Экономическое развитие стран Западной Европ и Азии в период разложения феодализма (XVI-XVII вв.)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 23:02, контрольная работа

Описание работы

Японский феодализм оказался столь же устойчивым, как и индийский, и просуществовал вплоть до "революции Мейдзи" (1868 г.). В Японии номинальным собственником земли считался император. Фактически она принадлежала феодалам. В XVII- XIX вв. один лишь правящий дом Токугава владел четвертью всех земель. Кроме того, в Японии имелось около 250 князей (даймё) разных категорий, которые владели огромными территориями. Сохранялись и крестьянские формы землевладения, но их роль все больше уменьшалась. В Японии прочно укоренился вассалитет, самураи были преданными вассалами даймё, от которых они получали земельные пожалования. Устойчивая феодальная иерархия сложилась на базе условных форм землевладения.

Файлы: 1 файл

материалы для контр.раб. по истории.doc

— 1.12 Мб (Скачать файл)

Характеризуя  положение крестьян при Токугава, японский историк Эйдзиро Хондзе пишет: «Это население было сковано  по рукам и ногам, подвергалось всяческим  ограничениям, вплоть до малейших мелочей, и влачило самое жалкое существование, словно оно жило только для того, чтобы вносить налоги. Правительство предписывало крестьянам употреблять только грубую пищу, разрешало носить одежду только из хлопчатобумажных тканей, запрещало постройку удобных и просторных жилищ, а также употребление носилок при свадьбах, запрещало класть на седло ковер, запрещало в случае бедствия или неурожая изготовление или продажу сакэ (водка), удон (макароны), пшеничной муки, пшеничных лепешек, так как это считалось излишней тратой зерна. Употреблять крестьянам в пищу рис считалось роскошью и, конечно, было запрещено... Налоги взимались по поговорке: „Крестьянин -- что кунжутное семя. Чем больше жмешь, тем больше масла выжмешь"».

Все это приводило к массовому разорению, голодовкам, нищете японского крестьянства. Крестьянам приходилось обращаться к ростовщикам и в конце концов становиться их неоплатными должниками. Торгово-ростовщический капитал проникал в японскую деревню, усугубляя феодальную эксплуатацию крестьянства.

Объединение страны, осуществленное с утверждением власти Токугава, до некоторой степени благоприятствовало росту японских городов и развитию торговли. В токугавский период в  Японии насчитывалось свыше 200 городов  и поселков городского типа. Крупнейшие из них -- Эдо, Осака, Киото и др. -- насчитывали сотни тысяч жителей. Японские города являлись центрами развитого ремесленного производства, продукция которого главным образом реализовалась на рынке. Ремесленники объединялись в цехи, пользовавшиеся монопольным правом производства тех или иных товаров. Существовала строгая цеховая регламентация производства. Ремесленники облагались тяжелыми налогами. Внутри цехов наблюдалось классовое расслоение. Мастера эксплуатировали подмастерьев и учеников, превращались в ряде случаев в мелких предпринимателей. Постепенно увеличивалась роль купцов-скупщиков, также жестоко эксплуатировавших ремесленников. В XVII в. уже появились отдельные мануфактуры капиталистического типа.

Большим влиянием в городах пользовались купцы, официально считавшиеся самым низшим сословием. Они объединялись в особые торговые гильдии. Торговля играла важную роль в экономике токугавской Японии. Она охватывала не только города, являвшиеся основными центрами торговой деятельности, но и деревни. Крупные купцы-скупщики скупали у князей рис. Нередко они брали на откуп получение продуктовой ренты с крестьян, финансируя князей в счет будущего урожая. Некоторые купеческие гильдии носили монопольный характер, получая исключительное право на торговлю определенными товарами.

В крупных городах  складывались богатые торговые дома, финансировавшие сетуна и князей.

Таким образом, товарное производство и товарно-денежные отношения получили в период Токугавского сегуната довольно значительное развитие. Они главным образом обслуживали потребности феодалов и были дополнением к господствующим феодальным отношениям. Торгово-ростовщический капитал, проникая в феодальное хозяйство, в значительной степени подрывал его основы, но не становился носителем нового способа производства.

2. Характер политической  надстройки

Токугавский сегунат  существовал в период начавшегося  кризиса феодальных отношений в  Японии, характеризовавшегося дальнейшим усилением эксплуатации крестьянства. Это был период острой классовой борьбы и многочисленных выступлений японских крестьян против феодального гнета и режима Токугава.

Основной целью  токугавского режима было держать в  повиновении эксплуатируемые массы -- крестьянство и городскую бедноту. Этой цели служило укрепление сословного строя. Население делилось на четыре сословия: 1) самураи, 2) крестьяне, 3) ремесленники, 4) купцы. Всячески подчеркивалось привилегированное положение самурайства. Различные стороны жизни и быта низших сословий подвергались унизительным регламентациям. Один из токугавских законов гласил: «Простые люди, которые ведут себя недостойно по отношению к представителям воинского класса или которые обнаруживают недостаточное уважение к непосредственным и косвенным вассалам, могут быть зарублены на месте».

