Картография на уроках истории

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2014 в 12:00, курсовая работа

Описание работы

Цель работы : изучение роли и значения исторических и контурных карт в процессе обучения истории в школе, в понимании учащимися того, что географическая среда оказывает влияние на ход исторического процесса. В связи с поставленной целью необходимо решение следующих задач :
1. Дать общую характеристику исторических карт;
2. Показать роль карты в формировании исторических знаний и навыков;

Содержание работы

1. Введение
Глава 1. Методика работы с исторической картой.
§1. Общая характеристика исторических карт
§2. Применение учебных карт на уроках истории
Глава 2. Использование контурных карт на уроках истории
§1. Роль контурных карт в формировании навыков работы с исторической картой
§2. Применение контурных карт на уроках истории
Глава 3. Историческая карта при изучении темы : «Египет – дар Нила»….
4. Заключение
5. Список использованной литературы и источников

Файлы: 1 файл

курсовая карты.docx

— 52.09 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

 

ФГБОУ ВПО «БЛАГОВЕЩЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

Историко-филологический факультет

КУРСОВАЯ работа

 

на тему: Картография на уроках истории

 

                                                                   Исполнитель: студентка 4 курса ОЗО

                                                        Матафонова Наталья   Петровна     

                                                                   Научный руководитель :

                                                                     Кузнецов Дмитрий Владиславович      

 

                                                              Защита состоялась «__»_________ 2014г.

                                                               Оценка   ______________________

 

 

 

 

                                          Благовещенск – 2014

 

Содержание

  1. Введение

 

Глава 1. Методика работы с исторической картой.

    §1. Общая характеристика исторических карт

    §2. Применение  учебных карт на уроках истории

Глава 2. Использование контурных карт на уроках истории

     §1. Роль контурных карт в формировании навыков работы с исторической картой

     §2. Применение  контурных карт на уроках истории

Глава 3. Историческая карта при изучении темы : «Египет – дар Нила»….

4. Заключение

5.  Список использованной литературы и источников

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Объектом данного исследования является  методика обучения истории в школе, предметом методика работы с картографическим материалом на уроках истории.           Цель работы : изучение роли  и значения исторических и контурных карт  в процессе обучения истории в школе, в понимании учащимися того, что географическая среда оказывает влияние на ход исторического процесса. В связи с поставленной целью необходимо решение следующих задач :

  1. Дать общую характеристику исторических карт;
  2. Показать роль карты в формировании исторических знаний и навыков;
  3. Исследовать значение контурных карт в развитии навыков работы с исторической картой;
  4. Изучить методику работы с контурными картами, типичные ошибки и пути их преодоления.

 

Актуальность данной проблемы заключается в том, что для того, что бы прочувствовать сам ход исторического процесса , необходимо  овладеть навыками пространственной локализации исторических событий, чему и способствует работа с исторической картой, формирование умения разумно использовать ее при изучении различных тем.                               Методика преподавания истории предполагает работу с картой строить по следующей схеме : учитель показывает на настенной карте – ученики следят за ним по атласам и картам в учебника. Таким образом настенная  карта является основой основ , учитель постоянно обращается к ней при изложении нового материала, при опросе учащихся и на этапе закрепления изложенного материала.           Знание истории предполагает не только оперирование различными историческими фактами, но и владение исторической картой.  Прежде чем приступить к ее изучению, нужно убедить учащихся, что, не пользуясь картой вообще, нельзя изучить историю, потому что все исторические события происходят в конкретной обстановке, в определенном месте и в определенное время, поэтому географическая среда оказывает свое влияние на развитие исторического процесса[ 15, С.52].       Что бы правильно организовать работу по ознакомлению и постепенному постижению исторической карты, преподаватель должен исходить и того факта , что карта является необходимым средством наглядного  раскрытия связей исторического процесса . Знать карту – это не только знать ее символику, города, границы, реки , но и видеть за этими условными знаками живую историческую действительность, сложность экономических, социально – политических и культурных взаимоотношений. Поэтому научить учащихся «читать карту» - вот та задача , которой должен руководствоваться учитель истории приступая к работе над исторической картой [12, С.36].           О значении работы с исторической картой написано немало статей, авторы которых обращают внимание на различные аспекты использования карты в процессе преподавания, на роль настенной карты, контурных карт, меловых рисунков и карт – схем в более глубоком усвоении учащимися различных тем.          Достаточно полно данный вопрос раскрыт в статье А.И. Стражева «Локальность в изучении истории. Работа с исторической картой в классе и дома»[12]. Данная работа содержит интересные рекомендации по работе с картой, которые сохранили свое значение и сегодня. Автор акцентирует свое внимание на том, что учитель должен четко показывать на карте все необходимые ориентиры, побуждая учащихся отыскивать в своих атласах и зрительно запоминать местонахождение различных объектов.     Для всех, кто писал об особенностях работы с картой позднее , данная статья стала основополагающей. Ее цитировали, на нее ссылались, ее рекомендации повторяли и развивали. Даже в изданиях последних лет, когда большое внимание стало уделяться развитию навыков самостоятельной работы учащихся, методические рекомендации не претерпели серьезных изменений.           Методике работы с исторической картой посвящена статья О.Д. Петровой « О работе с картой в 5 классе». Автор полагает, что основная задача преподавателя истории  - подвести учащихся к посильному в их возрасте пониманию законов развития общества. В 5 классе , по утверждению О.Д. Петровой  ребятам приходится говорить о географическом положении, природных условиях и их влиянии на жизнь людей.  В данном случае  карта – это  незаменимый помощник, основное средство для изучения исторической географии. В статье подробно описывается процесс использования настенных карт при изучении различных тем в 5 классе.            В пособии М.Т. Студеникина « Методика преподавания истории в школе» представлена общая характеристика исторических карт, большое внимание уделено применению учебных, контурных карт и картосхем на уроках истории. Автор подчеркивает огромную роль исторической географии в процессе овладения историческими знаниями [13].

