Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 14:40, реферат
Актуальность обусловлена огромным значением Конституции в жизни всякого общества, ее принципиально особым местом во всей правовой системе. Данные факты вызывают необходимость всестороннего исследования Конституции в качестве самостоятельного объекта научного познания. В преамбуле Конституции называются шесть основополагающих целей, реализация которых является главной задачей государства. Они отражают суть всей конституционной реформы в России. Это: 1. утверждение прав и свобод человека, 2. утверждение гражданского мира и согласия в Российской Федерации, 3. сохранение исторически сложившегося государственного единства, 4. возрождение суверенной государственности России, 5. утверждение незыблемости демократических основ Российского государства, 6. обеспечение благополучия и процветания России.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Роль государства в современной России 5
2. Конституция РФ 1993 г. о государственном строе. Федеральные органы власти России 7
3. Представительные и исполнительные органы власти субъектов РФ. Местное самоуправление 11
4. Проблемы в становлении современной российской государственности 16
5. Современное управление России. Создание правовых основ новой российской государственности. 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 25
Негосударственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Московский психолого-социальный университет
Факультет государственного и муниципального управления
Реферат по дисциплине «История государственного управления»
на тему: «Конституция 1993 г. Государственная власть России в 90-е гг.Современное управление России»
Выполнил:
Закиров А.Ш.
Йошкар-Ола 2013 г
Содержание
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность выбранной темы обусловлена огромным значением Конституции в жизни всякого общества, ее принципиально особым местом во всей правовой системе. Данные факты вызывают необходимость всестороннего исследования Конституции в качестве самостоятельного объекта научного познания.
В преамбуле Конституции называются шесть основополагающих целей, реализация которых является главной задачей государства. Они отражают суть всей конституционной реформы в России. Это:
1. утверждение прав и свобод человека,
2. утверждение гражданского мира и согласия в Российской Федерации,
3. сохранение исторически сложившегося государственного единства,
4. возрождение суверенной государственности России,
5. утверждение незыблемости демократических основ Российского государства,
6. обеспечение благополучия и процветания России.
Эти цели лежат в основе всех конституционных норм, пронизывают все содержание Конституции.
Одна из важнейших исходных задач при разработке проекта Конституции состояла как раз в том, чтобы создать механизмы, обеспечивающие устойчивость государственного экономического, общественного строя именно с учетом особенностей переходного периода. Другая не менее характерная черта проявляется в провозглашении принципов, которые еще предстоит внедрить в жизнь. Вряд ли можно сегодня сказать, что
Конституция 1993 г. действует в полную силу, поскольку ее реализация сталкивается с массой трудностей, порождаемых экономическими, социальными, политическими и другими факторами. На конституционном развитии, несомненно, сказывается нерешенность многих главных задач, стоящих перед страной, отсутствие должной стабильности.
Конституция разрабатывалась и утверждалась с тем, чтобы воплотить достижения цивилизации, в том числе общепризнанные принципы права, фундаментальные права и свободы человека. Россия рассматривает себя как часть мирового сообщества, в котором все его члены добровольно берут на себя обязательство закрепить в праве, в первую очередь в конституциях, эти принципы и их последовательно реализовать. Причем речь идет не о любых принципах, а только о тех, которые официально признаны Россией.
1. Роль государства в современной России
Кризис власти. После распада Союза ССР началась ликвидация прежних структур власти и управления. Некоторые бывшие союзные учреждения и ведомства передавались в распоряжение российских управленческих структур. Резиденция президента страны стал Московский Кремль. 21 апреля 1992 г. Было изменено официальное название российского государства. РСФСР была переименована в Российскую Федерацию – Россию (при равнозначности обоих названий).
С прекращением существования СССР не изменился характер взаимоотношений между президентом, с одной стороны, Верховным Советом и Съездом народных депутатов – с другой. Отсутствие четкого разграничения полномочий между ними вызывало острое противостояние двух ветвей государственной власти- законодательной исполнительной. Взаимоотношения между ними особенно обострились в период разработки конституционного проекта Российского государства. Среди парламентариев усилились антипрезидентские настроения. Многие члены депутатского корпуса выступали за возвращение страны на путь прежнего политического развития и за восстановление СССР. В декабре 1992 г. Б.Н. Ельцин в обращении к народу заявил о превращении парламента в «реакционную силу».
