Конституционное развитие Великобритании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2015 в 07:30, курсовая работа

Описание работы

Целью данного исследования является: рассмотреть Конституцию Великобритании, ее форму и структуру, изучить основные особенности и характерные черты акта, исследовать личность, играющую значительную роль в отношениях с государство в конституционно плане, а также показать государственную власть в системе нормативно-правовых актов, которые призваны регулировать отношения с обществом.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………...……3
Глава 1. Британская Конституция……………………………………………..…5
1.1.Характеристика Конституции Великобритании и ее сущность………...…5
1.2.Форма британской Конституции и ее структура…………………………...8
Глава 2. Основы конституционного строя Великобритании в ХХ веке…….12
2.1. Конституционное положение личности………………………………......12
2.2. Система органов государственной власти……………………………......16
2.3. Партийная система………………………………………………………....20
Заключение……………………………………………………………….…......23
Список использованной литературы……………………………………....…..25

Файлы: 1 файл

Конституционное развитие Великобритании 20 века - 1.doc

— 144.00 Кб (Скачать файл)

 Из характера конституции и вышеизложенных фактов следует и то, что труды ученых и правоведов признаются за некий источник конституционного права государства, поскольку они содержат необходимые обобщения, анализы писаных и неписаных норм Конституции. Толкование закона, прецедента и обычая является не первичным, а производным источником права. Названная роль юристов подтверждается судебной практикой.

В конце главы следует сделать вывод о том, что само понятие Конституция в Англии является распространенным и разделение на писаную и неписаную часть это все-таки более условный факт14.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Основы конституционного строя  Великобритании в ХХ веке.

 

2.1. Конституционное  положение личности.

 

   Правовое регулирование  гражданства в Великобритании имеет свои особенности. Прежде всего, это обусловлено историческими событиями, которые происходили в стране во время колониальной державы, распад которой образовал Содружество, которое повлияло на регулирование различных вопросов и решение задач гражданского характера.

  В соответствии с  законом от 1981 года установлены следующие категории гражданства населения, это:

1. Граждане  Соединенного  Королевства  Великобритании и  Северной Ирландии.

2. Граждане  британских   зависимых территорий.

3. Граждане британских заморских территорий.

А также граждане со специальным статусом, это:

1)лица под британской защитой;

2)лица, проживающие в странах третьего мира и имевшие британское  гражданство по закону 1948г., но утратившие  его в связи  с принятием  закона о гражданстве в государствах  их постоянного проживания, это в большинстве своем жители Шри-Ланки, Индии, Пакистана и других стран мира.

Граждане  Соединенного Королевства  Великобритании и Северной Ирландии составляют  основу  категорий граждан, которые обладают всем возможными правами и свободой,  к таким правам прежде всего можно отнести право свободного въезда и выезда из страны.

Существует несколько способов приобретения гражданства:

1)рождение;

2)происхождение;

3)натурализация;

4)регистрация;

а) в последнем случае несовершеннолетние лица, которые родились на или вне территории Великобритании, но в итоге так и стали британскими гражданами по каким-либо причинам, однако  имеющие на это право по закону;

б) далее это совершеннолетние лица, которые являются  гражданами  британских зависимых  и заморских территорий, а также лица, которые находятся под британской защитой и проживают странах так называемого «третьего мира», но имеющие британское гражданство  по закону о гражданстве 1948 года.

Утрата гражданства может происходить лишь двумя способами:

а) отказ от гражданства;

б) лишение гражданства15.

Само по себе гражданство  британских зависимых территорий есть специфическая правовая связь  лиц, которые проживают в ряде бывших британских колоний. Таким образом, данный статут не предусматривает наличие права  свободного въезда на территорию государства Великобритании, но в итоге позволяет в определенном упрощенном порядке, а точнее в порядке регистрации получить то самое гражданство  Соединенного Королевства Великобритании  и Северной Ирландии16.

 Далее гражданство британских  заморских территорий есть переходный, временный правовой  статус  лиц, которые не приобрели гражданства  Великобритании или  гражданства британских зависимых  территорий до  января  1983г..

