Картография на уроках истории

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2014 в 12:00, курсовая работа

Описание работы

Цель работы : изучение роли и значения исторических и контурных карт в процессе обучения истории в школе, в понимании учащимися того, что географическая среда оказывает влияние на ход исторического процесса. В связи с поставленной целью необходимо решение следующих задач :
1. Дать общую характеристику исторических карт;
2. Показать роль карты в формировании исторических знаний и навыков;

Содержание работы

1. Введение
Глава 1. Методика работы с исторической картой.
§1. Общая характеристика исторических карт
§2. Применение учебных карт на уроках истории
Глава 2. Использование контурных карт на уроках истории
§1. Роль контурных карт в формировании навыков работы с исторической картой
§2. Применение контурных карт на уроках истории
Глава 3. Историческая карта при изучении темы : «Египет – дар Нила»….
4. Заключение
5. Список использованной литературы и источников

Файлы: 1 файл

курсовая карты.docx

— 52.09 Кб (Скачать файл)

Чтобы создать представление о пространстве и местоположении изучаемой страны, одновременно применяют историческую и географическую карты или общую и тематическую. На них помещён один и тот же объект, но в различном масштабе. При этом обучение может идти как от единичного к общему, так и от общего к единичному. В первом случае учитель обращается к исторической карте (единичное), потом по конфигурации суши и морей, контурам береговой линии, направлениям рек учащиеся находят эту же территорию на физической карте (общее). Они приходят к выводу, что на исторической карте изображена меньшая часть земной поверхности.    

Во  втором случае учитель демонстрирует, к примеру, карту «Древние государства  мира» (общее), затем выделяет на ней  местоположение Древнего Египта в виде треугольника (частное).     

Развитию  пространственных представлений ребят  способствует и применение карты и учебной картины в комплексе. Картина в этом случае как бы раскрывает условные обозначения карты, создавая представление о реальной местности и пространстве [13, с.107].    

М.Т.Студеникин перечисляет следующие правила  работы с картой:    

1. Если для изучаемой темы  нет соответствующей карты, то  её нельзя заменять картой  другого исторического периода, иначе у ребят будут формироваться  ошибочные исторические представления.     

2.Перед показом по исторической  карте учитель даёт словесное  описание географического местоположения пункта, места события, опираясь на известные ребятам ориентиры. При описании границ  он называет не только физико-географические ориентиры, но и соседние государства и народы [12, с.37].    

3. Реки нужно показывать по течению  от истока до устья, города—точкой, границы государства—непрерывной линией. Показ объекта сопровождается указанием сторон горизонта, названием географических ориентиров и признаков.     

4.Необходимо одновременно работать  с настенной и настольной картами.  Работая с настольной картой, ученики сначала воспроизводят действия учителя, затем по словесному описанию находят объект на настольной, а потом и на настенной карте [13].    

Постепенно  ученики приобретают умение читать историческую карту, т.е. видеть за её условными  обозначениями явления общественной жизни, устанавливать синхронные связи тех или иных процессов, выявлять результаты их развития.    

Роль  карты как источника знаний ещё  больше возрастает в старших классах. Так, зная территорию восстания, ребята могут определить состав восставших; сравнивая карты различных периодов, могут установить основные территориальные изменения и т.д.    

Ряд авторов высказывают мнение о  том, что мало только научить школьников читать историческую карту, надо ещё  воспитать в них прочную привычку, настоящую потребность обращаться к карте, если в этом есть необходимость. Достичь этого можно только в том случае, если школьник с первых уроков в 5 классе и до выпуска из школы будет самостоятельно решать сначала простейшие, а затем всё более сложные историко-географические задачи при умелом руководстве учителя [14, с.62].    

Д.Н.Никифоров  считает, что огромную роль в повышении  активности учащихся на уроке, мобилизации  их внимания, организации их самостоятельной  работы играет также педагогический рисунок, который создаётся на глазах ребят и делает их непосредственными участниками рассказа, зафиксированного на доске [8, с.49].   

 

 

 

 В результате работы с исторической картой учащиеся должны приобрести следующие  знания и умения:

 

 

    - они должны знать, что название  карты отражает тему и её основное содержание; 

что историческая карта отражает  действительность в определённый  хронологический период;    

- понимать, что на ней могут  быть показаны разновременные  события;    

- карты имеют масштаб;    

- условные обозначения расшифровываются по легенде карты;    

ребята должны уметь узнавать  и называть изображённое на  карте географическое пространство;       

определять последовательность  и время отображённых на карте  событий;    

- сопоставлять обозначенные на  карте явления;     

- сравнивать размеры территорий;    

- выделять изменения в территории, новые черты в хозяйстве;     

- применять карту при анализе  причин и следствий событий;     

- анализировать социально-экономическое  и политическое развитие народов  мира;    

- сопоставлять и систематизировать  данные нескольких исторических карт;    

- сопоставлять разномасштабные карты  и планы;    

- читать карты и картосхемы  [13, с.111].    

