Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2014 в 10:15, контрольная работа
В данной работе рассматриваются вопросы этики индуизма,законах и сословиях, кастовой структуре индийского общества в средневековье и в новое время
ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................3
1. ЭТИКА ИНДУИЗМА И ОПРАВДАНИЕ СОЦИАЛЬНОГО НЕРАВЕНСТВА В ИНДИЙСКОМ ОБЩЕСВТЕ ………………………..……7
2. ЗАКОНЫ ВАРН И ЧЕТЫРЕ ОСНОВНЫХ СОСЛОВИЯ В ИНДИИ ……12
3. ИЗМЕНЕНИЕ КАСТОВОЙ СТРУКТУРЫ ИНДИЙСКОГО ОБЩЕСТВА В ПОЗДНЕМ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ И В НОВОЕ ВРЕМЯ…………………………… 16
4. НОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ В ИНДИИ ПОД ВОЗДЕЙСТВИЕМ КОЛОНИЗАТОРОВ …………………………………………….23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................................................27
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК..................................................................29
В 70-80-е гг. ХIХ в. в Индии развивалось религиозное
реформаторское движение. Традиционная
религия своими догмами ограничивала
индивида узким миром его касты или общины,
препятствовала его общественной деятельности.
В индийском обществе появляются идеологи
«неоведанты», проповедующие новую философию
и мораль, ставящую человека на
активные жизненные позиции. Идеологи
этого течения общественной мысли объявляли
участие в борьбе за свободу и счастье
родины религиозным долгом каждого индуса.
Очень заметным в этой философии было
стремление к единению основных мировых
религий на основе синтеза принципов добра
и ненасилия.
Изменение производительных сил общества повлияло и на положение некоторых индийских каст. Так повышение экономической и политической значимости многих торговых, земледельческих и ремесленных каст сопровождалось, видимо, определенным ростом самосознания. Эти люди гордятся своим трудом, смело приравнивают себя брахманам и другим высшим кастам. В связи с этим меняется и социальное положение этих каст: они выходят из состояния приниженности и неполноценности, заявляют о своем человеческом достоинстве и одновременно обретают надежду. Имело значение и распространение Новое время христианства:
Вот как выражали это индийские поэты:
Что я кожевенник из касты чамаров.
Но благородные брахманы кланяются мне с тех пор,
Как я обрел защиту в божьем имени.
···
Господь не призирает никого,
Он милосерден к бедным.
Великий пророк, царь царей, был из нищих евреев.
В конце концов результаты христианской миссионерской деятельности оказываются налицо. К началу XX в. в Индии насчитывается более 300 000 крещеных индийцев.18 Однако это влияние Запада не смогло разрушить кастовые устои индийского общества. Почему? Ответ на этот вопрос, как нам кажется, заключается в следующем.
Начнем с некоторых цифр: в Индии к середине XIX в. было примерно 300 миллионов жителей, примерно 90% этого населения живет в 700 тыс. деревень, и только около 10% живет в 2100 городах. Для сравнения в Англии с Уэльсом в Новое время 78% городского населения и 22% сельского, т. е. приблизительно обратное отношение.19
Исключительное значение деревенских
общин Индии было
удивительно верно указано еще в первой
половине XIX в. одним
из ее английских администраторов, и раньше,
чем разъяснить
точное построение индийской деревни,
мы приведем его характерные слова: «Там,
где ничто не вечно, эти общины как будто
вечны. Династия за династиею падает; индийцы,
афганцы, моголы, маратты, сикки, англичане
- все по очереди становятся господами
Индии, а деревенские общины остаются
без перемен».
Это единение деревень Индии, из которых каждая представляет собой как бы маленькое государство, больше, чем что-либо другое, способствовало сохранению социальной структуры индийского народа среди всех глубочайших волнений и перемен, которые он пережил в Новое время. В конечном счете, индийская деревня вместе с социальной структурой общества сохранила и его свободу и независимость.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Восходящая к четырем замкнутым варнам древности, и опираясь на этические нормы индуизма кастовая система составляет основу социального устройства индийского общества на протяжении всего Нового времени. Она не только пережила все нападки на нее извне и изнутри, но и в какой-то мере спорадически преодолевала своих противников, превращая все выступавшие против каст организации и общины тоже в своего рода касты, находившие свое место рядом с кастами индуистов. Кастовая система, покоящаяся на прочной внутрикастовой эндогамии и строгих кастовых запретах (чужой, исключенный из своей касты человек оказывается вне закона: его дочь не возьмут замуж, его никто не примет в свою касту, он не имеет права есть рядом с членами других каст и т. п.), а также на еще более строгих религиозно-культурных традициях и нормах семейного и внутриобщинного, внутрикастового права, остается и по сей день существенным институтом социальной организации Индии, одной из важнейших основ индуизма. Каста, определяет место человека в индийском обществе, его положение, права, поведение, даже его внешний облик, включая одежду и знаки на лбу или драгоценности, которые он носит. Каста во многом определяет и круг ритуальных обязанностей индивида, его религиозную активность. Чем выше каста, тем больше внимания, во всяком случае теоретически, согласно принятым нормам, человек обязан уделять ежедневным обрядам у домашнего алтаря, необходимым поклонам, воскурениям, подношениям, мантрам и т. п. Кастовые запреты в Индии имеют характер табу и снимаются лишь в редких случаях. Например, принято считать, что «рука ремесленника всегда чиста», т. е. что пользоваться продуктами ремесла можно вне зависимости от касты ремесленника. За нарушения кастовых норм следуют строгие наказания и мучительные обряды «очищения» провинившегося. В Новое время воздействие европейской социальной системы оказало определенное цивилизаторское воздействие на индийское общество. Прогрессивность такого воздействия не отрицают даже яростные враги колониализма. Однако, как мы выяснили, чисто в количественном отношении прослойка индийского населения, готовая принять и осуществить радикальные перемены в социальной структуре общества была очень незначительна. Она просто не в состоянии была что-либо изменить в стране, где 9/10 населения жили в деревнях - бастионах кастовости, которые сохранили эту уникальную систему социальных отношений до наших дней. Сейчас в Индии в ходе борьбы с кастовой системой устанавливаются специальные льготы для официально зарегистрированных представителей низших каст. Кастовая дискриминация запрещена законом и карается как уголовное преступление. Но старая система все еще жива и упорно сопротивляется.
