Кодификационные работы в период НЭПа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 20:10, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является проведения анализа кодификационных работ в период новой экономической политики в 1922-1924 гг.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
Проследить процесс становления систем общего и континентального права;
Дать краткую характеристику кодексам, принятым в период НЭП;
Вывести историческое значение, принятия данных кодексов.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………………… стр. 3-4
Глава I. Ключевые понятия ……………………………………………………… стр. 5-9
Кодификация ………………………………………………..... стр. 5-6
Кодекс ……...………………………………………………….. стр. 6-7
НЭП …………………………………………………………… стр. 7-9
Глава II. Общая характеристика кодексов, принятых в период НЭПа ………. стр. 10-20
Гражданский кодекс РСФСР 1922 г. ……………………….. стр.10-11
Земельный кодекс 1922 г. …………………………………….. стр.12
Кодекс законов о труде РСФСР 1922 г. …………………….. стр. 12-15
Уголовный кодекс 1922 г. ……………………………………... стр. 15-16
Уголовно-процессуальный кодекс 1923 г. …………………… стр. 16-17
Гражданско-процессуальный кодекс 1923 г. …………………. стр. 17-18
Лесной кодекс 1923 г. …………………………………………. стр. 18-19
Исправительно-трудовой кодекс РСФСР 1924 г. ……………. стр. 20
Заключение. ………………………………………………………………………… стр. 21-25
Список использованной литературы. …………………………………………...... стр. 26

Файлы: 1 файл

Kursovaya_rabota_Baranova_I_S_IOGP.doc

— 142.50 Кб (Скачать файл)
  1. Уголовно-процессуальный кодекс.

15 февраля 1923 г. ВЦИК утвердил  новый УПК, который, по оценкам  специалистов, являлся новой редакцией  Кодекса 1922 г. УПК РСФСР 1923 г.  состоял из шести отделов, которые  делились на 32 главы, а последние - на 465 статей. В Кодексе были зафиксированы такие принципы уголовного судопроизводства, как гласность

и публичность заседаний, устность судопроизводства, ведение процесса на русском языке или на языке  большинства населения данной местности.

В необходимых случаях приглашался переводчик. Суд не был ограничен никакими формальными доказательствами и от него зависело, по обстоятельствам дела допускать или нет те или иные доказательства.

Присяга как доказательство не допускалась. В Кодексе подробно регулировался порядок дознания и следствия. При производстве предварительного следствия следователь обязан был выяснить и исследовать все обстоятельства, как уличающие, так и оправдьшающие обвиняемого.

При вынесении приговора все  вопросы решались простым большинством. Судья, оставшийся в меньшинстве, вправе был изложить в письменном виде свое особое мнение, которое приобщалось к приговору, но оглашению не подлежало. Отменялась апелляция и устанавливался кассационный порядок обжалования приговоров. В Кодексе имелись нормы об исполнении приговора.

31 октября 1924 г. были приняты  Основы уголовного судопроизводства  Союза ССР и союзных республик,  которые устанавливали единые  принципиальные положения для  судопроизводства. Исследователи полагают, что они не внесли существенных изменений в процессуальное право7.

  1. Гражданско-процессуальный кодекс

Осуществление нэпа, развитие гражданского оборота настоятельно требовали  усиления судебной зашиты гражданских  прав. НКЮ РСФСР издает в январе 1923 г. временную инструкцию "Об основных нормах гражданского процесса". 10 июля 1923 г. ВЦИК принимает ГПК, который вводился в действие с 1 сентября 1923 г. ГПК РСФСР 1923 г. состоял из пяти частей, 36 глав и 316 статей. Гражданский процесс также основывался на началах устности и гласности, публичности производства, ведения дела на языке большинства населения данной местности. В необходимых случаях приглашался переводчик.

Суд должен был стремиться к выяснению  всех обстоятельств дела и не ограничиваться доказательствами, представленными  сторонами. Суд приступал к рассмотрению дела не иначе как по заявлению заинтересованной в том стороны. Прокурор был вправе как начать дело, так и вступить в дело в любой стадии процесса. Стороны по ходу процесса могли изменять основание иска, увеличивать или уменьшать свои исковые требования. Стороны могли вести дело в суде лично или через своих законных представителей. От суда зависело признание необходимым участие прокурора, в таком случае его участие являлось обязательным8.

