Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2011 в 19:27, курсовая работа
Во второй половине IX в. на территории Восточной Европы, где жили древние славянские племена, образовалось русское раннефеодальное государство Киевская Русь. Главное место в экономике Киевской Руси занимало сельское хозяйство. Основу его составляло пашенное земледелие. По сравнению с первобытно-общинным строем в этот период техника земледелия была значительно усовершенствована. Развиваются феодальные отношения. Что и является целью написания курсовой работы.
Введение………………………………………………………………………………...2
Глава 1. Развитие феодального земледелия и феодальных отношений в Киевской Руси……………………………………………………………………………………...3
Глава 2. Правовое положение феодалов. Привилегии знати по «Русской
Правде»………………………………………………………………………………….9
Глава 3. Правовое положение смердов и закупов по «Русской Правде»………….14
Глава 4. Правовое положение челядь и холопов……………………………………17
Заключение……………………………………………………………………………19
Список литературы……
Происходит расчленение общества на классы феодалов и класс феодально-зависимого, эксплуатируемого населения. Создаются условия для создания государства.
В
процессе развития феодальных отношении
повсеместно происходил процесс
превращения родоплеменной
Глава 2. Правовое положение феодалов. Привилегии знати по «Русской Правде».
С возникновением и развитием феодального способа производства наблюдается возникновение и оформление класса феодалов и феодально-зависимого крестьянства. Общий ход развития и оформление класса феодалов характеризуется следующими основными моментами:
1)
консолидацией всех крупных
2) постепенным втягиванием их в отношения вассалитета;
3)
постепенным оформлением этого
класса в правовом отношении
путем закрепления за ним
Высшей социальной группой в Киевской Руси были великие и удельные князья. В Русской Правде нет ни одной статьи, в которой бы прямо определялось правовое положение князя. В этом, видимо, не было никакой необходимости. Сосредоточение в его руках законодательной, исполнительной, военной и судебной власти делало его и верховным собственником всех земель, входящих в состав княжества. Одним из начальных способов установления княжеской собственности на землю была реформа княгини Ольги. Отменив полюдья и заменив их определенными ставками дани, она тем самым положила начало превращению дани в феодальную ренту. Другим способом установления княжеской собственности на землю явилось строительство городов на окраинах княжеских сел, где князья эксплуатировали холопов.
По мере того, как оформляется класс феодалов, им присваивается особое название – бояре. На основании источников можно отметить два основных пути формирования класса бояр. Во-первых, боярами становилась родоплеменная знать, выделявшаяся в процессе разложения первобытнообщинного строя у восточных славян. Это были бояре, выходцы из общин – нарочитые мужи, градские старцы, земские бояре.
Вторую категорию бояр составляли бояре княжеские – бояре-огнищане, княжьи мужи. Это приближенные к князю люди или, как их иногда называли, земские бояре. По мере укрепления власти киевских князей земские бояре получали из рук князя иммунитетные (защитные) грамоты, закреплявшие за ними в качестве наследственной собственности (вотчин) находившиеся у них земли.
В
дальнейшем, по мере углубления процесса
феодализации, земские бояре полностью
сливаются с боярами
Постепенно верхушка дружины отрывалась от княжеского двора, оседала на полученной от князя земле и превращалась в феодалов. Они, в свою очередь, раздавали землю за службу своим дружинникам. Так, например, в источниках говорится о боярине князя Игоря Свенельде, бывшем дружиннике, который, став землевладельцем, имел свою дружину.
В условиях разложения первобытнообщинного строя при социальном расслоении соседской сельской общины крупными землевладельцами становились наиболее зажиточные общинники и разбогатевшие ремесленники и купцы. Наконец, в землевладельцев превращалась верхушка княжеских слуг, получавшая различного рода пожалования, в том числе и землю. В процессе формирования класса феодалов в древнерусском государстве постепенно складывались отношения вассалитета, типичные для всякого феодального общества.
