
проблемы пола. Пути преодоления натурализма.
Критика идей позитивизма в романе «Ученик»
Бурже. Значение французского натурализма
для эстетики западного романа ХIХ–ХХ
веков.Творчество Золя. Золя как литературный
и художественный критик. Золя о Бальзаке,
Мане, импрессионистах. Ранние романы
(«Тереза Ракен»), увлечение Тэном и Бернаром.
Идея «куска жизни». Концепция 20-томного
романного цикла «Ругон-Маккары» и принципы
работы писателя над ним. Структура общества
в восприятии Золя, роль наследственности
и социального бессознательного, проблема
регулировки социально-биологического
механизма. Темы рокового возмездия и
краха II империи. Соотношение характера
и среды; образ «человека-зверя»; авторское
представление об общественных «аппетитах».
Символика у Золя. Преступное легкомыслие
«сановного Парижа» в романе «Нана» и
назначение финальной сцены в нем; аллегорические
образы. Трактовка творчества («Творчество»).
Натурализм романа «Жерминаль», его отличие
от натуралистического метода ранних
произведений; эволюция общества в романе
в связи с темой социального протеста
и в оценке различных идеологий (дарвинизм,
марксизм, анархизм); соотношение стихийного
и организованного, сознательного и бессознательного,
единичного и коллективного; мотив «вечного
возвращения». Утопизм позднего Золя (трилогия
«Три города»). Золя как создатель модели
современного социального романа.Творчество
Мопассана. Ученичество у Флобера. Эстетические
принципы (предисловие к роману «Пьер
и Жан»). Мопассан о Шопенгауэре, роковом
противоречии между «бытием» и «сознанием»,
творчестве как иллюзионизме. Особенности
мопассановского натурализма и развитие
натурализма от 1870-х к 1880-м годам. Интерпретация
флоберовской темы в романе «Жизнь», вопрос
о цели существования, трагико-иронический
смысл названия. Опошление любви в романе
«Милый друг». Натуралистический импрессионизм
мопассановских новелл, трактовка любви
и смерти; особенность диалога, повествовательной
рамки. Толстой и Бунин о Мопассане.
Преодоление натурализма и творчество
Гюисманса. Гюисманс и «меданские вечера»,
ранняя проза. Роман «Наоборот» как антинатуралистический
манифест и первый опыт символистского
романа о художнике. Своеобразие гюисмансовского
эстетизма. Трактовка темы болезни в романе;
мотив бунта против «естества»; становление
символистской восприимчивости и импрессионистическая
стилистикиа ее описания; оценка современных
французских писателей в романе; концепция
творчества как своего рода религиозного
служения; характер неприятия эпохи 3-й
Республики. Проблема «двойной бездны»
в романе «Там, внизу». Роман «В пути» и
апология в позднем творчестве Гюисманса
католической системы ценностей. Значение
романа «Наоборот» для западноевропейской
прозы рубежа веков (Уайлд, Манн, Джойс).
Символизм в французской
литературе. Лирический характер французского
символизма 1870–1890-х годов. Парнасская
и бодлеровская традиция в французской
поэзии конца века. Бодлер об искусстве
(«Салон 1846 года», «Поэт современной
жизни»), его определение романтизма
и место собственного поколения
в нем; восприятие Э. По; бодлеровский
эстетизм; образы «чистого искусства»,
«проклятого поэта», «любви-ненависти»;
назначение поэтической маски. Влияние
музыки, симфонизма и теории «синтетического
искусства» Вагнера на французский
символизм; понятие лейтмотива, «мотив
томления». Место символистской
живописи и ее образности («демонические
женщины» у Моро и Редона). Модификация
бодлеровского творческого
Поэзия Верлена. Верлен и парнасцы. Образ
«римского мира периода упадка» и «поэта-бродяги».
Программный смысл «Поэтического искусства»,
призыв к «отрицанию риторики», «музыкальности».
