Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 18:49, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение истории принятия Конституции США 1787 года, ее основных особенностей.
Введение….……………………………………………………………………….3
Конституция США 1787 года: история создания, основные конституционные принципы……………………..5
Система высших органов государственной власти…………………….11
Билль о правах……………………………………………………………..21
Развитие конституционного права США в XIX – начале XX вв………24
Заключение……..………………………………………………………………….28
Список литературы………………………………………………………………..30
СОДЕРЖАНИЕ
Введение….……………………………………………………
Заключение……..…………………………………………
Список литературы……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Юридические основы правовой системы США были закреплены еще в XVIII в. в документе, который и по сей день является действующим «верховным правом» страны, – в Конституции США. Конституция США – по-своему уникальный документ. Принятая еще в 1787 г., она до сих пор определяет основы политико-правового устройства государства. При этом за более чем двухвековую историю ее действия в нее было внесено лишь 27 поправок. До настоящего времени сохранились не только «основные конституционные формы государства, сохранился дух, воплощенный тогда в чеканных строках Конституции»1. Хотя некоторые ее положения в настоящее время устарели и рассматриваются как анахронизмы, закрепленные в Конституции основы политики и сегодня имеют такую же силу, как и двести лет назад. Недаром эту старейшую из существующих ныне в мире конституций называют «юридической библией»2. В связи с этим изучение особенностей Конституции США 1787 года является актуальным сегодня.
Целью курсовой работы является изучение истории принятия Конституции США 1787 года, ее основных особенностей.
Достижение цели предполагает последовательную реализацию следующих задач:
Объектом курсовой работы является Основной закон (Конституция) США, принятый в 1787 году.
Предметом изучения выступают особенности Конституции США, основные этапы ее становления.
Работа основана на изучении текста Конституции, а также современной научной и учебной литературы по теме (учебников и учебных пособий по истории государства и права3, конституционному праву зарубежных стран4, монографий5 и статей6, посвященных отдельных проблемам американского конституционализма).
Структура работы обусловлена поставленными задачами и представляет собой последовательное рассмотрение обозначенных проблем в 4 главах работы.
К XVII веку на территории нынешних Соединенных Штатов Америки находилось 13 британских колоний, заселенных, главным образом, выходцами из Англии, Уэльса, Шотландии и Ирландии. Первая же английская колония на восточном побережье будущих США – форт Джеймстаун – была основана в 1607 г.
По мере экономического развития колоний и формирования местной буржуазии противоречия между колониями и метрополией возрастали и, в конце концов, вылились в войну за независимость, которая шла с 1775 по 1783 годы и завершилась подписанием мирного договора. Революционная война американского народа сопровождалась формированием армейских подразделений, которые, проводя решительные военные действия, уже в марте 1776 года заняли Бостон. В мае того же 1776 года был созван в Филадельфии 2-й Континентальный Конгресс представителей английских колоний, поднявшихся на борьбу за независимость. На этом Конгрессе был учрежден комитет для составления проекта Декларации независимости.
4 июля 1776 года после бурного обсуждения проекта Конгресс принял Декларацию независимости Соединенных Штатов Америки. В данной Декларации просматривается идея будущего объединения штатов в единое государство. Она выдвигалась от имени тринадцати штатов. Однако пройдет еще долгих 11 лет, прежде чем конфедерация США постепенно перерастет в федеративный союз7.
Постепенно в рамках слабого конфедеративного объединения 13 независимых штатов вызревали те экономические, социальные, идеологические и политические условия, которые подталкивали их к еще большему сплочению «вечного союза» – созданию единого государства. Так, в феврале 1787 г. Конгресс принял резолюцию о созыве в мае в Филадельфии специального конвента из делегатов, назначаемых штатами, с единственной целью пересмотреть статьи конфедерации. Однако конвент пошел дальше – он разработал и принял конституцию (заседание проходило при закрытых дверях с 14 мая по 17 сентября 1787 г.).
