Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 20:01, реферат
В «Декамероне» впервые в истории литературы героем широкого и целостного повествования становится современное автору общество. Сама форма произведения не является новаторской. В памятниках предыдущих эпох действовали некие фигуры мифического или реального, но очень далекого прошлого. Подобную составную структуру, когда целое состоит из многих частей, имеющих какую-либо общую черту, имели, например, санскритские веды или Библия, арабский сборник сказок «Тысячи и одной ночи» или персидский сборник «Книга попугая», а более современные – романы артуровского цикла. В них действовали либо герои эпоса, либо отдельные социальные группы, роды, касты, пришедшие из мифов и легенд.
Художественным поводом
для написания «Декамерона» Б. была
«черная смерть» 1348. Она дала обрамление.
Семь девушек и трое молодых людей,
убегая от чумы, поселяются в загородной
вилле и устраивают себе красивую
жизнь, непрерывный праздник во время
всеобщего бедствия. В течение
десяти (δεκα) дней каждый из десяти рассказывает
по новелле. Эти сто новелл дают чрезвычайно
разнообразную и богатую, притом
ярко реалистическую картину быта и
настроений современного общества. Большинство
сюжетов Б. заимствовал, но обработка
материала, типы, характеры — все
это принадлежит самому Б. «Декамерон»
— книга о любви, о любви
низменной и высоко-
4.3. Интерпретация любви в Декамероне.
Будучи ещё начинающим
писателем, Боккаччо разрабатывал своё
видение современных ему
Боккаччо совершает
В "Декамероне" дело обстоит
совсем по-другому. Боккаччо использует
известную форму, характерную более
для эпических произведений, но он
решительно "снижает", уже с
самого Вступления, повествование и
тесно связывает его с
Вступление предлагает нашему
вниманию события недавнего времени
— "последнее чумное поветрие",
то есть чума 1348 года. Девять десятых
описываемых в "Декамероне" событий
и героев относится к эпохе, непосредственно
предшествовавшей написанию книги
(исключение — Х день). Более того,
Боккаччо вводит в повествование
образы современников, живых или
совсем недавно скончавшихся, несомненно,
известных современному автору и
читателю. Все это примеры
На эффект "осовременивания" играет и уточнение места, вплоть до детального описания. В противовес предшествующим "Декамерону" эпическим произведениям, где часто фигурируют некие сказочные миры или вполне реальные местности, но имеющие сказочную окраску описаний, действие у Боккаччо развивается в совершенно конкретных местах, которые звучат на устах. Разумеется, такие точные географические определения невольно обрастают повседневными подробностями. Так, Венеция во второй новелле четвертого дня упоминается как "гнездилище всяческой скверны", а вот описание Марселя в третьей новелле того же дня: "Сколько вам известно, Марсель находится в Провансе, у самого моря, но только в этом древнем и славном городе прежде было больше богатых людей и именитых купцов, нежели нынче".
Но еще сильнее, нежели
упоминание исторических имен или названий
мест, приметы современности
Однако важно не только
то, что главная роль отошла к
новой господствующей группе. Проблематический
фон "Декамерона" широк и разнообразен.
Здесь и англо-французские
Однако особенно ярко черты эпохи выявлены в любовной литературе. У Боккаччо она отходит от эпических, лирических образцов и сводится зачастую к пикантно-бытовой любовной истории, к анекдотическому любовному треугольнику, к привычным темам городских сплетен и пересудов.
В "Декамероне" два дня из десяти посвящены историям любви, в четвертый день рассказываются новеллы о несчастной любви, в пятый — истории со счастливым концом. Надо заметить, что все вышеуказанные признаки "осовременивания" у Боккаччо "работают" и в новеллах о любви. Чувства героев, перипетии сюжета происходят на фоне исторически реальных пейзажей (города, соседние Италии страны, улочки и корабли пиратов), упоминаются исторические личности и так далее. Но обновлены также и традиционные литературные мотивы и приемы, что гораздо более важно в анализе трактовки любовной темы у Боккаччо.
