Изменения в социальном устройстве индийского общества в новое время

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2014 в 10:15, контрольная работа

Описание работы

В данной работе рассматриваются вопросы этики индуизма,законах и сословиях, кастовой структуре индийского общества в средневековье и в новое время

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................3
1. ЭТИКА ИНДУИЗМА И ОПРАВДАНИЕ СОЦИАЛЬНОГО НЕРАВЕНСТВА В ИНДИЙСКОМ ОБЩЕСВТЕ ………………………..……7
2. ЗАКОНЫ ВАРН И ЧЕТЫРЕ ОСНОВНЫХ СОСЛОВИЯ В ИНДИИ ……12
3. ИЗМЕНЕНИЕ КАСТОВОЙ СТРУКТУРЫ ИНДИЙСКОГО ОБЩЕСТВА В ПОЗДНЕМ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ И В НОВОЕ ВРЕМЯ…………………………… 16
4. НОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ В ИНДИИ ПОД ВОЗДЕЙСТВИЕМ КОЛОНИЗАТОРОВ …………………………………………….23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................................................27
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК..................................................................29

Файлы: 1 файл

Контрольная.doc

— 147.00 Кб (Скачать файл)

В 70-80-е гг. ХIХ в. в Индии развивалось религиозное реформаторское движение. Традиционная религия своими догмами ограничивала индивида узким миром его касты или общины, препятствовала его общественной деятельности. В индийском обществе появляются идеологи «неоведанты», проповедующие новую философию и мораль, ставящую человека на 
активные жизненные позиции. Идеологи этого течения общественной мысли объявляли участие в борьбе за свободу и счастье родины религиозным долгом каждого индуса. Очень заметным в этой философии было стремление к единению основных мировых религий на основе синтеза принципов добра и ненасилия.

Изменение производительных сил общества повлияло и на положение некоторых индийских каст. Так повышение экономической и политической значимости многих торговых, земледельческих и ремесленных каст сопровождалось, видимо, определенным ростом самосознания. Эти люди гордятся своим трудом, смело приравнивают себя брахманам и другим высшим кастам. В связи с этим меняется и социальное положение этих каст: они выходят из состояния приниженности и неполноценности, заявляют о своем человеческом достоинстве и одновременно обретают надежду. Имело значение и распространение Новое время христианства:

Вот как выражали это индийские поэты:                                                

О, горожане, всем известно,

Что я кожевенник из касты чамаров.

Но благородные брахманы кланяются мне с тех пор,

Как я обрел защиту  в божьем имени.

 ···

Господь не призирает никого,

Он милосерден к бедным.

Великий пророк, царь царей, был из нищих евреев.

 

В конце концов результаты христианской миссионерской деятельности оказываются налицо. К началу XX в. в Индии насчитывается более 300 000 крещеных индийцев.18 Однако это влияние Запада не смогло разрушить кастовые устои индийского общества. Почему? Ответ на этот вопрос, как нам кажется, заключается в следующем.

Начнем с некоторых цифр: в Индии к середине XIX в.  было примерно 300 миллионов жителей, примерно 90% этого населения живет в 700 тыс. деревень, и только около 10% живет в 2100 городах. Для сравнения в Англии с Уэльсом  в Новое время 78% городского населения и 22% сельского, т. е. приблизительно обратное отношение.19

Исключительное значение деревенских общин Индии было 
удивительно верно указано еще в первой половине XIX в. одним 
из ее английских администраторов, и раньше, чем разъяснить 
точное построение индийской деревни, мы приведем его характерные слова: «Там, где ничто не вечно, эти общины как будто вечны. Династия за династиею падает; индийцы, афганцы, моголы, маратты, сикки, англичане - все по очереди становятся господами Индии, а деревенские общины остаются без перемен».

Это единение деревень Индии, из которых каждая представляет собой как бы маленькое государство, больше, чем что-либо другое, способствовало сохранению социальной структуры индийского народа среди всех глубочайших волнений и перемен, которые он пережил в Новое время. В конечном счете, индийская деревня вместе с социальной структурой общества сохранила и его свободу и независимость.