Стилизация и ирония в верленовских стихотворениях;
мистическая лирика. Ассонансы у Верлена,
перенос строки; особая песенность стиха.
«Пейзаж души», волны настроений. Импрессионистическая
тенденция верленовского символизма.
Переводы из Верлена у Сологуба, Анненского,
Брюсова. Пастернак об эпохальном значении
верленовского символизма.Поэзия Рембо.
Символистское жизнестроительство как
составная часть поэтической легенды
Рембо. Рембо и Бодлер. «Высокое» и «низкое»,
конкретность и ассоциативность в поэзии
Рембо («Цветной сонет», «Искательницы
вшей»). Характер предметности («В зеленом
кабаре»); соотношение «поэзии» и «прозы»
(«Озарения», «Сезон в аду»). «Пьяный корабль»;
стихотворения Рембо и французская поэзия
1910-х годов. Творчество Малларме. Малларме
– ведущий теоретик первого поколения
французских символистов; антиплатоновский
характер его символизма. «Поэтическая
тайна». Ранняя поэзия («Окна», «Лазурь»
и др.). Образ Э. По в стихотворениях Малларме;
произвольное (чисто ассоциативное) восприятие
новозаветных эпизодов («Иродиада»). Сочетание
символа и аллегории в стихотворениях
«Лебедь», «Послеполуденный сон фавна».
«Партитуры» в позднем творчестве Малларме.
Валери о Малларме. Вяч. Иванов о типе символизма,
олицетворяемом Малларме. Второе поколение
символистов в французской поэзии. Требование
«неоклассичности», обыгрывание романтических
и раннесимволистских штампов. Французские
поэты и «католическое возрождение». Творчество
Лафорга. Пародия у Лафорга, его неприятие
парнасцев, приверженность «белому стиху».
Образ Пьеро, обработка разговорной речи
и песенок, драматические диалоги. Лафорг
в восприятии поэтов англо-американской
постсимволистской ориентации (Паунд,
Элиот). Творчество де Ренье. Поэзия Клоделя
– лирика, мистические драмы.Творчество
Франса. Франсовский интеллектуализм
и проблема символизма как особого прозаического
жанра. Эстетизм Франса и его скептическо-ироническое
представление о равновеликости идеологий
и верований. «Пир идей» у Франса и стилизация
им философско-исторической повести ХVIII
века. Франс и жанровый эксперимент у Флобера
(«Саламбо», «Искушение святого Антония»).
Франс и модернизация Евангелия у Ренана
(«Жизнь Иисуса»). Философско-религиозный
декоративизм в повести «Таис», проблема
красоты; представление об имманентности
исторических типов; отношение к роли
личности в истории («Прокуратор Иудеи»).
Парадокс у Франса как форма суждения
о современности («Современная история»),
образ профессора Бержере. Роман «На белом
камне» – франсовский опыт антиутопии.
Возможности сатиры у Франса («Остров
пингвинов»). Проблема насилия над личностью
во имя общественного блага в романе «Боги
жаждут»; образ политического «инквизитора»
(Гамлен); многомерность названия; полемика
с руссоизмом; Бротто как резонер авторских
идей. Роман «Восстание ангелов», неоднозначность
концовки. Значение франсовской модели
романа для интеллектуальной прозы ХХ
века (Мережковский, Т. Манн, Гессе, Уайлдер).Творчество
Роллана. Становление мировоззрения (переписка
с Толстым, изучение Спинозы, открытие
Вагнера и Ницше). Попытка создания «народного
театра». Роль личности в истории в роллановских
циклах пьес («Трагедии веры», «Трагедии
революции»). Опыт героических биографий.
Представление Роллана о «душе вселенной»
и творческом порыве как высшем проявлении
эмоциональной стихии универсума. Требование
обновления идеализма в «Жан-Кристофе»;
характер критики современности в романе;
конфликт между гением и обществом, стихией
и косностью. Символистские и неоромантические
акценты в роллановском романе о художнике.
