Князь Владимир и его выбор, выбор монорелигии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2012 в 00:59, реферат

Описание работы

На протяжении последних лет интерес к церкви в России заметно возрос. Государство перестало пропагандировать атеизм, и народ вновь обратился к Богу. В некотором роде, даже стало модным, быть верующим человеком.
На заре истории, религия как основная форма идеологии оказывала значительное влияние на формирование этнических, а потом и национальных культур.

Файлы: 1 файл

Введение.docx

— 60.58 Кб (Скачать файл)

 После Новгорода была  крещена Ростовская область. Людей  крестили, воздвигли церкви, рукоположили  пресвитеров и диаконов, устроили  клир, но не искоренили язычества. В самом Ростове, где в то время был епископ Феодор, многие ещё не приняли крещения и настолько не терпимо относились к новой вере, что он вынужден был покинуть город. Сменивший его Илларион тоже оставил кафедру и вернулся обратно в Константинополь.

Примерно в это же время  крестили и Суздальскую землю. По мнению митрополита Макария, сам князь Владимир «принёс им слово спасения», сопутствуемый двумя епископами. В память своего пребывания Владимир заложил на берегу Клязьмы город, названный своими именем, Владимир и построил деревянную церковь Успения Пресвятой Богородицы. Подтверждением того, что  великий князь посетил Суздальскую землю, являются некоторые памятники пребывания его здесь, сохранившиеся до позднего времени.

   Голубинский Е.Е.  подтверждает возможность того, что Владимир лично принимал участие в крещении если не всех, то большей части областей. Сам лично производил надзор за тем, чтобы христианство в областях принималось как можно скорее и успешнее.

 Можно так же предполагать, что вера насаждалась во всех  тех городах и областях, которые  он роздал своим сыновьям: В  Полоцке, Турове, земле древлянской, Владимире Волынском, Смоленске, Пскове, Луцке и в пределах муромских.

Исторически действительно  подтверждено, что святой Борис содействовал утверждению христианства в Ростове, Судислав - в Пскове, Изяслав - в Полоцке и что святой Глеб, прибыв в назначенный ему удел, несколько раз пытался просветить муромцев, но без успеха, а потому, и поселился вне Мурома, где прожил 2 года.

О муромцах, так же как и о вятичах, известно, что они вовсе не приняли христианства. Но Владимир не крестил их не по недостатку времени или из-за силы сопротивления. Возможно, он оставил инородцев в покое до «пробуждения государственного благоразумия». Не смотря на то, что они в течение долгого времени оставались данниками Руси, они всё ещё не входили в её состав. И необходимо было позаботиться о том, чтобы их обрусить и не раздражать их, не давать повода для восстания.

Новая вера распространилась более на юге Руси, чем на северо-востоке, так как на юге были издревле знакомы  с христианством. Там были постоянные взаимоотношения с христианскою Грецией и с греческими поселениями  на берегах Черного моря; в Киеве  ещё во времена Аскольда и Дира многие жители сами приняли святую веру,  а при Игоре уже была соборная церковь святого Ильи; в Киеве постоянно жила и действовала княгиня Ольга. И во время Владимира Киев был сосредоточением государственной жизни, а юг - главным поприщем её развития. Кроме того, на юге Руси были почти все славяне, а на северо-востоке - многие неславяне.

Владимир так же посылал  проповедников к волжским болгарам и обратил в христианство некоторых  из них и четырёх их князей, которые  были крещены в Киеве.

 

 

Глава 3.Раздел 3. Итоги и последствия принятия христианства

 

Таким образом, можно сказать, что Владимиром было крещено некоторое  большинство людей на Руси и что язычество было объявлено запрещённой верой и преследовалось властью. Оно, конечно, не перестало существовать, но стало тайной верой, какой по прошествии долгого времени после описываемых событий стало старообрядчество.

Христианская вера действительно  распространилась тогда повсеместно, но вместе с тем оставалось и язычество.

В России повторялось тогда то же самое, что и в Римской империи, когда император Константин Великий объявил христианскую веру, господствующую в своём государстве. Это явление совершенно естественное и неизбежное: невозможно, чтобы в каком-либо народе вдруг могли искорениться религиозные верования, которые существовали, может быть, целые века и тысячелетия, чтобы все люди легко отказались то тех убеждений, на которые привыкли смотреть, как на самые священные и драгоценные. Было такое явление повсюду при введении христианской веры; не удивительно, что оно повторилось и у нас. [Макарий. 1995]

Стоит отметить, что христианство возникло в первом веке нашей эры  на почве ожесточённой социальной борьбы и сначала являлось эсхатологической религией рабов и мелких ремесленников, и только впоследствии было переработано в богословскую отвлечённую религию  искупления. Приднепровье жило в совершенно других хозяйственных и социальных условиях, чем Византия. Поэтому  главный мотив христианства, мотив  искупления, остался чужд новообращённой массе. Греческий священник с  крестом, сопутствуемый дружинником  с мечом, проповедовал не только новую  религию, но и подчинение  княжеской  власти во имя этой религии.

Не все обратившиеся тогда  в христианство понимали важность той  перемены, на которую решались. Весьма многие крестились только потому, что было велено. По этому не удивительно, что большинство новообращённых только назывались христианами, а в душе оставались язычниками, сохраняя суеверия и традиции своих отцов. [Макарий. 1995]

Уже на византийской почве  возникло то самое двоеверие, которое  многие историки считают оригинально  русским явлением. Это двоеверие  с фетишизмом мощей и икон и  с магией таинств и обрядов  и было той плоскостью, на которой  произошло слияние днепровской  религии с византийским христианством. В христианских святых и священных  реликвиях, которым церковь присвоила  чудотворную силу, приднепровец вновь находил, утраченных было богов-покровителей и фетишей. В непонятном для него культе он находил замену прежних волхований, а на монахов и священников смотрел как на волхвов. Наконец, византийские погребальные обряды с учением о бессмертии души и воскресении легко соединялись с первобытным культом мёртвых. Процесс это облегчался тем, что все указанные элементы христианской религии и культа вели своё происхождение от тех же анимистических предков.

 наконец, действовало  ещё одно условие, педагогические  приёмы византийских проповедников.  Не будучи в силах достичь  действительного превращения приднепровцев в христиан, видя тщетность убеждений, что языческие боги не существуют на самом деле, а существует лишь один христианский бог, греческие священники пошли на уступки. Они признали реальность существования всех бесчисленных славянских богов, приравняв их к бесам, и признали святость традиционных мест и сроков старого культа, выстраивая храмы на месте прежних кумиров и капищ и назначая христианские праздники приблизительно на те же дни, к которым приурочивались ранее языческие.

И всё же итоги деятельности греческих миссионеров можно  назвать впечатляющими. Со слов очевидцев  немецкий хронист Титмар Мерзенбергский в 1018 году описывал Киев как огромный город, имеющий несчётное количество жителей, 8 рынков и более 400 церквей. Автор многократно преувеличил число христианских храмов, но верно передал общее впечатление современников: в начале 11 века Киев имел вид крупного христианского города с множеством деревянных домов и церквей.

Успех христианизации объясняется  не только тем, что православие не противоречило русскому национальному  характеру, но и тем, что истины новой  веры прозвучали на родном славянском наречии: к этому времени появились  переводы Евангелия и богослужебных  книг, осуществлённые создателями славянского  алфавита братьями - просветителями Кириллом и Мефодием.

Старославянский литературный язык, разработанный благодаря этим переводам, стал общегосударственным  языком Киевской Руси, столпом просвещения  и культуры, подтверждением генетического  и духовного единства всего славянского  мира.

С крещением Руси  связано  и введение византийского юлианского календаря, принятого тогда в  Европе. Он появился на Руси в 10 веке как  результат её приобщения к христианской культуре.

Так положено было начало церковной  организации на Руси. Владимир даёт церкви и первый церковный устав. Нет ни каких оснований сомневаться  в том, что «Устав Владимира святого  о церковных судах» имеет в  себе какие-то составные элементы, восходящие к временам самого Владимира.