На решение суда лицами, участвовавшими в процессе, могла быть подана кассационная жалоба в губернский или Верховный суд по принадлежности. Основаниями к отмене решения могли служить нарушение или неправильное применение действующих законов или явное противоречие решения фактическим обстоятельствам дела, установленным судом. Регулировался порядок исполнения судебных решений и определений.

Таким образом, гражданский процессуальный кодекс РСФСР, принятый в июле и введенный  в действие с сентября 1923 г., обязывал суд не ограничиваться представленными объяснениями и материалами, а стремиться к выяснению всех обстоятельств дела. «За недостатком узаконений и распоряжений для решения какого-либо дела суд решает его, руководствуясь общими началами советского законодательства и общей политикой Рабоче-Крестьянского Правительства» (ст. 4. ГПК). В целях охраны публичного интереса или «интимной жизни стороны» дело могло слушаться в закрытом заседании.

  1. Лесной кодекс.

Вслед за принятием Земельного кодекса  был подготовлен Лесной кодекс, о  котором имелось специальное указание X Всероссийского съезда Советов.

Лесной кодекс после разработки в Наркомземе поступил в особую комиссию СНК, существенно переделавшую его. После утверждения Совнаркомом  проект рассылался на места для обсуждения и внесения поправок и замечаний. В июле 1923 г. Лесной кодекс был принят ВЦИК. На Украине в том же году вместо кодекса был принят Закон о лесах.

Лесной кодекс РСФСР рассматривался как логическое продолжение Земельного кодекса. Согласно Лесному кодексу  все леса составляли единый государственный фонд, разделявшийся на леса общегосударственного и местного значения. Леса местного значения оставались в пользовании местных Советов, на которые возлагались организация лесопользования и охрана леса. Леса общегосударственного значения разделялись на леса собственно государственные и леса особого назначения. Кодекс перечисляет виды лесов особого назначения, выделяя среди них защитные леса. Что же касается лесов общегосударственного значения, то Кодекс подчеркивал необходимость ведения планового хозяйства, планирования не только размеров рубок, но и работ по лесовозобновлению и уходу за лесом.

На Украине был принят Закон  о лесах, который по объему содержащегося  в нем нормативного материала  вполне может рассматриваться как  кодекс.

Лесное хозяйство страны страдало существенными недостатками, на которые указывало Постановление СНК СССР от 2 февраля 1928 г. "О мерах к упорядочению лесного хозяйства": чрезмерной эксплуатацией лесов в малолесных районах и недостаточной их эксплуатацией в лесистых районах, что вызвало гибель лесных запасов, кроме того, крайне слабо развертывались лесовосстановительные работы. Особое внимание обращалось на неудовлетворительное положение дела в лесах местного значения.

Чтобы улучшить состояние земли  и вовлечь в хозяйственный  оборот неудобные и бросовые земли, СНК РСФСР 5 июня 1925 г. принял Декрет "О лесомелиоративных работах", которым предусматривались меры по расширению и планомерному развитию лесомелиоративного дела9.

  1. Исправительно-трудовой кодекс.

16 октября 1924 г. ВЦИК утвердил Исправительно-трудовой кодекс РСФСР (ИТК). Он состоял из общих положений и 10 отделов. Кодекс ставил своей задачей осуществление на территории РСФСР "начал уголовной политики путем соответствующей организации лишения свободы и принудительных работ без содержания под стражей". Он регулировал организацию и режим содержания осужденных. Кодекс ставил задачи наказания и перевоспитания преступников, изоляции их от общества с целью предупреждения совершения ими преступления, а также предупреждения преступлений со стороны неустойчивых элементов общества.