ИСТОЧНИКИ
Бхагавадгита - священный текст кришнаитов. В поэтическом переводе. - М.: Восточная литература, 1981. - 312 с.
Ригведа. Священные гимны с комметариями. - М.: Центр-Полиграф, 2001. - 418 с.
Упанишады. Тексты и толкования. - М.: ММG, 1999. - 540 с.
ЛИТЕРАТУРА
Антонова К. А. Английское завоевание Индии в XVIII в. - М.: Восточная литература, 1958. - 326 с.
Бэшем А. Чудо, которым была Индия. - М.: Восточная литература, 2000. - 614 с.
Ванина Е. Ю. Идеи и общество в Индии в XIV - XVIII вв. - М.: Наука, 1993. - 231 с.
Видьяланкар С. Происхождение кастовой системы в Индии // Вестник истории мировой культуры. - 1998. - № 3. - С. 15-24.
Лурье С. В. Историческая этнология. - М.: Аспект Пресс, 1997. - 448 с.
Неру Дж. Открытие Индии. - М.: Политиздат, 1987. - 569 с.
Ольденбург С. Ф. Культура Индии. - М.: Востоковедение, 1953. - 257 с.
Орестов О. Л. Ворота Индии . - М.: Наука, 1986. - 222 с.
Энциклопедия «Кругосвет». – [Электронный ресурс]. – [Режим доступа]:
http://www.krugosvet.ru/annot.
Юрлова Т. Ф. Индия и Английское общество. - М.: Институт востоковедения, 1965. - 211 с.
1 Ольденбург С. Ф. Культура Индии. - М.: Востоковедение, 1953. - 257 с.
2 Юрлова Т. Ф. Индия и Английское общество. - М.: Институт вотоковедения, 1965. - 211 с.
3 Антонова К. А. Английское завоевание Индии в XVIII в. – М.: Восточная литература, 1958. - 326 с.
4 Орестов О. Л. Ворота Индии. – М.: Наука, 1986. - 222 с.
5 Лурье С. В. Историческая этнология. – М.: Аспект Пресс, 1997. - 448 с.
6 Бэшем А. Чудо, которым была Индия. - М.: Восточная литература, 2000. - 614 с.
7 Видьяланкар С. Происхождение кастовой системы в Индии // Вестник истории мировой культуры. - 1998. - № 3.
8 Упанишады. Тексты и толкования. – М.: ММG, 1999. - С. 98
9 Бхагавадгита – священный текст кришнаитов. В поэтическом переводе. – М.: Восточная литература, 1981. - С. 200.
10 Ольденбург С. Ф. Культура Индии. – М.: Востоковедение, 1953. – С. 34.
11Бхагавадгита – священный текст кришнаитов. В поэтическом переводе. – М.: Восточная литература, 1981. - С. 234.
1 Видьяланкар С. Происхождение кастовой системы в Индии //Вестник истории мировой культуры. – 1958. - № 3. – С. 12.
12 Ванина Е. Ю. Идеи и общество в Индии в XIV - XVIII вв. - М.: Наука, 1993. – С. 146.
13 Видьяланкар С. Происхождение кастовой системы в Индии //Вестник истории мировой культуры. – 1958. - № 3. – С. 17.
14
Энциклопедия «Кругосвет».//URL:http://www.
15Видьяланкар С. Происхождение кастовой системы в Индии //Вестник истории мировой культуры. – 1958. - № 3. – С. 21.
16 Бэшем А. Чудо, которым была Индия. - М.: Восточная литература, 2000. – С. 267.
17Юрлова Т. Ф. Индия и Английское общество. - М.: Институт востоковедения, 1965. – С.185.
18 Лурье С. В. Историческая этнология. – М.: Аспект-Пресс, 1997. - С. 414.
19 Ольденбург С. Ф. Культура Индии. – М.: Востоковедение, 1953. - С. 45.
Информация о работе Изменения в социальном устройстве индийского общества в новое время