Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 14:40, реферат
Актуальность обусловлена огромным значением Конституции в жизни всякого общества, ее принципиально особым местом во всей правовой системе. Данные факты вызывают необходимость всестороннего исследования Конституции в качестве самостоятельного объекта научного познания. В преамбуле Конституции называются шесть основополагающих целей, реализация которых является главной задачей государства. Они отражают суть всей конституционной реформы в России. Это: 1. утверждение прав и свобод человека, 2. утверждение гражданского мира и согласия в Российской Федерации, 3. сохранение исторически сложившегося государственного единства, 4. возрождение суверенной государственности России, 5. утверждение незыблемости демократических основ Российского государства, 6. обеспечение благополучия и процветания России.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Роль государства в современной России 5
2. Конституция РФ 1993 г. о государственном строе. Федеральные органы власти России 7
3. Представительные и исполнительные органы власти субъектов РФ. Местное самоуправление 11
4. Проблемы в становлении современной российской государственности 16
5. Современное управление России. Создание правовых основ новой российской государственности. 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 25
3. Представительные и исполнительные органы власти субъектов РФ. Местное самоуправление
РФ обладает уникальным федеративным
устройством. Из всех субъектов РФ республики
обладают самым высоким государственно-
Края, области
и города федерального значения как
субъекты РФ являются государственно-
Автономная
область и автономный округ представляют
собой исторически сложившуюся
национально-территориальную
Конституция
РФ предоставила всем субъектам РФ
независимо от их государственно-правового
статуса право создавать и
иметь свои органы государственной
власти. Конкретная их структура определяется
ими самостоятельно, но с учетом общих
принципов организации власти в РФ. В систему
органов государственной власти субъектов
РФ входят представительные и исполнительные
органы, а также органы судебной власти.
Представительные органы субъектов являются
органами законодательной власти, т. е.
фактически местными парламентами. Они
носят различные наименования и формируются
на основе всеобщих, равных и прямых выборов
при тайном голосовании граждан РФ, постоянно
проживающих на территории субъекта. Избираются
представительные органы, как правило,
на четырехлетний срок. Депутаты избираются
обычно по территориальным округам. К
полномочиям представительного органа
относятся: принятие конституции (устава)
и законов субъекта, внесение в них изменений;
утверждение региональных программ экономического,
социального и культурного развития, бюджета
субъекта, а также отчета о его исполнении;
установление налогов и сборов субъекта;
принятие решения об изменении статуса
субъекта, его границ и административно-
Органы исполнительной власти субъектов
РФ отличаются значительным разнообразием.
В республиках в систему
На территории субъектов РФ действуют разнообразные суды, но к органам судебной власти субъектов РФ относятся только конституционные суды республик, уставные суды других субъектов и мировые судьи. Конституционный суд республики является органом конституционного контроля и занимается разрешением дел о соответствии актов органов государственной власти республики и органов местного самоуправления республиканской конституции. Уставной суд края, области, города федерального значения, автономной области и автономного округа может создаваться субъектом РФ для рассмотрения вопросов соответствия местного законодательства Уставу субъекта, а также для толкования Устава. Мировые судьи относятся к судам общей юрисдикции.
