Коллегиальная реформа первой четверти XVIII века в Российской империи: историко-правовой аспект

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2012 в 13:03, курсовая работа

Описание работы

В данной работе будет произведена попытка отыскать объективные причины процесса становления бюрократической системы в управлении государства, рассмотрена история создания новых бюрократических органов – коллегий, и попытка дать им объективную оценку.

Файлы: 1 файл

Курсач.docx

— 64.85 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ

 

Коллегии неразрывно связанны с именем Петра I, ведь именно он их создал в нашем государстве, пользуясь опытом европейских стран.

Петр I был незаурядным человеком и, естественно, вокруг его имени сложилось немало  легенд  и стереотипов, прочно  живущих в общественном  сознании. Тем  кто читает  о нём, пишет о нём трудно  устоять перед готовыми  клише, устоявшихся, давно ставших аксиомами суждений  и определений типа: “царь-плотник”, “работник на  троне”, который “прорубил окно  в Европу”, “суровый, но  справедливый  и демократичный, не  чета  своим преемникам”. Петровское  время принесло  не  только  впечатляющие  достижения, блестящие воинские  победы, включило  Россию  в общеевропейскую семью народов. Время петровских  реформ – это время основания тоталитарного государства, внедрение в массовое  сознание  культа  личности, это время создания  нового  политической  системы, создание  новой системы управления, реформа всего жизненного  уклада  русского  общества, запуска “вечного  двигателя” отечественной бюрократической машины.

     Сейчас  у   нас  в  стране  такие   же  проблемы. Необходима  реформа   всего  государственного  аппарата, а  может  и  всей политической  системы. Мы  привыкли  обвинять  наших  предков  в  том,  что  они  делали  всё   не  так, оставили  нам  плохое  наследие. Так  откуда  же  идут  эти  наши  проблемы? Может   из  глубины  времён? А  может  не  может наш народ жить  по  европейским цивилизованным  законам? И вообще – когда началась  эта перестройка национального самосознания, ломка старых  государственных традиций?

     Уж  не  во  время  петровских  реформ? Не  тогда  ли  зародился  тот   бюрократический  аппарат, волокита  в  учреждениях, которая   может  теперь  довести  до  инфаркта? А  может  причина   в  нашем  нежелании  работать  как  следует, напрягаться, добиваться  какого-то  результата? Как  это  всё  произошло? До сих пор никто не может однозначно ответить на эти вопросы, а может быть  ответ так никогда и не найдется.

  В  данной работе  будет произведена попытка  отыскать  объективные причины процесса  становления бюрократической системы в управлении  государства, рассмотрена  история  создания  новых   бюрократических органов – коллегий, и попытка  дать  им  объективную оценку.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I.  СТАНОВЛЕНИЕ КОЛЛЕГИАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ

1. Предпосылки

При  Петре I ещё  ярче  сказалась  необходимость  собрать  всё  управление  страной  и  её  хозяйством  в  определённые  большие  группы, строго  ограниченных  одна  от  другой  характером  дел. Но  Петру, как  и  московскому  правительству  трудно  было  сделать это быстро  и верно.  Мешала  война с её  неожиданными  поворотами, когда за  быстрой и неожиданной сменой  событий не  было  ни  времени, ни  возможности сосредоточиться, обдумать  план  реформы, и провести  её  неуклонно и последовательно. Но  война не  ждала и властно требовала людей и денег.

Вся  сознательная  деятельность  Петра   в  то  время  имела  своей  исходной  точкой  интересы  военного  дела. Сначала  эта  была  игра  в  солдатики, потом  более  серьёзные  занятия  новой  организации  армии  и  новой  военной  наукой. От  Кожуховских   манёвров  Петру  пришлось  “идти  играть  под  Азов”, а  там  не  замедлила  Великая  Северная   война , задавшая   Петру работы  на  всю жизнь.

Петру  с  его  новым  войском  и  незнакомым  московскому  времени  флотом, при  новых  методах  и  способах  ведения  войны, приходилось, особенно  в  первое  время, доставать  деньги  через  старые  учреждения, а  поскольку  последние  не  отвечали   своей  новой  задаче, то  они  подвергались  у  него  ломке,  переделке, уничтожению, или  возрождались  под  новыми  названиями, то  исчезали  совсем.