Полезные советы по работе с контурной картой дает Г.И. Годер [5]. Он акцентирует внимание на том, что обучение в данном случае происходит в несколько этапов. Сначала ученики заполняют контурные карты при помощи настольных карт, затем – настенной, и, наконец, по памяти. При этом большой подготовки требует умение наносить обозначения в ходе изложения материала учителем. Автор подчеркивает ценность использования контурной карты при формировании  навыков работы с исторической картой, предлагает рекомендации по обучению ребят заполнять карты, дает характеристику ошибок при работе с контурными картами и предлагает пути их преодоления.           Краткая характеристика исторических карт дана в книге В.В. Шогана [16]. В его понимании – историческая карта это условно – географическое пособие, которое позволяет изучать исторические события и явления общественной жизни в условиях географически определенного места, устанавливать влияние географической среды на общественную жизнь, осмысливать локальные исторические связи и закономерности общественного развития.          В книге «Уроки истории в классе» А.Н. Хмелев исследует особенности структуры урока истории  и место исторической карты на этом уроке[15]. Он подчеркивает, что учителю 5 класса приходится преодолевать огромную трудность, вызванную тем, что ему нужно приучить учащихся работать с исторической картой. Автор считает, что работу нужно начинать с того урока, когда ученики переходят от истории первобытного общества к изучению первого рабовладельческого государства – египетского.   Д.Н. Никифоров полагает, что большое значение в изучении истории должно отводиться использованию схематических рисунков на доске[8]. Особое внимание отводится и работе с картой, при этом автор подчеркивает, что рисунок на доске не заменяет и не исключает , а лишь дополняет ее.  В статье «Искусство классной доски на уроках истории в школе» В.С. Мурзаев обращает внимание на то, что многие учителя не умеют пользоваться исторической картой . Он вводит понятие «немая  карта»[7]. Автор считает , что просто карта с названиями еще «не говорит», говорящую же карту может создать лишь тот, кто знает приемы педагогического рисования. Карта, по мнению автора, заговорит лишь тогда, когда она будет дана не в статистике, а в движении и развитии.      Таким образом, данной проблеме посвящен ряд работ, которых нашли отражение различные методики работы с историческими и контурными картами, а так же многочисленные рекомендации начинающим учителям истории.

Глава 1. Методика работы с  исторической картой

 

§ 1.Общая характеристика исторических карт

 

 

    Исторические  карты создаются на основе географических и представляют собой уменьшенные  обобщённые изображения исторических событий или процессов.    

