Казачество в истории Отечества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 20:00, реферат

Описание работы

Цель исследования – исследовать роль казачества в военной истории России и влияние исторических, культурных, природных факторов на становление и развитие военного дела у казаков.
Задачи исследования:
- Исследовать процесс становления казачества как военного сословия;
- Рассмотреть основные элементы военной организации казачества;
- проанализировать основные события, связанные с военными операциями, в которых принимало участие казачество.

Файлы: 1 файл

реферат 2.0.doc

— 215.00 Кб (Скачать файл)

В 1583г. султан потребовал убрать казаков  с Терека.

Весной 1584г. неожиданно умирает Иван IV. Наследник Федор Иоаннович, и правивший при нем его шурин Борис Годунов, продолжали ту же кавказскую политику.

На Дону, как и на Тереке, казаки называли городки острожками. Донские  острожки отличались от терских. Во-первых, они обносились двумя рядами плетня - палисада, а между плетнями забивали землю. Сверху на такое сооружение укладывали ветки терна. Дома, как и на Тереке, в XV-XVI вв. были турлучными. Крыша покрывалась камышом, конёк ставился из раздвоенных камышовых снопов. И конёк, и крыша укреплялись лагами (глицами). Скот и лошадей обычно держали не внутри городка, а поодаль, что при нападении врага можно было незаметно увести и спрятать их подальше. Ученые полагают, что такого типа первые городки в низовьях Дона появились не ранее 1551г.

В начале ХVII в. все казачьи городки на Дону объединялись вокруг самого древнего городка Раздоры, построенного в самом начале века в дельте реки Северный Донец. До 1622r. городок являлся столицей Войска Донского, там собирались войсковые Круги, размещалась вся администрация и Главная Квартира Войска. Но после 1622г., в целях безопасности, столицу перенесли на Казачий Остров, ближе к Азову, в Монастырский городок, стоявший в 12-ти км. южнее станицы Старочеркасской. В 1637г., когда над Доном нависла угроза, войсковая столица была перенесена в Азов. В истории донских казаков были тяжелые годы защиты своей древней крепости: знаменитое Азовское сидение, когда казаки из-за предательства Алексея Михайловича вынужденно сожгли свою святыню дотла. Столицу вернули в Монастырский городок. Но погибших товарищей казаки захоронили под Азовом. В 1643г. турки разрушили и Монастырский городок. Только в 1696г. под командованием императора Петра I казаки вернули крепость. В честь этой победы впервые в России, в г. Черкасске был поизведён салют. Царь впервые испытал казачьи струги, выдержавшие страшные сражения под стенами крепости. В ХУПв. возрастает политическая и экономическая зависимость донских казаков от Русского государства. Официальную клятву служения государю Руси донские казаки дали только в 1676 г.

В 1751г. в память канонизированного православной церковью запорожского казака Дмитрия Ростовского, военный инженер-архитектор Александр Иванович Ригельман проектирует крепость св. Дмитрия, ныне - это город Ростов-на-Дону.

На попытки Московского государства  ограничить независимость, казаки отвечали бунтами, порой потрясавшими троны. Группы депутатов (послов) назывались станицами, были различными по количеству и по значимости: зимовые и легкие станицы. В зимовую станицу снаряжали лучших казаков во главе с атаманом. По приезде в Москву их допускали к государю, кормили с царского стола. В конце посольской миссии царь «жаловал» атаману и есаулу по сабле, со своим портретом, или серебряные ковши золотом гравированные, с изображением двуглавого орла. Казаки - депутаты одаривались сукном из царских кладовых. Легкая станица снаряжалась на короткий период. Ее функции были проще. Полномочия депутатов оговаривались на Круге. Станицами казаки называли и место, где они останавливались своим кошем под Москвой. Станицами называли городки, в которых проживали. Постепенно казаки теряли независимость, и, прежде всего, этому способствовала присяга гребенцов, а позже донцов на верность Руси, которая не хотела мириться с независимостью своих подданных. В религиозном отношении казаки долго ее сохраняли.

