Казахстан накануне монгольского нашествия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 17:17, лекция

Описание работы

Непросто складывались отношения кипчаков с русскими княжествами: в период с 1061 по 1097 г. произошло около десяти сражений между ними, победа в которых в основном принадлежала кипчакам. Однако в начале XII века под предводительством киевского князя Владимира Мономаха русские воины совершили двенадцать успешных походов на Дешт; в результате этих походов множество половецких пленников оказались на Руси, началась славянизация кипчаков, продолжавшаяся и в период правления сына Мономаха – Мстислава. После его смерти в 1132 г. положение существенно изменилось: отношения русских и половцев перестали быть напряженными, хотя отдельные очаги былой вражды еще вспыхивали.

Содержание работы

Политическое положение Дешт-и Кыпчака, Семиречья, Южного Казахстана в конце XII – начале XIII вв.
Кочевые племена Центральной Азии. Найманы, кереиты,меркиты.
Создание Чингисханом Монгольского государства, и его устройство.

Файлы: 1 файл

лекция №2 СИК. Казахстан накануне монгольского нашествия. Абикенова Алия Г -222..docx

— 64.19 Кб (Скачать файл)

Что касается киреитов, то часть их устремилась на запад, вплоть до Волги, где они сохранили свой этноним киреит и вошли позднее под этим названием в состав узбеков и кыргызов, а небольшая группа также в состав казахов. Этноним киреит также зафиксирован в топономии причерноморских степей. Другая часть киреитов осталась в Северном Казахстане и влилась в Средний жуз казахов под названием керей (кара-кирей, абак-кирей), утратив окончание в прежнем этнониме. Если иметь в виду постоянные и далекие передвижения средневекового степного населения в монгольскую эпоху, но нельзя резко отгораживать киреитов и кереев, не допуская возможности их контактов, обратных миграций западных киреитов на восток или дальнейшего движения отдельных групп кереев на запад. Такие перемещения, как хорошо известно из этнической истории центральноазиатских народов, были довольно обычным явлением.

В предмонгольское время в политических и этнокультурных контактах с найманами, киреитами и меркитами, очевидно, находились соседствующие с ними кыпчаки, одна из крупных средневековых народностей, сыгравших значительную роль в образовании казахского народа.

Создание Чингисханом  Монгольского государства, и его  устройство.

 В начале XIII века в  глубинных районах Азии образовалось  Монгольское государство. Основатель которого Темучин (1155 (1149?) - 1227) объединил под своей властью почти все племена Монголии. Родился он «в середине «гаха» - года кабана, в феврале, на берегу реки Онон в семье Есугэй-бахаура, в урочище Болдок ( в переводе с монгольского: «Кочковатая местность»). В то время его отец Есугэй-бахадур, властелин 40 тысяч кибиток, воевал с татарами и захватил в плен главу племени татар Темучина. В ознаменовании этого успеха и был назван будущий Чингисхан Темучином.

 Весной 1206 года у истоков  реки Орхон монгольская знать собралась на курултай и торжественно провозгласила Темучина правителем всех монголов под именем Чингисхан. На курултае знаменитый волхв Кэкчу-Теб-Тенгри сказал: «Всевышний Бог дарует тебе царство лица земного. Теперь, когда побеждены твоей десницей государи этих земель, называемые каждый Гур-ханом, и их области достались тебе, то пусть будет новое прозвище «Чингис».Ты стал царем царей, Всевышний Господь повелел, чтобы название твоё было Чингис-хан. Царь царей и Государь государей. Все одобрили и утвердили это имя. В следствии его титул был выражен формулой, вырезанной на яшмовой печати: «Бог - на Небе, Хан – Могущество Божие на Земле. Печать владыки человечества».

 Важным является то, что на курултае 1206 года был  обнародован Великий Джасак («Ясак», «Яссы») Чингисхана - это кодифицированное монгольское обычное право, включающее народные обычаи и воззрения правителя. Великий Джасак делится на две части:

Первая часть «Билик» - сборник «Изречений Чингисхана», она содержит мысли, наставления и решения законодательного, как общего, теоретического характера, так и высказанные по поводу различных конкретных случаев.

Вторая часть - собственно Джасак - это свод положительных законов, военных и гражданских, с установлением соответствуюшего наказания за их неисполнение. В «Билике» высказана мысль о том, что в годы, предшествовавшие правлению Чингис-хана, дети не слушали отцов, младшие старших; муж не имел доверия к жене, а жена не следовала повелению мужа; свекры смотрели неблагожелательно на свекровок, а невестки не уважали свекров; большие не воспитывали малых, а малые не соблюдали наставления старших и т.п. По этой причине были воры, лжецы, возмутители и разбойники. Людям в собственном их жилище не являлось Солнце... Таково было это племя без порядка, без смысла. Когда явилось счастье Чингисхана, они пришли под его приказ, и он управлял ими посредством твердо укрепленного Ясака. Тех, которые были умны и молодцы, сделал беками войска; тех, которые были проворны и ловки, дав на руки их принадлежности, сделал табунщиками; глупых, давши им небольшую плеть, послал в пастухи. По этой причине дело Чингисхана, словно молодой месяц, возрастает со дня на день; от неба, силою Всевышнего Бога, нисходит победоносная помощь, а на земле, помощью его, явилось благоденствие; летние кочевки его стали местом ликования и пирования, а зимнее кочевки приходились приятные и соответственные.

Таким образом, одной из главных  причин успешного развития государства  Чингисхана при его создании и  в последующем в превращении  его в могучую империю было то, что все его поданные жили строго по законам, обязательным для  всех.

 Государство монголов  было устроено по принципу  военной организации. Вся территория  и население делились на центр,  правое и левое крыло; в основе  лежала десятичная система, была  установлена строжайшая дисциплина  и четкая организация. У Чингисхана  гвардия состояла из воинов  аристократического происхождения.  Высшей воинской единицей была  тьма - 10 тысяч воинов, но был еще  и туг - 100 тысяч воинов. Была  тяжелая (мечники) и легкая  конница (лучники). Монголы применяли  разнообразные приемы боя: притворное  бегство, заманивание противника  в засаду, воевали знаменитой  «монгольской лавой» до пяти  параллелей воинов. В атаку монголы  шли с диким криком, но воевали  и молча - «внемую», то есть, обмениваясь знаками - флагами, а ночью - фонарями. Каждый монгольский воин имел с собой пилу, шило, иголки, нитки, глиняный сосуд для варки пищи, фляжку около 2 литров, неприкосновенный запас, состоящий из сухого молока, сушеного мяса и сменного белья. Когда продуктов не хватало, воин рассекал вену своей лошади и пил до полулитра крови, потом перевязывал рану. Хлеб пекли под мышкой у верблюда. Каждый воин имел от одного до четырех заводных коней. Кони монголов были «выдрессированы как собаки», благодаря чему они то стремительно размыкались, то собирались в кучки, и монголы грозили атакой то в одном, то в другом месте, сами не принимая сомкнутой атаки противника. Такими действиями они изматывали врага физически и морально настолько, что он иногда сдавался еще до вступления в дело тяжелой ковалерии.10-12 дней монголы могли ехать на конях без дневок и привалов, суточный переход составлял до 150 верст.

По подсчетам специалистов, монголы могли выставить войско до 200 тысяч человек и до 1 миллиона человек, хотя встречаются и неправдоподобные данные - до 400,600 и даже 800 тысяч человек. У монголов было достаточно мощное вооружение – тяжелые боевые машины, огнеметы, горящая нефть, так называемый «греческий огонь», применялся порох, но поскольку не было огнестрельного оружия, он использовал в ракетах.

Одно из величайших сражений, оставившее след в истории Казахстана и Средней Азии – это «Отрарская катастрофа». Летом 1218 г. Чингисхан направляет в Отрар торговый караван из 450 человек и 500 верблюдов, везший огромные ценности и подарки. Правитель Отрара  Каир хан Иналчык, заподозрив купцов в шпионаже, приказал их убить и разграбил караван. В ответ на требование Чингисхана выдать Каир – хана хорезмшах Мухаммед убил монгольских послов. Это событие в истории получило название  « Отрарская катастрофа» и послужило поводом для вторжения Чингисхана на территорию Казахстана и Среднюю Азию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

 

  1. История Казахстана с древнейших времен до наших дней Алматы, 2010 г. «Атамура».

 

  1. Кляшторный С.Г., Султанов Т.И. «Казахстан. Летопись трех тысячелетий»,1992г., «Рауан».

 

 

 




Информация о работе Казахстан накануне монгольского нашествия