Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2011 в 19:27, курсовая работа
Во второй половине IX в. на территории Восточной Европы, где жили древние славянские племена, образовалось русское раннефеодальное государство Киевская Русь. Главное место в экономике Киевской Руси занимало сельское хозяйство. Основу его составляло пашенное земледелие. По сравнению с первобытно-общинным строем в этот период техника земледелия была значительно усовершенствована. Развиваются феодальные отношения. Что и является целью написания курсовой работы.
Введение………………………………………………………………………………...2
Глава 1. Развитие феодального земледелия и феодальных отношений в Киевской Руси……………………………………………………………………………………...3
Глава 2. Правовое положение феодалов. Привилегии знати по «Русской
Правде»………………………………………………………………………………….9
Глава 3. Правовое положение смердов и закупов по «Русской Правде»………….14
Глава 4. Правовое положение челядь и холопов……………………………………17
Заключение……………………………………………………………………………19
Список литературы……
1) изменить в свою пользу сумму, данную им закупу в момент заключения договора;
2) изменить в свою пользу, размеры участка земли, отведенного закупу (отарица), может отобрать отарицу у закупа без достаточных оснований;
3) сделать попытку эксплуатировать закупа путем продажи или отдачи в наймы;
4) побить его не «про дело», а «несмысля, пьян, без вины».
В ст. 64 рассматривается случай совершения закупом кражи не у своего господина, а на стороне. За него отвечает господин, но в этом случае сам закуп превращается в раба.
Большинство советских исследователей считает, что закупничество - одна из форм феодальной зависимости. Статья 57 «Пространной Правды» свидетельствует о том, что человек, решившийся определиться в закупы, приходил к господину без коня, плуга, земли. Но полностью лишенный средств производства, закуп сохранял личную свободу. Зависимость закупа - прежде всего личная зависимость, не связанная с прикреплением к земле.
Закуп по ст. 57, 58 нес ответственность за хозяйский инвентарь, если потеряет его в поле, за скотину, если не загонит ее во двор или хлев. Закуп имел свое имущество (ст. 59), его нельзя было отдавать другому хозяину для работы (ст. 60), продавать как холопа (ст. 61). В последнем случае закуп получил свободу, а продавший его господин платил продажу 12 гривен.
В качестве свидетеля в судебном процессе закуп мог выступать только в особых случаях: при отсутствии свободного послуха (свидетеля), что свидетельствовало об ограничении его прав. Правовое положение закупа было как бы промежуточным между свободным человеком (смердом) и холопом.
Для феодалов система закупничество была очень удобной формой закабаления свободного крестьянства, которое надеялось, что зависимость будет временной. Однако в распоряжении феодалов имелось много средств поставить крестьянина в такое положение, при котором он уже не смог бы вырваться из зависимости.
Таким
образом, смерды есть основная масса
русского народа, из которой в процессе
классообразования выделились другие
классы русского общества. С появлением
господствующих классов смерды оказались
внизу общественной лестницы. Победа феодальных
отношений внесла в жизнь смердов очень
важные изменения и, прежде всего, разбила
смердов на две части: а) смердов – общинников,
независимых от частных владельцев, и
б) смердов, попадавших под власть частных
владельцев. Процесс внутреннего расслоения
в общине привел часть смердов к необходимости
покинуть общину и искать заработка на
стороне. Таким путем у земледельцев появились
новые кадры рабочего населения из смердьей
среды. Закупничество получило на Руси
широкое развитие как одно из распространенных
средств вовлечения свободного населения
в зависимое положение и способствовало
массовому разорению смердов.
Глава 4. Правовое положение челядь и холопов.
Холоп
— наиболее бесправный субъект права.
Его имущественное положение
особое: все, чем он обладал, являлось
собственностью господина. Все последствия,
вытекающие из договоров и обязательств,
которые заключал холоп (с ведома хозяина),
также ложились на господина. Личность
холопа как субъекта права фактически
не защищалась законом. За его убийство
взимался штраф как за уничтожение имущества
либо господину передавался в качестве
компенсации другой холоп. Самого холопа,
совершившего преступление, следовало
выдать потерпевшему (в более ранний период
его можно было просто убить на месте преступления).