Вассалитет
– это система отношений
Законодательные акты Киевской Руси весьма четко определяли господствующее положение боярства. Феодальное право открыто стояло на стороне этой социальной группы. Уже первая статья Пространной Правды говорит о классовом расслоении древнерусского общества. В случае убийства предписывается “положить за убитого 80 гривен, если [убитый] будет, княжим мужем или княжеским тиуном, если он будет русин, гридин, купец, боярский тиун, мечник, изгой или словенин, то положить за него 40 гривен” (Памятники русского права. Вып. 1. – М., 1952. С. 121. Далее источник называться не будет, лишь указываются соответствующие страницы книги). За убийство представителя княжеской администрации взимается вдвое больший денежный штраф, нежели за простолюдина. Если при этом иметь в виду, что за одну гривну серебра в ХI в. можно было купить две-три лошади, ясно видна степень эффективности защиты личности боярина. Такое же противопоставление мы найдем и в ст. 3 (с. 121). На сей раз, за убийство, княжа мужа денежный штраф – виру платит не отдельный человек, а вервь, то есть община, причем в случае убийства простолюдина штраф вдвое меньше.
Дистанция, отделяющая боярство от основной массы населения – смердов, становится особенно заметной, если учесть, что за убийство смерда Краткая Правда в ст. 26 устанавливала штраф всего 5 гривен (c. 79).
Если обратиться к нормам права, относящимся к наследованию, то перед нами вновь предстает картина открытых привилегий господствующего класса бояр. Пространная Правда ст. 90 устанавливала, что незамужние дочери смердов правом наследования не пользовались, им полагался только выдел. Дочери бояр и дружинников правом наследования пользовались в полном объеме (с. 117).
Обратившись к тексту памятника, мы можем представить иерархию княжеской администрации:
“11. О княжеском отроке (по-видимому, младший дружинник или слуга, к нему приравниваются конюх и повар). Если убьют княжеского отрока или повара, то [платить] 40 гривен (с. 109).
12. А за [убийство] дворецкого или конюшего [платить] 80 гривен (с. 109).
13. А за [убийство] княжеского тиуна... [платить] 12 гривен (с. 109)”.
Дворецкий и конюший явно на более высокой ступени среди княжеских слуг. Впоследствии звание конюшего было самым высоким в Русском государстве ХVI в. (Последним конюшим в России, кстати, был Б. Годунов). В то же время за тиуна вира ниже, чем за свободного человека.
Русская Правда как кодекс феодального права прочно стояла на страже защиты феодальной собственности на землю. За порчу межевых знаков в бортных лесах, за перепахивание полевой межи, за уничтожение дерева с межевым знаком полагалась продажа в 12 гривен (с. 116), в то время как за убийство крестьянина (смерда), штраф составлял всего лишь 5 гривен (с. 110).
Очень много статей посвящено охране имущества феодалов. Так, ст. 83 (с. 117) назначала поток и разграбление (то есть обращение преступника и членов его семьи в рабство и конфискация всего имущества) за поджог жилого и нежилого помещения (двора, гумна), ст. 35 (c. 111) – за конокрадство. За преднамеренное истребление скота по ст. 84 (с. 117) взыскивался штраф в пользу князя – 12 гривен и возмещался вред хозяину (урок).
Из всех преступлений против имущественных прав наибольшее внимание в Русской Правде уделено краже (татьбе), то есть тайному похищению чужого имущества. Причем, особо говорится о наиболее тяжких видах краж: о краже из закрытых помещений, которая наказывалась значительно строже. Ночного вора можно было безнаказанно убить на месте преступления (“как собаку”), если только он не был до этого задержан и связан (ст. 40, с. 112).
В Правде подробно говорится об ответственности за кражу самых разнообразных видов имущества. Можно сказать, что закон охранял все, что было в хозяйстве феодала (ст. 41-45, 76, 81, 82 и др.).
C исключительными подробностями регламентированы вопросы защиты права собственности феодалов на холопов, детально определяется порядок отыскания и задержания беглого холопа, его возвращения хозяину, устанавливается ответственность за укрывательство беглого холопа и т.д. (ст. 32, 110, 112, 113-115, 118 и др.).
