Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 20:10, курсовая работа
Целью данной работы является проведения анализа кодификационных работ в период новой экономической политики в 1922-1924 гг.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
Проследить процесс становления систем общего и континентального права;
Дать краткую характеристику кодексам, принятым в период НЭП;
Вывести историческое значение, принятия данных кодексов.
Введение …………………………………………………………………………… стр. 3-4
Глава I. Ключевые понятия ……………………………………………………… стр. 5-9
Кодификация ………………………………………………..... стр. 5-6
Кодекс ……...………………………………………………….. стр. 6-7
НЭП …………………………………………………………… стр. 7-9
Глава II. Общая характеристика кодексов, принятых в период НЭПа ………. стр. 10-20
Гражданский кодекс РСФСР 1922 г. ……………………….. стр.10-11
Земельный кодекс 1922 г. …………………………………….. стр.12
Кодекс законов о труде РСФСР 1922 г. …………………….. стр. 12-15
Уголовный кодекс 1922 г. ……………………………………... стр. 15-16
Уголовно-процессуальный кодекс 1923 г. …………………… стр. 16-17
Гражданско-процессуальный кодекс 1923 г. …………………. стр. 17-18
Лесной кодекс 1923 г. …………………………………………. стр. 18-19
Исправительно-трудовой кодекс РСФСР 1924 г. ……………. стр. 20
Заключение. ………………………………………………………………………… стр. 21-25
Список использованной литературы. …………………………………………...... стр. 26
Федеральное
государственное бюджетное
РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ДРУЖБЫ НАРОДОВ
(РУДН)
ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
КАФЕДРА ТЕОРИИ И ИСТОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
Курсовая работа
Тема
«Кодификационные работы в период НЭПа»
Выполнила: Баранова И.С.
Группа: ЮЮ-104
Научный руководитель:
к.ю.н., доцент
Федоров Михаил Васильевич
Дата сдачи курсовой работы: «____» _______________ 2013 г.
Итоговая оценка: «____» _______________
Москва, 2013
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ………………………………………………………
Глава I. Ключевые понятия ……………………………………………………… стр. 5-9
Глава II. Общая характеристика кодексов, принятых в период НЭПа ………. стр. 10-20
Заключение. ………………………………………………………………………… стр. 21-25
Список использованной литературы. …………………………………………...... стр. 26
Введение
Парадоксально, но с высоты истории НЭП кажется скорее коротким шагом, отступающим от запрограммированного революцией социально-экономического развития, и поэтому, не отрицая его достижений, нельзя не сказать, что и другие меры могли бы привести в тем же итогам.
Уникальность эпохи новой экономической политики заключается, прежде всего, в интенсивной кодификации законодательства, которая на тот исторический момент была необходима государству.
В настоящее время эта тема очень актуальна, так как позволяет проанализировать правовые традиции, существующие в прошлом и сегодня. Принятые в годы НЭПа кодексы отражают социально-экономическое, политическое развитие и уровень культуры народа, то их изучение позволяет восстановить понятие об общественных отношениях, понять механизм общества исходя из прав и обязанностей.
Актуальность этой темы, еще заключается в том, что мы можем со стороны рассмотреть и оценить право, которое существует сейчас в Российской Федерации, используя при этом предшествующий опыт нашей истории.
Степень разработанности избранной темы в трудах отечественных специалистов довольно высока.
В юридической литературе, посвященной данной проблеме, следует выделить труды: С. А. Павлюченкова, Скрыпникова А.В., Малышевой Е.П., Калинина М.И., Ильиных В. А., Титова Ю.П., Исаева И.А. и Чистякова О.И.
Целью данной работы является проведения анализа кодификационных работ в период новой экономической политики в 1922-1924 гг.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
Положения
и выводы курсовой работы
Глава I. Ключевые понятия.
В качестве основополагающего объекта данной работы выступает понятие «кодификация». В связи с этим ключевым является вопрос о том, что следует понимать под кодификацией.
Под кодификацией понимается деятельность, направленная на систематизацию и коренную переработку действующего законодательства путем подготовки и принятия нового нормативно-правового акта. Эти акты имеют различное наименование: Основы
законодательства, Кодекс, Устав, Положение и др.
Кодификация — особая форма упорядочения,
ибо в ходе ее на смену нескольким
отдельным актам приходит один акт,
упорядочивающий правовые нормы
и процедуры в определенной сфере
отношений и унифицирующий
Кодификация — это не только закрепление определенных, действующих норм и их систематизация, но и одновременно выработка новых правовых установлений, совершенствование законодательства по существу. Главная функция кодификации — существенное комплексное развитие правовой системы, изменение содержания правового регулирования. Именно это свойство кодификации позволяет рассматривать ее как один из наиболее совершенных видов правотворческой деятельности.
Результатом кодификации является сводный акт, заменяющий ранее действовавшие нормативные акты в данной отрасли законодательства, либо новый акт, впервые системно регулирующий определенную группу общественных отношений. Кодификация затрагивает наиболее существенные стороны (аспекты) государственной и общественной жизни, как правило, связана с важными социальными процессами. Можно сказать, что социальная цель кодификации — это, в конечном счете, всегда отражение наиболее значимых для общества социальных интересов, закрепление решения каких-то важных, узловых проблем государственной и общественной жизни. Отсюда и задача кодификации: по возможности более адекватно отразить социальные интересы, юридически оформить (закрепить) наиболее принципиальные, устойчивые общественные отношения и создать определенный правовой фундамент для дальнейших социальных преобразований.