За 28 лет своего христианского  правления Владимир нашёл в себе энергию не только выполнить план внешней христианизации Руси, но он сделал попытку реально, деятельно  выполнить своё исключительное служение, как главы христианского народа. Из всех возглавителей древней Руси эпическая память народа исключительно выделила только 2 вождей: святого Владимира, которого именовали « ласковым князем и Красным Солнышком» и царя Ивана IV Грозного.

  Святой Владимир поразил народное воображение не тем, что он ублажал пирами своих дружинников, а тем, что не забывал о праздничных трапезах всего бедного населения государства. Как широкая русская натура, князь Владимир в деле внутреннего радикального изменения и обновления в социальной жизни народа, воспылал желанием употребить всю силу государственной власти, все средства государственной казны на то, чтобы крещёные люди почувствовали, что у них «одно сердце и одна душа», что у них «всё общее». До Владимира ещё ни одному главе христианского народа не приходила в голову такая мечта. Он хотел сохранить и расширить всеобщий пир и всеобщую радость братолюбивой христианской жизни.

   У Владимира дело не ограничилось пирами только праздничными. Летопись не без удивления сообщает, как Владимир порывался буквально выполнить евангельский завет милосердия и нищелюбия. Святой князь потряс сердца современников своей сказочной щедростью. И это была не личная «милостыня» князя, а активное снабжение из государственного центра по столице, по городам и захолустьям срочной помощью нуждающихся, здоровых и немощных.

   Но есть вопрос гораздо более сложный. Вопрос правды и справедливости суда власти, государственной позиции, как и принципов самого государства в целом.

 Владимир захотел поставить  на почву опыта применение  евангельского идеала в отмену  римского государственного и  уголовного права. Владимир считал  последовательным перейти от  римского права к евангельскому  безвластию. Он тяготился долгом  меча казнящего, и епископам  приходилось успокаивать его  чуткую совесть. 

Историческое предназначение Владимира состояло в том, чтобы  окончательно объединить, хотя бы  в  самой примитивной форме, все  восточнославянские  земли, объединить под своей властью, под властью  Киева весь «словенеск язык на Руси».

 

 

Заключение

 

Таким образом,  мы рассмотрели  деятельность Владимира Святого  и его выбор монорелигии. И мы видим, по всей совокупности русских источников, что обращение князя Владимира к христианству произошло по многим внутренним и внешним причинам, а не вследствие предложения со стороны иностранных посольств. Что Владимир либо был с детства расположен к христианству, либо совершил величайший духовный подвиг, своим величайшим умом осознал ложность и несостоятельность язычества.

Мы доказали, что введение христианства на Руси имело большие  последствия и значения для дальнейшего  развития древнерусского государства. Киевский князь и его дружина  получили прочную идейную основу для, так скажем,  легализации  своей власти. Церковь обожествила  княжескую власть и тем самым  способствовала её усилению. Крещение существенно укрепило положение  Руси на международной арене. Окрепли  её экономические и политические связи с западными народами. Христианизация сделала возможными династические  браки между русскими и европейскими правителями, которые впоследствии стали традиционными. Православие  оказало существенное влияние на быт русского народа. Изменились отношения  в семье: был положен конец  многожёнству, что изменило отношение  к жёнщине. Церковь вела борьбу с  обычаем кровной мести. Христианство способствовало и культурному развитию страны. На Русь пришла славянская письменность, стали появляться первые школы и  библиотеки. В монастырях зарождалось  летописание и древнерусская  житийная литература. Стала развиваться  архитектура, появилось каменное строительство.. Православие как религия любви и прощения нашло отражение и в первых древнерусских гражданских законах. Благодаря христианству, были посеяны семена единой национальной русской культуры.

 

Список литературы

 

1. Голубинский Е.Е. «История русской церкви» том1.часть1. М., 1997

2. Карташев А.В. «Очерки по истории Русской Церкви» том 1. М., 2002

3. Макарий (митрополит Московский и Коломенский) «История Русской Церкви» кн.2 М.,1995

4. Никитин В.А. «Малая церковь: настольная книга прихожанина». М., 1992

5. Скрынников Р.Г. «Крест и Корона: Церковь и государство на Руси XI-XVII вв.» СПб., 2000

 

 


Информация о работе Князь Владимир и его выбор, выбор монорелигии