Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2014 в 12:00, курсовая работа
Цель работы : изучение роли и значения исторических и контурных карт в процессе обучения истории в школе, в понимании учащимися того, что географическая среда оказывает влияние на ход исторического процесса. В связи с поставленной целью необходимо решение следующих задач :
1. Дать общую характеристику исторических карт;
2. Показать роль карты в формировании исторических знаний и навыков;
1. Введение
Глава 1. Методика работы с исторической картой.
§1. Общая характеристика исторических карт
§2. Применение учебных карт на уроках истории
Глава 2. Использование контурных карт на уроках истории
§1. Роль контурных карт в формировании навыков работы с исторической картой
§2. Применение контурных карт на уроках истории
Глава 3. Историческая карта при изучении темы : «Египет – дар Нила»….
4. Заключение
5. Список использованной литературы и источников
Чтобы создать представление о
Во втором случае учитель демонстрирует, к примеру, карту «Древние государства мира» (общее), затем выделяет на ней местоположение Древнего Египта в виде треугольника (частное).
Развитию пространственных представлений ребят способствует и применение карты и учебной картины в комплексе. Картина в этом случае как бы раскрывает условные обозначения карты, создавая представление о реальной местности и пространстве [13, с.107].
М.Т.Студеникин перечисляет следующие правила работы с картой:
1. Если для изучаемой темы
нет соответствующей карты, то
её нельзя заменять картой
другого исторического периода,
иначе у ребят будут
2.Перед показом по
3. Реки нужно показывать по
4.Необходимо одновременно
Постепенно ученики приобретают умение читать историческую карту, т.е. видеть за её условными обозначениями явления общественной жизни, устанавливать синхронные связи тех или иных процессов, выявлять результаты их развития.
Роль карты как источника знаний ещё больше возрастает в старших классах. Так, зная территорию восстания, ребята могут определить состав восставших; сравнивая карты различных периодов, могут установить основные территориальные изменения и т.д.
Ряд авторов высказывают мнение о том,
что мало только научить школьников читать
историческую карту, надо ещё воспитать в них прочную
Д.Н.Никифоров считает, что огромную роль в повышении активности учащихся на уроке, мобилизации их внимания, организации их самостоятельной работы играет также педагогический рисунок, который создаётся на глазах ребят и делает их непосредственными участниками рассказа, зафиксированного на доске [8, с.49].
В результате работы с исторической картой учащиеся должны приобрести следующие знания и умения:
- они должны знать, что
что историческая карта
- понимать, что на ней могут быть показаны разновременные события;
- карты имеют масштаб;
- условные обозначения
ребята должны уметь узнавать и называть изображённое на
карте географическое
определять последовательность и время отображённых на карте событий;
- сопоставлять обозначенные на карте явления;
- сравнивать размеры территорий;
- выделять изменения в
- применять карту при анализе причин и следствий событий;
- анализировать социально-
- сопоставлять и
- сопоставлять разномасштабные
- читать карты и картосхемы [13, с.111].
Таким образом, чтобы научиться читать
историческую карту, необходимо проделать
огромную работу, направленную на усвоение
учащимися понимания того, что без карты
невозможно не только осознать, но и проанализировать
ход исторических событий. Поэтому умение
пользоваться исторической картой является
не самоцелью, а средством для более осознанного
восприятия событий и явлений истории.
Глава 2. Использование контурных карт на уроках истории
§ 1. Роль контурных карт в формировании навыков работы с исторической картой
Большое значение в формировании навыков
работы с исторической картой отводится
контурной карте, так как она даёт возможность усвоить и
Контурные карты могут применяться на различных этапах урока: они используются для закрепления нового материала на уроке, для отработки изученного на предыдущих уроках с применением справочных пособий или без них, для контроля знаний в виде выполнения на карте историко-географических заданий. Одна и та же контурная карта может использоваться при изучении нескольких тем, при этом оценивается каждый этап заполнения карты учениками.
Г.И.Годер, говоря о ценности работы с контурной картой, выделяет две стороны этого вопроса:
1. Контурная карта—важное средство практического обучения истории древнего мира, ценное своими поисковыми задачами.
2.Систематическое
С одной стороны, необходимо подчеркнуть огромный интерес пятиклассников к практическим действиям. Ребята охотно рисуют, лепят, создают макеты. Древнее оружие и орудия труда, воины и военные корабли, сцены сражений, пирамиды и саркофаги—всё это результаты их деятельности. Работа с контурной картой, не заменяя собой художественное творчество, в значительной степени способствует развитию их практических умений.
Но выполнить задания по контурной карте ученики могут, лишь имея под рукой историческую карту. Большая часть заданий требует от ученика обозначить тот или иной географический объект на контурной карте. Пятиклассники сопоставляют настольную и контурную карты и учатся при этом узнавать очертания морей и участков суши независимо от масштаба карты и того, какой район земной поверхности на ней представлен. Так организовывается самостоятельная поисковая деятельность ребят, постепенное ознакомление и изучение исторической карты с опорой на контурную.
