Киевская русь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2011 в 19:27, курсовая работа

Описание работы

Во второй половине IX в. на территории Восточной Европы, где жили древние славянские племена, образовалось русское раннефеодальное государство Киевская Русь. Главное место в экономике Киевской Руси занимало сельское хозяйство. Основу его составляло пашенное земледелие. По сравнению с первобытно-общинным строем в этот период техника земледелия была значительно усовершенствована. Развиваются феодальные отношения. Что и является целью написания курсовой работы.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………...2
Глава 1. Развитие феодального земледелия и феодальных отношений в Киевской Руси……………………………………………………………………………………...3
Глава 2. Правовое положение феодалов. Привилегии знати по «Русской
Правде»………………………………………………………………………………….9
Глава 3. Правовое положение смердов и закупов по «Русской Правде»………….14
Глава 4. Правовое положение челядь и холопов……………………………………17
Заключение……………………………………………………………………………19
Список литературы……

Файлы: 1 файл

курсовая Киевская русь.doc

— 119.00 Кб (Скачать файл)

Содержание:

Введение………………………………………………………………………………...2

Глава 1. Развитие феодального земледелия и феодальных отношений в Киевской Руси……………………………………………………………………………………...3

Глава 2. Правовое положение феодалов. Привилегии знати по «Русской

Правде»………………………………………………………………………………….9

Глава 3. Правовое положение смердов и закупов по «Русской Правде»………….14

Глава 4. Правовое положение челядь и холопов……………………………………17

Заключение……………………………………………………………………………19

Список  литературы……………………………………………………………………21 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Введение 

    Во  второй половине IX в. на территории Восточной  Европы, где жили древние славянские племена, образовалось русское раннефеодальное  государство Киевская Русь. Главное место в экономике Киевской Руси занимало сельское хозяйство. Основу его составляло пашенное земледелие. По сравнению с первобытно-общинным строем в этот период техника земледелия была значительно усовершенствована. Развиваются феодальные отношения. Что и является целью написания курсовой работы.

    Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:

    • раскрыть сущность феодализма и феодальных отношений в Киевской Руси;
    • определить место и роль феодалов в Киевской Руси;
    • рассмотреть правовые положения феодалов, смердов, закупов по «Русской Правде»;
    • рассмотреть правовые положения челядь и холопов.

    Объектом  курсовой работы является механизм формирования феодального общественного строя.

    Предметом курсовой работы являются отношения  между классом феодалов и классом  феодально-зависимого населения, складывающиеся в процессе формирования феодальных отношений.

    Для написания курсовой работы было рассмотрено и проанализировано большое количество научной литературы по исследуемой теме.

    Работа  состоит из вступления, четырех глав, заключения и списка литературы.  
 
 
 
 
 

Глава 1. Развитие феодального земледелия и феодальных отношений в Киевской Руси.

    Феодализм (нем. Ecudalismus, франц. feodalite, от позднелатинского feodum, feudum – феод), классово антагонистическая формация, представляющая – во всемирно-историческом развитии – этап, стадиально-следующий за рабовладельческим строем и предшествующий капитализму. В истории многих народов феодализм был первой классово антагонистической формацией (т. е. непосредственно следовал за первобытнообщинным строем). При всём многообразии конкретно-исторических, региональных разновидностей феодализма и его стадиальных особенностях ряд общих черт характеризует производственные отношения этого строя. Во-первых, наличие феодальной собственности, выступающей как монополия господствующего класса (феодалов) на основное средство производства – землю, т. с. как собственность феодальной иерархии в целом (или как верховная собственность государства); при этом собственность на землю была неразрывно связана с господством над непосредственными производителями – крестьянами (для феодала ценность представляла земля не сама по себе, а в соединении с работником, её возделывающим, – основным и решающим элементом производительных сил того времени). Во-вторых, наличие у крестьянина самостоятельного хозяйства, ведущегося на формально «уступленном» ему господином наделе, который фактически находился в наследственном пользовании одной и той же возделывавшей его крестьянской семьи. Не располагая правом собственности на землю, такая семья являлась собственником своих орудий труда, рабочего скота и другой движимости. Из отношений феодальной собственности вытекало «право» феодала на безвозмездное присвоение прибавочного продукта крестьянского труда, т. е. право на феодальную земельную ренту, выступавшую в виде барщины, натурального или денежного оброка. Таким образом, феодальный способ производства основан на сочетании крупной земельной собственности класса феодалов и мелкого индивидуального хозяйства непосредственных производителей – крестьян, эксплуатируемых с помощью внеэкономического принуждения (последнее столь же характерно для феодализма, как экономическое принуждение для капитализма). Поскольку крестьянин был фактическим владельцем своего земельного надела, внеэкономическое принуждение (которое могло варьироваться от крепостной зависимости до простого сословного неполноправия) было необходимым условием присвоения феодалом земельной ренты, а самостоятельное крестьянское хозяйство – необходимым условием её производства. Такая специфическая для феодализма форма подчинения непосредственного производителя и его эксплуатации открывала возможность функционирования индивидуально-семейного крестьянского хозяйства, наиболее соответствовавшего достигнутому к тому времени уровню производительных сил, в качестве основы общественного производства в целом. Утвердившаяся в эпоху феодализма известная хозяйственная самостоятельность крестьянина (в сравнении с положением раба при рабовладельческом строе) открывала некоторый простор для повышения производительности крестьянского труда и развития производительных сил общества. Этим, в конечном счёте, определялась историческая прогрессивность феодализма по сравнению с рабовладельческим и первобытнообщинным строем.

    Для феодально-общественного строя с преобладанием аграрной экономики, натурального хозяйства, мелкого индивидуального производства – были характерны медленное развитие агротехники, большая роль традиции, обычая. Феодальным способом производства были обусловлены особенности: социальной структуры феодального общества (сословность, иерархичность, корпоративность), политической надстройки (публичная власть как атрибут земельной собственности), идеологической жизни общества (господство религиозного мировоззрения), социально-психологического склада индивида (общинная связанность сознания и традиционность мировосприятия и др.).

    Наполняя  содержанием, понятие средние века, феодализм как всемирно-историческая эпоха датируется концом 5 – серединой 17 вв. Хотя в большинстве районов мира феодальные отношения не только сохранялись, но продолжали быть господствующими и в последующую эпоху, её содержание определялось во всё возраставшей степени уже не ими, а возникшими и крепнувшими капиталистическими отношениями.

    Феодализм у всех народов проходил в своём развитии стадии: генезиса (становления), развитого феодализма, позднего феодализма. Хронологические рамки этих стадий для разных регионов и стран мира различны.

    С постепенным развитием хозяйства  крестьяне и ремесленники стали производить больше продуктов и изделий, часть которых стали присваивать себе старейшины, военные предводители, дружинники. Они могли теперь  жить за счет труда зависимых от них крестьян и ремесленников.

    Крестьяне Древней Руси, или, как тогда говорили, «люди», «смерды», все чаще попадали в зависимость от государственной власти: князья захватывали общинные земли и собирали дань с подвластного населения, со своих «людей». Сбор дани так и назывался — полюдье. Обычно князья отправлялись в полюдье с началом зимы. Во главе сильного отряда дружинников они входили в славянский поселок и требовали дань. Жители — «подданные» князя (от слова «дань») несли ему разное добро; особенно ценился мех куницы, бобра, белки. Несли мед в кувшинах и деревянных ведерках, круги воска и другие продукты своего хозяйства. Жители поселка кормили за свой счет князя с дружиной. Лошадям князя и дружинников надо было давать овса «сколько съедят».

    Когда власть князей укрепилась, они стали  требовать, чтобы подданные сами привозили дань. Такой способ сбора дани называли повоз. Постепенно количество свободных крестьянских земель уменьшалось, а размеры владений знати росли. Захватив крестьянские общинные земли, бояре (так называли на Руси знатного землевладельца) оставляли крестьянам небольшие земельные наделы, чтобы крестьяне, работая на феодала, в то же время могли прокормить себя и свои семьи. У крестьянина было свое хозяйство: лошадь или пара волов, орудия труда, изба. В зависимость от землевладельца крестьяне попадали различными путями.

    Иногда  крестьянин получал от боярина ссуду  — по-тогдашнему «купу» — деньгами, зерном, скотом. Такой крестьянин работал на хозяина и назывался «закуп». В других случаях с хозяином заключался договор, или «ряд», - о работе на феодала. Такой работник назывался «рядович».