Мотив "узнавания", ранее
играющий роль некоего "рычага", знака,
маяка неожиданного поворота событий,
теряет в "Декамероне" сказочно-волшебную
окраску и приобретает
Боккаччо стремиться внести
дух современности в одну из основополагающих
тем рыцарского романа — тему любви
и смерти. Окровавленное сердце любимого,
благородная смерть — все эти
атрибуты рыцарского романа есть в
новеллах четвертого дня. Действие в
них происходит при дворах королей
или феодалов. Например, в девятой
новелле главные герои — "благородные
рыцари, владевшие замками и вассалами"
Большой интерес представляет трактовка сюжета античных романов: девушка и юноша любят друг друга, но внешние обстоятельства разлучают их, и только через многие испытания они вновь обретают друг друга. Такова канва, например, второй новеллы пятого дня. Два героя, юных и пригожих, что, кстати, не противоречит традиции античного романа ("красотка, дочь благородных родителей… Констанца" и "Мартуччо Гомито, пригожий, честных правил") любят друг друга. Родители против женитьбы, поскольку юноша беден, и он становится пиратом. Во время боя с сарацинами, Мартуччо попадает в плен, девушка же слышит, что он погиб. И решает покончить с собой, для чего ложится в лодку, которую прибивает прямо к берегам Сузы. Пленник Мартуччо своей находчивостью помогает сарацинам победить гранадцев (тут Боккаччо мимоходом сообщает вполне достоверные исторические факты) и становится богатым и могущественным человеком. Девушка, которая все это время жила недалеко от любимого, слышит о его возвеличивании и добивается встречи с ним. Дело, конечно, заканчивается свадьбой. Опять же мы видим, как уже известный в мировой литературе мотив накладывается на итальянскую действительность конца XIII – начала XIV века.
Примечательно то, что Боккаччо выбирает своими героями людей разных социальных групп. В рыцарских романах и в некоторых новеллах "Декамерона" действую люди благородного происхождения. Но есть в произведении четко обозначенная группа из пяти новелл, герои которых принадлежат к мещанскому, а то и ремесленному сословию (3, 5 – 8, IV). Тема любви и смерти в них развивается не среди роскоши и богатого интерьера, а среди садовых кустов, в перерывах тяжелого трудового дня. Это самая здоровая любовь и самая трагическая смерть, самая чуткая реакция автора. Седьмая новелла является, по сути, историей Тристана и Изольды из ремесленников. Симона любит Пасквино, встречается с ним в саду, где юноша протирает зубы шалфеем и умирает. Чтобы доказать свою невиновность в смерти возлюбленного, Симона тоже протирает зубы шалфеем и умирает рядом с телом Пасквино. История заканчивается патетическим восклицанием (предположительно, высокий стиль выбран для того, чтобы возвысить персонажей низкого происхождения): "О блаженные души! Вам выпало на долю в один и тот же день положить предел пылкой вашей любви и сей бренной жизни. О тем паче блаженные, если только вам не предназначено разлучаться в мире потустороннем!" И поистине только смерть равняет людей, даже смерть среди толпы оборванцев, о чем не забывает Боккаччо и забыли рыцарские романы. Автор "Декамерона" откровенно полемизирует с традицией рыцарского романа, когда воспевалась только любовь высших сословий. Да и вообще низшие сословия как будто и не могли любить. Однако Боккаччо напоминает: "…Амур охотно поселяется в богатых хоромах, однако ж не брезгует и убогими хижинами". И в этом тоже его новаторство.
Одной из характерных черт
в интерпретации темы любви у
Боккаччо является решающая роль судьбы,
которая, видимо, и движет все действо
либо к трагическому концу, либо к
счастливой развязке. Эта черта связана
непосредственно с
5.ЗАКЮЧЕНИЕ
Джованни Боккаччо, и его деятельность были выдающимися для ученого и гуманиста. Ранние романы и поэмы Боккаччо, опора на рыцарские романы и произведения античных авторов. Внимание к внутреннему миру человеческих отношений. «Фьяметта» как первая в европейской литературе психологическая повесть о несчастной любви. Автобиографизм повести. «Декамерон» - самое значительное произведение Боккаччо. Жанр новеллы, его связь со средневековым рассказом. Источники «Декамерона». Обрамление книги, ее название. Общество «Декамерона». Циклы новелл в сборнике, их идейная направленность. Борьба Боккаччо со средневековой аскетической моралью, критика религиозных предрассудков, разоблачение пороков духовенства, прославление радостей жизни, высоких душевных качеств человека, изображение любви как естественного чувства. «Героика» и бытописание. Художественное своеобразие книги. Значение «Декамерона» в развитии итальянской прозы Возрождения.
Особенности развития гуманизма в Италии в XV в., более глубокое постижение античной культуры, переход на латинский язык (произведения Леонардо Бруни, Лоренцо Валла). Изучение греческого языка, философии и литературы. Критицизм в вопросах веры. Изменение политической обстановки, смена республики принципатом. Своеобразие гуманизма XV в., его ученый характер и ориентация на придворные круги. Латинизация итальянской культуры. «Высокое» Возрождение в Италии во второй половине XV в. Флоренция времен правления семьи Медичи. Творчество Лоренцо Медичи и попытка соединить ученую и народную традиции. Любовная лирика Лоренцо и поэмы на бытовые темы. Кружок Лоренцо Медичи: Анджело Полициано и его гуманистическая драма «Сказание об Орфее»; Луиджи Пульчи и его комическая рыцарская поэма «Морганте».
Информация о работе Эпоха возрождения по "Декамерону" Джовани Боккачо