Таким образом, чтобы научиться читать историческую карту, необходимо проделать  огромную работу, направленную на усвоение учащимися понимания того, что без карты невозможно не только осознать, но и проанализировать ход исторических событий. Поэтому умение пользоваться исторической картой является не самоцелью, а средством для более осознанного восприятия событий и явлений истории.  
  
  
  
  
  
  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Использование контурных карт на уроках истории

 

§ 1. Роль контурных  карт в формировании навыков работы с  исторической картой

 

 

    Большое значение в формировании навыков  работы с исторической картой отводится  контурной карте, так как она  даёт возможность усвоить и закрепить знания, выработать новые умения и навыки работы с исторической картой. Но работа с контурной картой приводит к положительному результату лишь тогда, когда ведётся целенаправленно и систематически [13, с.112].    

Контурные карты могут применяться на различных этапах урока: они используются для закрепления нового материала на уроке, для отработки изученного на предыдущих уроках с применением справочных пособий или без них, для контроля знаний в виде выполнения на карте историко-географических заданий. Одна и та же контурная карта может использоваться при изучении нескольких тем, при этом оценивается каждый этап заполнения карты учениками.    

Г.И.Годер, говоря о ценности работы с контурной  картой, выделяет две стороны этого  вопроса:     

1. Контурная карта—важное средство практического обучения истории древнего мира, ценное своими поисковыми задачами.    

2.Систематическое использование  карты в работе значительно  усиливает «обратную связь», помогая  учителю руководить познавательной  деятельностью учащихся [5, с.50].    

С одной стороны, необходимо подчеркнуть огромный интерес пятиклассников к практическим действиям. Ребята охотно рисуют, лепят, создают макеты. Древнее оружие и орудия труда, воины и военные корабли, сцены сражений, пирамиды и саркофаги—всё это результаты их деятельности. Работа с контурной картой, не заменяя собой художественное творчество, в значительной степени способствует развитию их практических умений.    

Но  выполнить задания по контурной  карте ученики могут, лишь имея под рукой историческую карту. Большая часть заданий требует от ученика обозначить тот или иной географический объект на контурной карте. Пятиклассники сопоставляют настольную и контурную карты и учатся при этом узнавать очертания морей и участков суши независимо от масштаба карты и того, какой район земной поверхности на ней представлен. Так организовывается самостоятельная поисковая деятельность ребят, постепенное ознакомление и изучение исторической карты с опорой на контурную.     

С другой стороны, полученная в результате проверки задания информация позволяет  судить как о работе класса в целом, так и об успехах каждого ученика. Контурная карта служит своеобразным средством самоконтроля преподавателя, выявляет его недоработку. Систематическая работа с контурной картой помогает учителю почувствовать индивидуальность каждого ученика, его сильные и слабые стороны, направить познавательные возможности ребят в нужное русло.    

Таким образом, можно сделать вывод  о том, что контурная карта  не только способствует формированию пространственных представлений учеников, но и развивает навыки работы с исторической картой.  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§ 2. Их применение на уроках истории

 

 

     Полезные  советы по работе с контурной картой можно найти в пособии М.Т.Студеникина [13]. Он делает ссылку на статью Г.И.Годера «Оптимизация процесса обучения истории древнего мира в средней общеобразовательной школе» По мнению автора статьи, начиная знакомство с контурной картой, учитель, прежде всего обращает внимание на хронологические рамки периода, который она отражает, а также на то, будет ли работа по карте посильна для ребят. Обучение проходит в несколько приёмов. Сначала ученики заполняют контурные карты при помощи настольных карт, затем – настенной и по памяти.    

Обучение  начинается с самых простых заданий по заполнению карт: обвести границы государств, написать их название, указать даты основных событий. Затем ученики сравнивают настольную и контурную карты, учатся распознавать очертания участков суши и морей и т.д. [13, с.112]. 

Большую роль в организации работы учащихся с контурными картами имеет устное слово учителя. Нельзя надеяться  на то, что ребята сами познакомятся с правилами заполнения карт, напечатанными  на обложке, поэтому следует многократно  объяснить им, как следует заполнять карты.     

При заполнении контурных карт необходимо выполнять общепринятые требования: карта должна быть заполнена аккуратно, писать надо разборчиво, без ошибок, на свободных местах, чтобы не мешать чтению информации. Работа с контурной  картой всегда носит оттенок творчества, который чаще всего проявляется в оформлении карты: в подборе цветных карандашей, в определении размеров надписей, нанесённых на карту, в величине различных условных обозначений, в интенсивности проведённых по карте линий. Всё это свидетельствует не только о художественном вкусе учащихся, но и об их умении отделить главное от второстепенного. Многие задания требуют от учащихся творческого решения, осмысленного отношения к изученным сведениям по исторической географии [5, с.51].    

Пятиклассники не сразу привыкают к новой для них практической работе. Впервые заполняя контурную карту, они постоянно обращаются к учителю, задают ему и друг другу вопросы, переговариваются. Ребята ещё не умеют правильно рассчитать время: либо торопятся и до звонка сдают наспех заполненную карту, либо справляются лишь с половиной задания. Первая работа по заполнению карты может быть лишь начата в классе, а закончена учащимися дома. В дальнейшем учитель чередует классные и домашние задания по карте.    

При подготовке задания по контурной карте учитель выбирает для работы на уроке один из двух путей:    

- задание подробно разъясняется, в процессе беседы с классом  раскрывается весь ход его  выполнения, внимание учащихся заостряется  на возможных ошибках;    

- задание не разъясняется учителем, от учащихся требуется выполнить его полностью самостоятельно, проявить сообразительность и творческие способности.    

При этом учитывается уровень подготовленности класса: чем лучше подготовлен  класс и чем выше достигнутые  им успехи, тем меньше пояснений к заданиям даёт учитель, постепенно усложняя характер работы. Необходимо отметить, что второй вариант редко используется в 5 классе, он лишь возможен как форма контроля и обычно лишь в том случае, если задание не слишком сложное.    

В большинстве же случаев нужно разъяснить задание по карте, нацелив ребят на его выполнение. Учитель может сделать объяснение задания отдельным элементом урока, когда он останавливается лишь на том, что может вызвать затруднения. Подготовка учащихся может быть проведена и в иной, скрытой форме. Объяснение не планируется отдельным элементом урока, учитель просто включает необходимый материал в изложение, сознательно заостряя на нём внимание класса. Но этот приём возможен лишь тогда, когда содержание задания по контурной карте является частью содержания одного урока [9, с.57].    

Данные  формы выполнения заданий по карте  хороши, если учащиеся обладают опытом заполнения карт. Когда же работа с  контурной картой находится на начальной  стадии, задание целесообразно полностью  разобрать на уроке.    

Г.И.Годер  в своей статье обращает особое внимание на типичные ошибки и пути их преодоления, а также на основные формы работы с контурной картой.    

Ошибки  в работе с картой, по мнению автора, вызваны тем, что данному виду работы было уделено недостаточно внимания, или ученик нанёс необходимые обозначения по памяти, не обращаясь к настольной карте. Поэтому необходимо приучить пятиклассников не доверять памяти, особенно если название встречается впервые. Типичны ошибки, когда ученик, обладающий историческими знаниями, не может воспользоваться ими при выполнении конкретного задания. При разборе таких ошибок будет разумным вызвать другого ученика для проведения рецензии работы своего одноклассника.    

Для ряда учеников характерна и другая ошибка: вместо того, чтобы выполнить требуемое задание, они бездумно, механически перерисовывают карту учебника. Контурная карта вне связи с предложенным заданием заполняется названиями городов, условными обозначениями, раскрашивается цветными карандашами. Эта ошибка объясняется леностью ученика, его нежеланием вникнуть в задание, неумением осмыслить его.    

Хорошие результаты дают различные виды работы по карте:    

1.Карта заполняется в конце  урока, работа по ней является  одним из способов закрепления.    

2. Проверочная работа по ранее изученному материалу с использованием справочных пособий.    

3. Проверочная работа с вариативным  заданием выполняется по памяти.     

4.Историкогеографический диктант  по контурной карте (подписать  названия рек, в долинах которых  образовались государства, подписать названия крупнейших городов, обозначить местоположение египетских пирамид и т.д.).    

Итак, виды использования контурных карт определяются конкретными условиями  преподавания. Заполнение каждой контурной  карты осуществляется учащимися  по указанию учителя в один, два и более приёмов, причём целесообразно оценивать в отдельности каждый этап работы. В результате работы с контурными картами у учащихся заметно возрастает интерес к исторической карте. Они всё чаще обращаются к ней при ответах, значительно продвигаются в использовании её легенды.  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Картография на уроках истории