Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2014 в 12:00, курсовая работа
Цель работы : изучение роли и значения исторических и контурных карт в процессе обучения истории в школе, в понимании учащимися того, что географическая среда оказывает влияние на ход исторического процесса. В связи с поставленной целью необходимо решение следующих задач :
1. Дать общую характеристику исторических карт;
2. Показать роль карты в формировании исторических знаний и навыков;
1. Введение
Глава 1. Методика работы с исторической картой.
§1. Общая характеристика исторических карт
§2. Применение учебных карт на уроках истории
Глава 2. Использование контурных карт на уроках истории
§1. Роль контурных карт в формировании навыков работы с исторической картой
§2. Применение контурных карт на уроках истории
Глава 3. Историческая карта при изучении темы : «Египет – дар Нила»….
4. Заключение
5. Список использованной литературы и источников
Практическая часть
Тема: «Египет – дар Нила».
5 класс
Цель урока: ознакомить учащихся с природно-климатическими условиями Древнего Египта, а также рассмотреть роль реки Нил в экономическом и социальном положении Египта.
Задачи:
Образовательная: организовать работу учащихся по изучению географического положения Древнего Египта, его природно-экономическими условиями и их влиянием на повседневную жизнь египтян.
Развивающая: содействовать развитию умений работы с картой, учебным материалом, а также умений анализировать, сравнивать, выделять главное и делать выводы.
Воспитательная: содействовать воспитанию у учащихся интереса к истории древних цивилизаций, их культуры и ценностей, дошедших до наших дней.
Средства обучения: учебник «История Древнего Мира» под ред. В.С. Кошелева, оформленная доска, контурные карты, атласы, настенная карта «Древний Восток. Египет и передняя Азия».
На доске: число, тема, задания к проверочному заданию, понятия по новой теме, дом. задание.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока
Орг. момент:
- Здравствуйте! Садитесь! Кто сегодня отсутствует?
Проверка д/з:
Мы с вами изучили небольшой раздел «Жизнь первобытных людей», и прежде чем начать новую тему, я хочу проверить ваши знания. Сейчас мы с вами выполним небольшую проверочную работу. Достаньте листик бумаги и подпишите его. Задания будут следующие:
1). Как назывался человек, который был похож по внешнему виду на современных людей:
А) «человек умелый»
Б) «человек разумный»
В) «человекообразная обезьяна»
Г) «человек прямоходящий»
2). Какая новая форма человеческого коллектива пришла на смену первобытного стада:
А) родовая община
Б) семейная община
В) племя
Г) совет старейшин
3). Какие находки археологов доказывают, что у древних людей существовала религия (несколько вариантов ответа):
А) фигурки идолов и божков
Б) пещерная живопись
В) орудия труда
Г) древние захоронения
4). Соотнесите даты и события:
Даты:
А) около 100 тыс. лет тому назад
Б) около 13 тыс. лет тому назад
В) около 40 тыс. лет тому назад
Г) около 40-35 тыс. лет назад
Д) около 11 тыс. лет тому назад
Е) около 8 тыс. лет тому назад
Ж) около 5 тыс. лет тому назад
События:
1) потепление на Земле и изобретение лука;
2) возникновение земледелия и скотоводства;
3) появление «человека разумного»
4) похолодание на земле и начало ледникового периода;
5) начало обработки металлов;
6) возникновение искусства и религии;
7) переход от первобытности к
5). Дайте определение понятиям: «ремесло», «религия».
Работа занимает приблизительно 15 минут.
Объяснение нового материала:
Тема нашего урока – «Египет – дар Нила». Сегодня на уроке мы узнаем о месторасположении Древнего Египта и найдём его на карте. Узнаем , как называли свою страну египтяне и почему. Выясним, когда началось заселение долины Нила, и с чем это было связано. А также познакомимся с занятиями древних египтян.
Давайте с вами вспомним, как вы усвоили карту с предыдущих занятий.
- какие полушария вы знаете?
- покажите восточное полушарие на карте;
- назовите страны света,
- покажите на карте Африку;
- какими морями, океанами она омывается?
- какая большая река протекает в северо-восточной части
- покажите реку Нил;
- посмотрите, где река Нил берёт начало и куда впадает?
Таким образом, мы все вместе выяснили, что по северо-восточной части Африки протекает река Нил, одна из величайших рек мира. А страна, расположенная в долине Нила, севернее порогов и в дельте, в древности называлась Египтом.
