Казачество в истории Отечества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 20:00, реферат

Описание работы

Цель исследования – исследовать роль казачества в военной истории России и влияние исторических, культурных, природных факторов на становление и развитие военного дела у казаков.
Задачи исследования:
- Исследовать процесс становления казачества как военного сословия;
- Рассмотреть основные элементы военной организации казачества;
- проанализировать основные события, связанные с военными операциями, в которых принимало участие казачество.

Файлы: 1 файл

реферат 2.0.doc

— 215.00 Кб (Скачать файл)

К середине августа положение советских  войск на Северном Кавказе было тяжелым. Гитлеровские танки вновь приближались к Туапсе, Новороссийску, Грозному. В ночь на 2 сентября в районе Моздока Терек форсировали две танковые и две пехотные дивизии фашистов. Более двух недель шли бои за Малгобек, Грозный и Владикавказ (Дзау-Джикау). В конце месяца противник был остановлен. 26 сентября Черноморская группа казачьих формирований приостановила наступление на Туапсе. Контрнаступление началось 19 ноября 1942г. 20-го в наступление перешли войска Сталинградского фронта. 30 ноября в боях за Туапсе отличился рядовой Леонтий Васильевич Кондратьев, донской казак, уроженец г. Азова. Он подполз к дзоту и бросился на пулемёт. Его подвиг отмечен званием Героя Советского Союза. С 10 января по 2 февраля 1943г. 5-й Донской и 4-й Кубанский гвардейские казачьи кавалерийские корпуса освободили Кубань, Ставрополь, Дон, города Кавказских Минеральных Вод. Эти корпуса и войска 44 армии генерал-майора Василия Афанасьевича Хоменко 7-8 февраля по льду форсировали Дон, Мертвый Донец, вышли на шоссе Ростов-Таганрог. 11-я Гвардейская казачья дивизия генерала С.И.Горшкова ворвалась в пригород города Ростова-на-Дону, в станицу Нижнегниловскую. 9-14 февраля были освобождены Ростов-на-Дону, Батайск, Азов и Таганрог.

На Волге бои продолжались более  шести месяцев и положили начало коренному перелому в войне. Казаки в составе советских формирований наступали, нанося противнику ощутимые удары. Дважды в Приказах Главнокомандующего отмечался 5-й Гвардейский Донской казачий кавалерийский корпус. За бои под Корсунь-Шевченковском он был награжден вторым орденом Красного Знамени. 11-я Гвардейская Донская казачья дивизия-орденом Богдана Хмельницкого, 12-я Краснознаменная казачьи дивизия и 63-я кавалерийская дивизия с двумя казачьими полками в нём получили почётное звание «Корсуньских». Звание Героя Советского Союза получил донской казак Рыжов Александр Петрович, помощник наводчика противотанкового орудия. В ночь на 27.09.1943г. под огнём противника он в числе первых переправился через Днепр у д. Нивки (Гомельской обл.) и, подобравшись к вражеской траншее, забросал её гранатами, тем самым способствовал переправе всего полка через Днепр.

К сожалению, в годы войны не обошлось без территориальных переделов. Многострадальные казачьи территории Терека вновь были перекроены: Кизлярский округ был передан во вновь образованную Грозненскую область, а Моздокский район - в образованную из области Северо-Осетинскую АССР.

В 1944г. казачьи корпуса отличились на украинско-венгерском направлении. В Приказе Сталина было отмечено: «В боях за овладение городом Ньиредъхаза  отличились кубанские и донские  казаки». В январе 1945 года в боях между озером Веленце и Дунаем отличились казаки 5-го Гвардейского Донского казачьего кавалерийского корпуса и 37-го Гвардейского казачьего нолка

В 1-й Гвардейской Донской казачьей дивизии 220 казаков удостоены правительственных  наград.

Казаков старались направлять, прежде всего, в кавалерийские части и соединения, многие из которых получали наименование «казачьих» и традиционную казачью форму. В их составе воевали добровольцы из донских, кубанских, терских и других казачьих станиц. Среди бойцов было немало участников первой мировой и гражданской войн. Кавалерийские соединения часто использовались в составе конно-механизированных групп, включавших помимо кавалерийских механизированные и танковые соединения. Многие из кавалерийских дивизий и корпусов стали гвардейскими, в их числе 4-й Кубанский и 5-й Донской казачьи кавалерийские корпуса. Само появление казаков на том или ином участке фронта зачастую повергало противника в ужас, а стремительные атаки на врага побуждали того обращаться в бегство.

Из кубанских и терских казаков  была создана пешая пластунская дивизия, которую использовали только с разрешения Ставки Верховного Главнокомандования - так высоко ценились боевые качества казаков-пластунов.

