Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2013 в 16:32, курсовая работа
На рубеже XX-XXI веков, камень уверенно вошел в рынок, причем во внутренний. В основном это, конечно, строительный камень, используемый для облицовки. Великолепные мозаики, фонтаны, монументальные композиции, как для интерьеров, так и для городских улиц и парков, изготавливаются на производствах по шаблонам, не имеющих ничего общего с ресурсосберегающими технологиями и, тем более с камнерезным искусством. Камнерезные работы (пластика из камней-самоцветов) также высоко ценится, как и 100 и 200 лет назад (12, с. 75). Художественная обработка камня в России – своеобразная и интересная область искусства.
П
Падрин, Афанасий — мастеровой второй статьи Екатеринбургской
гранильной фабрики 40-х гг. XIX века. Мастер-малахитчик. Па
Р
Решетников, Егор Васильевич — сын мастерового. Родился в 1824 г. С 1837 г. работал мастеровым Екатеринбургской гранильной фабрики. Решетников, Леонтий Васильевич — сын мастерового. Родился в 1819 г. С 1833 г. работал мастеровым Екатеринбургской гранильной фабрики. Решетников, Фёдор Фёдорович — сын мастерового. Родился в 1818 г. С 1831 г. работал мастеровым на Екатеринбургской гранильной фабрике. Рукавишников, Сидор — сын мастерового. Родился в 1733 г. С 1748 г. работал учеником на Горнощитском мраморном заводе.
С
Самойлов, Александр
Фёдорович — сын мастерового. Родился в 1824 г. С 1836 г.
работал мастеровым в Горнощитском мраморном
заводе. Самойлов, Николай Поликарпович —
мраморский кустарь. Член Мраморской артели
кустарей (90-е гг.). Делал мраморные памятники
и другие изделия. Самойлов, Фёдор — мастеровой
второй статьи. Работал на Горнощитском
мраморном заводе в 40—50-х гг. XIX века над
изготовлением каминов и других изделий
из мрамора. Свечников, Иван Андреевич —
сын мастерового. Родился в 1819 г. С 1831 г.
работал мастером Екатеринбургской гранильной
фабрики. Свешников, Матвей — сын
мастерового. Родился в 1736 г. Работал учеником
на Горнощитском мраморном заводе. Свечников, Михаил — ученик
«резного художества». Работал на Екатеринбургской
гранильной фабрике. В 1841 г. принимал участие
в изготовлении большой малахитовой вазы. Семёнов, Аввакум — сын
мастерового. Родился в 1815 г. С 1831 г. — мастеровой
на Екатеринбургской гранильной фабрике. Семёнов, Григорий — сын
мастерового. Родился в 1741 г. С 1753 г. работал
на Горнощитском мраморном заводе каменотёсного
дела подмастерьем. Принимал участие в
установке Сибирской галереи. Семёнов, Егор — мастеровой
второй статьи Екатеринбургской гранильной
фабрики. Мастер по обработке твёрдых
пород. Семёнов, Иван Матвеевич —
сын мастерового. Родился в 1821 г. С 1836 г.
работал мастеровым Екатеринбургской
гранильной фабрики. Семёнов, Николай Михайлович —
сын мастерового. Родился в 1821 г. С 1833 г.
работал мастеровым Екатеринбургской
гранильной фабрики. Семёнов, Михаил — мастеровой
первой статьи Екатеринбургской гранильной
фабрики. Работал над авантюриновыми чашами. Семёнов, Семён Владимирович —
мастер-кустарь. Работал в 80—900-х гг. в Екатеринбурге. Семён
Старцев, Порфирий Евгеньевич — работал в Мраморском в конце XIX — начале XX века. Изготовлял памятники и другие изделия из мрамора. Работал на подрядчика. Сумин, Василий — сын мастерового. Родился в 1748 г. С 1757 г. работал на Горнощитском мраморном заводе. Мастер. Сумин, Василий Карпович — сын мастерового. Родился в 1823 г. Работал с 1834 г. мастеровым. С 1846 г. — подмастерьем. Получил медаль за восстановление Зимнего дворца. Сулин, Карп Васильевич — мастеровой третьей статьи Екатеринбургской гранильной фабрики. Работал в середине XIX века. Выполнял разрезку и проточку изделий из твёрдых камней. Сулин, Семён — сын мастерового. Родился в 1739 г. С 1753 г. работал учеником второй статьи на Горнощитском мраморном заводе. Сусоров, Иван (1721—1760) — один из талантливейших уральских механиков. Сделал много для развития камнерезного искусства Урала. С 1735 г. учился в Екатеринбургской геометрической школе. Был учеником Н. Бахарева.