Роллан и Роден, образ «человечества в
пути», мечта о «душе Европы». Тема «вечного
возвращения» в заключительной части
романа; образ всепроникающей (надындивидуальной)
мудрости. Пацифизм Роллана в годы первой
мировой войны.Творчество Пруста. Соотношение
метода (символизм) и поэтики (импрессионизм);
неприятие объективной природы времени.
Пруст и Бергсон; время как творимая в
индивидуальном сознании эстетическая
реальность. Бергсоновская концепция
«жизненного порыва» и «длительности»;
время – символ неразрывности и «сейчасности»
сознания у Пруста. Смысл названия цикла
романов «В поисках утраченного времени».
Композиционная структура «романа в романе»;
функция повествователя; конфликт между
«жизнью» и «искусством», сознательным
и бессознательным. История разочарования
в дворянстве и парадокс обретения в утрате.
Прустовский эстетизм. Интерьер (восприятие
обстановки, произведений искусства, аромата
и т. п.) как инструмент интуитивного прорыва
к красоте, – к разделению во времени «формы»
и «содержания». Мотив музыки. Проблема
неадекватности восприятия; идея невозможности
любви; мотив нарциссизма. Пруст и роман
ХХ века (поздний Джеймс, Джойс, Фолкнер).
Развитие модернистских (неоромантических) стилей в прозе начала века. Раннее творчество Жида (роман «Имморалист»); влияние Ницше; Жид и Т. Манн («Смерть в Венеции»). Кубофутуризм во Франции; творчество Аполлинера. Формирование традиционалистского отношения к модернизму. Моррас и «Аксьон франсез». Творчество Барреса. Романы Бурже, конфликт между католическим миропониманием и «беспочвенным» индивидуализмом («Этап», «Полуденный бес»).
Бельгийская литература.
Становление бельгийской франкоязычной
литературы и творчество де Костера. Бельгийско-французские
литературные связи и проблема регионализма.
Натурализм (Лемонье); образ Брюгге в символистской
прозе и поэзии Роденбаха.
Метерлинк – реформатор европейской драмы
и создатель концепции символистского
театра. Метерлинк о задачах творчества
(«Сокровище смиренных», «Мудрость и судьба»);
полемика с «шекспировским» началом в
драме, с театром натуралистической ориентации.
Сближение спектакля и поэзии, понятие
мистерии, несовпадение «внутреннего»
и «внешнего» действия, развитие традиции
«комедии дель арте». Специфика метерлинковской
театральности: идея «двух диалогов» в
драме, роль «тайны», способы оформления
спектакля, звуковых эффектов. Драма «молчания»,
«ожидания», «непонимания», пробуждения;
образ жизни как сна души. Одноактные пьесы.
Соотношение аллегории и символа в пьесе
«Слепые», образ «начала и конца». Внутреннее
и внешнее сценическое пространство в
пьесе «Там внутри». Тождество любви и
смерти в пьесе «Пелеас и Мелисанда».«Театр
покоя» и поиск мудрости в повседневном
в пьесе «Синяя птица». Особенности метерлинковского
символизма в пьесе «Монна Ванна» (мотивы
встречи, другой любви, ключей; обработка
ибсеновских тем «спасительной лжи» и
«неудобной правды»). Блок о Метерлинке.
Русские постановки метерлинковских спектаклей.
Значение творчества Метерлинка для европейского
театра (фон Гофмансталь, экспрессионистская
драма, Пиранделло).
Поэзия Верхарна. Этапы творчества. Особенности
верхарновского символизма. Верхарн и
Бодлер. Мотивы «человечества на перепутье»,
гибели патриахального прошлого, мятежа,
возмездия. «Прозрение» как лирическая
манера. Особенность верхарновского лирического
пейзажа. Урбанистические стихотворения
(«Города-спруты», «Мятежные силы»), конкретизация
поэтической манеры. Интерес к героике
коллективного начала; драма «Зори». Брюсов
и Волошин о Верхарне.