Слава, заслуженная казаками в ходе Великой Отечественной войны, была так велика, что сталинский режим, репрессировавший целые народы по обвинению в сотрудничестве с немецко-фашистскими оккупантами, казаков не тронул. Впервые за всю историю советской власти военные суды не обвиняли всех казаков поголовно, а наказывали только тех, кто пособничал врагу или воевал против Родины. И это справедливо.

Трудно переоценить подвиг казаков  в годы военных испытаний. Их мужество, беззаветная преданность воинскому  долгу всегда будут примером для  потомков. Ведь совсем не случайно в  казачьем фольклоре до наших  дней сохранились пословицы и поговорки о военной доблести казаков: «Будешь чужда держава с Россией шершава – казаки тебя мигом выгладят», «Казака можно убить, но нельзя победить!»

 

Заключение.

 

История народов складывается тысячелетиями. Мир знает их забвение и возрождение.

Л.Н. Толстой отмечал: «Никогда ни один народ не исчезает и не погибает полностью. Народы как волны океана: то прибывают к берегу, то отдаляются от него». Известный казаковед В.А.Потто  в конце XIX - нач. XX вв. писал: «На широком  просторе южнорусских степей развилась и воспиталась эта мощная сила, которою справедливо гордится русский народ, которая на протяжении столетий делала без шума, медленно, непрестанно и честно великое государственное дело...казаки... были тем летучим авангардом, за которым сомкнутым строем медленно ползли вереницы русских пахарей.»

На 90-е гг. ХХ в. пришлось возрождение  незаслуженно замалчиваемого в России народа - казаков. В изучении его  истории мы опирались на политические, экономические и социально-культурные особенности этого русскоязычного субэтноса.

Развитие народности протекало  под влиянием географического, природно-климатического, геополитического, экономического, и  социального факторов, а также  под воздействием взаимоотношений  с соседями, взаимообогащением материальной и духовной культуры.

Этническая принадлежность - личный выбор. Каждый относит себя по родовым  корням к определенному народу, компактно  проживающему на той или иной территории, обладающему языковыми и социально-культурными  особенностями.

Прошлое и настоящее переплетаются. Политики, порой, во имя узких интересов  вторгаются в этническую историю  и географию, обрекая на забвение целые этносы. В результате - отдельные  народы представлялись приоритетными  по сравнению с другими. Так случилось  с казаками, которым в нач. XX в. властями упорно отводилась роль изгоя, даже не народности, а сословия. Их обрекли на вымирание, отобрав территории и передав народам -соседям, невзирая на вековые традиции, уклад, языковые особенности. Но в казаках «сработал» инстинкт самосохранения. Часть их в 1920-е гг. эмигрировала в зарубежье. Они приложили все силы к сохранению своей этничности: селились станицами, берегли уникальную культуру, тем самым сохраняли главное - статус народности.

Русский историк Василий Осипович Ключевский в курсе лекций «История сословий в России», не пытался вместить казаков в «прокрустово ложе» сословности, дав четкое определение этому: « Сословие - термин государственного права и обозначает известный ряд политических учреждений. Сословиями мы называем классы, на которые делится общество по правам и обязанностям...» Т. о., сословиями мы называем классы (бедных и богатых, духовенства и военных, ремесленников и т.д.). К классам относились россияне графского, дворянского, помещичьего сословий. Среди казаков, как и среди других народов России, были представители почти всех сословий. Сословного статуса можно лишить, например дворянского, как это было с декабристами. Но как лишить казака его этнической принадлежности? Народ живёт на исторически сложившейся территории, обладает языковыми особенностями (диалектом), сохраняет и передает из поколения в поколение свою культуру, обрядность и традиции. В 1904 г. о казаках писал историк-этнограф Василий Львович Величко: «... с другой стороны, казачество, опутанное сетью циркуляров и сложных, законов, затруднено в выполнении своей национальной задачи». На Современном этапе истории активно происходит становление казачьего народа, в местах компактного проживания. В специальных учебных заведениях (лицеях, гимназиях, кадетских корпусах) введен курс культуры и истории казачества.

Эта часть истории государства, нашей истории, истории казачества. Здесь очень много спорных  вопросов, но одно ясно – казачество сыграло огромную роль в становлении  российской государственности и, прежде всего, как военная сила, военная социальная организация.

Уникальность этой военной организации, ее способность выживать и побеждать  вызывает уважение и гордость. Военное  искусство казаков, система подготовки будущих воинов, организация военных операций – все это вызывает восхищение.

Несмотря на полную веротерпимость казаков, несмотря на постулат «каждый волен держать свой закон», основу казачьей духовной жизни составляло Православие, и вне Православия никакое казачество существовать не могло. Именно ему оно обязано своим возникновением и тем, что выжило и сохранилось до наших дней.