 Лицами под британской защитой могут быть  как граждане бывших английских колоний или территорий, так и находившихся под   протекторатом  Великобритании, которые  в соответствии с Законом  о гражданстве  1981г.  и на основании Приказа  в Совете  по решению   монарха объявляются  лицами под британской защитой. Данный правовой статус  позволяет получить  британское гражданство  путем постоянной регистрации.

  Права человека в традиционном британском понимании включает в себя две особенные характеристики:

- во-первых, это юридическое право индивидуума, определенный остаток его прав и свобод после формализации законом и правоприменительной практики;

- во-вторых, главное это различные эффективные судебные и внесудебные средства своей защиты, а не их формальное закрепление в нормативно-правовом акте.

  Как такой классификации и подразделения прав и свобод человека и гражданина в принципе нет. В большинстве традиционно делят на личные, политические, экономические и социальные права, но это возможно принять к Великобритании лишь с некоторыми оговорками. Так для англичан их право и свобода, их интерес – это, прежде всего  индивидуальное право, ограничиваемое  государством в силу какого-либо общественного договора и вытекающее из принципа: «каждый может делать то, что не запрещено правовыми нормами»17.

 Само понятие свобода  личности опять-таки в понимании  британцев  означает право  не подвергаться  тюремному  заключению, аресту или любому  другому физическому ограничению  свободы без каких-либо надлежащих юридических оснований и гарантий  от произвол18а.

Защита прав граждан от произвола, прежде всего, осуществляется следующими способами:

а) задержанный вправе выяснить причину своего задержания, а также возможность в течение 24 часов проверки данной причины от суда;

б) гражданин не может быть признан виновным, до тех пор, пока данное утверждение не будет доказано судом;

в) доказательства вины не могут быть получены психическим и физическим давлением со стороны соответствующего органа, лица;

г) гражданин имеет право на  обычный, а не чрезвычайный   или с особыми полномочиями суд.

Личная неприкосновенность это и свобода  на частную жизнь. Сюда можно включить следующие права: тайна переписки и телефонных переговоров; это защита от электронных средств контроля за своей личной жизнью; а также это свобода совести и вероисповедания. Существую и другие личные права, которые закреплены в любой конституции любого государства. В этом понимании Конституция Великобритании ничем не отличается от других основополагающих законов той или иной страны.

Социальные права  получили свое  развитие  и дальнейшее закрепление в законодательстве  лишь в самую  последнюю очередь. Среди них выделяют: права на равную плату  за равный труд; права на отдых, права на социальное обеспечение; права на  образование; права на здоровье и другие немаловажные права и свободы гражданина страны19.

Таким образом можно сделать вывод о том, что любой человек вне зависимости от того к какой категории граждан он принадлежит, он все равно имеет свои естественные, личные права.

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Система органов  государственной власти.

 

  В самом начале следует сразу отметить, что какого-либо принципа разделения властей в его классическом виде просто нет. Да, есть три ветви власти, как и в других государствах, но и есть значительные, серьезные отличия от других систем каких-либо стран той же Европы, России. В первую очередь все три власти осуществляются и организовываются разными государственными органами страны. По формальному и фактическому признаку строго разделения властей нет. Монарх был, есть и будет, наверное, частью каждой из трех ветвей власти20. 

  Положение Монарха играет значительную роль в осуществлении и регулировании процессов власти, но существуют и некоторые особенности:

а) так члены правительства  занимают  место  законодательного органа  власти, а также обладают особыми полномочиями издавать акты делегированного  законодательства. Лорд-канцлер  является  одновременно и членом  кабинета, и спикером  палаты  лордов, и председателем  апелляционного суда;

б) далее палата лордов  является не только второй палатой   Парламента, но и высшей судебной апелляционной инстанцией всей Великобритании;

в)   тайный совет  является совещательным, исполнительным органом при монархе, в лице своего судебного комитета есть высшая  инстанция  для рассмотрения  апелляций  на решения  церковных  судов и медицинских трибуналов.  Совет несет в себе определенные полномочия юрисдикционного плана, так он может высказывать свое личное мнение по тем или иным вопросам, касающиеся его профессиональной деятельности наряду с Монархом21.