Подводя истог рассмотрению данного  вопроса необходимо отметить, что  складывание системы отношений  кавказского казачества и системы  государственного управления неоднократно освещалось в исторической литературе. Авторы, писавшие до 1917 года, как правило, преувеличивали степень воздействия государства на всю жизнь и службу казачества. Советские историки склонны подчеркивать свободолюбие и сопротивление влиянию властей.

Истина лежит между этими  точками зрения. Действительно, указ Сената от 3 марта 1721 г., по которому казаки передавались в подчинение Военной коллегии, с выдачей им регулярного жалования был связан с персидским походом Пектра I и касался, в первую очередь, военной организации. Однако, с другой стороны, когда позиции России на Кавказе не были устойчивыми, проникновения государственности в казачью среду носили ограниченный характер.

 

I.2. Политико-административное самоуправление  казаков.

 

Переговоры с Русью велись через  посольские структуры (станицы) и документально  отражались в Посольском Приказе. Самоуправление изначально представляло единый социальный организм всей общины - уклад. Он включал в себя военно-политическое, экономическое, хозяйственное и социально-культурное администрирование. Главными его критериями были народоправство, общинность и равноправие. Управляла укладом казачья старшина, ежегодно избираемая «вольными голосами», то есть открытым голосованием.

В XVII в запорожские казаки были переписаны в реестр. У терских  и донских казаков никаких  реестров не было. Вхождение казака в службу по достижении совершеннолетия само собой разумелось.

В основе казачьего уклада был Круг, а у запорожцев и кубанцев - Рада. Так у них изначально назывался  верховный орган власти. Круг мог  собраться спонтанно на площади, а по необходимости и в море. В сухопутных военных действиях казаки могли прибыть на Круг на лошадях. Но с глубокой древности всегда образовывали круг, потому что именно круг с бродницких времен был методом обороны у казаков. Кругу подчинялись все казаки без исключения. Станичные Круги проводились на центральной площади - майдане, или храме, или в часовенке, где можно было собрать Круг. Для его проведения выносилась икона-покровительница. Ее ставили в центре на аналой. Линейные казаки на Кругах не снимали папах, как знак полного юридического равноправия. И атаман, и казак были в равных условиях для высказывания своего мнения. На Кругах объявлялись походы, зачитывались войсковые приказы, решались войсковые проблемы, рассматривались злободневные вопросы, проводились выборы, чествовали казаков за доблесть и отвагу.

Одной из форм самоуправления было станичное  правление, как исполнительная власть. В него входили станичный атаман и два судьи, избираемые на Круге, а также куренные атаманы хуторов. Все должности войскового и станичного правлений были выборными. На специальных выборных Кругах избирали открытым голосованием. Правда, после введения института наказного атаманства, были попытки назначений на местах, но они провалились. На Кругах имели право присутствовать совершеннолетние казаки. Долгое время у казаков совершеннолетие определялось по-разному. На Тереке - 21 год, на верхней Кубани - 25 лет. Интересы женщин представляли родственники мужского пола. Лишали права голоса буянов, пьяниц, скандалистов.

Работой Круга руководил атаман. До 1840г. он избирался на 1 год, позже - на 3. Атаманов избирали из людей достойных, добропорядочных, не моложе 33 лет. Он должен быть честным и доступным для любого казака. Куренной и станичный атаманы должны были неотлучно находиться в станице. На заседаниях правления атаман имел 2 голоса. Процедура выборов была следующей: отслуживший свой срок атаман выходил на середину Круга в сопровождении есаульца - главного распорядителя Круга. Снимая с себя атаманские полномочия, клал на землю атаманскую папаху, насеку и, кланяясь на четыре стороны, спрашивал у казаков права доложить о своей деятельности словами: «воде» ли атаман в доклад?» Если казаки атаману доверяли, то ответ был из Круга «атаман волен в доклад», или: «атаман не волен в доклад». После доклада казаки предлагали кандидатуру для выборов. Обсуждение кандидатур было открытым и бурным. Вновь избранный атаман также выходил на середину круга, кланялся на четыре стороны и благодарил казаков за избрание. Получал благословение от стариков по следующей процедуре: приставы держали атамана, не касаясь его руками, в символическом кресте, а старейшина давал ему по спине три легких удара нагайкой, чтобы не зазнавался, прислушивался к Кругу, заботился о войске, общине и казаках. Избранный атаман благодарил стариков за науку и получал благословение на деятельность от священника. Затем брал с земли атаманскую папаху, надевал на голову, в руки брал насеку. Походный и кошевой атаманы, есаулы, священник, писари, хорунжий, сотенные, полусотенные, десятники, Суд Почетных избирались сроком на год по Уставу.

С ХIХ в. ежемесячно члены правления  получали жалование из войсковой  или станичной казны. Сумма определялась войсковым или станичным Кругом. В станице жалование зависело от числа жителей. Казначей избирался из отслуживших, отставных, зарекомендовавших себя особой честностью казаков. В обязанности казначея входило учет и хранение общинных сумм. Станичное правление обсуждало и решало все финансовые дела, составляло сметы по доходам и расходам на год, вело учет станичных земель, составляло списки призывников и т.д. Все члены станичного правления четырежды в год отчитывались о своей работе перед войсковой канцелярией.

Большая часть казаков не приняла  церковную реформу Никона и сохранила  традицию выбора священника из казачьей потомственной духовной среды. Его обязанности не ограничивались службой в храме. Он был с казаками и в походах, благословляя их на сражение, причащая, исповедуя перед боем. Священник отпевал погибших, соборовал умирающих от ран и болезней. Круг, в целом, нес в себе глубинные устои жизни казаков. На казачий уклад не отваживались покушаться даже правители России.

Суд Почетных избирался на Круге  и был не менее важным органом  самоуправления. Суд избирался на год. В него входило от 6 до 12 отставных  казаков не моложе 35 лет, честных и справедливых. Председателем обычно избирали вошедшего в Суд офицера. Судьи считались помощниками станичного атамана. Станичный суд собирался не менее двух раз в месяц. В нем решались дела казаков и иногородних, но иногородние не могли быть избраны членами Суда. Станичный атаман не имел права вмешиваться в решения суда, мог не присутствовать на заседаниях. Присутствовали помощник станичного атамана, писарь, но вмешиваться в работу суда не имели права. Дела непосильные для решения станичным судом передавались в войсковой суд. В станицах мог быть и церковный суд. Он выступал посредником в определении размера наказания, либо когда преступление касалось религиозных основ и проступков против нравственности, оберегаемой церковными канонами. Несправедливо вынесенный приговор мог привести к замене членов суда. Кроме станичных, церковных и судов Почетных в станицах могли быть и, так называемые третейские суды. Их называли «судами по совести» или «судами чести». По традиции в их заседаниях принимали участие посредники с обеих спорящих сторон по взаимному согласию. Решение третейского суда открыто объявлялось и вносилось в специальную книгу, хранящуюся в станичном правлении. Приговоры входили в силу со времени занесения в книгу и считались окончательными. Жалобы на их решения не принимались. Уголовные дела рассматривали полковые следователи и комиссии Военного Суда.

Есаулов избирали из грамотных офицеров, способных видеть стратегию боевых действий и умело разработать  тактику отдельных боев. Есаулу доверяли казаки, он берег их в бою, зная, что ответ будет держать перед родителями. Частенько из одной семьи могли быть и есаул, и младшие офицеры, и простые казаки.