Местное самоуправление — это самостоятельная деятельность населения по решению вопросов местного значения. Оно составляет одну из основ конституционного строя и является важной формой народовластия в РФ. В Конституции РФ особо оговаривается, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Организационное обособление местного самоуправления в системе управления обществом и государством представляет собой одну из важнейших гарантий его самостоятельности. Населенная территория, на которой осуществляется местное самоуправление, именуется муниципальным образованием. Им может быть город, поселок, станица, район, сельский округ, часть поселения. Учредительным актом муниципального образования является устав, принимаемый представительным органом местного самоуправления или населением на местном референдуме. В уставе указываются границы и состав территории муниципального образования; вопросы местного значения, относящиеся к ведению муниципального образования; формы осуществления местного самоуправления; структура и порядок формирования органов местного самоуправления, их наименование и полномочия, а также сроки осуществления полномочий органами и должностными лицами местного самоуправления; экономическая и финансовая основа осуществления местного самоуправления, общий порядок управления муниципальной собственностью; условия и порядок организации муниципальной службы; взаимоотношения органов местного самоуправления с органами государственной власти и другие вопросы. Местное самоуправление осуществляется гражданами в самых разнообразных формах. Представительный орган местного самоуправления состоит из депутатов, избираемых населением муниципального образования. Уставом муниципального образования может быть предусмотрена должность главы муниципального образования — выборного должностного лица. Органы местного самоуправления наделены правом осуществлять властные действия в решении вопросов местного значения. Полномочия органов местного самоуправления включают: 1) собственные полномочия, т. е. полномочия, закрепленные за органами местного самоуправления Конституцией РФ, федеральным законодательством и законами субъектов РФ; 2) отдельные государственные полномочия, которые в соответствии с законом могут передаваться органами государственной власти органам местного самоуправления. Органы местного самоуправления осуществляют свои полномочия в самых разнообразных сферах хозяйственной деятельности, социально-культурного строительства и в области охраны общественного порядка.
4. Проблемы в становлении современной российской государственности
Среди проблем становления новой российской
государственности можно выделить в первую
очередь проблемы государственно-
В современной России создается новый государственный строй, основные параметры которого провозглашены в Конституции Российской Федерации (1993). Согласно Конституции, Россия является демократическим государством с республиканской формой правления. В Конституции закреплены принципы разделения властей и верховенство закона (Россия — правовое государство). Однако на практике Конституция 1993 г. не столько закрепила, сколько провозгласила правовое российское государство. В этом отношении она является в большей степени программным документом, нежели Основным законом, поскольку не фиксирует соответствующих общественных отношений.
Хотя по Конституции Россия — это демократическое государство с республиканской формой правления, но в действительности мы имеем дело с «президентской республикой», в которой глава государства обладает огромными полномочиями по формированию Правительства и выработке основных направлений внутренней и внешней политики. Это приводит к тому, что многие решения главы государства зависят от компетенции окружающих Президента лиц, а Правительство России — мало самостоятельно и постоянно находится под угрозой роспуска.
Кроме того, некоторые аналитики считают, что, как и раньше, Конституция нужна властям, прежде всего, для защиты от своих политических противников.
В результате современное российское общество выглядит социально разобщенным и прежде всего по базовым ценностям. Идеи демократии для многих россиян стали в настоящее время синонимами всего плохого и поэтому не могут служить консолидирующим фактором.
Целый ряд проблем в становлении новой российской государственности существует в России во взаимодействии государства и индивида, государства и общества. Во взаимодействии государства и индивида можно выделить два аспекта проблем — правовой и социальный. Конституция провозгласила права человека и гражданина в России, которые на практике зачастую носят декларативный характер. Современное российское государство не обладает пока необходимыми ресурсами для того, чтобы быть непосредственным гарантом конституционных прав человека и гражданина в России.
Другой комплекс проблем возник во взаимоотношении государства и общества. В России еще не существует гражданского общества и перспективы его становления достаточно проблематичны. Это обусловлено тем, что, с одной стороны, государство традиционно стремится сузить сферу «гражданского общества» и охватить своим контролем как можно большее число общественных связей и отношений. С другой стороны, это обусловлено специфическим менталитетом россиян, который блокирует их гражданскую самостоятельность и инициативу.
Важной проблемой становления российской государственности выступают отношения государства к природным ресурсам страны. Попытки реформаторов путем либеральных реформ перевести Россию на путь инновационного развития провалились. Современное российское государство вынуждено ориентироваться на традиционный способ выхода из кризиса — мобилизационный путь развития за счет экстенсивного использования природных ресурсов (газ, нефть, лес, золото), внеэкономических способов эксплуатации рабочей силы (систематические невыплаты заработной платы) и внешних займов.
Целый ряд проблем возник в связи с взаимодействием российского государства и мирового сообщества. Кризис мирового коммунизма, распад СССР как мировой державы привели к серьезным геополитическим изменениям в мире. Биполярный мир превратился в монополярный. Единственной мировой державой остались США, хотя в последнее время наметилась тенденция становления нового геополитического центра в мире объединенной Европы.