Для  новых  нужд  не  только  выдвигаются  во  главе  старых  учреждений  новые  люди  в  государстве (стольник  Ромодановский, стольник  Апраксин, гвардии  капитан  Меншиков), но  и  сами  старые  учреждения  изменяются  на  новый  лад. В  1701  году  приказы  иноземный  и  рейтарский  соединяются  в  один  приказ  военных  дел; стрелецкий  приказ,  вследствие  уничтожения  стрельцов, переименовывается  в  приказ  земских  дел  и   начинает  ведать  полицией  страны, что  было  только  одной  из  обязанностей  стрелецкого  приказа. Для  новых  дел  появляются  новые  приказы - морской, артиллерийский, рудокопных  дел, провиантский, богадельный. Кроме  приказов  организуются  присутственные  места  меньшего  объёма  и  значения - разные  канцелярии: мундирная, банная, ижорская, которая, как  и  казанский  приказ, ведала  делами  завоёванной  у  шведов  Ингерманландии.

В  создании  всех  этих  учреждений  Пётр  действовал  по-старому. Занятый  войной, он  старался  всякую  нужду  выдвинутую  событиями  и  требованиями  войны, удовлетворять  сейчас  же, создавая  для  этого  новое  ведомство, которое  порой  вносило  беспорядок  в  работу  старых. В этой  суетливой замене  одних учреждений  другими старые  приказы теряли  свой  прежний статус  и приобретали новые черты, менялся круг  вопросов  отдельных приказов, изменялись  и сами  приёмы  приказного  хозяйства в сторону большей подчинённости судей центральному  учреждению, их  большей подотчётности и регламентации самой деятельности  приказа : из  поручения государя  выдать  N-ое  дело  такому-то  лицу  приказы становятся  всё более государственными  учреждениями, каждый  со  своим определённым  кругом  дел, которые поручаются  не  лицу, а исполнителю воли  государя, обязанному  действовать не ”какъ   ему Богъ  вразумитъ”, а  по  правилам  и  регламентам, учреждённым  монархом. Но  всё  это  только  намечалось  и  было мечтой. На  деле  господствовала  ещё большая путаница  дел, чем в Московском  государстве. Но  вся эта перетасовка приказов  и их  ведомств  указывало на  одно - на  необходимость преобразований  в этой  области государственного  строя.

 

 

 

 

 

 

2. Подготовка коллегиальной  реформы

Твёрдо  решив  ввести  в  своём  государстве  “порядочное” и “регулярное” управление , Пётр  обратился за  образцами туда  же, откуда  взял  образцы для своей армии и флота, то  есть  на  Запад. Ещё в 1698  году, находясь  в Англии, он  много думал о переустройстве  управления  во  всей  стране  по  иностранному  образцу и тогда же  разговаривал  со  знающими  людьми. Некто Френсис  Ли  по  личной  просьбе  царя  составил  и  подал  ему   “предложения  о  правильной   организации  Его  правительства”, в  которых  намечалось  создать  семь  “комитететовъ  и коллегiй”. В  манифесте  1702  года  о  вызове  в  Россию  иностранцев  Пётр  сообщает  о  своём  решении  учредить  “порядочное  тайной  воинской  думы  коллегiум  или собранiе”  с  коллегиальным  составом, в  который  входили  бы  президент, советники,  секретари  и  другие  канцелярские  чины. Ведая  всё, что  касается  военной  службы  иностранцев, тайная  военная  коллегия  должна  была  обеспечить  иностранцам  суд  “по  законам  божескимъ, jure  civili  romano  и иным  обыкностямъ  populorum  moraliorum”1. В 1711  году  “рудокопный офицеръ”  Иоганн  Фридрих  Блигерь  подал Петру проект, в котором для правильного развития  горного дела  предлагалось  “определить коллегiумъ, который состоитъ  въ  искусныхъ  сему  художеству  особахъ, которому полную  дирекцию  сего  дела  поверить”. В  начале  1712  года  Пётр  вновь  заинтересован  предложением  неизвестного  немецкого  офицера  учинить  “коммерцъ-коллегiумъ  и ревизiонъ-коммиссiонъ”. Коммерц-коллегию  предлагалось  создать  так : “взять  изъ  Амстердама, изъ  Англiи  и изъ  Гамбурга  по  два человека  меконтантныхъ2 купцовъ, которымъ  бы  в тамошнихъ  местахъ кривда  учинена была; къ  нимъ  же  умнаго  мужа  придать въ  презиты  и несколько асессоровъ  изъ  своихъ  природныхъ  подданныхъ” ; ревизион-коллегия  по  проекту пересмотрительный  приказ, “который  бы  во  всемъ  государстве  на  вся  годы  все  приходы  и  расходы  свыше  всехъ  приказовъ  считать могъ  подробно, ибо оттого, что въ  приходахъ  и расходахъ  не  всюду счетъ  бывает, к воровству много случай  даетъ, и надлежитъ  въ  такихъ  делахъ  президентомъ  знатному  и весьма  верному быть, и въ  чемъ  на  кого  о какихъ  неисправностяхъ  донесено  будетъ, надлежитъ  въ  ономъ  же  приказе  разыскивать”3.

