Характеризуя
положение крестьян при Токугава,
японский историк Эйдзиро Хондзе
пишет: «Это население было сковано
по рукам и ногам, подвергалось всяческим
ограничениям, вплоть до малейших
мелочей, и влачило самое жалкое существование,
словно оно жило только для того, чтобы
вносить налоги. Правительство предписывало
крестьянам употреблять только грубую
пищу, разрешало носить одежду только
из хлопчатобумажных тканей, запрещало
постройку удобных и просторных жилищ,
а также употребление носилок при свадьбах,
запрещало класть на седло ковер, запрещало
в случае бедствия или неурожая изготовление
или продажу сакэ (водка), удон (макароны),
пшеничной муки, пшеничных лепешек, так
как это считалось излишней тратой зерна.
Употреблять крестьянам в пищу рис считалось
роскошью и, конечно, было запрещено...
Налоги взимались по поговорке: „Крестьянин
-- что кунжутное семя. Чем больше жмешь,
тем больше масла выжмешь"».
Все это приводило к массовому разорению,
голодовкам, нищете японского крестьянства.
Крестьянам приходилось обращаться к
ростовщикам и в конце концов становиться
их неоплатными должниками. Торгово-ростовщический
капитал проникал в японскую деревню,
усугубляя феодальную эксплуатацию крестьянства.
Объединение страны,
осуществленное с утверждением власти
Токугава, до некоторой степени благоприятствовало
росту японских городов и развитию
торговли. В токугавский период в
Японии насчитывалось свыше 200 городов
и поселков городского типа. Крупнейшие
из них -- Эдо, Осака, Киото и др. -- насчитывали
сотни тысяч жителей. Японские города
являлись центрами развитого ремесленного
производства, продукция которого главным
образом реализовалась на рынке. Ремесленники
объединялись в цехи, пользовавшиеся монопольным
правом производства тех или иных товаров.
Существовала строгая цеховая регламентация
производства. Ремесленники облагались
тяжелыми налогами. Внутри цехов наблюдалось
классовое расслоение. Мастера эксплуатировали
подмастерьев и учеников, превращались
в ряде случаев в мелких предпринимателей.
Постепенно увеличивалась роль купцов-скупщиков,
также жестоко эксплуатировавших ремесленников.
В XVII в. уже появились отдельные мануфактуры
капиталистического типа.
Большим влиянием
в городах пользовались купцы, официально
считавшиеся самым низшим сословием. Они
объединялись в особые торговые гильдии.
Торговля играла важную роль в экономике
токугавской Японии. Она охватывала не
только города, являвшиеся основными центрами
торговой деятельности, но и деревни. Крупные
купцы-скупщики скупали у князей рис. Нередко
они брали на откуп получение продуктовой
ренты с крестьян, финансируя князей в
счет будущего урожая. Некоторые купеческие
гильдии носили монопольный характер,
получая исключительное право на торговлю
определенными товарами.
В крупных городах
складывались богатые торговые дома,
финансировавшие сетуна и князей.
Таким образом,
товарное производство и товарно-денежные
отношения получили в период Токугавского
сегуната довольно значительное развитие. Они главным образом
обслуживали потребности феодалов и были
дополнением к господствующим феодальным
отношениям. Торгово-ростовщический капитал,
проникая в феодальное хозяйство, в значительной
степени подрывал его основы, но не становился
носителем нового способа производства.
2. Характер политической
надстройки
Токугавский сегунат
существовал в период начавшегося
кризиса феодальных отношений в
Японии, характеризовавшегося дальнейшим
усилением эксплуатации крестьянства.
Это был период острой классовой борьбы и многочисленных
выступлений японских крестьян против
феодального гнета и режима Токугава.
Основной целью
токугавского режима было держать в
повиновении эксплуатируемые массы
-- крестьянство и городскую бедноту.
Этой цели служило укрепление сословного строя. Население делилось
на четыре сословия: 1) самураи, 2) крестьяне,
3) ремесленники, 4) купцы. Всячески подчеркивалось
привилегированное положение самурайства.
Различные стороны жизни и быта низших
сословий подвергались унизительным регламентациям.
Один из токугавских законов гласил: «Простые
люди, которые ведут себя недостойно по
отношению к представителям воинского
класса или которые обнаруживают недостаточное
уважение к непосредственным и косвенным
вассалам, могут быть зарублены на месте».
Во имя сохранения феодально-абсолютистского
режима правительство сегуна установило
суровую диктатуру над всеми слоями населения,
создало разветвленный, все подавляющий
полицейско-бюрократический аппарат.
Правительство
сегуна -- бакуфу -- возглавлялось советом старейшин, состоящим из пяти
назначаемых сегуном наиболее приближенных
князей во главе с тайро (регентом). При
совете старейшин имелась коллегия «молодых
старшин», возглавлявших отдельные отрасли
управления и выполнявших функции министров.