5. Современное управление России. Создание правовых основ новой российской государственности.
Фактически свершившийся в декабре 1991 г. распад СССР, прекращение его существования как единого союзного государства, субъекта международного права и геополитической реальности, падение союзного центра остро поставили перед Российской Федерацией, как и перед другими республиками бывшего Союза, проблему обеспечения самостоятельного государственного существования, задачи становления новой российской государственности.
При этом приходилось одновременно строить новое государство, выводить из паралича механизмы управления в условиях крушения административно-командной системы и всеобъемлющего кризиса власти и общества, раздираемого экономическими, политическими и социальными противоречиями. Продолжающиеся во многом по инерции центробежные процессы, стремление ряда субъектов Российской Федерации к «суверенизации» ставили под вопрос само существование Российского государства как единого целого.
В связи с этим перед руководством страны, общественно-политическими партиями и движениями, заинтересованными в демократической и сильной России, остро встала задача поиска цивилизованной системы ее государственного устройства в условиях современных преобразований — перехода к социально ориентированной рыночной экономике и демократическим методам руководства, создания правовой основы российской государственности.
Это была, и остается, сложнейшая задача построения государства, которое не является собственностью исключительно одной политической силы и потому не диктует обществу, как ему жить, а лишь надежно и эффективно служит ему: устанавливает и гарантирует в нем порядок, охраняя от анархии и произвола; защищает от любых угроз извне; гарантирует комплекс социальных благ и прежде всего тем, кто сам не в состоянии реализовать предоставленные государством возможности.
Правовая основа российской государственности в конце 1991 - начале 1992 гг. была довольно противоречивой. Она базировалась на законах, унаследованных от СССР, и законах РСФСР как составной части Союза. Такая противоречивость конституционной базы России была объективно обусловлена ее эволюционным переходом к новым принципам построения государства, общества и взаимоотношений между ними.
В одном государственном организме сосуществовали и противостояли друг другу два несовместимых начала. Новое - президентская власть, федерализм, принцип разделения и взаимного ограничения властей, ответственности перед обществом. И старое - строгая иерархия системы Советов с ее монополией на все властные функции и коллективной ответственностью (т. е. безответственностью) за принимаемые решения.
Законодательное оформление новой российской государственности вначале шло постепенно, путем принятия отдельных поправок к действующей Конституции РСФСР, законов, деклараций, указов Президента РФ. Важным достижением в этом отношении была принятая в 1990 г. Декларация о защите прав и свобод граждан — основополагающий документ для дальнейшей работы над законодательством, обеспечивающим права человека. Постепенно стала уходить в прошлое государственная идеология, согласно которой, как пелось в песнях, «сегодня не личное главное, а сводки рабочего дня», «прежде думай о Родине, а потом о себе», когда утверждалось, что не государство должно служить человеку, а человек — государству.
В связи с реформированием социально-экономических отношений, стремлением создать социально ориентированную рыночную экономику были приняты законодательные акты, регулирующие новые отношения собственности, земельные отношения, предпринимательскую деятельность, приватизацию, банковскую сферу, гарантировавшие свободу средствам массовой информации. Важными шагами в правовом оформлении новой российской государственности стали начавшаяся судебная реформа, значительными вехами которой были учреждение Конституционного суда, арбитражных судов и суда присяжных, серьезное обновление уголовного и уголовно-процессуального законодательства, гарантирующего реальность презумпции невиновности.
Эти и ряд других законодательных актов снимали многие запреты, утверждали новые принципы, возможности и права. Однако они не обеспечивали четкого и комплексного регулирования, не всегда предусматривали механизмы их реализации, гарантии и ответственность.
Важно и то, что многие поправки к Конституции РСФСР, другие законодательные акты принимались в острой борьбе двух политических сил — реформаторов и контрреформаторов, которые в течение 1992-1993 гг. все более поляризовались. При этом все сильнее обострялось, особенно на федеральном уровне, противостояние между исполнительной властью и Советами. Тактика постоянного балансирования, поиска компромиссов с политическими оппонентами сдерживала создание новой российской государственности, временами вела к отступлению от курса реформ, к продлению болезненных эффектов переходного периода.