Откройте свои атласы и расскажите, что вы там видите? Какую территорию? Скажите, какие ещё реки и моря вы видите на этой карте? Скажите, а что общего между картой у вас в атласе и большой картой, которая висит на доске? (учащиеся отвечают, что это одна и та же территория). А какая разница в этих картах? (учащиеся говорят, что эти карты имеют разный размер). Скажите, а что вы знаете о масштабе карты?
Хорошо, а теперь откройте свои учебники на странице 31 и скажите, что там изображено? Правильно, это границы египетского царства. Эта карта даёт нам представление о меньшей территории. Вы должны заметить, что на этой карте отсутствует Аравийский полуостров, который мы можем видеть на настенной карте. А что ещё отсутствует на этой карте? (Малая Азия). А теперь ответьте мне на такой вопрос: зачем нам нужны такие маленькие карты? (ученики высказывают своё мнение). Теперь, я надеюсь, вам понятно, что любая историческая карта является частью карты земного шара, и нужна нам, чтобы легче было ориентироваться по ней.
Используя карту учебника, кто может выйти и показать границы египетского царства на настенной карте?
Давайте все вместе посмотрим на карту, и там увидим, что при впадении в Средиземное море река Нил разделяется на несколько рукавов, образуя широкую плодородную долину в форме треугольника – дельты. Дельта также очень хорошо видна на карте в ваших учебниках.
Теперь вы самостоятельно
Кто мне может показать Северную Африку? (показывают). 10-8 тысяч лет назад климат Северной Африки не был засушливым. Здесь выпадали частые дожди, была богатая растительность, водились слоны, жирафы, антилопы, страусы, буйволы. Со стороны пустыни Сахара (кто может показать на карте?) в Нил впадали полноводные притоки. Его долина была большим болотом, а река кишела рыбой и крокодилами.
Постепенно климат начал изменяться.
Дожди стали редкими, исчезла богатая
Теперь самостоятельно читаем 4 пункт параграфа и потом отвечаем на мои вопросы: чем занимались древние египтяне, что выращивали и кого разводили?
Скажите, чем ещё служил Нил, и чем он был так важен для египтян? Конечно же, по Нилу перевозились продукты обмена между ремесленниками.
Рефлексия.
Итак, ребята, давайте подведём итоги нашего урока. Что вы сегодня узнали нового? Покажите на карте реку Нил, дельту Нила. Куда впадает река Нил? Покажите на карте Средиземное море, Красное море. А теперь покажите территорию Египетского царства.
Чем занимались древние египтяне? Какую роль сыграл Нил в повседневной жизни египтян?
Дом. задание:
Параграф 5, а также задания 1-3 по контурной карте на странице 6-7.
Заключение
Формирование картографической грамотности является
неотъемлемой частью обучения истории
в общеобразовательных
Существует большое разнообразие исторических карт, которые могут быть использованы при изучении различных тем. Применение этих карт—залог более глубокого и основательного усвоения учащимися исторических знаний.
Чтобы научиться читать
Огромное значение имеет правильная работа с контурной картой, так как контурная карта не только способствует формированию пространственных представлений учеников, но и развивает навыки работы с исторической картой. Вместе с тем, виды использования контурных карт определяются конкретными условиями преподавания. Заполнение каждой контурной карты осуществляется учащимися по указанию учителя в один, два и более приёмов, причём целесообразно оценивать в отдельности каждый этап работы. В результате работы с контурными картами у учащихся заметно возрастает интерес к исторической карте. Они всё чаще обращаются к ней при ответах, значительно продвигаются в использовании её легенды.
Цели, структура и содержание школьной картографической подготовки, в процессе которой осуществляется формирование картографической грамотности учащихся, зависят от общих целевых установок всей системы образования. В период становления школьной истории цели картографической подготовки сводились, преимущественно, к освоению учащимися исторической номенклатуры. В первой половине ХХ века картографическая подготовка была призвана обеспечить освоение умений работать с картами как источниками исторической информации. Во второй половине ХХ века разработанная система картографических знаний и умений должна была обеспечить углубление научности школьной истории, а в методике обучения истории была усилена роль карты как объекта изучения.
Современная школьная картография не
в полной мере удовлетворяет современным
целям среднего исторического образования
и еще меньше – перспективным идеям модернизации
системы школьного образования. Требования
школы ХХI века к картографической грамотности
выпускников подразумевают, прежде всего,
наличие практических картографических
умений, необходимых в повседневной жизни.
Библиографический список: