Князь Владимир и его выбор, выбор монорелигии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2012 в 00:59, реферат

Описание работы

На протяжении последних лет интерес к церкви в России заметно возрос. Государство перестало пропагандировать атеизм, и народ вновь обратился к Богу. В некотором роде, даже стало модным, быть верующим человеком.
На заре истории, религия как основная форма идеологии оказывала значительное влияние на формирование этнических, а потом и национальных культур.

Файлы: 1 файл

Введение.docx

— 60.58 Кб (Скачать файл)

Кроме того, три видных исследователя (Е.Голубинский, А.Карташев и В.Никитин) говорят о несомненной роли скандинавских родственников князя Владимира. Подтверждением этому служит скандинавская сага «Хеймскрингла» (12 -13 вв.), посвященная королю и христианскому просветителю Норвегии Олафу Тригвасону (Олаву Триггвесону). В ней повествуется о том, что в бытность свою на службе в Гардарикии (стране городов, т.е. на Руси) у князя Вольдомара (Владимира) Олаф, возвратившись из Константинополя крещённым, своими уговорами помог обращению Владимира.

 

 

Глава 3. Крещение князя Владимира и его народа

Глава 3.Раздел 1. Личное крещение Владимира

Политические обстоятельства сложились благоприятно для задумавшего  религиозную реформу князя. В  конце 987 года в Киев прибыли послы от Византийского двора с просьбой о помощи против бунтовщика Варды Фоки, восставшего против императорской власти. Помощь со стороны Руси была оговорена двум важными условиями. Во-первых, императоры обязались отдать в жёны князю свою сестру Анну. Во-вторых, Владимир обещал со своим народом принять христианство. Это был весьма редкий случай и поистине большая дипломатическая победа Владимира, которая обуславливалась лишь тяжелейшим положением, в котором оказались византийские императоры.

  Далее хронология, касающаяся непосредственного крещения князя Владимира, его женитьбы на византийской принцессе и похода на Херсон, зачастую не совпадает у разных исследователей. Соответственно, различны и причинно-следственные связи этих  событий. 

Летописная версия такова: после заключения договора с Византией  о союзничестве Владимир сразу же посылает войска на помощь императорам. Но когда восстание Фоки было подавлено, императоры стали тянуть с браком Анны. Тогда Владимир с войском отправился в Крым, осадил византийскую крепость Херсон (Корсунь) и пригрозил захватом Константинополя. Императорам пришлось выполнять обязательства. Царевна прибыла в Херсон,  где херсонские богослужители крестили Владимира и его дружину, а затем обвенчали князя и Анну. Или царевну привезли на Русь, а вместе с ней прибыли и византийские священнослужители.

Но существуют и другие мнения. В. Пархоменко считает, что «стремясь  скорее добиться от Византии желаемого, создать к прибытию греческой  царевны благоприятную обстановку и разом покончить с неудовольствием  языческой массы, князь принимает  в конце весны 988 года крещение сам  и крестит киевлян». К концу  того же года Владимир направляет на помощь Византии свой вспомогательный отряд, но в следующем 989 году убеждается в обмане со стороны византийского двора, отказавшего князю в исполнении его пожеланий. И только на 989-90 года падает поход Владимира на Корсунь (Херсон), после удачного исхода которого, он получает руку византийской царевны и ценные святыни из города.

По версии Голубинского, с которой соглашается и Карташев А.В. , год личного крещения Владимира - 987. Он подтверждает это сведеньями из произведений древнейших русский писателей, упомянутых выше. В частности у монаха Иакова мы находим: «По святом крещении проживе блаженный князь Владимир 28 лет. На другое (второе) лето по крещении к порогам ходи. На третье лето Корсунь взя. На четвёртое лето церковь каменну Святая Богородица заложи…» О смерти князя нет споров. Она падает на 1015 год. Значит, из 1015 вычитаем 28, получаем 987 - это год крещения Владимира. Вероятно, великий князь крестился в Васильеве, близ Киева (сейчас город Васильков), где было поместье Владимира. Следовательно, корсунская война приходится на 989 год, а крещение киевлян на 990 или 991 год.

Зарубежные же источники  свидетельствуют о том, что ко времени оказания помощи Византии Владимир был уже женат на  царевне  Анне. Византийский хронист Кедрин между 15 августа 987 и апрелем 989 года пишет: «… Изготовив ночью суда и посадив на них народ руссов - ибо он успел призвать их на помощь и сделать их князя своим зятем, женив на своей сестре Анне, неожиданно переправился с ними».

Версия Голубинского представляется мне наиболее вероятной и обоснованной. А выглядит она следующим образом.

В 987 году Владимир решил  принять личное крещение, но нашёл  благоразумным не объявлять народу о своём намерении принять  христианство, так как мог опасаться  протестов, а совершившийся факт было легче и удобнее навязать народу. Если он не хотел огласки, поэтому  крещение было удобнее провести не в Киеве, а в своём поместье, каковым и являлся Васильев.

Несомненно, что Владимир принял крещение не от греков, и что  наиболее удивительно, не имел с ними никаких, касающихся этого, отношений  вплоть до корсуньской войны. По мнению монаха Иакова, поход на Корсунь был предпринят как раз для того, чтобы завязать эти отношения и привести на свою землю христиан и священников, которые научили бы его народ закону христианскому. Если бы Владимир принял крещение от греков, то Византия ещё до похода на Корсунь установили бы на Руси надлежащее церковное управление в лице епископов и митрополита. Но этого не случилось, следовательно, Владимира крестили либо болгары, либо варяжские христиане. Из этих двух альтернатив наиболее вероятным представляется крещение от варягов, чему Голубинский Е.Е. в своём исследовании даёт подробное объяснение.

Приняв веру истинную, князь  естественно должен был воодушевиться  желанием дать ту же веру народу своему. В этом решении не моги не оказать  влияние и государственные мотивы. История показывает, что у каждого  из новых европейских народов  настоящая государственная жизнь  начиналась со времени принятия  им христианства. Владимир, лично пришедший  к убеждению в превосходстве  христианства над язычеством, не мог  не прийти к убеждению и в государственной  необходимости ввести во всей стране эту религию. Чтобы стать равными  членами европейского сообщества, Руси ничего не оставалось, как последовать  примеру других и принять христианство.

Голубинский Е.Е. пишет: «Дело  в том, что переменить веру для  народа  - дело  нешуточное. Игорь  и Ольга не отважились на то, чтобы  ввести на Русь христианство. Владимир решился, но счёл нужным подготовить  народ к принятию новой веры».

Спустя два года после  собственного крещения, Владимир решил  приступить к крещению своего народа. Для этого ему требовалось  вступить в отношения с Греками, так как для будущей российской церкви ему нужна была от них высшая иерархия, т.е. епископы с митрополитом во главе. Для этого требовалось отправить посольство с просьбой. Но Владимир поступил иначе: он отправился войной на Херсон.

Чем же можно объяснить  столь странный поступок? Полагать, что Владимир из-за собственной гордыни  опасался предстать перед византийскими  императорами в роли просителя, было бы недостойно великого князя. Византийские же государи были не настолько высокомерны, чтобы  целенаправленно оскорблять Владимира.  Таким образом, ни гордость князя, ни опасение оскорбления со стороны  греков не в состоянии объяснить  этот поступок. Истинная причина видится  Е. Голубинскому в том, что греки, хотя и в меньшей степени, чем Римский папа, были склонны считать народы, принимавшие их веру и становившиеся в церковную зависимость от них,  народами подручными и в политическом отношении. Константинопольские императоры, по некоторым данным,  включали имена народов, исповедовавших православную веру, в свой титул, считая их вассальными. Во-первых, вполне вероятно полагать, что у Владимира было опасение подобных притязаний от греков и что оно заставило явиться в первый раз перед ними с мечом победителя в руках, так как по отношению к победителю не могли иметь место никакие притязания. А во-вторых,  мы склонны думать, что дело было в желании Владимира жениться на византийской царевне Анне. Для варвара и владетеля варварской страны получить руку греческой царевны было очень непросто. И если Владимир действительно хотел этого, то он действительно должен был воевать с Византией, чтобы предъявить им своё желание как желание победителя. Браки с варварами, естественно, должны были чрезвычайно оскорблять гордость греков. Замужество за варваром представлялось делом ужасными для греческих царевен, поэтому понятно,  что греки заключали подобные браки только в случае настоятельной нужды. 

Владимир, собираясь крестить свой народ, дать ему истинную веру, хотел ввести его в семью цивилизованных народов. Византия должна была таким образом стать цивилизатором Руси, и для великого князя было чрезвычайно важно, чтобы они без задних мыслей желали Руси всего лучшего. Ясно, что брак с Анной представлялся наилучшим к этому средством.

Завоевав Корсунь, Владимир немедленно отправил посольство в Констинополь  к тогдашним императорам Василию и Константину, прося их сестру себе в жёны, а так же всё, что было нужно для устройства русской церкви. Императоры согласились, чему было несколько причин: желание возвратить Корсунь, опасение захвата Константинополя и, по свидетельству греческих летописцев, желание получить от Владимира военную помощь в борьбе с бунтовщиками.

 

 

 

 

Глава 3.Раздел 2. Крещение Руси

 

Женившись в Херсоне и  взяв с собой нужное количество священников, Владимир вернулся в Киев, чтобы  приступить к крещению своего народа.