Т
Тайлаков, Иван — в 30—50-х гг. XIX века мастеровой второй
статьи Екатеринбургской гранильной фабрики.
В 1841 г. работал над камином из яшмы. Тайлаков, Михаил — мастеровой
второй статьи Горнощитского мраморного
завода. Работал в 40—50-х гг. XIX века. Татауров, Николай Дмитриевич —
родился в 1878 г. Старейший уральский камнерез.
Принимал участие в создании мозаичной
карты СССР. Выполнил много других изделий
из твёрдых камней, главным образом из
яшм. Тетенев, Денис Осипович —
родился в 1769 г. в семье мастерового. Службу
начал 1 марта 1787 г. на Екатеринбургской
гранильной фабрике. В 1795 г. был послан
в Петербург для исполнения особых поручений
в магазине цветных камней. После закрытия
магазина в 1811 г. снова вернулся на Екатеринбургскую
гранильную фабрику. Обладал хорошей подготовкой:
умел «по камню резать антические фигуры
и обделывать каменные вещи, российской
грамоте читать, писать и рисовать». Торопов, Михаил — мастеровой
второй статьи Горнощитского мраморного
завода. Работал в 40—50-х гг. XIX века над
изготовлением каминов и других изделий. Трапезников, Григорий —
ученик «резного искусства». Работал в
40-х гг. XIX века на Горнощитском мраморном
заводе над изготовлением каминов. Трапезников, Евгений —
мастеровой второй статьи Горнощитского
мраморного завода в 40—50-х гг. XIX века.
Принимал участие в приготовлении каминов. Трапезников, Иван Михайлович —
сын мастерового. Работал на гранильной
фабрике с 1836 г. С 1843 г. — ученик «резного
художества». Трапезников
У
Уваров, Алексей Егорович — работал в Екатеринбурге в 80—900-х гг. Мастер-малахитчик. Уваров, Андрей — мастеровой второй статьи Екатеринбургской гранильной фабрики. В 40-х гг. XIX века работал над камеями, в 1841 г. — над квадратной малахитовой чашей. Уваров, Егор — мастеровой второй статьи Екатеринбургской гранильной фабрики. Мастер по обработке твёрдых пород. В 1841 г. работал над чашей из авантюрина. Уваров, Иван — мастеровой второй статьи. Работал на Екатеринбургской гранильной фабрике. В 40-х гг. XIX века принимал участие в работе над каминами из яшмы.
Ф
Фролов, Пётр — «сын солдатский». Родился в 1731 г. С 1746 г. работал учеником на Горнощитском мраморном заводе.
Х
Ханаев, Иван — «сын солдатский». Родился в 1711 г. С
1737 г. работал на Горнощитском мраморном
заводе. Каменотёсного дела подмастерье. Хлопотов, Иван — мастеровой
второй статьи. Работал на Екатеринбургской
гранильной фабрике. Мастер по обработке
твёрдых пород. В 40-х гг. XIX века приготовлял
изделия из авантюрина. Хмелинин
Ч
Чесноков, Евграф — мастеровой второй статьи Екатеринбургской гранильной фабрики. В 30—40-х гг. XIX века занимался черчением рисунков. Чесноков, Пётр — ученик «резного художества». Работал на Екатеринбургской гранильной фабрике в 30—40-х гг. XIX века. Чертил и копировал рисунки, присылаемые из Петербурга. Делал, например, копию с рисунка вазы из серо-зелёной калканской яшмы, с полусферическим туловищем с каннелюрами. Чечюлин, Михаил — мастеровой второй статьи Екатеринбургской гранильной фабрики. В 40-х гг. XIX века работал над изделиями из авантюрина.