  В настоящее же время Парламент  Великобритании  включает в свою структуру Монарха и две палаты:  это палаты общин и палаты лордов.  Палата общин это общенациональный, представительный, согласованный, единый орган, в который могут избираться лица сроком на пять лет большинством голосов собрания палаты. Также следует сказать и о важной роле парламентских комитетов, которые являются «правой рукой» нижней палаты. Руководство палатой осуществляет спикер22.

  Палата лордов - это  верхняя палата  английского  парламента.  В настоящее время  палата находится  в состоянии серьезного реформирования, членство упраздняется, эволюционирует либо в более развитое, либо уйдет в историю.

  Главенствующая роль принадлежит палате общин. Ведь именно она может выразить определенное недовольство и недоверие правительству страны. Палату же лордов можно считать более слабой. Во много это определено обязанностью согласится с принятием того или иного акта, который был утвержден общиной, палата лордов может лишь отсрочить его принятие23.

  Говоря об исполнительной власти, то следует сказать о ее довольно сложной структуре. Правительство, включает в себя премьер-министра и около 100 министров разных типов с разными функциями и задачами.  Правительство никогда вместе на заседании не собирается. В рамках правительства осуществляет свою прямую деятельность и кабинет - это гораздо меньшее по численности собрание  министров, их примерно 20. Именно  кабинет принимает от имени  правительства  те или иные  решения24.

  Переходя к судебной ветви власти, следует сказать о еще более сложной структуре, которая негативным образом сказывается на согласованном и едином механизме юридических действий25. Фактически в стране  сосуществуют  три  судебные системы: это системы Англии и Уэльса, Шотландии, а также Северной  Ирландии. При этом, что интересно, свободными  инстанциями, которые действуют  в масштабах  всей страны, являются лишь палата  лордов и тайный  совет, который, кстати, формируется Монархом26.

  По территориальному устройству Соединённое Королевство является унитарным.  Исторически сложилось так, что Соединенное Королевство Великобритании  и Северной Ирландии состоит из четырех регионов: это Англия, Уэльс, Шотландия и Северная Ирландия.

  Регионы делятся различным путем, так графства являются звеном английского и валлийского государств, затем графства Англии подразделяются на округа, а те в свою очередь на общины, так называемые приходы. В свою очередь графства Уэльса  непосредственно делятся на общины. Северная Ирландия также состоит  из графств, а те  из округов, округа же из общины. Шотландия  территориально поделена  на округа, состоящие из общин. То есть системообразующим звеном во всех 4 государствах являются графства.

  В большинстве местных единиц  осуществляют свою прямую деятельность органы местного  самоуправления. Это, прежде всего, выборные  непосредственно населением советы. Такой совет каждый год   делает выбор из своего состава того или иного председателя, который является «проводником» с государственной властью более высшего порядка.  А также происходит выбор комитетов, которым делегируются  множество полномочий совета в осуществлении исполнительной деятельности в пределах своей непосредственной компетенции.  Следовательно, особых  исполнительных органов  местного самоуправления  в Великобритании попросту нет. Отсутствие чиновников никоим образом не сказывается на организации действий само управленцев. Единственный вопрос возникает в разграничении органов местного самоуправления различных уровней, а так это классическая традиционная система местного самоуправления во главе с председателем27.

  Соединенному  Королевству  принадлежат  также островные  и зависимые территории, которые, однако, не рассматриваются как  его составные части.

  Островные территории - это принадлежащие Англии еще с феодальных времен   остров Мен и острова  пролива Ла-Манш. Они являются  «коронными»  владениями  и находятся в подчинении  суверенному  Соединенному Королевству. Данные острова  имеют  свои собственные  органы  управления, но, если возникают какие-либо вопросы обороны, внешней политики, вопросы таможенной деятельности, то есть пограничные вопросы, то данные задачи уже решает английский Парламент.

  Зависимые  территории - это бывшие колонии Великобритании, сохранившие  государственно-правовую связь с ней. В каждой колонии имеется свой собственный парламент, но он не решает вопросы безопасности, это вновь относится к компетенции Парламента.

 

 

 

 

 

 

 

2.3 Партийная система.

Информация о работе Конституционное развитие Великобритании