Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2014 в 12:00, курсовая работа
Цель работы : изучение роли и значения исторических и контурных карт в процессе обучения истории в школе, в понимании учащимися того, что географическая среда оказывает влияние на ход исторического процесса. В связи с поставленной целью необходимо решение следующих задач :
1. Дать общую характеристику исторических карт;
2. Показать роль карты в формировании исторических знаний и навыков;
1. Введение
Глава 1. Методика работы с исторической картой.
§1. Общая характеристика исторических карт
§2. Применение учебных карт на уроках истории
Глава 2. Использование контурных карт на уроках истории
§1. Роль контурных карт в формировании навыков работы с исторической картой
§2. Применение контурных карт на уроках истории
Глава 3. Историческая карта при изучении темы : «Египет – дар Нила»….
4. Заключение
5. Список использованной литературы и источников
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФГБОУ ВПО «БЛАГОВЕЩЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Историко-филологический факультет
КУРСОВАЯ работа
на тему: Картография на уроках истории
Матафонова Наталья Петровна
Содержание
Глава 1. Методика работы с исторической картой.
§1. Общая характеристика исторических карт
§2. Применение учебных карт на уроках истории
Глава 2. Использование контурных карт на уроках истории
§1. Роль контурных карт в формировании навыков работы с исторической картой
§2. Применение контурных карт на уроках истории
Глава 3. Историческая карта при изучении темы : «Египет – дар Нила»….
4. Заключение
5. Список использованной литературы и источников
Введение
Объектом данного исследования является методика обучения истории в школе, предметом методика работы с картографическим материалом на уроках истории. Цель работы : изучение роли и значения исторических и контурных карт в процессе обучения истории в школе, в понимании учащимися того, что географическая среда оказывает влияние на ход исторического процесса. В связи с поставленной целью необходимо решение следующих задач :
Актуальность данной проблемы заключается в том, что для того, что бы прочувствовать сам ход исторического процесса , необходимо овладеть навыками пространственной локализации исторических событий, чему и способствует работа с исторической картой, формирование умения разумно использовать ее при изучении различных тем. Методика преподавания истории предполагает работу с картой строить по следующей схеме : учитель показывает на настенной карте – ученики следят за ним по атласам и картам в учебника. Таким образом настенная карта является основой основ , учитель постоянно обращается к ней при изложении нового материала, при опросе учащихся и на этапе закрепления изложенного материала. Знание истории предполагает не только оперирование различными историческими фактами, но и владение исторической картой. Прежде чем приступить к ее изучению, нужно убедить учащихся, что, не пользуясь картой вообще, нельзя изучить историю, потому что все исторические события происходят в конкретной обстановке, в определенном месте и в определенное время, поэтому географическая среда оказывает свое влияние на развитие исторического процесса[ 15, С.52]. Что бы правильно организовать работу по ознакомлению и постепенному постижению исторической карты, преподаватель должен исходить и того факта , что карта является необходимым средством наглядного раскрытия связей исторического процесса . Знать карту – это не только знать ее символику, города, границы, реки , но и видеть за этими условными знаками живую историческую действительность, сложность экономических, социально – политических и культурных взаимоотношений. Поэтому научить учащихся «читать карту» - вот та задача , которой должен руководствоваться учитель истории приступая к работе над исторической картой [12, С.36]. О значении работы с исторической картой написано немало статей, авторы которых обращают внимание на различные аспекты использования карты в процессе преподавания, на роль настенной карты, контурных карт, меловых рисунков и карт – схем в более глубоком усвоении учащимися различных тем. Достаточно полно данный вопрос раскрыт в статье А.И. Стражева «Локальность в изучении истории. Работа с исторической картой в классе и дома»[12]. Данная работа содержит интересные рекомендации по работе с картой, которые сохранили свое значение и сегодня. Автор акцентирует свое внимание на том, что учитель должен четко показывать на карте все необходимые ориентиры, побуждая учащихся отыскивать в своих атласах и зрительно запоминать местонахождение различных объектов. Для всех, кто писал об особенностях работы с картой позднее , данная статья стала основополагающей. Ее цитировали, на нее ссылались, ее рекомендации повторяли и развивали. Даже в изданиях последних лет, когда большое внимание стало уделяться развитию навыков самостоятельной работы учащихся, методические рекомендации не претерпели серьезных изменений. Методике работы с исторической картой посвящена статья О.Д. Петровой « О работе с картой в 5 классе». Автор полагает, что основная задача преподавателя истории - подвести учащихся к посильному в их возрасте пониманию законов развития общества. В 5 классе , по утверждению О.Д. Петровой ребятам приходится говорить о географическом положении, природных условиях и их влиянии на жизнь людей. В данном случае карта – это незаменимый помощник, основное средство для изучения исторической географии. В статье подробно описывается процесс использования настенных карт при изучении различных тем в 5 классе. В пособии М.Т. Студеникина « Методика преподавания истории в школе» представлена общая характеристика исторических карт, большое внимание уделено применению учебных, контурных карт и картосхем на уроках истории. Автор подчеркивает огромную роль исторической географии в процессе овладения историческими знаниями [13].