Казачье народоправство выражалось не только в проведении Кругов и в  выборах. С 1785г. в станицах по воскресеньям проводились сходы. У казаков было двойственное подчинение: военное и гражданское, хотя между ними особых различий не было. В обострении обстановки власть военной администрации резко возрастала. На сходах могли присутствовать все: и женщины, и подростки. Там тоже зачитывались некоторые войсковые приказы и советовались об их исполнении. Рассуждали о текущих хозяйственных делах, мирили распри, а если это не удавалось, то передавали дело в суды. На сходах избирали начальника станицы. Крики и выкрики не допускались, каждый имел право говорить «в свою очередь». Станичный начальник без промедления доводил до высшего начальства решения схода. Авторитет выборной власти у казаков был непререкаем и держался на соблюдении и почитании традиций и обычаев. Главным во взаимоотношениях станичников было взаимное уважение, почет боевым заслугам, трудолюбие, честность, религиозность. В казачьем самоуправлении сохранялись и поддерживались автономная деятельность станичных общин, свобода и независимость, планирование доходов и расходов, высокая ответственность выборных в выполнении должностных обязанностей.

Самоуправление станиц под влиянием времени и условий значительно  видоизменялось.

Институт наказаний - один из постулатов казачьего уклада и имеет глубокие традиции. Приговор утверждался правлением и подписывался атаманом. Но этому предшествовали другие воспитательные меры в виде штрафов, арестов, тюремных заключений и др.

При отсутствии результата после нескольких наказаний, станичное правление  могло вынести даже приговор об изгнании из общины казака - преступника. Правление не имело права наказывать несовершеннолетних, увечных, дряхлых и больных старше 60 лет. Для поддержания порядка в станицах применялся метод публичного посрамления, то есть порка нагайкой, плетью, на центральной площади. Это могло быть прикрепление к одежде вора украденных мелких вещей, или их вешали на шею. Вора водили по всей станице. С ним поступали очень строго. Вор должен был заплатить штраф в войсковую казну, двойную сумму пострадавшему, понести телесное наказание, поймавший вора, получал из казны вознаграждение - треть от уплаченного штрафа. Скрывший вора, считался его соучастником, он получал то же наказание, что и сам вор. В 1870г. на Тереке было издано Положение о запрете наказаний поркой. Но это было самое мягкое наказание, а потому положение казаками не исполнялось.

Войсковой Круг тоже давал наказания, но за самые тяжкие преступления. Измена и трусость каралась смертной казнью «в куль да в воду»- Войсковой атаман вправе был наказать станичного за халатность к своим обязанностям, за небрежность выполнения службы, вплоть до недельного ареста. За определенные провинности войсковой атаман мог подвергнуть станичного атамана публичной порке. И тот не имел права обижаться, обязан был сказать «спасибо за науку». Станичный атаман имел право лично наложить взыскания на пьяниц, буянов, драчунов в виде штрафов, арестов, употребления в работы сроком на 5-10 дней. Казаки знали, что запись о штрафе ложилась черным пятном в биографии и влияла на расследование возможных преступлений. Если виновный казак не платил во время штраф, атаман имел право назначить продажу движимого имущества, не нанося глобального ущерба самой семье.

Во второй половине ХIХ в. наказанием служила гауптвахта, так называемая «холодная», или «бригадная». В обязанности атамана станицы входило задерживать бродяг, беглых, дезертиров. Станичный суд штрафовал мошенников, хулиганов, пьяниц на сумму до 100 рублей. Если казак не платил в срок штраф, станичный суд подавал на него жалобу атаману. Среди видов были и принудительные работы сроком от 2 до 7 дней, привязывание к позорному столбу, 20 плетей, общественное посрамление на станичной площади, содержание в станичной тюрьме. Крайней мерой было выселение из станицы. Военный суд и военная комиссия могла лишить наказанного боевых наград и нашивок за безупречную службу. За незначительные нарушения казаков брали на поруки уважаемые в станице отставные казаки.

Информация о работе Казачество в истории Отечества