Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2012 в 00:59, реферат
На протяжении последних лет интерес к церкви в России заметно возрос. Государство перестало пропагандировать атеизм, и народ вновь обратился к Богу. В некотором роде, даже стало модным, быть верующим человеком.
На заре истории, религия как основная форма идеологии оказывала значительное влияние на формирование этнических, а потом и национальных культур.
Введение
На протяжении последних лет интерес к церкви в России заметно возрос. Государство перестало пропагандировать атеизм, и народ вновь обратился к Богу. В некотором роде, даже стало модным, быть верующим человеком.
На заре
истории, религия как основная форма
идеологии оказывала
Все
мы знаем, кто был крестителем
Руси. И, как следует из
Таким образом, темой реферата является князь Владимир и его выбор, выбор монорелигии. Религии, которая объединит и просветит его народ, сформирует новую систему ценностей и выдвинет Русь на просторы мировой истории как цивилизованную христианскую страну.
В этой работе
будут рассматриваться
Цель реферата - дать ответы на все эти вопросы, составить более или менее полную картину христианизации, её предпосылки и итоги, оценить влияние личности князя Владимира.
Глава 1. Христианская религия в Киевской Руси до Владимира
Глава 1.Раздел 1. Версии установления христианства
Древнерусская письменность знала три версии источников христианства в Киевской Руси. По одной из них, христианство было принесено в Киевскую Русь апостолом Андреем, проповедовавшим в Скифии. Андрей воздвиг крест на киевских холмах и предсказал , что на них будет стоять великий град и «воссияеть благодать божия». Другая версия связывала христианство в Киевской Руси с апостолом Павлом и его учеником Андроником, на престол которого был поставлен епископ Мефодий. Тем самым появление христианства на Руси связывалось с деятельностью «первоучителей словенских» Кирилла и Мефодия. Третья версия источником христианства в Киевской Руси делала Византию. Эта версия впоследствии признавалась церковными кругами официальной.
Красивая легенда об апостоле Андрее, льстившая самолюбию киевлян, явно возникла в Киеве. Она была основана на представлении о том, что апостолы проповедовали христианство по всей вселенной (« и во все концы земли вещание пройде»). Труднее сделать выбор между ролью Византии и «моравской миссией» Кирилла и Мефодия, но было бы неправильно делать этот выбор на основании разрозненных известий. Этот вопрос, легче всего решить, сделав краткий обзор положения восточнославянских племен в IX - X веках по отношению к христианским странам того времени.
Глава 1.Раздел 2. Реформа языческого культа
Будучи ярым язычником, Владимир
установил официальный
Создание идольского святилища в Киеве сопровождалось языческими жертвоприношениями. Там, говорит летописец, стекался народ ослепленный и земля осквернялась кровью жертв. Жертвой их стали два варяга, отец с сыном, причем летописец подчеркивает, что этот варяг пришел из Греции. Проводниками языческой реакции были Владимир и его дружина, приведенная с севера, основу которой составляли варяги.
Языческая реакция и явно демонстративно устроенное идольское святилище на холме были ответом на сопротивление, оказанное Владимиру его братом Ярополком. Два известия отчасти поясняют, каково было отношение Ярополка и его брата Олега к христианству.
В 882 г. Киев был подчинен языческими князьями Новгорода, Олегом и Игорем, но христианская община сохранилась и, по-видимому, даже увеличилась. Известно также, что вдова Игоря - княгиня Ольга - крестилась в Царьграде в 957 г. Княгиня Ольга пыталась крестить и своего сына Святослава, но ничего из этого не вышло.
Что касается Византии,
то она была весьма
Однако христианство не проникало еще глубоко в древнерусское общество. Его влияние распространялось лишь на некоторых представителей высшей знати и купечества. Да и у ряда киевских князей оно не получило признания.
В этих условиях
князем Владимиром была
Глава 1.Раздел 3. Первые попытки установления христианства
К южным славянским племенам и относится известие о первом крещении Киевской Руси в середине IX века. Это событие связано с нападением Руси на Константинополь, которое летопись относит к 866 году, а новейшие исследования к 860 году.
Крещение Руси при патриархе Фотии оставило большой след в восточнославянской церковной традиции. Еще в XI –XIIвеках христианство на Руси считалось утвердившимся при патриархе Фотии в IX веке Патриарха Фотия как просветителя Киевской Руси называет и такой ранний памятник, как церковный устав князя Всеволода XII в.
Начатки христианства установились в Киевской Руси уже во второй половине IX века, и можно предполагать, что новая религия в какой-то мере удержалась среди славянского населения Крыма и южной Руси, а, может быть, и Киевской земли. Во всяком случае мы уже находим вполне сформированную христианскую общину в середине X столетия в Киеве.
Договор 944 года киевского князя Игоря с византийскими императорами рисует перед нами картину совместного существования в Киеве двух религий: «христианая» и «некрещенная» Русь уживаются рядом. Язычники клянутся выполнять договор на холме перед идолом Перуна, христиане присягают в церкви Святого Илии.