Несмотря  на возможное сходство, существует ряд отличий между исторической и географической картой:

  1. на исторической карте зелёным  цветом обозначены не только  низменности, но и оазисы,а  также древнейшие районы земледелия  и скотоводства;

 

    2.другая особенность исторических  картраскрытие динамики событий  и процессов: на географической  карте всё статично,на исторической  же легко увидеть возникновение  государств и изменение их  территории,пути движения войск  и торговых караванов. Передвижения людей на карте показывают цельные и прерывистые стрелки, военные удары—стрелки с более коротким древком и широким основанием, места сражений—скрещенные мечи, пункты сосредоточения восставших—точки [13, с.103].    

Сами  исторические карты различаются  по охвату территории (мировые, материковые, карты государств), по содержанию (обобщающие или основные, обзорные и тематические), по масштабу (крупномасштабные, средне- и мелкомасштабные). Обзорные карты отражают все основные исторические явления и события данного времени в определённых природных условиях, тематические -- охватывают более узкий круг событий. На практике основные и тематические карты используются в тесной связи, так как взаимодополняют друг друга.     

По  мнению В.В.Шогана, исторические карты, схемы, исторические рисунки относятся к аналитическим средствам наглядности, так как они способствуют созданию образа-представления между субъектами истории в историческом явлении [16, с.116].    

Автор считает, что в преподавании истории  используются следующие виды карт:    

1.Настенная историческая карта,  на которой изображается относительно  большое пространство,содержатся  сведения о достаточно длительных  исторических периодах и о  различных аспектах исторического  процесса. С дидактической точки  зрения основное назначение данной карты—способствовать созданию целостного представления об историческом явлении. Настенные карты могут содержать и дополнительные карты (карты-врезки), посвящённые отдельным темам или каким-нибудь подробностям.  

2. Карта в историческом атласе. Исторический атлас—это собрание расположенных по хронологическому принципу карт и карт-врезок, как обзорных, так и детализированных. В некоторых исторических атласах наряду с картами содержатся картинки, таблицы, диаграммы, текстовая и хронологическая информация.    

3. Карта в учебнике является  дополнением к тексту учебника, поэтому она содержит обычно  не слишком обильную информацию  и призвана иллюстрировать текст. 

4.Картадиапозитив,представленная на  экране,может заменить настенную  карту. Если учитель демонстрирует карты в определённой последовательности, то возникает своеобразный динамичный «картофильм». Такой способ демонстрации часто применяется в музеях и на выставках.     

5. Самодельная карта, или карта схема,  призвана восполнить пробелы  в наборе картографических пособий и соответствует способностям и знаниям отдельных учеников.     

Таким образом, существует большое разнообразие исторических карт, которые могут  быть использованы при изучении различных  тем. Применение этих карт—залог более  глубокого и основательного усвоения учащимися исторических знаний.  
        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§ 2. Применение учебных карт на уроках истории

 

 

    Карта— своеобразное  наглядное пособие. Задача учителя  заключается в том, что он должен способствовать развитию пространственных представлений ребят через постоянную работу с ней [9, с.68].    

Впервые с картой учащиеся сталкиваются ещё  в начальной школе на уроках природоведения. Они получают начальное представление  об условных обозначениях рек, морей, гор, рельефа местности, они учатся показывать населённые пункты и границы государства и т.д.    

В средней школе эти знания укрепляются  и расширяются. Учащиеся с трудом осознают, что историческая карта—условное, графическое, построенное на географической основе изображение исторических событий. Они ещё плохо знают физическую карту, поэтому приходится одновременно с изучением исторических событий развивать и пространственные представления учеников [9]. Учитель определяет, умеют ли ребята работать с легендой карты, ориентироваться в различных объектах. В процессе обучения чтению исторической карты учитель привлекает настенную карту и её уменьшенные копии в виде раздаточного материала. Он также восстанавливает знания ребят о масштабе (соотношение длины линии на карте к длине соответствующей линии в действительности), который обозначается в виде дроби, числитель которой равен единице, а знаменатель—числу, отражающему степень уменьшения длин линий.    

При переходе от одной карты к другой необходимо обеспечить преемственность. Если на картах обозначены разные регионы, то определяются пространственные взаимоотношения между ними, затем выявляются временные отношения между картами – разновременность или синхронность изображаемых событий. Для установления межкурсовых связей на уроках разумно применять синхронные карты по истории Беларуси и всемирной истории. Это помогает ученикам находить нужные историко-географические объекты независимо от размера карты, её масштаба и охвата территории [13, с.106].    

Информация о работе Картография на уроках истории