12  февраля  1712  года,  согласно  с  предложением, Пётр  издал  указ  “учинить  коллегiум  для торговаго  дела  исправления, чтобъ  въ лучшее    состоянiе  привесть”.  Согласно  указу, “взяты  были  къ  Москве  иноземцы  нарвскiе  жители”4  два человека  и один  дерптский  купец, к ним присоединили  несколько человек знатных московских  купцов  и шестерых  слободских  жителей, и всем  им  поручили  выработать  правила работы  коллегии  коммерции. Комиссия  эта проработала около двух  лет, сочинила  правила для коллегий  и занялась  пересмотром таможенного устава. Однако  этим  кончаются все сведения о работе данной комиссии.

Так  понемногу  обозначался  характер  и  само  название  учреждений, которыми  будут заменены  приказы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II. КОЛЛЕГИЯ – ВЫСШИЙ ОРГАН ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

  1. Классификация и количество коллегий

С 1715  года   уже  наметилось  успешное  окончание  Северной  войны  и Пётр  пристально  начинает  интересоваться  делами  внутреннего благоустройства. 23  марта 1715  года  царь  рассматривает ещё одно  предложение о переустройстве  системы государственного  аппарата. Автор проекта (к настоящему  времени утеряны  его  данные)  предлагал  ввести  в  России  семь  коллегии, семь отделов, в  которых  сосредоточилось  бы  всё  управление  государством. Этот  автор  указывал, как  пример   на  Швецию, где  уже  было  такое  государственное  устройство, считавшееся  лучшим  в  Европе. По  проекту  намечалось  семь  коллегий:  юстиц-коллегию, канцелярию  иностранных  дел, коллегию  адмиралтейскую, кригс-коллегию5, камер-коллегию, штатс-коллегию, коммерцколлегию. Управление  предлагалось  разделить  между  отдельными  сенаторами. Этот  проект  Пётр  решил  положить  в  основу  предпринятой  реформы  государственного  аппарата. Но  на  одном  этом  он  не  остановился.

     Рассматривая  эту  реформу  как и многие  другие  преобразования  Петра, нельзя  не  коснуться   вопроса степени заимствования им  западно-европейского  опыта. Одни  историки  считают, что Пётр  лишь  приспособил, адаптировав, шведскую  систему под русские условия, другие - исходят из  оригинальности  преобразований. Несомненно, что заимствование у Европы  её  испытанного опыта существенно способствовало  укреплению  государственности России. И вообще, обращение Петра   к опыту западных   стран характерно  для всей  его реформаторской  деятельности. Но  почему  же  всё-таки  именно  Швеция, а не  другие  страны?  По  мнению  историка  Евгения Анисимова это связано не  столько с некоторыми  сходствами  двух  стран в социально-экономических условиях, сколько с личными пристрастиями  Петра I : высоко  ставя  шведскую  военную  и  государственную  организацию, Пётр  стремился  превзойти  Швецию  как  на  поле  боя, так  и  в  мирной  жизни.

Шведская  государственная  система  была  построена  на  принципах  камерализма - учения  о  бюрократическом  управлении, получившем распространение в Европе XVI-XVII веках. Камерализм  содержал  ряд особенностей, очень привлекательных для Петра.

Во-первых, это  функциональный  принцип  управления, который  предусматривал  создание  учреждений, специализировавшихся  в  какой-либо  одной  сфере  деятельности. Во-вторых, это  устройство  учреждения  на  началах  коллегиальности, чёткой  регламентации  обязанностей  чиновников, специализации  канцелярского  труда, установление  единых  штатов  и  жалованья.  