Большим влиянием и властью пользовались специальные
чиновники -- мэцукэ (букв, «прикрепленный
глаз»), которые вели явную и тайную слежку
за всеми должностными лицами.
В провинции
власть принадлежала представителям правительства,
которые являлись одновременно начальниками местных гарнизонов.
Особый наместник
с широкими полномочиями находился
в Киото, неотступно наблюдая за императорским
двором.
Полный контроль
над сельским и городским населением
обеспечивался системой круговой поруки.
Крестьяне были объединены в «пятидворки», ответственные за поведение
каждого ее члена. Каждый хозяин двора
должен был следить за своим соседом. Такая
же система существовала и в городах.
Правительство
сегуна осуществляло неослабный контроль
над удельными князьями. Все дайме
обязаны были через год приезжать в столицу сегуна
Эдо и жить там в течение года со своей
свитой. После этого они уезжали в свои
княжества, но оставляли в Эдо фактически
в качестве заложников своих жен и детей.
Эта система
имела целью пресечь феодально-сепаратистские
выступления князей. Однако сегунат
не ликвидировал феодальной разобщенности
Японии. Сохранялись многие,десятки удельных
княжеств. В пределах своего феодального
удела князь был почти неограниченным
правителем. Господствующие классы использовали
в своих интересах синтоизм и буддизм,
который начиная с VI в. проникал в Японию
из Кореи и Китая и постепенно занял преобладающее
положение в религиозной жизни японского
народа. Многие японцы стали исповедовать
две религии.
Токугавский сегунат
утвердился в период, когда в Японию началось проникновение
европейцев. В 30-х годах XVII в. правительство
сегуна Иэмнцу Токугава приняло ряд мер
для изоляции Японии от внешнего мира.
Были изданы указы о высылке европейцев
из страны и запрещении христианства.
Когда в 1640 г. к сегуну прибыла португальская
миссия из Аомыня (Макао), пытавшаяся убедить
его пересмотреть запрет, большинство
ее участников было казнено, а с уцелевшими
было отправлено письмо, гласившее: португальцы
«не должны больше думать о нас, как будто
бы нас нет больше на свете». Любой иностранный
корабль, прибывший к берегам Японии, подлежал
уничтожению, а его экипаж -- смертной казни.
Под угрозой смерти японцам запрещалось
покидать страну.
Политика самоизоляции
и «закрытия» страны была вызвана
желанием предотвратить возможное вторжение в Японию европейцев
и стремлением сохранить нетронутыми
феодальные порядки. Сегун и феодалы опасались,
что установление связей с Европой может
ослабить господствующий режим. Характерно,
что политика «закрытия» страны окончательно
сложилась после крестьянского восстания
1637 г. в Симабара (вблизи Нагасаки), когда
антифеодальное выступление крестьян
развернулось под флагом христианства,
принесенного в Южную Японию католическими
миссионерами.
После «закрытия»
страны прекратились торговые связи
Японии с Европой. Некоторые исключения
допускались только по отношению к голландцам,
которые помогли сегуну при подавлении
восстания в Симабара. Они сохранили право
направлять свои корабли с товарами лишь
в один порт на о-ве Десима (в бухте Нагасаки).
Политика самоизоляции не могла, однако,
полностью и абсолютно отрезать Японию
от внешнего мира. Помимо связей через
голландцев продолжалось и некоторое
общение с соседними странами Азии. Китайским
купцам разрешалось периодически приезжать
в гавань Нагасаки и вести там торговлю.
В XVII в. развернулось
продвижение русских на северные
берега Тихого океана. К середине века
относятся и первые посещения
Курильских островов, а в XVIII в. русские
мореплаватели « промышленники
начали их освоение. На Курилах появились
русские стоянки и зимовья. Населявшие
острова айны стали подданными России.
С выходом русских людей на Тихий океан
возникли предпосылки для установления
первых контактов между Россией и Японией.
В 1739 г. русские
корабли экспедиции В. Беринга впервые
подошли к берегам Японии. На этих судах
побывали японцы, а русские ненадолго
сошли на берег. В 1792--1793 гг. экспедиция
А. К. Лаксмана пыталась завязать отношения
с японскими властями и вести переговоры
об установлении торговых связей. Японские
власти сослались на законы, запрещавшие
сношения с внешним миром, но перед отъездом
Лаксмана ему были вручены подарки и дано
письменное разрешение на приход одного
русского корабля в Нагасаки. Однако вновь
русские прибыли в Японию только в 1804 г.,
с первой кругосветной экспедицией И.Ф.
Крузенштерна. На этот раз сегунат занял
непримиримую позицию, отказавшись от
всяких переговоров. Более того, когда
в 1811 г. выдающийся русский мореплаватель
В. М. Головнин совершал экспедицию с целью
составить описание Курильских островов
и Татарского пролива, он и несколько его
спутников были захвачены японцами и два
года находились в плену на о-ве Хоккайдо.
Политика самоизоляции
помешала установлению отношений между
Россией и Японией.
3. Культура периода
Токугава
сегунат япония
токугава
В XVII -- первой половине XIX в. в Японии
был достигнут заметный прогресс в развитии
просвещения и науки. Помимо правительственных
и княжеских школ для детей самураев и
школ, издавна существовавших при храмах,
в городах появляются частные школы. В
XVIII в. их насчитывалось 270. Среди них были
и учебные заведения, дававшие некоторую
подготовку по техническим специальностям
и медицине. Существовали также особые
школы для девочек, где обучали шитью,
искусству расстановки цветов в вазах
(икэбана), музыке.
В столице сегуна имелась правительственная
академия для подготовки чиновников. В
1762 г. открылось специальное учебное заведение
для изучения «европейских знаний». Эти
два учебных заведения положили начало
высшей школе.
Из наук наибольшее
развитие в токугавский период получили математика, астрономия,
медицина, ботаника. Выдающимся ученым
был создатель японской математической
школы Така-кадзу Сэки (1642--1708). В начале
XVII в. в Японии стали выходить отпечатанные
в типографиях листы с новостями -- нред-шественники
газет.
Новые явления
наблюдались в японской литературе.
Наряду с произведениями, проповедовавшими
феодально.-самурайекие идеи, такими,
как аллегорический роман выдающегося
писателя того времени Кекутэй Бакйн
(1767--1848) «История восьми псов», и в
прозе и в поэзии развивалось новое направление,
пользовавшееся большой популярностью
у горожан. В написанных разговорным языком
книгах Самба Сикитэй (1776--1822) «Городские
бани» и «Городские парикмахерские» юмористически
изображалась повседневная жизнь обитателей
Эдо. Большой популярностью пользовались
короткие стихотворения -- хокку. Особенно
популярны были хокку Мацуб Басе (1644-- 1694)
и его школы. В некоторых из них отражались
жизнь и думы простых людей
Развивалось театральное
искусство. Средневековый театр
масок но (лирическая драма в сопровождении
хора и оркестра) сохраняется как официальное
развлечение самураиства. Однако в городах
растет популярность новых направлений:
возникшего в XVI в. дзерури, где повествование
исполняется нараспев специальным актером
в сопровождении музыки и кукол, действия
которых лишь иллюстрируют рассказ, и
кабуки, в котором драматическое представление
органически включает в себя танцы и музыку.
В театре кабуки была выработана особая
система жестов, движений, модуляций голоса,
символического грима. Первоначально
труппы кабуки состояли только из женщин,
затем -- только из юношей, но в конце концов
они стали чисто мужвкими. Появились актеры-мужчины,
специализировавшиеся на исполнении женских
ролей. В таком виде своеобразный театральный
жанр кабуки сформировался в середине
XVIII в. Из изобразительных искусств выделялась
своими достижениями живопись. В ней преобладало
реалистическое направление, выдающимся
представителем которого был Хокусаи
Кацу-сика (1760--1849). Он прославился большими
циклами пейзажей: «Водопады», «Мосты»,
«Тридцать шесть видов Фудзи», «Сто видов
Фудзи».
4. Обострение
кризиса феодальных отношений
Некоторая централизация
Японии, осуществленная Токугава, прекращение
междоусобных войн на первых порах
содействовали подъему производительных сил. В течение
всего XVII века расширялись посевные площади,
совершенствовалась техника сельского
хозяйства. В деревню проникали товарно-денежные
отношения. Рента становилась смешанной,
натурально-денежной. Развивалось ремесло.
Появились домашняя промышленность и
первые мануфактуры. Купцы-скупщики снабжали
крестьянские семьи сырьем и забирали
у них готовую продукцию. Различные районы
страны специализировались на производстве
определенных изделий домашней промышленности.
Значительно расширилась внутренняя торговля.
На этой основе в феодальной экономике
Японии начал формироваться капиталистический
уклад.
В XVIII в. мануфактурное производство
расширилось, охватив ряд отраслей
(прядение, ткачество, винокурение, соеварение,
красильное и гончарное дело, сахароварение,
производство бумаги и т. п.). В конце XVIII
в. в г. Кйрю была изобретена прядильная
машина, приводимая в действие от водяной
мельницы.
Подъем производительных
сил сопровождался усилением
внутренних противоречий феодальной экономики.
Принявшая крайние формы эксплуатация
крестьянства уже к середине XVIII в. привела
к застою в экономическом развитии, к упадку
сельскохозяйственного производства.
Абсолютистские порядки, произвол властей
и самурайства, цеховые регламентации
стали препятствием к развитию ремесла
и мануфактурной промышленности.