Скандинавская литература.
Литературная ситуация в странах Скандинавии
на рубеже веков. Рост культурного самосознания
в середине ХIХ века. Значение литературно-критической
деятельности Брандеса.
Норвежская литература. Драматургия Ибсена
и становление литературного норвежского
языка. Общая логика творчества, эволюция
от своего рода «бури и натиска» к cимволизму
и неоромантизму в пьесах 1890-х годов. Проблема
героя в ранних пьесах Ибсена по мотивам
скандинавской старины. Видоизменение
ибсеновского романтического индивидуалиста;
Ибсен и Кьеркегор. Драма «Бранд»: мотивы
«строительства новой церкви» и личной
религиозности; тройное отречение Бранда;
смысл концовки. Неприятие мещанских ценностей
(«Пер Гюнт»). Историософская концепция
(«Кесарь и галилеянин»). Переход от «пьес
для чтения» к «театру идей».«Жить не по
лжи» как мотив ибсеновских антибуржуазных
пьес на тему брака и социальной коррупции,
назначение дискуссии в них, образ «новой
женщины» («Кукольный дом»), герои-максималисты
(«Враг народа»). Психологизм пьес 1880 годов;
«Дикая утка»: смысл названия, парадокс
«правды-лжи», образ Грегерса Верле. Поздние
пьесы Ибсена; возможности неоромантического
персонажа («Гедда Габлер»); «Строитель
Сольнес»: образ высоты творчества и трагедия
характерного ибсеновского индивидуалиста;
мотив юности как возмездия. Ибсен и Ницше.
Шоу об Ибсене как создателе «проблемной
драмы». Восприятие Ибсена в России (Чехов,
Мережковский, Блок, Анненский, Белый).
Постановки ибсеновских пьес в МХТ.Творчество
Бьёрнсона.
Творчество Гамсуна. Сочетание натурализма,
символизма и неоромантизма в творческой
манере Гамсуна. Гамсуновские индивидуалисты,
Гамсун и Ницше. Влияние Достоевского.
Проблема творчества (роман «Голод»). Роман
«Пан»: смысл названия, трактовка любви.
Трагедия романтической личности в романе
«Виктория». «Роковая женщина» у Гамсуна.
«Почвенические» романы 1900 годов («Плоды
земли»).
Литература Швеции. Творчество
Стриндберга. Стриндберг о задачах
театра (предисловие к «Фрёкен
Юлии»). Стриндберг и Ницше. Особенности
натурализма в его ранних пьесах;
конфликт между «женским» и «мужским»
началом («Отец»), амбивалентность человеческой
природы («Фрёкен Юлия»). Стриндберг
и Сведенборг; исторические драмы. Неоромантизм
и экспрессионизм поздних пьес («Путь
в Дамаск»).
Датская литература. Движение «прорыва»
(Банг и др.). Андерсен-Нексе и его роман
«Пелле-завоеватель».
Немецкая литература.
Возникновение Германской империи
и немецкая литература. Своеобразие
литературной ситуации в Германии и
Австро-Венгрии в конце ХIХ
– начале ХХ века; влияние французского
натурализма, почвеническая литература;
социальная сатира. Поздняя новеллистика
Шторма. Творчество Фонтане 1870–1890-х
годов и его роман «Эффи
Брист». Особый символистский смысл
понятия «неоромантизм», развитие романтической
традиции ХIХ века в «неоромантизме».
Поэзия Георге. Преодоление символизма
в раннем модернизме. Немецкоязычный
экспрессионизм. Вена и Прага как
культурные и литературные центры.
Музыкальное творчество Вагнера в восприятии
немецких и западноевропейских писателей
рубежа веков; вагнеровская интерпретация
мифа, представление о синтетическом искусстве,
поэтика лейтмотивов, образ любви и смерти.