     В  начале  апреля  1715  года  Пётр  приказывает  русскому  резиденту  при  датском  короле  князю  Долгорукову  достать  печатные  или  письменные  уставы  датских  коллегий, “ибо  мы  слышали, - писал  Пётр, - что и шведы от  них взяли”6. В декабре 1716  года  Пётр  принял  на  службу  голштинца  Фика, который в городе  Экенфельд  заправлял юридическими, экономическими  и полицейскими  делами  и славился  своими  знаниями  по  гражданскому  и государственному  праву. Пётр  отправил  Фика  в Швецию  изучать на  месте   устройство  управленческого аппарата.

     Тогда  же  в  декабре  Пётр  приказал  русскому  резиденту  в  Вене  Веселовскому  приглашать  на  русскую  гражданскую  службу  австрийских  королевских   служащих, знавших  русский   язык, и  покупать  книги издателя  Симона  из  Лейпцига  по  юриспруденции,  и   нанять  пражских  учителей  книги  эти  переводить. Приглашали  также  и  знающих  чиновников  из  германоязычных  стран, Пётр  не  скупился  на  обещания  о  вознаграждении.

     Следующие   годы, 1716  и  1717, Пётр  провёл  за  границей. А  в  России  шла  подготовительная  черновая  работа  по  подготовке  реформы.  И  сам  Пётр  не  отдыхал  за  границей: он работал в датских  коллегиях  в  Копенгагене  и, просматривая  дела, списывал  правила делопроизводства. В январе  1717 года  к Петру в Копенгаген  приехал с докладом  Фик. Пётр  направил  его к Брюсу разобраться в главнейших  терминах  и систематизировать их. В Россию  Пётр  послал  распоряжение  нанимать  на  службу  тех пленных шведских  офицеров, которые у себя   на  Родине  были  знакомы с коллегиальной службой, с условием  выплаты им  средств на  подъём  и первые  обзаведения.

     В  Гамбурге  русский  резидент  Беттихер  представил  Петру некого  Альбрехта Фюрена, который подал царю  “Размышления  об  экономии  российского государства”. Однако  в беседе  с Фюреном  Пётр  выяснил, что подлинный автор рукописи - барон Анания  Христиан  Потт  фон Люберас. В ходе  знакомства  с Люберасом  выяснилось, что Люберас-сын служил  полковником в русской армии, и его полк  стоял под Ревелем. Полковник Люберас  получил приказание  явиться к Петру в Гамбург. Пётр  предложил сыну  уговорить отца  пойти на  службу  к русскому  государю. Но  старший Люберас  осторожничал  и просил  выслать ему по  почте проект  условий  на  которых он  бы  мог перейти на  русскую службу. Переговоры  с Люберасом  затянулись. В это время Пётр  повстречался  с Фиком, и проект  создания  коллегий  был практически готов. Пётр  уже охладел к предложению Любераса, и поэтому переговоры  с ним вёл не  сам государь, а его приближённый  Шафиров. Через Шафирова  Люберас  получил приказание  составить очерк устройства  коллегий  в регулярном   государственном хозяйстве. Люберас  выполнил  задачу  в два дня. Пётр  внимательно прочёл  его работу  и назначил  Любераса  действительным  тайным  советником. Первым  заданием  Любераса  были  розыск  и найм  иностранцев, годных  для службы  в коллегиях. В Гамбурге, Любеке, Берлине, Гессене, Саксонии, Чехии, Селезии   Люберас  набрал  около 150  таких людей. Во  время своих разъездов он  продолжал разрабатывать планы устройства  коллегий, сочинил общий план  действия  всех  коллегий  и регламенты  для каждой, правила открытия  их  деятельности  и канцелярского распорядка. Во  время поездки в Петербург в ноябре  Люберас  заболел и по  этой  причине не  смог  лично встретиться с царём. Свои  работы  он  передал ему через Ягужинского. Планы Любераса  были  приняты во  внимание  при устройстве  коллегий, особенно  при устройстве  берг-  и мануфактур-коллегий.

Информация о работе Коллегиальная реформа первой четверти XVIII века в Российской империи: историко-правовой аспект