Штрафную ответственность за холопа всегда
нес господин. В судебном процессе холоп
не мог выступать в качестве стороны (истца,
ответчика, свидетеля). Ссылаясь на его
показания в суде, свободный человек должен
был оговориться, что ссылается на «слова
холопа».
Правовому положению холопов посвящен
целый раздел "Пространной Правды"
(ст. 110-121). Ст. 110 указывает на три источника
полного холопства: самопродажа в рабство
при свидетелях, женитьба на рабыне без
договора с ее господином и поступление
в ключники без договора. Однако из других
статей известно, что полным холопом мог
оказаться закуп, если он совершил побег
от своего господина (ст. 56) или был уличен
в краже (ст. 64). Кроме того, источником
холопства был, конечно, и плен, хотя в
Русской Правде" о нем не говорится.
Источником рабства было рождение от рабыни,
а также осуществление высшей меры наказания
- потока и разграбления. Все статьи о холопах
свидетельствуют, об их бесправном положении.
Холоп не был субъектом права, он - вещь,
которую можно продать, купить, избить,
и даже убийство холопа (ст. 89). Не являлось
преступлением: виновный в убийстве только
возмещал стоимость холопа- 5 гривен (за
рабу - 6 гривен). Холоп не мог быть и послухом
(ст. 66).
Наиболее распространенным источником холопства, не упомянутым, в Русской Правде, был плен.
Совокупность работающего на вотчинника населения древнейшая «Русская Правда» обозначает старым термином «челядь». В древнейшей «Правде» челядина называют две статьи – 11 и 16: «Аще ли челядин скрывается либо у варяга, либо у кольбяга, а его за три дня не выведут, а познают и в третий день, то изымати ему свой челядин, а 3 гривне за обиду» (ст. 11). «Аще кто челядин пояти хощет, познав свои, то к оному вести, у кого то будет, купил: а той ся ведет ко другому, даже доидеть до третьего, то рци третьему: вдай ты мне свои челядин, а ты своего скота ищи при видоце» (ст. 16).
Итак, холопы
(челядины) по сути, являлись рабами. В
Киевской Руси в холопство попадали путем
самопродажи, рождения от рабыни, купли-продажи
(например, из-за границы), женитьбы на
рабе (рабыни), поступления в ключничество,
а также в результате совершения преступления
("поток и разграбление", "выдача
головой"). В холопство переходили несостоятельные
закупы. Наиболее распространенным источником
холопства, не упомянутым, однако, в Русской
правде, был плен.
Заключение
Сущность феодальных отношений в обществах, где главным занятием жителей было земледелие, заключается в том, что основой феодального способа производства является сельскохозяйственное производство, не исключающее ремесленного и мануфактурного труда. Отделение ремесла от сельского хозяйства обуславливают возникновение и развитие городов на Руси. Выделение ремесла стимулирует развитие торговли. Усиливается имущественное расслоение. Племенная знать, накапливающая различного рода богатства, создает свою вооруженную силу (дружину), захватывает земли и угодья, облагает население данью, закабаляет своих единоплеменников, эксплуатирует челядь, узурпирует власть. Возникает и распространяется крупная феодальная собственность на землю – основа феодального общественного строя. Постепенно общинная собственность тем или иным путем захватывается феодалами. Масса общинников становится резервуаром, откуда зарождающаяся феодальная знать черпает рабочую силу для своего хозяйства.
Происходит расчленение общества на классы феодалов и класс феодально-зависимого, эксплуатируемого населения. Создаются условия для создания государства.
В
процессе развития феодальных отношении
повсеместно происходил процесс
превращения родоплеменной
"Русская
Правда", как кодекс феодального
права, чутко стояла на страже
защиты феодальной
Основной массой русского народа являлись смерды, из которой в процессе классообразования выделились другие классы русского общества. Победа феодальных отношений внесла в жизнь смердов очень важные изменения и, прежде всего, разбила смердов на две части: а) смердов – общинников, независимых от частных владельцев, и б) смердов, попадавших под власть частных владельцев.
Холоп
— наиболее бесправный субъект права.
Его имущественное положение особое: все,
чем он обладал, являлось собственностью
господина.
Список литературы: