Казахстан накануне монгольского нашествия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 17:17, лекция

Описание работы

Непросто складывались отношения кипчаков с русскими княжествами: в период с 1061 по 1097 г. произошло около десяти сражений между ними, победа в которых в основном принадлежала кипчакам. Однако в начале XII века под предводительством киевского князя Владимира Мономаха русские воины совершили двенадцать успешных походов на Дешт; в результате этих походов множество половецких пленников оказались на Руси, началась славянизация кипчаков, продолжавшаяся и в период правления сына Мономаха – Мстислава. После его смерти в 1132 г. положение существенно изменилось: отношения русских и половцев перестали быть напряженными, хотя отдельные очаги былой вражды еще вспыхивали.

Содержание работы

Политическое положение Дешт-и Кыпчака, Семиречья, Южного Казахстана в конце XII – начале XIII вв.
Кочевые племена Центральной Азии. Найманы, кереиты,меркиты.
Создание Чингисханом Монгольского государства, и его устройство.

Файлы: 1 файл

лекция №2 СИК. Казахстан накануне монгольского нашествия. Абикенова Алия Г -222..docx

— 64.19 Кб (Скачать файл)

Найманы, киреиты, меркиты  пользовались колесными телегами. Рубрук дает подробное описание этих телег, о них часто упоминают Рашид ад- дин и «Тайная история монголов». Согласно «Тайной истории монголов», у центральноазиатских кочевников были повозки двух типов. Эти данные подтверждаются и сведениями Рубрука и Карпини. Телеги служили не только для перевозки всякой клади, но и для перевозки юрт, которые не разбирались. «Мы с тобой, — приказал передать Чингисхан Ван-хану, — что две оглобли у кибитки, когда сломается одна, быку не свезти кибитки; мы с тобой, что два колеса у кибитки, сломайся одно - ей не сдвинуться». Необходимость телег, телег-кибиток у кочевников вызывалась потребностью в быстром перемещении с места на место. При постоянных

набегах и войнах телега-кибитка была полезнее вьючного животного, запрячь быка в повозку-кибитку и положить в нее скарб требовало меньшей затраты сил и меньшего количества рук. Стан из кибиток с поставленными на них юртами, мог быть очень подвижен. В XI—XIII веках найманы, киреиты, меркиты кочевали по определенным путям и дорогам. Рубрук отмечает, что у кочевников «всякий начальник знает, смотря по тому, имеет ли он под своей властью большее или меньшее количество людей, границы своих пастбищ, а также, где он должен пасти свои стада зимою, летом, весною и осенью». Помимо этого, им приходилось заботиться еще и о местах для охоты, особенно для облавной.

Производили кочевники только то, что было необходимо для нужд кочевого хозяйства. Катали войлоки, делали ремни, деревянные остовы юрт, повозки, домашнюю посуду. Изготовляли седла, сбруи, луки, стрелы, копья и другое оружие. Хозяйство найманов, киреитов, меркиты можно охарактеризовать как натуральное. Денег они, вероятно, не знали, и торговля происходила в форме обмена. Но, несмотря на малые потребности кочевников, ведущих натуральное хозяйство, все-таки они оказывались втянутыми в орбиту международной торговли, хотя и в небольшом масштабе. Из необходимых товаров найманам, киреитам, меркиты  недоставало муки и оружия, а затем всяких «предметов роскоши», прежде всего тканей. Обычно одевались в меха и шкуры.

Источники содержат очень немного  сообщений о торговле, о всякого  рода меновых сделках, которые велись у найманов, киреитов, меркиты  в это время. Хотя и есть некоторые данные о том, что в степи Центральной Азии в ту пору приезжали мусульманские купцы из Средней Азии. Согласно сведениям «Тайной истории монголов» у найманов, киреитов,  меркитов наблюдалась определенная дифференциация в производстве. Этот источник говорит о «кузнецах», «плотниках» так же, как о «пастухах овечьих стад», как своего рода специалистах в производстве, чрезвычайно важном для кочевого хозяйства.

Таким образом, хозяйство найманов, киреитов, меркитрв в предмон- гольский период можно характеризовать преобладающим господством кочевого уклада, слабым развитием товарно-денежных отношений и преобладанием натурального хозяйства.

Образование государственности. Рост могущества центральноазиатских кочевых племен, происходивший на протяжении XII в., привел к появлению у наиболее крупных из них — найманов, киреитов, меркитов раннефеодальных государственных образований — улусов. Как показал Б.Я. Владимирцов, улус не был институтом первобытнообщинного строя. Он не являлся ни родом, ни племенем, т.е. стоял над родоплеменными институтами. Улус означал «народ», «народовластие», а изначально включал в свой состав людей, не связанных родством, ибо состоял из сородичей прежде всего ханского рода и их родственников, свойственников и чужаков. Улус располагал своей определенной территорией, а большие, сильные найманский и киреитский улусы имели и свои границы, которые охранялись хотя бы эпизодически.

Улусы управлялись по терминологии «Тайной истории монголов» «природными ханами». Хан, правитель улуса, создавал аппарат управления, в . первую очередь органы управления ханской ставкой-ордой, ее охраной и командованием войсками, дружиной. Орда как определенный институт государственной власти у кочевников известна еще со времени киданей. «С тех пор как Ляо стало усиливаться, для постоянного проживания ханов стали создаваться охраняемые ханские ставки, которые назывались орда». Ханская ставка - орда являлась центром управления, своеобразным правительством улуса, ведала двумя важнейшими для любого центрально- азиатского государства отраслями — ханским имуществом и войсками хана. Различия между ханским и государственным имуществом не существовало. Киреиты и найманы, во всяком случае их правящая верхушка, были христианами несторианского толка. Наконец, христианство проникло впоследствии и в фамилию Чингисхана. Известно, что жена одного из сыновей Чингисхана Толуя, племянница правителя киреитов Ван-хана, мать Мунке-хана и Хубилай-хана, была христианкой. Подобная ситуация была и у найманов, которые, как и киреиты, находились под культурным влиянием средневековых уйгуров, которые ранее других народов Центральной Азии были знакомы с христианством.

Приобщение к одной из мировых  религий также является свидетельством определенного уровня развития социальных отношений.

Взаимоотношения с соседними народами. Источники полны сведений о войнах найманов и киреитов с соседними племенами. Рашид ад-дин пишет: «... Киреиты много враждовали с многочисленными племенами, особенно с племенами найманов. В это время они имели больше силы и могущества, чем другие племена у найманов с Ван-ханом киреитским постоянно была распря и вражда, — по области киргизов и до границ пустынь, соприкасающихся со страной уйгуров». Рашид ад-дин также приводит сведения и о войнах найманов с кыргызами, киреитов с татарским улусом и государством чжурчжэней Цзинь. Но периоды войн сменялись временем мирных отношений с соседями. Китайские источники содержат также сведения о тесных культурных и политических связях киреи-

тов и найманов не только со своими кочевыми соседями, но и с государствами оседлой культуры — Тангутским государством (Си Ся) и владени- ’ ем уйгуров. Под влиянием уйгуров правящая верхушка найманов и ки- реитов приняла христианство несторианского толка, уйгурскую письменность, а также другие элементы государственности. Свидетельством этих связей являются также отношения киреитов с тан гутами.

«Юань-ши» свидетельствует о наличии политических и территориальных связей киреитов с канглы — государственным образованием на территории современного Казахстана, о службе представителей знати канглы у правителя киреитов Тоорила Ван-хана. «Бухуму... Его предки из поколения в поколение знатные люди племени канглы. Хайланьбо (Кайранбай - дед Бухуму) служил у киреитского Ван-хана. Когда Ван-хан был уничтожен (монголами), то Хайланьбо бросил семью, и, в сопровождении нескольких тысяч всадников, умчался на северо-запад. Тайцзу (Чингисхан) направил посла и призвал его прибыть к нему (т.е. покориться). Но тот ответил: «В прошлом Ван-хану служил и я и государь (Чингисхан). Сейчас Ван-хан умер, но я не могу изменить тому, кому служил». Как отмечает В.В. Бартольд, канглы и кыпчаки жили и в улусе найманов. «Юань- ши» приводит данные в пользу тесных родственных связей между знатью найманов и канглы: «Шаосы (Чаос) из найманов. Его прадед Тайянь (Даян) был правителем найманов. Его прадед Цюйшулай (Кучлук)... Бэдэинь (Беде) сын Шаосы... Бэдэинь жил с бабушкой по матери, которая была родом из племени канглы..».

К этому можно добавить, что ранее  во второй половине XII в. на родство найманов и канглы указывали также уйгурские путешественники. Рассказывая о виденном и услышанном по пути следования, они сообщили, что на Алтае обитают Нянь-ба-энь (найманы) и кан-ли (канглы).

Таким образом, найманское и киреитское племенные объединения были весьма сложны по своим внутренним социальным связям и во многом подготовили создание могущественного центральноазиатского государства, объединившего кочевые монгольские и тюркские племена империи Чингисхана, а также сыграли определенную роль в этнических процессах в послемонгольский период, когда началась собственная история казахского и других современных тюркских народов. У найманов и киреитов существовали формы государственности; хотя и отличные от тех, которые были у оседлых народов. Улусы найманов и киреитов являлись «государствами первоначального типа», т.е. раннефеодальными государственными образованиями.

Вопрос об этнической характеристике найманов и киреитов, а также меркитов, уже долгое время остается дискуссионным. Что касается онгу- тов, бывших в генеалогическом родстве с найманами и киреитами, то изучение языка несторианских онгутских эпитафий показывает, что они относились к языкам кыпчакской группы. Многие исследователи, например, В.В. Бартольд, Б.Я. Владимирцов, И.П. Петрушевский, П. Пельо считают найманов западными монголами. Однако уже в XIX в. высказывалась мысль о возможной тюркской принадлежности найманов. Японский исследователь С. Мураяма на основе анализа этнонима найман, имен, ти-тулатуры, а также некоторых исторических сведений пришел к выводу о тюркоязычности найманов. В этом свете приобретает новое значение замечание Рашид ад-дина, что найманы лишь в результате пребывания в империи Чингисхана стали «причислять» себя к монголам, хотя в «древности они не признавали этого имени». Но в сообщении Рашид ад-дина имеется возможность подразумевать и другой процесс: тюрки-найманы, будучи соседями и неудачными соперниками монголов, в X—XII вв. подверглись монгольскому влиянию или частичной монголизации, вследствие чего стали причислять себя к монголам. И поэтому «их обычаи и привычки (найманов) были подобны монгольским. Только в такой противоречивой ситуации могли формироваться факторы, которые до настоящего времени одинаково служат аргументами сторонникам как тюркской, так и монгольской концепций этнической принадлежности найманов.

Найманы и киреиты в империи Чингисхана. В ходе борьбы за власть на территории Центральной Азии Чингисхану удалось установить союзнические отношения с правителем сильного киреитского улуса Ван-ханом. В 1185 г. киреитский Ван-хан, Чингисхан, Джамуха из монгольского племени джаджират выступили с войсками, разгромили меркитский улус, кочевья которого располагались на реке Селенге. Эта победа усилила Чингисхана и поставила его в один ряд с другими соперничавшими за власть предводителями. К Чингисхану присоединились многие племена, в том числе джалаиры, барласы и другие.

Чингисхан оказал важную услугу киреитскому Ван-хану, своему покровителю. В 1194 году Ван-хан был изгнан из своего улуса своим младшим братом Эрхэ Хара, воспользовавшимся военной помощью найманов. Он скитался в стране тангутов (Си Ся) и во владениях уйгуров и каракитаев вплоть до 1196 года. Вернувшись, с помощью Чингисхана отвоевал власть в улусе киреитов. В 1198 г. Чингисхан в союзе с Ван-ханом и государством чжурчжэней Цзинь выступил в поход против татарского улуса и нанес ему сокрушительное поражение. По возвращении из этого похода Ч ингисхан напал на племя джуркин на реке Керулен за отказ участвовать в походе против татар, разгромил его и казнил его предводителей.

Вскоре, после смерти найманского хана Инанч-билгэ, решив воспользоваться междоусобицей между двумя его сыновьями Даян-ханом и Бую- рук-ханом, Чингисхан и Ван-хан в 1199 г. предприняли поход против одного из них — Буюрука. Не успев собрать своих войск, Буюрук-хан отступил за Алтай и там потерпел поражение. Тем временем Даян-хан, несмотря на вражду с Буюруком, послал войска против Чингисхана. И на этот раз найманы были разбиты объединенными силами киреитов и монголов.

В 1200 г. Чингисхан и Ван-хан наголову разбили войско меркитов. В 1201 г. Джамуха создал мощную коалицию против монголов Чингисхана и киреитов Ван-хана, в которой участвовали найманы, меркиты, татары, ойраты, джаджират и другие племена. Победа над этой коалицией сделала Чингисхана самым могущественным из соперничавших между собой представителей кочевой аристократии. В 1202 г. Чингисхан окончательно разгромил татарский улус. В том же году найманы обратились к Алахуш-ди- гит Хури с предложением совместно выступить против Чингиз-хана. Но правитель онгутов отказался, несмотря на давние связи с найманами, и информировал Чингисхана о готовящемся нападении. «Юань-ши» сви- де-тельствуетпо этому поводу: «Даян-кэхань (каган) прислал (к Алахуш- дигит Хури) посла договориться, чтобы породниться друг с другом и чтобы (Алахуш-дигит Хури) вошел в союз для захвата Шофан (северной стороны, т.е. Монголии). Среди онгутов были сторонники этого. (Но) Алахуш-дигит Хури схватил посла. (Он) с почтением преподнес (Чингисхану) шесть чаш вина (через своего посла) и сообщил об этих замыслах... По возвращении посла отблагодарил (Алахуш-дигита Хури) 500 коней и тысячью овец и договорился о совместном нападении на Даян-кэханя...».

Чингисхан, не теряя времени, весной 1204 г. во главе 45 тысяч конных воинов выступил в поход на найманов. Под командованием найманского хана было примерно 50—55 тысяч человек. Уступая армии найманов в численности, монгольское войско превосходило ее организованностью и боевым опытом. Даян-хан не хотел вступать в бой и намеревался уйти за Алтай. Но по настоянию его сына Кучлука было решено дать бой. Таким образом, войско найманов переправилось через реку Орхон к восточным склонам горы Нагу. Монголы начали битву. Их передовые колонны оттеснили найманов к горе, а к концу дня главные силы монголов обошли своего  

противника с флангов и успешно  завершили окружение. Загнанные  в ловушку найманы пытались прорвать кольцо окружения, но в темноте ночи срывались с утёсов и погибали. Но часть найманов, в их числе И сын Даян-хана Кучлук, сумели спастись. Найманы потерпели поражение. Даян-хан умер от ран. Большинство найманов сдались Чингисхану, другая часть их погибла, бросившись в последней битве в отчаянную атаку на монголов. Значительная часть найманов, а также остатки меркитов, киреитов и других ушли с Кучлуком. В 1206 г. монголы нанесли поражение найманскому хану Буюруку на р. Бухтарме и убили его. В 1206—1207 годах Чингисхан послал старшего сына Джучи-хана покорить «лесные» народы Енисейско-Иртышского междуречья, в частности, тюркоязычных кыргызов, обитавших в верховьях Енисея. Из скудных данных китайских источников все же можно предположить о влиянии кыргызов в этом регионе. «Малое (подвластное) по отношению к цзилицзисы (кыргызам) государство это есть государство гулигань (курыкан)...». Есть данные о наличии городов и крепостей у енисейских кыргызов ХIII века. Так, «Юань-ши» упоминает об использовании монголами камнеметов, осадных орудий для штурма крепостных стен городов при походе в верховья Енисея.

В ходе борьбы на территории Центральной  Азии в 1190-1206 годах на территорию Казахстана прибывало много разгромленных  групп найманов, киреитов, меркитов. Уцелевшие от разгрома племена найманов были уведены их ханом Кучлуком с Хангая на Алтай, где соединились с остатками меркитов и киреитов, ранее разгромленных Чингисханом. После поражения найманов на Бухтарме Кучлук-хан был вынужден с остатками своего улуса окончательно оставить территорию Алтая и бежать в Семиречье. Значительное число найманов и киреитов осталось в Восточном Казахстане и подчинилось монголам.

После разгрома монголами найманские и киреитские группы постепенно влились в состав многих формирующихся тюркских народов, в частности, в состав казахского народа. В родоплеменном составе этих народов найманы более всего связаны с родоплеменной группой китаев. У казахов китаи входят в состав найманов. Соотношение китаев в составе казахов особенно показательно, т. к. наиболее крупные группы этого населения бежали в монгольскую эпоху на Сырдарью, в казахские степи и приняли активное участие в становлении казахского народа.

Информация о работе Казахстан накануне монгольского нашествия