    Все зависимые люди, работавшие во дворе феодала, назывались челядью. В их состав входили рабы, их называли холопами. В холопы попадали, прежде всего, военнопленные. Но иногда и очень бедные смерды продавали себя феодалам в холопы. Женившийся на холопке становился холопом.

    Зависимые смерды несли повинности: отрабатывали в хозяйстве феодала (барщина) или платили натуральный оброк.

    Землевладельцы  Древней Руси различались по количеству находившихся в их собственности земли, зависимых людей и военных слуг. Устанавливалась система феодальной иерархии, т. е. соподчинения феодалов. Получило развитие княжеское, боярское, церковное и монастырское землевладение, значительная часть общинников попадает в зависимость к собственнику земли. Постепенно формируются феодальные отношения.

    «Великий  князь русский» считался владельцем всей земли и государства. Зависимые от него «светлые князья» и бояре владели отдельными княжествами и землями, а также городами. Более мелкие феодалы, в свою очередь зависящие от князей и бояр, владели меньшими городами или отдельными селами.

    Формой  княжеского земледелия была вотчина, т.е. такая форма владения, при котором  земля переходила по наследству.

    Земельные владения князей и бояр назывались вотчинами (вотчина — владение, передаваемое по наследству от отца). В Западной Европе такие владения назывались феодами, что и дало название эпохе — феодализм.

    Обычно  в центре вотчины располагался господский двор. Здесь находились жилой дом феодала, помещения для слуг хозяйственные постройки: клеть для хранения зерна хлев и загон для коров и овец, конюшня для лошадей. В каждой вотчине было много слуг, помогавших феодалу управлять хозяйством и держать в повиновении крестьян: огнищанин (старший дружинник, управитель хозяйства), тиун (управитель дома), подъездной (сборщик оброка, дани) и др.

    Пахотные  земли вотчины состояли из двух частей: на одной велось господское хозяйство, другая делилась на наделы зависимых крестьян.

    Наряду  с передаваемой по наследству существовала и другая форма феодальной собственности: земля давалась князьями своим дружинникам во временное держание за военную службу.

    После принятия христианства особым видом  феодальной земельной собственности стало церковное и монастырское землевладение.

    Становление феодальных отношений в Киевской Руси шло неравномерно. В Киевской, Черниговской, Галицкой землях этот процесс шел быстрее, чем у вятичей и дреговичей.

    Феодальный  общественный строй на Руси утвердился в IX веке. В результате социальной дифференциации населения сформировалась социальная структура общества. По занимаемому положению в обществе их можно назвать классами или социальными группами.

    К ним относятся:

    * феодалы (князья великие и удельные, бояре, церковь и монастыри);

    * свободные общинники (сельские  и городские "люди" и "людины");

    * смерды (крестьяне-общинники);

    * закупы (человек, попавший в долговую  кабалу и отрабатывающий "купу");

    * изгои (человек, вышедший из  общины или освободившийся от  холопства выкупом);

    * челядь и холопы (придворные рабы);

    * городское население (городская  аристократия и городские низы);

    Господствующий  класс феодалов сформировался в IX веке. К ним относились великие  князья, местные князья, бояре. Государственное  и личное княжение не было разделено, поэтому княжеский домен был  имением, принадлежащим не государству, а князю как феодалу.

    Таким образом, сущность феодальных отношений  в обществах, где главным занятием жителей было земледелие, заключается  в том, что основой феодального  способа производства является сельскохозяйственное производство, не исключающее  ремесленного и мануфактурного труда. Отделение ремесла от сельского хозяйства обуславливают возникновение и развитие городов на Руси. Выделение ремесла стимулирует развитие торговли. Усиливается имущественное расслоение. Племенная знать, накапливающая различного рода богатства, создает свою вооруженную силу (дружину), захватывает земли и угодья, облагает население данью, закабаляет своих единоплеменников, эксплуатирует челядь, узурпирует власть. Возникает и распространяется крупная феодальная собственность на землю – основа феодального общественного строя. Постепенно общинная собственность тем или иным путем захватывается феодалами. Масса общинников становится резервуаром, откуда зарождающаяся феодальная знать черпает рабочую силу для своего хозяйства.

Информация о работе Киевская русь