Конституция, естественно, отразила интересы социальных групп, представленных в конвенте: рабовладельцев, земельной аристократии, крупной буржуазии, т.е. собственников, отчетливо понимавших цели и задачи создаваемой ими конституционной системы. Состав конвента был немногочисленным. Из 74 делегатов, назначенных в него, лишь 55 участвовало в работе. К тому же целый ряд из них покинул конвент, и только 39 поставили свои подписи под текстом основного закона. Принятая 17 сентября 1787 года, Конституция США была передана в Континентальный Конгресс, который 28 сентября направил ее легислатурам (законодательный орган) штатов, где она и была в дальнейшем ратифицирована их конвентами. Для вступления ее в силу необходима была ратификация в большинстве штатов. Первым, одобрившим ее 7 декабря 1787 г., был штат Делавэр; девятым штатом стал Нью-Гемпшир, благодаря ратификации которого 21 июня 1788 г., этот документ вступил в силу8.
Конституция США построена по принципу разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Она весьма лаконична, многие ее статьи носят общий характер, отсюда исключительная важность ее толкования, являющаяся прерогативой Верховного Суда США.
В Конституции отсутствует какое-либо указание на капиталистический или иной характер общественного строя. Считается, что в этом нет необходимости, поскольку общество образуется из свободных людей, обладающих неотъемлемыми правами и совершающих любые не запрещенные законом действия. Совокупность этих прав и деятельности как раз и образует общественный строй, любая конституционная характеристика которого означала бы идеологическое принуждение людей к конкретному поведению, что отрицало бы их свободу9.
Структура Конституции достаточно проста. Она состоит из Преамбулы, 7 статей и 27 поправок. Статья I, состоящая из 10 разделов, посвящена законодательной власти, статья II (4 раздела) — исполнительной, статья III (3 раздела) — судебной, статья IV (4 раздела) — основам федерализма. Далее следуют короткие статьи о порядке принятия поправок к Конституции, о характере верховного права и обязанности для всех поддерживать Конституцию, о порядке вступления в силу Конституции.
Поскольку текст Конституции 1787 г. не содержал в себе отдельного раздела, посвященного гражданским правам и свободам, это вызвало недовольство демократически настроенных слоев населения, и в июне 1789 г. по предложению Д. Мэдисона были внесены 10 поправок к Конституции, ставших известными как Билль о правах. К декабрю 1791 г. поправки были ратифицированы штатами и вступили в силу. В настоящее время насчитывается 27 действующих поправок.
Конституция США принята от имени народа, в ней впервые в мире закреплена формула «Мы, народ Соединенных Штатов...». Народ осуществляет свою власть через избранных представителей в Конгрессе (представительная демократия) и избранного главу государства (Президент США). Демократическим путем формируются исполнительная и судебная власти. В качестве основы для определения взаимоотношений народа и государства признается положение, согласно которому народ является свободным и делегирует государственной власти только полномочия, закрепленные в Конституции, и только для охраны прав и свобод граждан.
США — договорная федерация, ее образовали ранее независимые штаты для решения общих дел. Федерация не является способом решения каких-либо национальных проблем (ни один штат не является государственно-национальным образованием), она рассматривается как разумная децентрализация власти и приближение ее к народу.
Правовое государство признается в США в форме «господства права» (rule of law state), что означает приоритет права и обязанность государства во всех своих действиях опираться на закон и другие правовые нормы. Правовое государство — в то же время конституционное государство, в котором все, и прежде всего органы власти, обязаны следовать, подчиняться Конституции, соблюдать ее и действовать в соответствии с ней. Часть 3 ст. VI устанавливает, что все должностные лица, как на федеральном уровне, так и на уровне штатов, обязаны поддерживать Конституцию. В этом видится фундамент конституционной законности и правопорядка, главная гарантия против злоупотреблений власти в отношении прав и свобод. Высший надзор за состоянием законности, в том числе и в деятельности государственных органов, осуществляет независимый суд10.
Конституция США относится к числу жестких или трудноизменяемых конституций. Об этом красноречиво свидетельствует число поправок, внесенных в ее текст. С 1791 по 1995 г. их было только 27, причем первые десять — Билль о правах — принимались одновременно, как единый, целостный акт. Таким образом, за более чем двухсотлетнюю историю Основной закон США фактически изменялся только 17 раз. Столь завидная стабильность Конституции предопределена не только пластичностью ее положений, о чем говорилось выше, но и, в не меньшей степени, крайне сложным порядком ее пересмотра.
