Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 20:00, реферат
Цель исследования – исследовать роль казачества в военной истории России и влияние исторических, культурных, природных факторов на становление и развитие военного дела у казаков.
Задачи исследования:
- Исследовать процесс становления казачества как военного сословия;
- Рассмотреть основные элементы военной организации казачества;
- проанализировать основные события, связанные с военными операциями, в которых принимало участие казачество.
С 1990 года казачий вопрос, несмотря на все пережитое, снова в центре общественного внимания, и стал, пожалуй, одним из стержневых вопросов воскрешения и восстановления России. Однако вопрос о происхождении казачества является довольно сложным, и все же мог быть давным-давно разрешен, но беда в том, что его тесно связали с политикой. Уже какой год ведется сомнительная по содержанию и провокационная по направлению дискуссия – кто они, казаки: отдельный народ или нация, национальность или военное сословие, субэтнос или культурно-исторический этнос или еще что-то?
Очевидно одно: казачество – особое военное сословие в царской России и имеет оно вековую историю. Никто точно не знает, откуда пошло само слово «казак». Большинство ученых считают, что оно тюркского происхождения и означает «вольный человек». Другие полагают, что оно берет начало в монгольском языке, где слово «ко» означает «броня», «латы», а слово «зах» - «мета», «граница», то есть, «козах» - « защитник границы». Есть и другие версии происхождения этого слова.
Казачество не только обороняло границы, но и способствовало расширению территории Московского, а затем и Российского государства. Как же это удавалось казачеству? Какие обстоятельства на протяжении столетий формировали особое военное искусство казаков? Какова роль казачьего вольного сословия в военных успехах России, в обороне ее границ и расширении ее территорий? Какова роль казачества в современной России? Будут ли продолжены военные традиции казачества? Эти и другие вопросы определили актуальность исследования.
Объектом исследования является история становления казачества как привилегированного сословия. Предмет исследования: роль казачества в истории Руси и России.
Цель исследования – исследовать роль казачества в военной истории России и влияние исторических, культурных, природных факторов на становление и развитие военного дела у казаков.
Задачи исследования:
- Исследовать процесс становления казачества как военного сословия;
- Рассмотреть основные элементы военной организации казачества;
- проанализировать основные события, связанные с военными операциями, в которых принимало участие казачество.
Оглавление:
I. История казачества: от прошлого до настоящего.
I.1. Ранняя история казачества.
I.2. Политико-административное самоуправление казаков.
II. Казаки на защите Отечества.
II.1. Военное искусство казаков.
II.2. Казаки в военных операциях (XVIII – XIX вв.).
II.3. Казаки в I Мировой, Гражданской
и Великой Отечественной
Заключение.
Литература.
I.1. Ранняя история казачества.
Известный кавказовед ХIХ в. Александр Петрович Берже, изучая древнюю историю племен и народов Кавказа, писал: « Немного найдется стран, которые на сравнительно небольшом пространстве заключали бы в себе столько древностей, сколько Кавказ!» В начале н. э степи и лесостепи представляли собой своеобразный коридор для миграции племен и народов. Они не только кочевали, но и оседали. Условно их можно объединить в группы. Например, славяноязычная, и это племена праславян: антов, склавинов, венетов, дулебов, росов-дромитов, др. Древнеримский историк Тацит сообщал о том, что воинственные племена дулебов с Волыни совершали походы до реки Албана (р. Самур a юге Дагестана). Жители Боспорского царства были представителями скифов, меотов, танаисов. «Степные пространства Северного Причерноморья всегда были удобны для развития скотоводства. Поэтому в Восточную Европу переселялись азиатские кочевники. Разумеется, эти миграции вызвали столкновения с местными славянами, хозяйство которых было связано с лесными массивами и речными долинами...» . Танаисы появились на юго-востоке Предкавказья в конце 1 -го тыс. до н.э. в пределах Азовского (Меотского) моря. Название они получили от р. Тана (Дон). Был и г. Тана, разрушенный в IVв. гуннами. Руфин Фест Авиен в IV в н.э. в путевых заметках отмечал: «Здесь, вблизи Каспийских вод скитается воинственный скиф, здесь же живут свирепые албанцы». Много народов обитало и в Предкавказье и на Северном Кавказе... В эпоху раннего железа появились ираноязычные племена алан и асов, жили они своим царством, Аланским. По - соседству кочевали тюркоязычные савроматы и их потомки сарматы . Позже обитали хазары, половцы… Л.Н.Гумилев пишет: « Русский летописец правильно сопоставляет хазар со скифами, под которыми... Георгий Амартол подразумевал древнее, досарматское население южной части восточной Европы...». В Х в. н.э. на древних территориях Северного Кавказа, в районе нынешней Кабарды, проживали племена кос-сака, о чем писал византийский император Константин Багрянородный VII- й. Они воевали с татарами, исповедовали христианство и говорили славянским наречием. Некоторые исследователи предполагают, что севернее Зихии была страна Папагия, где тоже говорили славянским наречием, но в средневековье грузинские хроники жителей этих мест уже называли черкесами.
