Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2012 в 00:59, реферат
На протяжении последних лет интерес к церкви в России заметно возрос. Государство перестало пропагандировать атеизм, и народ вновь обратился к Богу. В некотором роде, даже стало модным, быть верующим человеком.
На заре истории, религия как основная форма идеологии оказывала значительное влияние на формирование этнических, а потом и национальных культур.
Кроме того, три видных исследователя (Е.Голубинский, А.Карташев и В.Никитин) говорят о несомненной роли скандинавских родственников князя Владимира. Подтверждением этому служит скандинавская сага «Хеймскрингла» (12 -13 вв.), посвященная королю и христианскому просветителю Норвегии Олафу Тригвасону (Олаву Триггвесону). В ней повествуется о том, что в бытность свою на службе в Гардарикии (стране городов, т.е. на Руси) у князя Вольдомара (Владимира) Олаф, возвратившись из Константинополя крещённым, своими уговорами помог обращению Владимира.
Глава 3. Крещение князя Владимира и его народа
Глава 3.Раздел 1. Личное крещение Владимира
Политические обстоятельства сложились благоприятно для задумавшего религиозную реформу князя. В конце 987 года в Киев прибыли послы от Византийского двора с просьбой о помощи против бунтовщика Варды Фоки, восставшего против императорской власти. Помощь со стороны Руси была оговорена двум важными условиями. Во-первых, императоры обязались отдать в жёны князю свою сестру Анну. Во-вторых, Владимир обещал со своим народом принять христианство. Это был весьма редкий случай и поистине большая дипломатическая победа Владимира, которая обуславливалась лишь тяжелейшим положением, в котором оказались византийские императоры.
Далее хронология, касающаяся непосредственного крещения князя Владимира, его женитьбы на византийской принцессе и похода на Херсон, зачастую не совпадает у разных исследователей. Соответственно, различны и причинно-следственные связи этих событий.
Летописная версия такова: после заключения договора с Византией о союзничестве Владимир сразу же посылает войска на помощь императорам. Но когда восстание Фоки было подавлено, императоры стали тянуть с браком Анны. Тогда Владимир с войском отправился в Крым, осадил византийскую крепость Херсон (Корсунь) и пригрозил захватом Константинополя. Императорам пришлось выполнять обязательства. Царевна прибыла в Херсон, где херсонские богослужители крестили Владимира и его дружину, а затем обвенчали князя и Анну. Или царевну привезли на Русь, а вместе с ней прибыли и византийские священнослужители.
Но существуют и другие
мнения. В. Пархоменко считает, что «стремясь
скорее добиться от Византии желаемого,
создать к прибытию греческой
царевны благоприятную
По версии Голубинского,
с которой соглашается и
Зарубежные же источники свидетельствуют о том, что ко времени оказания помощи Византии Владимир был уже женат на царевне Анне. Византийский хронист Кедрин между 15 августа 987 и апрелем 989 года пишет: «… Изготовив ночью суда и посадив на них народ руссов - ибо он успел призвать их на помощь и сделать их князя своим зятем, женив на своей сестре Анне, неожиданно переправился с ними».
Версия Голубинского представляется мне наиболее вероятной и обоснованной. А выглядит она следующим образом.
В 987 году Владимир решил принять личное крещение, но нашёл благоразумным не объявлять народу о своём намерении принять христианство, так как мог опасаться протестов, а совершившийся факт было легче и удобнее навязать народу. Если он не хотел огласки, поэтому крещение было удобнее провести не в Киеве, а в своём поместье, каковым и являлся Васильев.
Несомненно, что Владимир принял крещение не от греков, и что наиболее удивительно, не имел с ними никаких, касающихся этого, отношений вплоть до корсуньской войны. По мнению монаха Иакова, поход на Корсунь был предпринят как раз для того, чтобы завязать эти отношения и привести на свою землю христиан и священников, которые научили бы его народ закону христианскому. Если бы Владимир принял крещение от греков, то Византия ещё до похода на Корсунь установили бы на Руси надлежащее церковное управление в лице епископов и митрополита. Но этого не случилось, следовательно, Владимира крестили либо болгары, либо варяжские христиане. Из этих двух альтернатив наиболее вероятным представляется крещение от варягов, чему Голубинский Е.Е. в своём исследовании даёт подробное объяснение.
Приняв веру истинную, князь
естественно должен был воодушевиться
желанием дать ту же веру народу своему.
В этом решении не моги не оказать
влияние и государственные
Голубинский Е.Е. пишет: «Дело в том, что переменить веру для народа - дело нешуточное. Игорь и Ольга не отважились на то, чтобы ввести на Русь христианство. Владимир решился, но счёл нужным подготовить народ к принятию новой веры».
Спустя два года после собственного крещения, Владимир решил приступить к крещению своего народа. Для этого ему требовалось вступить в отношения с Греками, так как для будущей российской церкви ему нужна была от них высшая иерархия, т.е. епископы с митрополитом во главе. Для этого требовалось отправить посольство с просьбой. Но Владимир поступил иначе: он отправился войной на Херсон.