Многие варяги были христианами.
В 944 году христианство уже
было если не господствующей, то терпимой
религией в Киеве. Но появление христианства
в Киеве необходимо отодвинуть к
более раннему времени. Так, сообщив
о договорах Олега с
Христианство пустило
еще более глубокие корни в
Киевской Руси при княгине Ольге,
сделавшейся регентом государства
после смерти Игоря. По летописи, Ольга
приняла христианство в Константинополе,
но некоторые исследователи
Пресвитер, в раннехристианской общине лицо, управлявшее ее делами; с образованием христианской церкви -–священнослужитель.
Согласно летописи, Ольга держала при себе пресвитера, который ее и похоронил.
Славянская письменность, созданная Кириллом и Мефодием, с этого времени и начинает оказывать свое влияние на христианскую Русь.
Княжение Ольги можно считать той эпохой, когда христианство окончательно утвердилось в Киевской Руси. Молодой князь Святослав, сын Игоря и Ольги, не препятствовал исповеданию христианства. По словам летописи он не запрещал креститься, но только осмеивал принимавших христианство. В ответ на упрашивания матери принять новую веру святослав ссылался на дружину, которая начнет смеяться, если он примет христианство. Ссылка на дружину очень интересна, так как она обнаруживает ту среду, которая сопротивлялась принятию новой веры.
Русские книжники справедливо видели в Ольге предшественницу Владимира, крестившего Киевскую Русь. Она была, как говорится в древнем источнике, впередиидущей в Киевской Руси, как денница перед солнцем и как заря перед светом.
Глава 2. Князь Владимир до крещения: его жизнь, деятельность, идеи
Глава 2.Раздел 1. Начало княжения
Владимир являлся незаконнорожденным сыном Святослава от ключницы Малуши. И после смерти отца получил в управление Новгородскую землю. Его брат Ярополк начал княжить в Киеве, а Олег - в «Деревах», Древлянской земле. Вскоре, Ярополк, идя по стопам своих предшественников, пытается объединить под своей властью все русские земли. И на пути к его единовластью стоят братья - Олег и Владимир. В 977 году Ярополк развязывает войну с Олегом и разбивает его войско под Овручем, а сам князь погибает в давке при отступлении древлян к воротам города. Вероятно, Ярополк собирался повторить тоже и с Владимиром, но тот, напуганный известием об этих событиях, вместе со своим дядей Добрыней бежал за море в Скандинавию, а его брат, тем временем, посадил своего посадника в Новгороде и правил «един на Руси».
Но Владимир не собирался сдаваться. Вскоре с отрядом наёмников-варягов он возвращается обратно и изгоняет посадника Ярополка, с предупреждением о готовящейся войне.
Прежде чем двинуться в поход на Киев Владимир объединяет под своей властью русский север: варягов, словенов, чудь и кривичей. Затем, завоевывает Полоцк, тяготевший к Киеву. Победы следовали одна за другой, выявляя несомненное преимущество Владимира. Ярополк, сознавая своё неминуемое поражение, вынужден был сдаться брату, и был убит.
Сев княжить в Киеве, Владимир поспешил избавиться от наплыва варяжских воинов, отправив их в Константинополь, и пресёк их попытку хозяйничать в городе, который они склонны были рассматривать в качестве своей военной добычи.
Владимир, в отличие от своего отца Святослава, не стремился в чужие земли, чтобы основать там сказочно-богатую, но призрачную «империю на далёком юге». Его землёй была Русь - Русь Киева и Чернигова, Новгорода и Полоцка, Смоленска и Переяславля, Русь в широком смысле этого слова, где живёт и трудится «словенеск язык».
Деятельность Владимира
вне Руси определяется его
планами внутреннего
В 992 г., согласно летописи
Владимир предпринял поход на
«Хорваты», но он не являлся
главной целью.
Но наибольшую опасность в это время для Руси представляли печенеги. Опасность со стороны хищных и воинственных кочевников заставила Владимира ставить приграничные укрепления, состоящие из завалов, валов и тынов с воротами. Именно для борьбы с печенегами Владимир закладывает Белгород на реке Ирпени, укрепляет Переяславь. Своей энергичной деятельностью по обороне южных рубежей Владимир обезопасил киевскую землю от набегов печенегов, но сама опасность так и не была устранена, и продолжала висеть над Русской землёй вплоть до времён Ярослава.
В эти же годы Владимир предпринимает походы на вятичей и радимичей, чьи земли лежали у великого водного пути «из варяг в греки», после чего объединение русских земель вдоль этой важнейшей магистрали было закончено.
Закончено было и объединение всего восточного славянства в единое Киевское государство. Русские земли были объединены под одной властью, теперь оставалось сплотить их единством управления, законов, порядков, культуры, идеологии, религии.
Информация о работе Князь Владимир и его выбор, выбор монорелигии