В дошедшем до нас половецком словаре
1303 г. казак - это «сторож». Древние
тюрки так называли вольный, не признающий
насилия народ. Древнегреческое
написание «кос-сахи»
Историей казаков стали
В XIX в. историей казачьего народа увлекались и Н.М.Карамзин, и А.С.Пушкин, в конце XIX - нач. ХХ вв. над историей казачества работали многие военные историки. В 1902 г. Алексей Николаевич Куропаткин, в то время военный министр, считал необходимым составление единого труда по истории казачьих войск России. Он дал распоряжение наказному атаману Терского казачьего войска, генерал-лейтенанту К.Н. Толстову и начальнику Войскового штаба, генерал-майору Т.Г. Микевичу-Желтоку по поводу создания единого исторического труда по истории терских казаков.
Историю казаков Терека описывали
многие военные историки XIX- начала
XX века, в числе которых был
генерал-майор Василий
К работе Потто приступил в 1903 г. Несмотря на то, что он уже исследовал эту тему, при создании поистине энциклопедического труда столкнулся с невероятными трудностями. Но сколько бы ни описывали прошлое казаков, материала было недостаточно, как говорил тогда генерал-майор Чернозубов: «Славные предки Терцев, Гребенцов, Астраханцев, и Кизлярцев больше рубили, чем писали». Много документов погибло во времена пожаров и войн, Потто пришлось собирать по крупицам, часто по отдельно сохранившимся листочкам. Он не был освобожден от участия в войнах, даже в небольших военных действиях, поэтому работа двигалась очень медленно. И только в 1910 г. вновь вступивший в должность наказного атамана ТКВ генерал-лейтенант Александр Сергеевич Михеев дал возможность историку заниматься созданием поистине великого труда, который не только актуален на сегодняшний день, но будет, жить в веках, пока будет государство по имени Россия. К осени 1911 г. Потто уже написал 2 тома, к весне 1912 г. должен был представить на рассмотрение третий том. Но 29 ноября по старому стилю, на 76-м году, жизнь Потто неожиданно оборвалась, оставив нам прекрасно скомпонованную историю терских казаков до начала XIX в.
Ранняя история России обозначена
стремлением древнерусских
В XV в. настало время возвращения
казаков на исконные земли. Тогда
уже, ослабленные своей
Селившиеся по устьям рек казаки назывались низовыми, а жившие по гребням гор - гребенскими, или гребенцами. Есть версии современных ученых школы доктора исторических наук, профессора В. Б. Виноградова о том, что во время своего расселения в гребнях Кавказа казаки селились «меж того места, где острог поставят». То есть, на свободных землях.Древние казачьи укрепления были окружены «летниками» и «зимниками», в которых семьями можно было укрыться от опасности. Казаки, занимавшие территории верховий рек, назывались верховыми казаками. В правление Ивана Грозного, в середине XVI в., часто страдавшие от набегов горцев, крымчан и персов казаки и кабардинцы, нуждались в мощном укреплении своих земель. С 1561 г. Иван Грозный был женат на кабардинской княжне Марии Темрюковне, крестившейся в православии. Кабардинские князья не раз посылали своих послов к царю, а казаки - депутатов, уверяя, что пятигорские черкасы «холопи царя и великого князя с женами и с детьми… ». Они просили укрепить на их землях веру христианскую и защитить их от набегов персов и турок. Поначалу царь не хотел вмешиваться, но постоянные разбои и грабежи на этих землях понудили его послать свое войско на Кавказ с целью защитить подданные земли и народы. Царь обдумывал вопрос строительства защитных укреплений на кавказском пограничье.