Оппозиционные настроения парламентариев находили поддержку у значительной части населения. У многих россиян вызывало недовольство продолжение курса на развитие рыночной экономики, продолжавшийся экономический кризис и отсутствие социальных гарантий. В декабре 1992 г. Под давлением законодательной власти ушло в отставку правительство Е.Т. Гайдара. Новым премьером Кабинета Министров В.С. Черномырдин, ранее находившийся на руководящей хозяйственной работе. Но это не сняло напряженности в обществе и взаимоотношениях президента Б.Н. Ельцина и парламента.
В апреле 1993 г. по инициативе Съезда народных депутатов был проведен референдум о доверии президенту, о досрочных выборах президента и народных депутатов. Из 69 млн человек, участвовавших в выборах, свыше половины поддержали президента и проводимую им социально-экономическую политику (соответственно 58,7% и 53%). За досрочные выборы депутатов проголосовали 67,6% избирателей. Итоги референдума, означавшие победу президентских сил, углубили политический кризис.
Противостояние ветвей власти усилилось осенью 1993 г. К этому времени президентом и его советниками был подготовлен проект новой Конституции РФ. Однако парламентарии, стремясь ограничить всевластие президента, откладывали ее приятие. 21 сентября 1993 г. Б.Н. Ельцин объявлен о роспуске представительских органов власти- Верховного Совета народных депутатов. На 12 декабря были назначены выборы нового парламента. Часть депутатов отказались признать законность действий президента и заявила об отстранении его от власти. Был приведен к присяге новый президент – А.В. Руцкой, до того момента занимавший пост вице-президента РФ.
В ответ на антиконституционный президентский акт силами оппозиции в Москве были организованы демонстрации, в ряде мест возведены баррикады (2-3 октября). Была предпринята неудавшаяся попытка штурма мэрии и Останкинского телевизионного центра. Стремление изменить курс социально-экономических реформ объединило несколько десятков тысяч человек. В столице было объявлено чрезвычайное положение, в город введены войска. В ходе событий несколько сот его участников погибли либо получили ранения. С установлением единовластия президента начался слом действовавшей до тех пор системы Советов. В октябре 1993 г. были приняты несколько указов о реформе представительских органов власти и местного самоуправления. В соответствии с ними прекращалась деятельность Советов всех ступеней. Их обязанности передавались в руки местной администрации и выборных дум.
2. Конституция РФ 1993 г. о государственном
строе. Федеральные органы
Конституция РФ 1993 г. установила систему органов государственной власти, строящуюся на принципах демократизма, законности, республиканизма, федерализма и разделения властей.
Федеральное звено органов государственной власти составляют Президент, Федеральное Собрание, Правительство и суды. Президент занимает ведущее положение в системе государственных органов. Он является главой государства, выступает гарантом Конституции, прав и свобод гражданина и человека, определяет основные направления внутренней и внешней политики, представляет РФ внутри страны и на международном уровне, является Верховным Главнокомандующим Вооруженными силами государства. Президент избирается гражданами РФ на четыре года (с 2008 г. – на 6 лет) на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Им может быть избран гражданин РФ не моложе 35 лет, постоянно проживающий в РФ не менее десяти лет. Одно и то же лицо не может занимать должность президента более двух сроков подряд. Конституция РФ наделила президента широкими полномочиями. Во исполнение своих полномочий президент издает указы и распоряжения. Организационное обеспечение деятельности президента возлагается на его администрацию. Конструкция государственной власти в РФ позволяет отнести Президента к так называемым сильным президентам. В то же время в Конституции заложена система гарантий против узурпации им власти. Важнейшими из них являются избрание президента народом, ограничение срока его полномочий, недопустимость занятия поста президента более двух сроков подряд, а так же возможность отрешения его от должности (импичмент). В случае досрочного прекращения полномочий президента их временно исполняет председатель правительства.