Процедура принятия поправок к Конституции США установлена ее статьей V. Возможны две формы внесения поправок и две формы их ратификации штатами.
Поправки к Конституции могут быть предложены Конгрессом большинством в две трети голосов членов каждой из палат либо конвентом, который созывается по инициативе двух третей штатов. За всю историю Конституции США было инициировано 34 поправки, и все они были разработаны Конгрессом. Попытки отдельных штатов воспользоваться своим правом выдвижения конституционных поправок не дали результата: порог в две трети штатов, установленный статьей V Конституции, оказался слишком высоким.
Поправки должны быть ратифицированы легислатурами либо созванными для этой цели конвентами трех четвертей штатов. 26 поправок были ратифицированы легислатурами и только одна — XXI поправка — конвентами штатов11.
Почтенный возраст американской Конституции, ее лаконичность и формальная неподатливость изменениям обусловили отсутствие в ней многих институтов, ставших в настоящее время традиционными в общемировой практике конституционализма. Это основы правового статуса политических партий; характеристика государства как правового, светского, демократического, социального; многие права социального характера и т. д. Перечисленные пробелы восполняются актами Конгресса и Президента, конституционными обычаями, судебными прецедентами, огромное множество которых породило в американской доктрине понятие «живой конституции», соответствующей жизненным реальностям современного мира. Особенно важной является деятельность судов, прежде всего Верховного суда США, по осуществлению конституционного контроля и толкованию Конституции, в процессе которой ее положения подвергаются гибкой интерпретации сообразно потребностям общественного развития. В результате, как отмечают многие американские исследователи, буквальное толкование Конституции давно утратило смысл, оно попросту невозможно без учета судебных решений по конституционным вопросам. Не имея права ни принимать, ни отменять законы, а тем более конституционные нормы, именно суды тем не менее играют решающую роль в определении содержания действующей Конституции12.
Исторически первая писаная Конституция США – прогрессивный документ, поскольку она оказала влияние на вновь возникающие конституции многих стран мира. Эта конституция закрепила образование суверенного федеративного государства, возникшего в результате освободительной борьбы народа против британской короны, провозгласила принцип народного суверенитета, определила демократические принципы организации государственности: народное представительство, федерализм, республиканская форма правления, разделение властей и т.д. Наконец, она установила, что федеральное право имеет приоритет над правом штатов. Под влиянием этой Конституции стала распространяться доктрина конституционализма.
Таким образом, США в соответствии с Конституцией 1787 г. являются по форме правления президентской республикой, по форме политико-территориального устройства – относительно централизованной федерацией, страной с демократическим государственным режимом. Обратимся подробнее к системе органов государственной власти, закрепленной Конституцией.
Соединенные Штаты относятся к числу классических президентских республик, в которых взаимоотношения между президентом и парламентом строятся на основе разделения властей. Как и в других президентских республиках, Конституция США соединяет в руках Президента функции главы государства и главы исполнительной власти, ограничивает участие Конгресса в формировании правительства, отвергает ответственность правительства перед Конгрессом, не признает за Президентом право роспуска Конгресса, не допускает совмещения должностей в различных ветвях власти.
Система высших органов государственной власти по Конституции США представлена на схеме13:
В соответствии с Конституцией США исполнительную власть в федерации осуществляет Президент. Назначаемые им министры помимо управления своей отраслью выполняют роль советников Президента, составляя его кабинет с правом совещательного органа, но не являются самостоятельным правительством. Министры здесь лишены своего председателя (премьер-министра) – в этой роли выступает сам Президент. По обсуждаемым вопросам в кабинете Президента не требуется голосования – решения принимает сам Президент.
Среди руководимых Президентом ведомств встречаются и такие, которые имеют более важный статус, чем министерство, например, Совет национальной безопасности, ныне руководимый Вице- президентом. Кандидатура Вице-президента предлагается кандидатом в Президенты и выбирается одновременно с кандидатурой Президента от соответствующей партии. Вновь избранный Вице-президент замещает в случае болезни Президента, выполняет его отдельные поручения и постоянно председательствует в Сенате.