Когда речь идёт о крещении целого народа, то, конечно, не могло  быть и мысли о том, чтобы наставлять в вере всех и каждого. В таких  случаях уже по неизбежной необходимости  большая часть исполняет простой  приказ. Но была возможность, считает  Голубинский Е.Е. , наставлять некоторых, которые своим сознательным поведением в перемене  веры могли служить доказательством для других. Была возможность, повсеместно вводить новую веру так, чтобы это выглядело как дело свободы и убеждения. Сложно предположить, что такой мудрый человек, как князь Владимир, не захотел воспользоваться этой возможностью. Ведь он не был не оставляющим места свободе выбора деспотом, каким изображает его летопись в деле принятия новой религии.

Греческие священники столкнулись  со сложной задачей. Им предстояло вести  проповедь в этнически неоднородной, многоязыковой стране. Миссионеры достигли цели, следуя несложным принципам. Они  исходили из того, что религия должна быть единой для всей страны и вели проповедь на славянском языке. Византия имела огромный опыт просветительской деятельности в Болгарии и других славянских странах.

Крещение было начато с  Киева, с княжеской семьи. 12 малолетних сынов Владимира были крещены  в одном источнике, который и  сейчас известен под именем Крещатика.

Вероятно, первого августа  в Киеве была объявлена всеобщий сбор народа на берегу Днепра. Затем, как  следует из летописи, городской люд  крестили, «заганивая их в реку, аки стада». По мнению В. Никитина, именно в память об этом в Русской Церкви установлено совершать чин малого освящения воды 1 августа. Но не возможно представить, что были крещены абсолютно все жители. Нежелавших креститься было довольно много. В самом Киеве полицейский надзор был настолько силён, что эти нежелавшие должны были креститься неволей или спасаться бегством, иначе, они могли подвергнуться казни.

 Затем последовал приказ  истреблять памятники язычества,  дотоле господствовавшие в Киеве.  Все истуканы, которые ещё недавно  князь Владимир воздвиг для  всеобщего поклонения, были ниспровергнуты  со своих мест: одни - изрублены,  другие - сожжены. А Перун - волоком  стащен к Днепру и гоним  прочь. 

В Киеве на том месте, где  стоял идол Перуна, князь поставил церковь святого Василия, а имя  Василий Владимир принял по крещении, по-видимому, в честь своего шурина, стольником которого он стал.

Этот «первый приступ» был сделан без участи митрополита  и епископов, с одними только священниками. То есть получается, что Владимир не  привёл сам высших церковных сановников, а что они были присланы к нему спустя некоторое время. 

Полагают, что русская  митрополия была организована между 996 и 998 годом. Основанием для такой  датировки послужил тот факт, что  Десятинная церковь (первое каменное здание) была построена и освящена лишь в 996 году. Но святые мощи, обязательные для  основания кафедры и кафедрального  собора были привезены на Русь ещё  в 989-990 годах.  Наспех построенная  деревянная церковь, ставшая местом их хранения, имела все основания  стать первой русской соборной церковью.

По сообщению византийского  историка Н. Каллиста, писавшего в 14 веке, но имевшего в распоряжении ранние документы, первым русским митрополитом стал византийский митрополит Феофилакт.

После Киева вероятнее  всего была крещена киевская область, а затем уже остальные центральные  города. Тогдашняя Русь, только что  соединённая из отдельных областей, ещё не представляла собой единого  целого. Поэтому та существенная перемена, которую позволил совершить народ  с собою в Киеве, ещё ничего не говорила остальным русским областям, так как они следовали примеру своих столиц и центральный городов. А для киевских земель пример Киева был совершенно обязателен.

Таким образом, Голубинский  Е.Е. предполагает, что в крещении остальной Руси наблюдался такой  порядок, который предусматривал сначала  крещение тех, от кого не ожидалось  особенного сопротивления, а тем, от кого это сопротивление ожидалось, давалось больше времени свыкнуться с мыслью о неизбежности принятия новой религии.

Сказание о крещении Новгородцев, хотя и не совсем определённо, даёт знать, что митрополит и епископы прибыли на Русь примерно в 991 году.

Для проповеди прибыл сам  митрополит Михаил с шестью епископами в сопровождении Добрыни и  Анастаса Корсуянина. Но окончательно утвердить веру было суждено первому Новгородскому епископу Иоакиму, который прослужил там 38 лет.

Новгородская летопись отождествляет  приход в Новгород епископов и  крещение новгородцев, так что получается, будто бы жители Новгорода были крещены  епископами в том же году, в котором  они пришли. Голубинский Е.Е.  предполагает, что это было не совсем так. Епископы (а возможно он был один) некоторое время жили в некрещёном городе, так же как ростовские епископы некоторое время жили в Ростове.

Информация о работе Князь Владимир и его выбор, выбор монорелигии