Веками вырабатываемое народное казачье  сознание опиралось в своих духовных поисках на православные каноны, тем  же путем шли казачьи «законоучители» - всемирно признанные философы, такие как Григорий Сковорода.

Казак считал себя защитником Веры. При  этом не имело значения, где происходит сражение и кого казак защищает.

Уделом справедливости считалась  Родина, но не географическая, хотя границы  ее должны быть неприкосновенны. Эту Родину казак защищал в любой точке мира.

В настоящее время казачество активно  возрождается, этому способствуют проводимые правительством мероприятия в области  законодательства. В подготовленном на федеральном уровне законе о казачестве разработана программа его развития на 2004-2009 гг., в которой должно быть предусмотрено отношение государства и Президента к народу. Государственная Дума Ставропольского края приняла краевой Закон «О казачестве в Ставропольском крае». За период возрождения издано более 30 документов. Если бы все они работали, государство получало бы огромную пользу, ведь старинная пословица до сих пор жива: «Дерево сильно корнями, а Русь - казаками!» По состоянию на 1июля 2003г. в составе Терского Казачьего Войска состояло реестровых 59620 казаков. Не пожелавшие войти в госреестр казаки не были учтены, а их достаточно много. Произойдет ли фактическое объединение земель ТКВ в России, которой терцы еще в 1577г. присягнули служить верой и правдой? Но каковы бы ни были отрицательные стороны казачества и его теперешнего быта, оно представляет положительную силу, и песня его далеко не спета. Как бы ни пытались ее заглушить, придётся решать проблемы его становления и развития. Проще и более результативно их решать на местах, не отмахиваясь, а грамотно увязывая традиции с современностью, личные интересы граждан казачьего рода с местными, региональными и общегосударственными интересами, нисколько не забывая о том, что за полтора десятка лет своего возрождения казачество России показало себя самым законопослушным народом из всех многочисленных малых народов в регионах с компактным их проживанием. Особое значение приобретает закон о казачестве. Он способствует становлению казачьих общин на государственном уровне, регулированию их взаимоотношений с местным управлением, разрешит многие другие назревшие проблемы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература.

 

Алмазов Б.А. Казаки. – Спб., 1999.

Белокуров С.А. Сношения России с Кавказом. Вып. I. – М.,1889.

Браламберг И. Кавказская рукопись. Переиздание. – Ставрополь, 1992.

Великая Н.Н. Казаки Восточного Предкавказья в XVIII-XIX вв. – Ростов-на - Дону, 2001.

Венков А.В. Система управления и самоуправления. Очерки традиционной культуры казачеств России. Т.I, гл. 3-6. – Москва-Краснодар, 2000.

Виноградов В.Б., Нарожный Е.И., Савенко С.Н. О Шелкозаводском городище… на Тереке. Материалы исследования по археологии Северного Кавказа. Вып.I.- Армавир, 2003.

Гордеев А.А. История казаков. Т. II. – М., 1991.

Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера земли.- М.,1993.

Гумилев Л.Н. Древняя Русь и великая степь.- М., АСТ, 2003.

Гумилев Л.Н. Открытие Хазарии.- Спб, 2002.

Гумилев Л.Н. От Руси до России.- М., 2003.

Егоров-Хоперский В.Н., Немиров Ю.А. Сокровища «старого города». – Ростов-на-Дону, 1981.

История народов Северного Кавказа  с древнейших времен до конца XVIII века.- М., 1988.

Казачество. Мысли современников  о прошлом, настоящем и будущем  казачества. Париж, 1928.

Караулов М.А. Терское казачество в прошлом и настоящем. – Владикавказ, 1912.

Клычников Ю.Ю. Сбор российскими офицерами  сведений о Северном Кавказе в конце 20-х- начале 30-х гг. XIX в. Актуальные проблемы всемирной российской истории. Ученые записки. Вып. 1.- Пятигорск, ПГЛУ, 2002.

Нарожный Е.И., Емельянов О.Б. «Городки»  и «Станицы» на Тереке. Чечено-Ингушетия  в составе России в конце XVIII- середине XIX века. Тезисы докладов научно-пропагандистской конференции.- Грозный, 1989.

Попов А. История о Донском войске. – Спб., 1814.

Потто В.А. Два века терского казачества. 1577-1801. Репринт, 1912. Ставрополь, 1991.

Савельев Е.П. Древняя история казачества. – Новочеркасск, 1915. Переиздание. М., Вече, 2002.

Трут В.П. Противоречия ряда основных положений миграционной теории происхождения  казачества и конкретно-исторических условий. Возникновение казачества и становление казачьей культуры.- Ростов-наДону, 1999.

Шенк В.К., Казин В.Х. Казачьи войска. Главная Книга Императорской  Квартиры. – Спб.,1912. Репринт. – Спб., 1992.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

 

«Казачество в истории Отечества»

Информация о работе Казачество в истории Отечества