«Сецессионы» и живописная символистская
образность (Бёклин, Штук и др.), ее литературный
контекст.
Творчество Ницше как одно из ключевых
звеньев в эволюции романтизма от ХIХ-го
века к ХХ-ому; романтизм середины века,
натурализм, символизм и неоромантизм
у Ницше. Ницшевский проект «нового человека»
и посюсторонней религиозности («человекобожия»).
Особенность жанра ницшевских сочинений;
символичность их образности; пародия
библейского стиля. Интерпретация конфликта
между культурой и цивилизацией. Образ
декаданса (исторический, индивидуально-психологический,
социальный и религиозный аспекты), мотив
«смерти богов». Полемика с христианством
как общественной идеологией. «Сверхчеловек»
и поэзия отрицательных величин у Ницше
(«гений как болезнь»); отказ от всех форм
двоемирия; трагический смысл самопознания.
Романтическое истолкование античности;
мотивы «аполлонийского» и «дионисийского»;
критика сократовского «нигилизма». Примирение
Шопенгауэра и Дарвина в позднем творчестве;
проблемы «примитива», мифотворчества.
Значение Ницше для немецкой и западной
культуры ХХ века. Т. Манн и С. Цвейг о Ницше.
Ницше в России.
Драматургия Гауптмана. Натуралистические
черты раннего Гауптмана («Перед восходом
солнца»). Общественный резонанс пьесы
«Ткачи». Символистский «неоромантизм»
пьесы «Затонувший колокол»; исторические
драмы («Флориан Гейер»). Театр Ведекинда;
эволюция от натурализма к экспрессионизму
(«Пробуждение весны», «Ящик Пандоры»),
гротеск у Ведекинда.
Творчество Г. Манна. Натурализм ранней
прозы («Кисельные берега»), Манн и Золя;
неоромантические поиски героя (трилогия
«Богини»). Специфика сатиры 1900-х годов,
карикатура и гротеск в романе «Учитель
Унрат»; образ гогенцоллерновской Германии
в трилогии «Империя». Манн и левое крыло
немецкого экспрессионизма.
Творчество Т. Манна. Влияние Ницше. Представление
о «бюргере» и «бюргерстве» в прозе и эссеистике
Манна («Любек как форма духовной жизни»).
Образ «заблудившегося бюргера» в романе
«Будденброки»; особенность трактовки
темы вырождения; проблема гения. Новеллистика:
трактовка вагнеровского начала («Тристан»),
амбивалентный характер современного
творчества («Тонио Крёгер»). Размышления
о возможности преодоления эстетизма
(«Смерть в Венеции»). Манн в годы первой
мировой войны («Рассуждения аполитичного»).
Венский круг писателей. Импрессионизм
и символизм творчества Шницлера: пьесы,
проза. Особенности символизма фон Гофмансталя.
Одноактные драматические поэмы («Смерть
Тициана», «Глупец и смерть»), тема современного
Гамлета; пьеса «Имярек». Переработка
античных трагедий («Электра», «Эдип и
сфинкс»). Концепция символизма и современной
поэзии в эссеистике («О характерах в романе
и драме», «Письмо», «Короли и вельможи
у Шекспира», «Поэт и нынешнее время»).
Рильке. Влияние французского символизма,
творчества Родена. Мир и человек в поэзии
«Рильке» («Часослов»). «Новые стихотворения».
Опыт символистского романа («Записки
Мальте Лауридса Бригге»), образ «гибели
всерьез». Тема полноты бытия в поздней
лирике («Сонеты к Орфею», «Дуинские элегии»).
Пастернак и Цветаева о Рильке.Ранний
модернизм. Экспрессионизм; апокалиптические
мотивы, конфликт «отцов и детей»; политический
контекст явления. Значение экспрессионистской
живописи; полемика с импрессионизмом;
группы «Мост» и «Синий всадник». Эстетика
1910 годов (Воррингер, Эдшмид). Ранняя экспрессионистская
поэзия и драма (Газенклевер, фон Унру
и др.).