Кодификация способствует также формированию
в системе законодательства своеобразных
укрупненных блоков, образуемых кодификационными
и группирующимися вокруг них
консолидированными актами. Такого рода
блоки усиливают в
Кодификация традиционно связывается с систематизацией и совершенствованием, главным образом, законодательных актов. Поэтому ее результаты выражаются, объективируются в форме основного, обладающего наибольшей юридической силой кодификационного акта, который характеризуется совокупностью специфических, только ему присущих черт. Кодификационный акт характеризуется наиболее высоким уровнем нормативных обобщений.
Кодификационный акт регулирует важную, значительную и достаточно обширную область общественных отношений, юридически оформляет и закрепляет наиболее существенные и устойчивые отношения в обществе. Из этого следует, что кодификационный акт должен содержать стабильные нормы, рассчитанные на достаточно продолжительный период времени (на определенную перспективу). Эффективность действия кодификационного акта во многом будет зависеть от того, насколько точно законодатель учтет тенденции развития данных общественных отношений, их динамику.
Кодексы — традиционно устоявшаяся форма кодификационного акта. Кодексы бывают отраслевыми либо комплексными (межотраслевыми).
Отраслевые кодексы
Так, многие нормы Гражданского кодекса,
относящиеся к различным
Таким образом, кодекс чаще всего используемый вид кодификационного акта. Это крупный сводный акт, детально и конкретно регулирующий определенную сферу отношений и подлежащий непосредственному применению. Он либо полностью поглощает все нормы соответствующей отрасли (Уголовный кодекс), либо содержит основную по объему, самую важную часть таких норм (Гражданский кодекс, Кодекс законов о труде). Наряду с нормами-принципами и нормами-дефинициями в кодексах формулируются также нормы непосредственного регулирования конкретные варианты поведения, которые составляют основное их содержание.
Кодекс — оптимальный вариант обобщения и систематизации законодательства по определенной теме, действенное средство ликвидации множественности актов по одному и тому же вопросу. Ныне во главе большинства отраслей российского федерального законодательства стоят кодексы, многие из которых подвергаются существенной переработке2.
«НЭП - есть особая политика пролетарского государства, рассчитанная на допущение капитализма, при наличии командных высот в руках пролетарского государства, рассчитанная на борьбу элементов капиталистических и социалистических, рассчитанная на возрастание роли социалистических элементов в ущерб элементам капиталистическим, рассчитанная на победу социалистических элементов над капиталистическими элементами, рассчитанная на уничтожение классов, на постройку фундамента социалистической экономики»3 Сталин.
После окончания гражданской войны и прекращения в основном военной интервенции политика "военного коммунизма" уже не удовлетворяла крестьянство. Громадная часть крестьянства была ею недовольна. Ширились выступления крестьян против Советской власти. Крестьянское хозяйство, разоренное войнами и подорванное неурожаем, находилось к весне 1921 г. в тяжелом положении. Требовались срочные меры, чтобы поднять производительные силы деревни. В 1920 г. общая продукция сельского хозяйства составляла около половины довоенной. В еще худшем положении находилась промьшшенность. Продукция тяжелой промьппленности в 1920 г. составляла около 1/7 довоенной. В стране не хватало самых необходимых предметов: хлеба, одежды, мыла и т.д. Хозяйственная разруха оказала влияние и на рабочий класс, стояли многие фабрики и заводы. Рабочие от голода, бросали их и уходили в деревню; занимались кустарничеством, мешочничеством. Стала ослабевать классовая база диктатуры пролетариата. Рабочий класс распылялся, деклассировался. На почве голода и усталости проявлялось недовольство части рабочих.
Нужны были срочно новые экономические мероприятия государства по выходу из кризисного положения экономики. В марте 1921 г. X съезд правящей Коммунистической партии принял решение о переходе от продразверстки к продналогу, о переходе к новой экономической политике. В советской науке нэп трактовали как политику построения социализма в условиях многоукладной экономики, когда временно для поднятия экономики допускались капиталистические элементы при сохранении командных высот в экономике в руках государства.
Сущность нэпа состояла в том, что это была особая политика пролетарского государства, цель которой была ликвидация капиталистических элементов и построения социализма, используя разные формы собственности, рынок и торговлю как основное звено.
Считалось, что нэп закончился в середине 30-х годов с построением основ социализма в нашей стране. Расхождения среди ученых были в датировке начала нэпа. Один из них считал, что нэп начался в 1921 г. с переходом к продналогу. Другие полагали, что нэп начался сразу после Октября, но был прерван гражданской войной и иностранной военной интервенцией, когда ввели политику "военного коммунизма". После окончания гражданской войны вновь вернулись к той политике, которую осуществляли с Октября 1917 г.
Считалось, что нэп - это такая экономическая политика, которая определялась экономическими факторами, и такая политика является закономерной для стран, которые имеют многоукладную экономику и решили построить социализм. В России в то время отмечали пять общественно-экономических укладов: социалистический, капиталистический, мелкое товарное производство (сюда относили большинство крестьянских хозяйств, продававших излишки хлеба), государственный капитализм, патриархальное хозяйство, не связанное с рынком. Основными общественно-экономическими укладами являлись: социалистический, капиталистический и мелкотоварное производство. Государственный капитализм и патриархальное хозяйство не имели серьезного экономического значения.
По главной хозяйственно-