Содержание в исправительно-трудовых учреждениях "должно быть целесообразно  и не должно иметь целью причинение физических страданий и унижение человеческого достоинства", говорилось в ИТК. В Кодексе отмечалось, что вместо тюрем нужно усовершенствовать и максимально развивать сеть "трудовых сельскохозяйственных, ремесленных и фабричных колоний и переходных исправительно-трудовых домов, устраиваемых преимущественно вне городов".

ИТК исходил из классовых позиций. Режим содержания заключенных был различным в зависимости от классовой принадлежности. Труд заключенных из трудящихся засчитав алея из расчета два дня работы за три дня. В особую категорию выделялись профессиональные преступники и нетрудящиеся, совершившие преступления вследствие своих классовых привычек, которые содержались в условиях более строгого режима.

Контроль за местами заключения и в перевоспитании осужденных осуществляла общественность через распределительные  и наблюдательные комиссии. В деятельности исправительно-трудовых учреждений были серьезные недостатки: бытовая неустроенность, невозможность по объективным причинам организовывать труд всем заключенным, частое нарушение правила раздельного содержания различных категорий заключенных.10

 

Заключение.

К началу 20-х гг. завершился этап становления  советского законодательства. За прошедшие  годы накопился значительный нормативный  материал, идет массовое законотворчество, создание и совершенствование различных  нормативных антов. Основная проблема заключалась не столько в большом количестве нормативных актов, сколько в их несовершенстве и декларативном характере, засоренности нормативно-правового массива недействующими предписаниями, иногда выводы об утрате законом юридической силы делались в неофициальных комментариях.  

В РСФСР к концу 1922 г. было более 4 тысяч опубликованных в Собрании Узаконений нормативных актов. Требовалось  укрепление законности. 20-е гг. стали  периодом интенсивной кодификационной  работы.

Задачами кодификации стали: 1. проведение кодификации законодательства; 2. оформление и закрепление системы советского права; 3. более четкая формулировка норм.       

В решении XI конференции РКП(б) в декабре 1921 г. указывалось, что необходимо установить во всех областях жизни строгие начала революционной законности, выразить в законе и защищать в судебном порядке новые формы отношений, созданные в процессе революции и на почве проводимой властью экономической политики, поднять на соответствующий уровень работу судебных учреждений Советской Республики.

Основная тяжесть кодификационных  работ легла на отдел законодательных  предположений и кодификации  Наркомата юстиции РСФСР и  компетентные наркоматы. Проекты кодексов проходили через Совнарком. В  СНК кодификационная работа проводилась  главным образом в специальных комиссиях, а также и на самих заседаниях Совнаркома. Получали силу закона после принятия их ВЦИК. На сессиях ВЦИК каждый кодекс слушался в 2х чтениях.

1922 – 1923 гг. – годы разработки  и принятия кодексов в РСФСР:  Уголовный, Гражданский, Земельный, Уголовно-процессуальный, Кодекс законов о труде, Гражданский процессуальный и Лесной. В 1924 г. был принят Исправительно-трудовой кодекс11.

Кодексы заменили чрезвычайное законодательство военного времени, создали правовые основы новых общественных отношений. При состав­лении кодексов вырабатывались и формировались как общие принципы советского права, так и конкретные нормы для каждой отрасли права. Многие кодексы содержали нормы, сохранившие свою актуальность спустя десятилетия, вошедшие в новые кодексы, созданные в период систематизации права в 50 - 70 гг.

Историко-юридическое значение первой кодификации состояло в том, что  в результате её проведения была создана  система «социалистического» права.

Гражданский кодекс РСФСР был принят 31 октября 1922 года. Следует учитывать, что хотя в условиях НЭПа сфера договорных отношений расширилась, в то же время принцип свободы заключения договоров как буржуазный не был воспринят советским законодательством. Сделки, явно наносящие ущерб государству, признавались недействительными. Поэтому доминировали административные методы регулирования договорных отношений. Что касается наследственного права (четвёртый раздел), то ГК вводил наследование как по закону, так и завещанию. Однако было оговорено, что передаваемая наследственная масса не должна была превышать 10 тыс. рублей.