Литература Великобритании.
1880–1890-е годы и начало заката викторианской
эпохи в английской литературе. Особенности
литературного сознания: традиция христианского
социализма, позитивистские и эволюционные
идеи (Милль, Дарвин, Г. Спенсер, Хаксли),
английский эстетизм, восприятие французской
словесности (Бальзак, Флобер).
Арнолд о современной функции литературной
критики («Критические очерки»), о «творческом»
восприятии христианства в эпоху секуляризации
и позитивного знания («Литература и догма»).
Моррис, его проповедь социального значения
вкуса и красоты; поэма «Земной рай». Картина
нравов поздневикторианской и эдвардианской
Англии в романах Мередита, Беннетта, Батлера.
Своеобразие английского натурализма
(Гиссинг, Мур) и творчество Гарди. Влияние
Спенсера; роль случая. Концепция трагического
в романах Гарди, неприятие пуританской
морали, противопоставление аристократии
и простых людей, городских и сельских
нравов. «Уэссекский цикл» и «Тэсс из рода
д’Эрбервиллей»; темы рока и жертвы в
романе. Лирика Гарди, поэма «Династы».Английский
символизм и его предтечи. Медиевализм
Ньюмена. Литературно-критические сочинения
Раскина и английский эстетизм. Критика
рационализма («Современные живописцы»);
идеи «красоты форм», «патетической иллюзии»;
проблема соотношения правды и красоты.
Значение живописи прерафаэлитов и их
требование мистического в повседневном.
Поэзия и проза (рассказ «Рука и душа»)
Россетти. Особенности романтизма Суинберна.
Суинберн и французская поэзия (парнасцы,
Бодлер), Суинберн и Шелли. Античная тема.
«Стихи и баллады». Образ любви в поэтических
драмах и элегиях. Тираноборческие мотивы;
поэзия 1880-х годов. Литературно-критическая
деятельность Пейтера. Отрицание «утилитарности»
творчества и апология «искусства для
искусства» в предисловии к «Заметкам
по истории Возрождения». Саймонс и его
книга «Символистское движение в литературе».Символизм
Уайлда. Уайлд и прерафаэлиты, Уайлд и
Раскин; уайлдовский эстетизм. Символистская
теория искусства, характер критики натурализма,
представление о парадоксе, образ творчества
как религиозного служения («Замыслы»,
«De Profundis»). Мотив убийства любви в поэме
«Баллада Редингской тюрьмы» и романе
«Портрет Дориана Грея». Проблема литературных
источников уайлдовского романа (Гёте,
Бальзак, По, Бодлер, Франс, Стивенсон,
массовая литература); вопрос о высшей
реальности творчества; образ Сибиллы
Вейн, роль художника Бэзила; функция заключительной
сцены. Уайлд-драматург. Уайлд и проза
ХХ века (Т. Манн, Пруст). Уайлд в России
(Бальмонт, Кузмин, Гумилев, Чуковский).
У истоков английского неоромантизма (Стивенсон). Неоромантизм Киплинга. Тема «бремени белого человека» в его творчестве и ее аллегорическое осмысление в «Книге джунглей». Полемика с поколением Уайлда и символистским представлением о художнике (баллада о Денни Дивере, роман «Свет погас»). Мотив «другой страны» в колониальных рассказах; поиск мудрости в романе «Ким». Очерк и репортаж в творческой манере Киплинга; образность киплинговских баллад. Куприн о Киплинге. Неоромантизм Конрада. Идея живописности стиля. Стилистика конрадовского стоицизма: трагедия самопознания (повесть «Сердце тьмы»), тема «победы в поражении» (повесть «Тайфун»), противоречивость романтического индивидуализма (романы «Лорд Джим», «Ностромо»). Конрад и американские писатели (Хемингуэй, Фицджералд).