Чем же можно объяснить столь странный поступок? Полагать, что Владимир из-за собственной гордыни опасался предстать перед византийскими императорами в роли просителя, было бы недостойно великого князя. Византийские же государи были не настолько высокомерны, чтобы целенаправленно оскорблять Владимира. Таким образом, ни гордость князя, ни опасение оскорбления со стороны греков не в состоянии объяснить этот поступок. Истинная причина видится Е. Голубинскому в том, что греки, хотя и в меньшей степени, чем Римский папа, были склонны считать народы, принимавшие их веру и становившиеся в церковную зависимость от них, народами подручными и в политическом отношении. Константинопольские императоры, по некоторым данным, включали имена народов, исповедовавших православную веру, в свой титул, считая их вассальными. Во-первых, вполне вероятно полагать, что у Владимира было опасение подобных притязаний от греков и что оно заставило явиться в первый раз перед ними с мечом победителя в руках, так как по отношению к победителю не могли иметь место никакие притязания. А во-вторых, мы склонны думать, что дело было в желании Владимира жениться на византийской царевне Анне. Для варвара и владетеля варварской страны получить руку греческой царевны было очень непросто. И если Владимир действительно хотел этого, то он действительно должен был воевать с Византией, чтобы предъявить им своё желание как желание победителя. Браки с варварами, естественно, должны были чрезвычайно оскорблять гордость греков. Замужество за варваром представлялось делом ужасными для греческих царевен, поэтому понятно, что греки заключали подобные браки только в случае настоятельной нужды.
Владимир, собираясь крестить свой народ, дать ему истинную веру, хотел ввести его в семью цивилизованных народов. Византия должна была таким образом стать цивилизатором Руси, и для великого князя было чрезвычайно важно, чтобы они без задних мыслей желали Руси всего лучшего. Ясно, что брак с Анной представлялся наилучшим к этому средством.
Завоевав Корсунь, Владимир немедленно отправил посольство в Констинополь к тогдашним императорам Василию и Константину, прося их сестру себе в жёны, а так же всё, что было нужно для устройства русской церкви. Императоры согласились, чему было несколько причин: желание возвратить Корсунь, опасение захвата Константинополя и, по свидетельству греческих летописцев, желание получить от Владимира военную помощь в борьбе с бунтовщиками.
Глава 3.Раздел 2. Крещение Руси
Женившись в Херсоне и взяв с собой нужное количество священников, Владимир вернулся в Киев, чтобы приступить к крещению своего народа.
Когда речь идёт о крещении
целого народа, то, конечно, не могло
быть и мысли о том, чтобы наставлять
в вере всех и каждого. В таких
случаях уже по неизбежной необходимости
большая часть исполняет
Греческие священники столкнулись
со сложной задачей. Им предстояло вести
проповедь в этнически
Крещение было начато с Киева, с княжеской семьи. 12 малолетних сынов Владимира были крещены в одном источнике, который и сейчас известен под именем Крещатика.
Вероятно, первого августа в Киеве была объявлена всеобщий сбор народа на берегу Днепра. Затем, как следует из летописи, городской люд крестили, «заганивая их в реку, аки стада». По мнению В. Никитина, именно в память об этом в Русской Церкви установлено совершать чин малого освящения воды 1 августа. Но не возможно представить, что были крещены абсолютно все жители. Нежелавших креститься было довольно много. В самом Киеве полицейский надзор был настолько силён, что эти нежелавшие должны были креститься неволей или спасаться бегством, иначе, они могли подвергнуться казни.
Затем последовал приказ
истреблять памятники
В Киеве на том месте, где стоял идол Перуна, князь поставил церковь святого Василия, а имя Василий Владимир принял по крещении, по-видимому, в честь своего шурина, стольником которого он стал.
Этот «первый приступ» был сделан без участи митрополита и епископов, с одними только священниками. То есть получается, что Владимир не привёл сам высших церковных сановников, а что они были присланы к нему спустя некоторое время.
Полагают, что русская
митрополия была организована между 996
и 998 годом. Основанием для такой
датировки послужил тот факт, что
Десятинная церковь (первое каменное здание)
была построена и освящена лишь в
996 году. Но святые мощи, обязательные для
основания кафедры и
По сообщению византийского историка Н. Каллиста, писавшего в 14 веке, но имевшего в распоряжении ранние документы, первым русским митрополитом стал византийский митрополит Феофилакт.
После Киева вероятнее
всего была крещена киевская область,
а затем уже остальные
Таким образом, Голубинский Е.Е. предполагает, что в крещении остальной Руси наблюдался такой порядок, который предусматривал сначала крещение тех, от кого не ожидалось особенного сопротивления, а тем, от кого это сопротивление ожидалось, давалось больше времени свыкнуться с мыслью о неизбежности принятия новой религии.
Сказание о крещении Новгородцев, хотя и не совсем определённо, даёт знать, что митрополит и епископы прибыли на Русь примерно в 991 году.
Для проповеди прибыл сам митрополит Михаил с шестью епископами в сопровождении Добрыни и Анастаса Корсуянина. Но окончательно утвердить веру было суждено первому Новгородскому епископу Иоакиму, который прослужил там 38 лет.
Новгородская летопись отождествляет приход в Новгород епископов и крещение новгородцев, так что получается, будто бы жители Новгорода были крещены епископами в том же году, в котором они пришли. Голубинский Е.Е. предполагает, что это было не совсем так. Епископы (а возможно он был один) некоторое время жили в некрещёном городе, так же как ростовские епископы некоторое время жили в Ростове.
Информация о работе Князь Владимир и его выбор, выбор монорелигии