С другой стороны, полученная в результате проверки задания информация позволяет судить как о работе класса в целом, так и об успехах каждого ученика. Контурная карта служит своеобразным средством самоконтроля преподавателя, выявляет его недоработку. Систематическая работа с контурной картой помогает учителю почувствовать индивидуальность каждого ученика, его сильные и слабые стороны, направить познавательные возможности ребят в нужное русло.
Таким образом, можно сделать вывод о том,
что контурная карта не только способствует
формированию пространственных представлений
учеников, но и развивает навыки работы
с исторической картой.
§ 2. Их применение на уроках истории
Полезные советы по работе с контурной картой
можно найти в пособии М.Т.
Обучение начинается с самых простых заданий по заполнению карт: обвести границы государств, написать их название, указать даты основных событий. Затем ученики сравнивают настольную и контурную карты, учатся распознавать очертания участков суши и морей и т.д. [13, с.112].
Большую роль в организации работы учащихся с контурными картами имеет устное слово учителя. Нельзя надеяться на то, что ребята сами познакомятся с правилами заполнения карт, напечатанными на обложке, поэтому следует многократно объяснить им, как следует заполнять карты.
При заполнении контурных карт необходимо выполнять общепринятые требования: карта должна быть заполнена аккуратно, писать надо разборчиво, без ошибок, на свободных местах, чтобы не мешать чтению информации. Работа с контурной картой всегда носит оттенок творчества, который чаще всего проявляется в оформлении карты: в подборе цветных карандашей, в определении размеров надписей, нанесённых на карту, в величине различных условных обозначений, в интенсивности проведённых по карте линий. Всё это свидетельствует не только о художественном вкусе учащихся, но и об их умении отделить главное от второстепенного. Многие задания требуют от учащихся творческого решения, осмысленного отношения к изученным сведениям по исторической географии [5, с.51].
Пятиклассники не сразу привыкают к новой для них практической работе. Впервые заполняя контурную карту, они постоянно обращаются к учителю, задают ему и друг другу вопросы, переговариваются. Ребята ещё не умеют правильно рассчитать время: либо торопятся и до звонка сдают наспех заполненную карту, либо справляются лишь с половиной задания. Первая работа по заполнению карты может быть лишь начата в классе, а закончена учащимися дома. В дальнейшем учитель чередует классные и домашние задания по карте.
При подготовке задания по контурной карте учитель выбирает для работы на уроке один из двух путей:
- задание подробно разъясняется, в процессе беседы с классом раскрывается весь ход его выполнения, внимание учащихся заостряется на возможных ошибках;
- задание не разъясняется учителем, от учащихся требуется выполнить его полностью самостоятельно, проявить сообразительность и творческие способности.
При этом учитывается уровень
В большинстве же случаев нужно разъяснить задание по карте, нацелив ребят на его выполнение. Учитель может сделать объяснение задания отдельным элементом урока, когда он останавливается лишь на том, что может вызвать затруднения. Подготовка учащихся может быть проведена и в иной, скрытой форме. Объяснение не планируется отдельным элементом урока, учитель просто включает необходимый материал в изложение, сознательно заостряя на нём внимание класса. Но этот приём возможен лишь тогда, когда содержание задания по контурной карте является частью содержания одного урока [9, с.57].
Данные формы выполнения заданий по карте
хороши, если учащиеся обладают опытом
заполнения карт. Когда же работа с контурной картой
находится на начальной стадии, задание целесообразно
Г.И.Годер в своей статье обращает особое внимание на типичные ошибки и пути их преодоления, а также на основные формы работы с контурной картой.
Ошибки в работе с картой, по мнению автора, вызваны тем, что данному виду работы было уделено недостаточно внимания, или ученик нанёс необходимые обозначения по памяти, не обращаясь к настольной карте. Поэтому необходимо приучить пятиклассников не доверять памяти, особенно если название встречается впервые. Типичны ошибки, когда ученик, обладающий историческими знаниями, не может воспользоваться ими при выполнении конкретного задания. При разборе таких ошибок будет разумным вызвать другого ученика для проведения рецензии работы своего одноклассника.
Для ряда учеников характерна и другая ошибка: вместо того, чтобы выполнить требуемое задание, они бездумно, механически перерисовывают карту учебника. Контурная карта вне связи с предложенным заданием заполняется названиями городов, условными обозначениями, раскрашивается цветными карандашами. Эта ошибка объясняется леностью ученика, его нежеланием вникнуть в задание, неумением осмыслить его.
Хорошие результаты дают различные виды работы по карте:
1.Карта заполняется в конце урока, работа по ней является
одним из способов закрепления.
2. Проверочная работа по ранее изученному материалу с использованием справочных пособий.
3. Проверочная работа с
4.Историкогеографический
Итак, виды использования контурных карт
определяются конкретными условиями преподавания.
Заполнение каждой контурной карты осуществляется
учащимися по указанию учителя в один,
два и более приёмов, причём целесообразно
оценивать в отдельности каждый этап работы.
В результате работы с контурными картами
у учащихся заметно возрастает интерес
к исторической карте. Они всё чаще обращаются
к ней при ответах, значительно продвигаются
в использовании её легенды.