Кодекс законов о труде (КЗоТ) РСФСР 1922 года. Главное состояло в том, что от методов принуждения в регулировании трудовых отношений государство переходит к методам свободного найма рабочей силы с заключением добровольного трудового договора. Трудовая повинность отменялась (допускалась лишь в исключительных случаях). Наряду с трудовым договором предусматривалось заключение коллективного договора, который от имени коллектива рабочих и служащих с администрацией предприятия или учреждения подписывался профсоюзом. КЗоТ вместо социального обеспечения вводил социальное страхование, которое распространялось на всех лиц наёмного труда. Страховые фонды образовывались за счёт страховых взносов предприятий и организаций, пользующихся наёмным трудом. Необходимо заметить, что социальной помощи в таком виде не знало ни одно буржуазное государство. В США закон о социальном страховании был принят лишь в 1935 году, но реально стал действовать значительно позже. Но по сравнению с КЗОТом 1918 года сокращалась продолжительность ежегодного отпуска с одного месяца до двух недель.

30 октября 1922 года ВЦИК принял  Земельный кодекс РСФСР. Как  и в декрете о земле, в  ЗК говорилось о том, что  право частной собственности  на землю, недра, воды и леса в пределах РСФСР отменяется навсегда (ст.1). Как видно из статьи 4, непосредственными пользователями земли могли быть трудовые земледельцы и их объединения, городские поселения, государственные учреждения и предприятия. Право на пользование землёй для ведения сельского хозяйства имели все граждане РСФСР, желавшие обрабатывать её своим трудом. Запрещались покупка, продажа, завещание, дарение, залог земли.

Но в отличие от декрета о  земле по ЗК в целях возрождения  сельского хозяйства и увеличения производства сельскохозяйственной продукции допускалась аренда земли, которая ограничивалась определёнными условиями: 1) на срок не более одного севооборота; 2) только при условии обработки арендованной земли силами трудового хозяйства, т.е. разрешалась только трудовая аренда. В тех случаях, когда трудовое хозяйство по состоянию своей рабочей силы не могло выполнить своевременно сельскохозяйственные работы, допускалось применение наёмного труда в качестве вспомогательного с соблюдением норм об охране труда в сельском хозяйстве (ст. 39-41).

Как видно из вышеизложенного, Земельный  кодекс должен был правовыми средствами способствовать восстановлению и дальнейшему  развитию производительных сил в  сельском хозяйстве. С одной стороны, допуская возможность использования капиталистических элементов, Земельный кодекс, с другой стороны, их ограничивал.

Уголовный кодекс РСФСР 1922 года. Кодекс состоял из двух частей: Общей и  Особенной. Характеризуя Общую часть  УК, прежде всего необходимо обратить внимание на то, что в ней с наибольшей полнотой была реализована идея о классовом характере советского уголовного права и классовой сущности преступления и наказания (ст.5 и 6). Преступлением признавалось «всякое общественно опасное действие или бездействие, угрожающее основам советского строя и правопорядку, установленному рабоче-крестьянской властью на переходный к коммунистическому строю период времени».

 

УК РСФСР 1922 года предусматривал довольно развитую систему наказаний в  зависимости от степени общественной опасности преступления и самого преступника (см. ст.32). Заметим, что в отличие от «Руководящих начал по уголовному праву РСФСР» (1919г.) УК отказался от некоторых неопределённых, расплывчатых видов наказания (объявление под бойкотом, объявление вне закона и т.п.). Высшая мера наказания – расстрел в общий перечень наказаний не включалась и объявлялась временной мерой (ст. 33).

Кроме понятия наказания кодекс впервые ввёл в советское уголовное  право понятие «меры социальной защиты», подразумевая под ним прежде всего «помещение в учреждения для умственно или морально дефективных; принудительное лечение; воспрещение занимать ту или иную должность, или заниматься той или иной деятельностью или промыслом» (ст. 46). Особенностью УК являлось также разрешение применять уголовное наказание не только к лицам, совершившим преступления, но и к лицам, «признанным судом социально опасными» (ст. 49).

Информация о работе Кодификационные работы в период НЭПа