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Восходящая к четырем замкнутым варнам древности, и опираясь на этические нормы индуизма кастовая система составляет основу социального устройства индийского общества на протяжении всего Нового времени. Она не только пережила все нападки на нее извне и изнутри, но и в какой-то мере спорадически преодолевала своих противников, превращая все выступавшие против каст организации и общины тоже в своего рода касты, находившие свое место рядом с кастами индуистов. Кастовая система, покоящаяся на прочной внутрикастовой эндогамии и строгих кастовых запретах (чужой, исключенный из своей касты человек оказывается вне закона: его дочь не возьмут замуж, его никто не примет в свою касту, он не имеет права есть рядом с членами других каст и т. п.), а также на еще более строгих религиозно-культурных традициях и нормах семейного и внутриобщинного, внутрикастового права, остается и по сей день существенным институтом социальной организации Индии, одной из важнейших основ индуизма.         Каста, определяет место человека в индийском обществе, его положение, права, поведение, даже его внешний облик, включая одежду и знаки на лбу или драгоценности, которые он носит. Каста во многом определяет и круг ритуальных обязанностей индивида, его религиозную активность. Чем выше каста, тем больше внимания, во всяком случае теоретически, согласно принятым нормам, человек обязан уделять ежедневным обрядам у домашнего алтаря, необходимым поклонам, воскурениям, подношениям, мантрам и т. п. Кастовые запреты в Индии имеют характер табу и снимаются лишь в редких случаях. Например, принято считать, что «рука ремесленника всегда чиста», т. е. что пользоваться продуктами ремесла можно вне зависимости от касты ремесленника. За нарушения кастовых норм следуют строгие наказания и мучительные обряды «очищения» провинившегося.      В Новое время воздействие европейской социальной системы оказало определенное цивилизаторское воздействие на индийское общество. Прогрессивность такого воздействия не отрицают даже яростные враги колониализма. Однако, как мы выяснили, чисто в количественном отношении прослойка индийского населения, готовая принять и осуществить радикальные перемены в социальной структуре общества была очень незначительна. Она просто не в состоянии была что-либо изменить в стране, где 9/10 населения жили в деревнях - бастионах кастовости, которые сохранили эту уникальную систему социальных отношений до наших дней. Сейчас в Индии в ходе борьбы с кастовой системой устанавливаются специальные льготы для официально зарегистрированных представителей низших каст. Кастовая дискриминация запрещена законом и карается как уголовное преступление. Но старая система все еще жива и упорно сопротивляется.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

ИСТОЧНИКИ

 

Бхагавадгита - священный текст кришнаитов. В поэтическом переводе. - М.: Восточная литература, 1981. - 312 с.

Ригведа. Священные гимны с комметариями. - М.: Центр-Полиграф, 2001. - 418 с.

Упанишады. Тексты и толкования.  - М.: ММG, 1999. - 540 с.

 

ЛИТЕРАТУРА

 

Антонова К. А. Английское завоевание Индии в XVIII в. - М.: Восточная литература, 1958. - 326 с.

Бэшем А. Чудо, которым была Индия. - М.: Восточная литература, 2000.  - 614 с.

Ванина Е. Ю. Идеи и общество в Индии в XIV - XVIII вв. - М.: Наука, 1993. - 231 с.

Видьяланкар С. Происхождение кастовой системы в Индии  // Вестник истории мировой культуры. - 1998. - № 3. - С. 15-24.

Лурье С. В. Историческая этнология. - М.: Аспект Пресс, 1997. - 448 с.

Неру Дж. Открытие Индии. - М.: Политиздат, 1987. - 569 с.

Ольденбург С. Ф. Культура Индии. - М.: Востоковедение, 1953. - 257 с.

Орестов О. Л. Ворота Индии . - М.: Наука, 1986. - 222 с.

Энциклопедия «Кругосвет». – [Электронный ресурс]. – [Режим доступа]: http://www.krugosvet.ru/annot.php.

Юрлова Т. Ф. Индия и Английское общество. - М.: Институт востоковедения, 1965. - 211 с.

 

 

 

1 Ольденбург С. Ф. Культура Индии. - М.: Востоковедение, 1953. - 257 с.

2 Юрлова Т. Ф. Индия и Английское общество. - М.: Институт вотоковедения, 1965. - 211 с.

3 Антонова К. А. Английское завоевание Индии в XVIII в. – М.: Восточная литература, 1958. - 326 с.

4 Орестов О. Л. Ворота Индии. – М.: Наука, 1986. - 222 с.

5 Лурье С. В. Историческая этнология. – М.: Аспект Пресс, 1997. - 448 с.

6 Бэшем А. Чудо, которым была Индия. - М.: Восточная литература, 2000.  - 614 с.

7 Видьяланкар С. Происхождение кастовой системы в Индии  // Вестник истории мировой культуры. - 1998. - № 3.

 

8 Упанишады. Тексты и толкования.  – М.: ММG, 1999. - С. 98

9 Бхагавадгита – священный текст кришнаитов. В поэтическом переводе. – М.: Восточная литература, 1981. - С. 200.

10 Ольденбург С. Ф. Культура Индии. – М.: Востоковедение, 1953.  – С. 34.

11Бхагавадгита – священный текст кришнаитов. В поэтическом переводе. – М.: Восточная литература, 1981. - С. 234.

1 Видьяланкар С. Происхождение кастовой системы в Индии //Вестник истории мировой культуры. – 1958. - № 3. – С. 12.

12 Ванина Е. Ю. Идеи и общество в Индии в XIV - XVIII вв. - М.: Наука, 1993. – С. 146.

 

13 Видьяланкар С. Происхождение кастовой системы в Индии //Вестник истории мировой культуры. – 1958. - № 3. – С. 17.

14 Энциклопедия «Кругосвет».//URL:http://www.krugosvet.ru. Дата обращения:24.11.2011 г.

15Видьяланкар С. Происхождение кастовой системы в Индии //Вестник истории мировой культуры. – 1958. - № 3. – С. 21.

 

16 Бэшем А. Чудо, которым была Индия. - М.: Восточная литература, 2000.  – С. 267.

 

17Юрлова Т. Ф. Индия и Английское общество. - М.: Институт востоковедения, 1965. – С.185.

 

18 Лурье С. В. Историческая этнология. – М.: Аспект-Пресс, 1997. - С. 414.

19 Ольденбург С. Ф. Культура Индии. – М.: Востоковедение, 1953. - С. 45.

 


 



Информация о работе Изменения в социальном устройстве индийского общества в новое время