Законодательная власть в Российской Федерации принадлежит парламенту — Федеральному Собранию, которое состоит из двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы. В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта РФ. Обновление Совета Федерации осуществляется путем ротации, определяемой выборами в органы власти субъектов РФ. К ведению Совета Федерации относятся: утверждение изменения границ между субъектами РФ; утверждение указов президента о введении военного и чрезвычайного положения; решение вопроса о возможности использования Вооруженных сил РФ за пределами её территории; назначение выборов Президента РФ и отрешение его от должности; назначение на должность судей высших судов РФ, Генерального прокурора, заместителя председателя Счетной палаты и половины её аудиторов. В сфере законодательного процесса Совет Федерации одобряет или отклоняет федеральные законы, принятые Государственной Думой. Государственная Дума состоит из 450 депутатов и избирается сроком на четыре года (с 2008 г. – на 5 лет). Депутаты Государственной Думы работают на профессиональной постоянной основе. Они не могут находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой. Для совместной деятельности и выражения единой позиции по вопросам, рассматриваемым Думой, её депутаты образуют фракции и депутатские группы. Основной задачей Государственной Думы является рассмотрение и принятие федеральных законов. Государственная Дума может быть досрочно распущена президентом. Совет Федерации и Государственная Дума заседают, как правило, раздельно. В целях предварительного рассмотрения и последующей доработки законопроектов члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы образуют различные комитеты.
Исполнительную власть в Российской Федерации осуществляет Правительство РФ. Оно состоит из председателя, его заместителей и федеральных министров. Формирование правительства входит в компетенцию Президента РФ. Он назначает с согласия Государственной Думы председателя правительства. Премьер представляет президенту предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти, а также предложения по персональному составу Правительства. Назначение на должность и освобождение от должности заместителей председателя правительства и федеральных министров производится президентом. Он вправе также принять решение об отставке правительства. Правительство РФ разрабатывает и представляет Государственной Думе бюджет, обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики, а также единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения и экологии, осуществляет управление федеральной собственностью, принимает меры по обеспечению обороны, государственной безопасности, реализации внешней политики, меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью.
Непосредственное руководство отдельными отраслями находится в ведении различных министерств и ведомств, подчиняющихся Правительству РФ и образующих вместе с ним систему федеральных органов исполнительной власти. Помимо правительства в эту систему входят: федеральные министерства, государственные комитеты, федеральные комиссии, российские агентства и федеральные надзоры. Правительство РФ относится к высшим органам, все остальные — к центральным. Министерство РФ — это федеральный орган исполнительной власти, проводящий государственную политику и осуществляющий управление в установленной сфере деятельности. Министерство руководит, как правило, определенной отраслью. Образование, упразднение и реорганизация федеральных министерств отнесены к прерогативе президента. Во главе федерального министерства стоит министр, который назначается на должность президентом по представлению главы правительства. Министры входят в состав правительства с правом решающего голоса. Федеральные министерства подчинены правительству и работают под его руководством. Силовые министерства, Министерство иностранных дел и Министерство юстиции подчинены непосредственно президенту. Государственный комитет РФ и Федеральная комиссия РФ — это федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие на коллегиальной основе межотраслевую координацию по вопросам, отнесенным к их ведению, а также функциональное регулирование в определенной сфере деятельности. Создание, ликвидация и реорганизация государственных комитетов и федеральных комиссий входят в компетенцию Президента РФ, а назначение на должность этих ведомств осуществляется Правительством РФ. Во главе них стоят председатели. Они не обладают правом решающего голоса на заседаниях Правительства РФ. Федеральная служба России, российское агентство, федеральный надзор России — это федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие специальные функции (исполнительные, контрольные, разрешительные, регулирующие и т.д.) в установленных сферах ведения.
Судебную
власть РФ составляют Конституционный
Суд РФ, Верховный Суд РФ и система
федеральных судов общей