Классовая сущность древнерусского права особенно ярко выражена в нормах Русской Правды, посвященных охране личности. Жизнь и здоровье представителей класса феодалов охранялась усиленными карами, как указывалось выше. Убийство же феодально-зависимых людей влекло значительно меньшее наказание – 5 гривен (ст. 14, 15), за убийство холопов всех категорий вира вообще не взыскивалась, хозяину холопа уплачивалось денежное возмещение (с. 88).
Русская Правда твердо соблюдала принцип феодального права, согласно которому нанесение побоев считалось более серьезным преступлением, чем нанесение ран оружием: за нанесение мечом раны, даже самой тяжкой, взыскивался такой же штраф ( cт. 30), как за удар по лицу или удар палкой (ст. 31). Установление подобных норм станет понятным, если учесть, что вооруженными чаще всего были представители класса феодалов, а крестьянин в большинстве случаев мог применить только кулак или палку.
Основной принцип феодального права – права привилегий – нашел свое отражение в тех нормах, которые относятся к гражданскому праву. В соответствии с интересами класса феодалов Правда уделяет большое внимание определенному порядку наследования имущества, вопросам опеки и т.п. (ст. 92-95, 98-106). При анализе этих норм не трудно убедиться в том, что в них речь идет, прежде всего, о порядке наследования феодальной собственности. Даже в вопросах наследования имущества в Русской Правде выражено неравенство между феодалом и крестьянином. После смерти боярина при отсутствии у него сыновей имущество переходило к дочерям, а после смерти крестьянина его имущество при тех же условиях поступало князю (ст. 90).
Таким
образом, "Русская Правда", как кодекс
феодального права, чутко стояла на страже
защиты феодальной собственности на землю.
Очень много статей посвящено охране имущества
феодалов. Классовая сущность древнерусского
права особенно ярко выражена в нормах,
охраняющих жизнь и здоровье представителей
класса феодалов, выделяя их в качестве
особого привилегированного сословия.
"Русская Правда" охраняла здоровье
феодала, твердо соблюдая принцип феодального
права, согласно которому нанесение побоев
считалось более серьезным преступлением,
чем нанесение ран оружием.
Глава 3. Правовое положение смердов и закупов по «Русской Правде».
Среди зависимых категорий населения можно выделить следующие группы:
- смерды (крестьяне) - лично свободные (данное положение оспаривается некоторыми исследователями, которые считают, что смерды находились в определенной степени личной зависимости, отдельные даже считают, что смерды были практически рабами, холопами) сельские труженики. Имели право принимать участие в военных походах как ополченцы. Важные постановления «Русской Правды» о смердах содержатся в «Правде» Ярославичей. Т.е. в «Правде» по преимуществу княжой и имеющей назначение оградить, прежде всего, интересы княжеского двора и хозяйства. В числе зависимых от князей людей, сидящих в его вотчине и обслуживающих ее, называются и смерды: «в рядовници княже 5 гривен, а в смерде и в холопе 5 гривен» (ст. ст. 25 и 26).
Свободный смерд-общинник обладал определенное имущество, которое он мог завещать только сыновьям. При отсутствии наследников его имущество переходило общине. Закон защищал личность и имущество смерда. Свободный смерд сам отвечает за свои преступления: "то ти уроци смердом оже платять кияжю продажю", говорит ст. 45 Пространной «Правды», т.е. за совершенные проступки и преступления, а также по обязательствам и договорам он нес личную и имущественную ответственность. В судебном процессе смерд выступал полноправным участником.
Независимые смерды попадали под власть феодалов путем внешнеэкономического принуждения (захват земли с сидящими на ней смердами, пожалование от государства). Форма их эксплуатации определяется условиями жизни смерда: если он живет непосредственно в барской усадьбе, он работает на барщине и входит в состав челяди; если он живет в дали от усадьбы, он платит ренту продуктами.
-
закупы (рядовичи) - лица, отрабатывающие
свой долг в хозяйстве