Во имя сохранения феодально-абсолютистского режима правительство сегуна установило суровую диктатуру над всеми слоями населения, создало разветвленный, все подавляющий полицейско-бюрократический аппарат.

Правительство сегуна -- бакуфу -- возглавлялось советом старейшин, состоящим из пяти назначаемых сегуном наиболее приближенных князей во главе с тайро (регентом). При совете старейшин имелась коллегия «молодых старшин», возглавлявших отдельные отрасли управления и выполнявших функции министров.

Большим влиянием и властью пользовались специальные чиновники -- мэцукэ (букв, «прикрепленный глаз»), которые вели явную и тайную слежку за всеми должностными лицами.

В провинции  власть принадлежала представителям правительства, которые являлись одновременно начальниками местных гарнизонов.

Особый наместник  с широкими полномочиями находился  в Киото, неотступно наблюдая за императорским  двором.

Полный контроль над сельским и городским населением обеспечивался системой круговой поруки. Крестьяне были объединены в «пятидворки», ответственные за поведение каждого ее члена. Каждый хозяин двора должен был следить за своим соседом. Такая же система существовала и в городах.

Правительство сегуна осуществляло неослабный контроль над удельными князьями. Все дайме  обязаны были через год приезжать в столицу сегуна Эдо и жить там в течение года со своей свитой. После этого они уезжали в свои княжества, но оставляли в Эдо фактически в качестве заложников своих жен и детей.

Эта система  имела целью пресечь феодально-сепаратистские выступления князей. Однако сегунат не ликвидировал феодальной разобщенности Японии. Сохранялись многие,десятки удельных княжеств. В пределах своего феодального удела князь был почти неограниченным правителем. Господствующие классы использовали в своих интересах синтоизм и буддизм, который начиная с VI в. проникал в Японию из Кореи и Китая и постепенно занял преобладающее положение в религиозной жизни японского народа. Многие японцы стали исповедовать две религии.

Токугавский сегунат  утвердился в период, когда в Японию началось проникновение европейцев. В 30-х годах XVII в. правительство сегуна Иэмнцу Токугава приняло ряд мер для изоляции Японии от внешнего мира. Были изданы указы о высылке европейцев из страны и запрещении христианства. Когда в 1640 г. к сегуну прибыла португальская миссия из Аомыня (Макао), пытавшаяся убедить его пересмотреть запрет, большинство ее участников было казнено, а с уцелевшими было отправлено письмо, гласившее: португальцы «не должны больше думать о нас, как будто бы нас нет больше на свете». Любой иностранный корабль, прибывший к берегам Японии, подлежал уничтожению, а его экипаж -- смертной казни. Под угрозой смерти японцам запрещалось покидать страну.

Политика самоизоляции и «закрытия» страны была вызвана  желанием предотвратить возможное вторжение в Японию европейцев и стремлением сохранить нетронутыми феодальные порядки. Сегун и феодалы опасались, что установление связей с Европой может ослабить господствующий режим. Характерно, что политика «закрытия» страны окончательно сложилась после крестьянского восстания 1637 г. в Симабара (вблизи Нагасаки), когда антифеодальное выступление крестьян развернулось под флагом христианства, принесенного в Южную Японию католическими миссионерами.

После «закрытия» страны прекратились торговые связи  Японии с Европой. Некоторые исключения допускались только по отношению к голландцам, которые помогли сегуну при подавлении восстания в Симабара. Они сохранили право направлять свои корабли с товарами лишь в один порт на о-ве Десима (в бухте Нагасаки).

Политика самоизоляции не могла, однако, полностью и абсолютно отрезать Японию от внешнего мира. Помимо связей через голландцев продолжалось и некоторое общение с соседними странами Азии. Китайским купцам разрешалось периодически приезжать в гавань Нагасаки и вести там торговлю.

В XVII в. развернулось продвижение русских на северные берега Тихого океана. К середине века относятся и первые посещения  Курильских островов, а в XVIII в. русские  мореплаватели « промышленники  начали их освоение. На Курилах появились  русские стоянки и зимовья. Населявшие острова айны стали подданными России. С выходом русских людей на Тихий океан возникли предпосылки для установления первых контактов между Россией и Японией.

В 1739 г. русские  корабли экспедиции В. Беринга впервые  подошли к берегам Японии. На этих судах побывали японцы, а русские ненадолго сошли на берег. В 1792--1793 гг. экспедиция А. К. Лаксмана пыталась завязать отношения с японскими властями и вести переговоры об установлении торговых связей. Японские власти сослались на законы, запрещавшие сношения с внешним миром, но перед отъездом Лаксмана ему были вручены подарки и дано письменное разрешение на приход одного русского корабля в Нагасаки. Однако вновь русские прибыли в Японию только в 1804 г., с первой кругосветной экспедицией И.Ф. Крузенштерна. На этот раз сегунат занял непримиримую позицию, отказавшись от всяких переговоров. Более того, когда в 1811 г. выдающийся русский мореплаватель В. М. Головнин совершал экспедицию с целью составить описание Курильских островов и Татарского пролива, он и несколько его спутников были захвачены японцами и два года находились в плену на о-ве Хоккайдо.

Политика самоизоляции помешала установлению отношений между  Россией и Японией.

3. Культура периода  Токугава

сегунат япония токугава

В XVII -- первой половине XIX в. в Японии был достигнут заметный прогресс в развитии просвещения и науки. Помимо правительственных и княжеских школ для детей самураев и школ, издавна существовавших при храмах, в городах появляются частные школы. В XVIII в. их насчитывалось 270. Среди них были и учебные заведения, дававшие некоторую подготовку по техническим специальностям и медицине. Существовали также особые школы для девочек, где обучали шитью, искусству расстановки цветов в вазах (икэбана), музыке.

В столице сегуна имелась правительственная академия для подготовки чиновников. В 1762 г. открылось специальное учебное заведение для изучения «европейских знаний». Эти два учебных заведения положили начало высшей школе.

Из наук наибольшее развитие в токугавский период получили математика, астрономия, медицина, ботаника. Выдающимся ученым был создатель японской математической школы Така-кадзу Сэки (1642--1708). В начале XVII в. в Японии стали выходить отпечатанные в типографиях листы с новостями -- нред-шественники газет.

Новые явления  наблюдались в японской литературе. Наряду с произведениями, проповедовавшими феодально.-самурайекие идеи, такими, как аллегорический роман выдающегося  писателя того времени Кекутэй Бакйн (1767--1848) «История восьми псов», и в  прозе и в поэзии развивалось новое направление, пользовавшееся большой популярностью у горожан. В написанных разговорным языком книгах Самба Сикитэй (1776--1822) «Городские бани» и «Городские парикмахерские» юмористически изображалась повседневная жизнь обитателей Эдо. Большой популярностью пользовались короткие стихотворения -- хокку. Особенно популярны были хокку Мацуб Басе (1644-- 1694) и его школы. В некоторых из них отражались жизнь и думы простых людей

Развивалось театральное  искусство. Средневековый театр  масок но (лирическая драма в сопровождении хора и оркестра) сохраняется как официальное развлечение самураиства. Однако в городах растет популярность новых направлений: возникшего в XVI в. дзерури, где повествование исполняется нараспев специальным актером в сопровождении музыки и кукол, действия которых лишь иллюстрируют рассказ, и кабуки, в котором драматическое представление органически включает в себя танцы и музыку. В театре кабуки была выработана особая система жестов, движений, модуляций голоса, символического грима. Первоначально труппы кабуки состояли только из женщин, затем -- только из юношей, но в конце концов они стали чисто мужвкими. Появились актеры-мужчины, специализировавшиеся на исполнении женских ролей. В таком виде своеобразный театральный жанр кабуки сформировался в середине XVIII в. Из изобразительных искусств выделялась своими достижениями живопись. В ней преобладало реалистическое направление, выдающимся представителем которого был Хокусаи Кацу-сика (1760--1849). Он прославился большими циклами пейзажей: «Водопады», «Мосты», «Тридцать шесть видов Фудзи», «Сто видов Фудзи».

4. Обострение  кризиса феодальных отношений

Некоторая централизация  Японии, осуществленная Токугава, прекращение  междоусобных войн на первых порах  содействовали подъему производительных сил. В течение всего XVII века расширялись посевные площади, совершенствовалась техника сельского хозяйства. В деревню проникали товарно-денежные отношения. Рента становилась смешанной, натурально-денежной. Развивалось ремесло. Появились домашняя промышленность и первые мануфактуры. Купцы-скупщики снабжали крестьянские семьи сырьем и забирали у них готовую продукцию. Различные районы страны специализировались на производстве определенных изделий домашней промышленности. Значительно расширилась внутренняя торговля. На этой основе в феодальной экономике Японии начал формироваться капиталистический уклад.

В XVIII в. мануфактурное производство расширилось, охватив ряд отраслей (прядение, ткачество, винокурение, соеварение, красильное и гончарное дело, сахароварение, производство бумаги и т. п.). В конце XVIII в. в г. Кйрю была изобретена прядильная машина, приводимая в действие от водяной мельницы.

Подъем производительных сил сопровождался усилением  внутренних противоречий феодальной экономики. Принявшая крайние формы эксплуатация крестьянства уже к середине XVIII в. привела к застою в экономическом развитии, к упадку сельскохозяйственного производства. Абсолютистские порядки, произвол властей и самурайства, цеховые регламентации стали препятствием к развитию ремесла и мануфактурной промышленности.

Информация о работе Экономическое развитие стран Западной Европ и Азии в период разложения феодализма (XVI-XVII вв.)