Полезные советы по работе с контурной картой дает Г.И. Годер [5]. Он акцентирует внимание на том, что обучение в данном случае происходит в несколько этапов. Сначала ученики заполняют контурные карты при помощи настольных карт, затем – настенной, и, наконец, по памяти. При этом большой подготовки требует умение наносить обозначения в ходе изложения материала учителем. Автор подчеркивает ценность использования контурной карты при формировании навыков работы с исторической картой, предлагает рекомендации по обучению ребят заполнять карты, дает характеристику ошибок при работе с контурными картами и предлагает пути их преодоления. Краткая характеристика исторических карт дана в книге В.В. Шогана [16]. В его понимании – историческая карта это условно – географическое пособие, которое позволяет изучать исторические события и явления общественной жизни в условиях географически определенного места, устанавливать влияние географической среды на общественную жизнь, осмысливать локальные исторические связи и закономерности общественного развития. В книге «Уроки истории в классе» А.Н. Хмелев исследует особенности структуры урока истории и место исторической карты на этом уроке[15]. Он подчеркивает, что учителю 5 класса приходится преодолевать огромную трудность, вызванную тем, что ему нужно приучить учащихся работать с исторической картой. Автор считает, что работу нужно начинать с того урока, когда ученики переходят от истории первобытного общества к изучению первого рабовладельческого государства – египетского. Д.Н. Никифоров полагает, что большое значение в изучении истории должно отводиться использованию схематических рисунков на доске[8]. Особое внимание отводится и работе с картой, при этом автор подчеркивает, что рисунок на доске не заменяет и не исключает , а лишь дополняет ее. В статье «Искусство классной доски на уроках истории в школе» В.С. Мурзаев обращает внимание на то, что многие учителя не умеют пользоваться исторической картой . Он вводит понятие «немая карта»[7]. Автор считает , что просто карта с названиями еще «не говорит», говорящую же карту может создать лишь тот, кто знает приемы педагогического рисования. Карта, по мнению автора, заговорит лишь тогда, когда она будет дана не в статистике, а в движении и развитии. Таким образом, данной проблеме посвящен ряд работ, которых нашли отражение различные методики работы с историческими и контурными картами, а так же многочисленные рекомендации начинающим учителям истории.
Глава 1. Методика работы с исторической картой
§ 1.Общая характеристика исторических карт
Исторические карты создаются на основе географических и представляют собой уменьшенные обобщённые изображения исторических событий или процессов.
Несмотря на возможное сходство, существует ряд отличий между исторической и географической картой:
2.другая особенность
Сами исторические карты различаются по охвату территории (мировые, материковые, карты государств), по содержанию (обобщающие или основные, обзорные и тематические), по масштабу (крупномасштабные, средне- и мелкомасштабные). Обзорные карты отражают все основные исторические явления и события данного времени в определённых природных условиях, тематические -- охватывают более узкий круг событий. На практике основные и тематические карты используются в тесной связи, так как взаимодополняют друг друга.
По мнению В.В.Шогана, исторические карты, схемы, исторические рисунки относятся к аналитическим средствам наглядности, так как они способствуют созданию образа-представления между субъектами истории в историческом явлении [16, с.116].
Автор считает, что в преподавании истории используются следующие виды карт:
1.Настенная историческая
2. Карта в историческом атласе. Исторический атлас—это собрание расположенных по хронологическому принципу карт и карт-врезок, как обзорных, так и детализированных. В некоторых исторических атласах наряду с картами содержатся картинки, таблицы, диаграммы, текстовая и хронологическая информация.
3. Карта в учебнике является дополнением к тексту учебника,
поэтому она содержит обычно не слишком обильную
4.Картадиапозитив,
5. Самодельная карта, или карта схема, призвана восполнить пробелы в наборе картографических пособий и соответствует способностям и знаниям отдельных учеников.
Таким образом, существует большое разнообразие
исторических карт, которые могут быть
использованы при изучении различных тем.
Применение этих карт—залог более глубокого и основательного
усвоения учащимися исторических знаний.
§ 2. Применение учебных карт на уроках истории
Карта— своеобразное наглядное пособие.
Задача учителя заключается в том, что он
должен способствовать развитию пространственных
представлений ребят через
Впервые с картой учащиеся сталкиваются ещё в начальной школе на уроках природоведения. Они получают начальное представление об условных обозначениях рек, морей, гор, рельефа местности, они учатся показывать населённые пункты и границы государства и т.д.
В средней школе эти знания укрепляются и расширяются. Учащиеся с трудом осознают, что историческая карта—условное, графическое, построенное на географической основе изображение исторических событий. Они ещё плохо знают физическую карту, поэтому приходится одновременно с изучением исторических событий развивать и пространственные представления учеников [9]. Учитель определяет, умеют ли ребята работать с легендой карты, ориентироваться в различных объектах. В процессе обучения чтению исторической карты учитель привлекает настенную карту и её уменьшенные копии в виде раздаточного материала. Он также восстанавливает знания ребят о масштабе (соотношение длины линии на карте к длине соответствующей линии в действительности), который обозначается в виде дроби, числитель которой равен единице, а знаменатель—числу, отражающему степень уменьшения длин линий.
При переходе от одной карты к другой необходимо обеспечить преемственность. Если на картах обозначены разные регионы, то определяются пространственные взаимоотношения между ними, затем выявляются временные отношения между картами – разновременность или синхронность изображаемых событий. Для установления межкурсовых связей на уроках разумно применять синхронные карты по истории Беларуси и всемирной истории. Это помогает ученикам находить нужные историко-географические объекты независимо от размера карты, её масштаба и охвата территории [13, с.106].