Ш
Шагов, Матвей — сын мастерового. Родился в 1735 г. С 1747 г. работал на Горнощитском мраморном заводе. Мастеровой. Шахмин, Владимир Николаевич — потомственный малахитчик. Работал в Екатеринбурге в 90—900-х гг. Шахмин, Фёдор — работал на Горнощитском мраморном заводе. Принимал участие в установке Сибирской галереи в г. Пушкине. Шилов, Афанасий — родился в 1756 г. С 1771 г. работал на Екатеринбургской гранильной фабрике учеником. Шенфельд, Иван Александрович — родился в 1768 г. Руководитель резного класса Екатеринбургской гранильной фабрики. Под его наблюдением сделано много камей.
Щ
Щукин, Иван — работал в 40-х гг. XIX века маркшейдерским
учеником на Екатеринбургской гранильной
фабрике. Делал камины из твёрдых пород,
в том числе из яшмы в 1841—1842 гг. Щукин
Я
Яковлев, Василий Яковлевич — родился в 1760 г. В 1772 г. работал «каменотёсного дела» учеником. С 1784 г. архитекторский ученик. «Находился при деле разных субтельных мраморных вещей и черчения разных рисунков». С 1792—1798 гг. в летнее время находился на приисках новых месторождений цветных камней. С 1799—1801 гг. был на Мурзинских копях «по прииску аметистового камня». Яковлев, Гурьян — мастеровой первой статьи Екатеринбургской гранильной фабрики. Мастер-малахитчик 40-х гг. XIX века. Принимал участие в работе над чашами и вазами из малахита. Яковлев, Дмитрий — мастеровой второй статьи Горнощитского мраморного завода. В 40-х гг. XIX века работал над каминами и другими изделиями из мрамора. Яковлев, Никита Яковлевич — один из выдающихся мастеров XVIII века и начала XIX века. Родился в 1749 г. Приехал на Урал из Петербурга для обучения камнерезному искусству. В 60-х гг. был архитекторским учеником, а с 17 августа 1775 г. стал помощником архитектора. В 1787 г. был произведён в мастера. Наблюдал за приготовлением ряда ответственных заказов. Яковлев — сын мастерового. Родился в 1738 г. С 1750 г. работал на Горнощитском мраморном заводе. Каменотёсного дела подмастерье. Ястребов, Николай Павлович — мастер-кустарь. Работал в 80—900-х гг. в Екатеринбурге. Занимался резьбой печатей.
Приложение № 2 – Краткая информация о камнях, применяемых в камнерезном ремесле
Авантюрин — разновидность плотного кварца красно-бурого или желтоватого цвета с золотистыми искорками-чешуйками, которые зависят от включённых листочков слюды. Хорошо поддаётся полировке. Один из красивейших поделочных материалов.
Лазурит, или ляпис-лазурь — мелкозернистый минерал синего цвета. В него вкраплены белые пятна (включения извести) и золотистые искры (кристаллы пирита). Ценный поделочный материал.
Малахит — минерал. Образуется в результате выветривания медных минералов, сопровождает залежи медных руд. Лучшие в мире месторождения находятся на Урале. Характерная особенность — сочетание яркого изумрудного цвета с ленточным узором, шелковистым блеском.
Мрамор — разновидность мелкозернистого известняка. Примеси марганца и железа придают мрамору красно-коричневые, розовые оттенки; примеси графита, пыли антрацита — чёрно-серые; змеевика — зелёные; слюды — кремовые и т. д. Цветной узор мрамора очень разнообразен, с яркими живописными полосами, прожилками, пятнами. Мрамор хорошо поддается обработке, полировке.
Информация о работе Камнерезное искусство Урала: XVIII-XIX вв