Казаки ставили свои наипростейшие укрепления - бекеты (пикеты, посты). Самые простейшие - караулы представляли собой вышку в 5-7 метров, а рядом небольшой домик для отдыха, где могли спрятаться от непогоды несшие службу казаки. Караулы ставились между несколькими станицами. Ежедневно от каждой станицы по одному казаку выходили на охранную службу. По началу такие караулы служили только в охранных целях. Но поскольку через эти земли проходили торговые пути, то караулам предстояло выполнение более сложных задач. Они стали пополняться служебными постройками типа таможен и караван-сараев (гостиниц) для отдыха купцов, проезжавших казачьи охранные территории. Вскоре там разместились и посольские участки. Казаки стали нести более сложную службу, обязывавшую их сопровождать купеческие караваны от караула до караула. Да и сами караулы стали называться караулами-перевозами. В казачьей лексике появился термин «давать перевоз», то есть обеспечить купеческий караван надежной охраной. Служба казаков стала тяжелее и опаснее, поскольку на купеческие караваны были частые нападения. И казаки, и их соседи подумывали о более сложных укреплениях. Иван Грозный не раз обращался за помощью к гребенцам. В 1552г. они выставили свое войско в помощь царю для взятия Казани. В середине ХУ1в., в Гребнях, казаки ставили сложные по тем временам укрепления, в них жили семьями и называли острожками. Себя называли жилецкими или городовыми. Острожки располагались по соседству с кабардинскими кабаками (селениями), с кабардинцами у казаков издавна были добрососедские отношения и даже родственные связи.
В 1557г. к Ивану IV прибыло посольство «черкас кабардинских» от Темрюка Айдаровича, било челом «чтобы государь ... астраханским воеводам приказал бы дать им помощь». С тех пор Малая Кабарда еще теснее была связана с Русью. Темрюк своих детей отправил на воспитание в Москву, они учились в Кремлевском дворце. Более того, кабардинцы восстановили православие. Кроме кабардинцев в Москву приходили и другие посольства, например от шамхала Тарковского, за помощью и защитой от крымского хана. Царь принимал все посольства, обещая свое покровительство, но не хотел вмешиваться. Однако жалобы кабардинских князей на бесконечные нападения кумыков в 1560г. понудили послать войско воеводы Черемисинова. Это была первая официальная защита подданных земель. Тогда же и Грузия стала ближе к Руси, и первым из грузинских владетелей был царь Иверии. Ближе к Русскому государству хотел быть и кахетинский царь Леван П.
Крымский хан недовольный
А Темрюк через своих послов просил Ивана IV оставить на его землях постоянное войско, которое было бы действенной защитой. Для этих целей царю необходимо было ставить мощную крепость. Итак, Московское государство становилось твердой ногой на землях единоверцев: славян — казаков и малокабардинцев. Место было выбрано на левом берегу Терека, против впадения в него р. Сунжи, близ станицы Старощедринской. Крепость назвали ТЕРКИ и оснастили "вогненным боем".
В истории терских казаков с 1577 г. началась служба Русскому Государству. Этот год «высочайше повелело» считать годом старшинства Терского казачьего войска, в основу которого легло весьма древнее Гребенское войско. Гребенцы связывали основание войска с атаманом Андреем Щадра. В предгорьях Кавказа казачьи городки располагались по рекам Аргун, Гумс и др. Гребенцы охраняли заставы на перелазах через Сунжу, проезды через горные хребты и болота. Их посылали в разведки, ставили проводниками к послам и купеческим караванам, как знающим языки местных своих соседей.
Крепость просуществовала