Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 18:49, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение истории принятия Конституции США 1787 года, ее основных особенностей.
Введение….……………………………………………………………………….3
Конституция США 1787 года: история создания, основные конституционные принципы……………………..5
Система высших органов государственной власти…………………….11
Билль о правах……………………………………………………………..21
Развитие конституционного права США в XIX – начале XX вв………24
Заключение……..………………………………………………………………….28
Список литературы………………………………………………………………..30
Президент и Вице-президент США до сих пор избираются в соответствии с Конституцией США косвенным путем – выборщиками сроком на четыре года. Одно и то же лицо не может быть избрано Президентом более двух раз подряд. Это правило распространяется и на Вице-президента.
В соответствии с записанными в Конституции полномочиями Президента, он представляет государство внутри страны и в международных отношениях, вправе заключать международные договоры с последующей их ратификацией Сенатом; он является главнокомандующим вооруженными силами и национальной гвардией. В соответствии с законом, который требует согласия Конгресса на использование американских вооруженных сил за рубежом, Президент принимает решения о ведении военных действий за пределами США14.
Не имея права досрочного роспуска Конгресса, Президент имеет по отношению к нему весьма существенные полномочия. Президент обращается к нему с ежегодными посланиями – «Послания о состоянии Союза». Они содержат изложение политических целей главы исполнительной власти; Послания рассматриваются как программа законодательной деятельности Конгресса. Из других полномочий Президента в отношении Конгресса можно выделить право главы государства созывать Конгресс на специальные сессии.
С согласия Сената Президент США назначает высших должностных лиц, министров, послов, судей Верховного Суда. Обычно простым большинством голосов Сенат утверждает назначения Президента. Вместе с тем бывают и случаи отказа в утверждении – главным образом, по моральным соображениям. Президент руководит огромным государственным аппаратом. Одновременно он несет ответственность за подготовку и исполнение государственного бюджета, по требованию (запросу) Конгресса представляет ему соответствующие документы. Он имеет право помилования, отсрочки приговоров, награждения медалями и другими знаками отличия (кроме орденов, так как их в США нет).
Весь сложный процесс деятельности главы государства во многом опирается на его правотворческую деятельность, которая проявляется в издании им указов, директив и исполнительных приказов, как правило, носящих нормативный характер.
Политической ответственности перед Конгрессом Президент не несет, но он может быть отстранен им от должности в порядке импичмента, в том случае если будет признан виновным во взяточничестве, измене и других тяжких преступлениях. Палата представителей Конгресса возбуждает эту процедуру, она же формирует обвинение, принимаемое большинством голосов списочного состава палаты. Затем документ, содержащий обвинение, передается в Сенат, который рассматривает дело по существу под председательством не Вице-президента, а председателя Верховного Суда США по правилам уголовного процесса с вызовом свидетелей, экспертов, представлением сторонами документов и т.д. и принимает решение. Это не простое решение Сената принимается тайным голосованием не менее 2/3 голосов от списочного числа сенаторов. В решении Сената говорится только об отстранении президента от должности или об отказе в этом. В случае отстранения Президента, он может быть затем привлечен к ответственности за уголовное преступление как обычное лицо.
В соответствии с Конституцией Конгресс США состоит из двух палат: Палаты представителей и Сената. Палата представителей избирается в составе 435 депутатов на два года по одномандатным округам, по которым, как правило, баллотируются два кандидата: от Республиканской и Демократической партий. Сенаторы избираются сроком на шесть лет, по два от каждого штата, обычно баллотируется список от названных партий. Однако в этом случае действует принцип ротации: треть сенаторов обновляется каждые два года.
Сенаторы и члены Палаты представителей являются профессиональными парламентариями, имеют свободный мандат, не могут быть досрочно отозваны избирателями. Их депутатский иммунитет ограничен: депутаты и сенаторы пользуются неприкосновенностью только во время сессии, на пути на сессию и обратно, но за тяжкие уголовные преступления, за измену и нарушение общественного порядка они могут быть арестованы. Депутаты пользуются индемнитетом – не несут ответственность за речи и голосование в парламенте15.
В соответствии с законодательством, каждая палата создает свои руководящие и внутренние органы. Так, заседаниями Палаты представителей руководит спикер, который всегда является представителем партии большинства; в Сенате председательствует Вице-президент. Спикер пользуется большими полномочиями: определяет повестку дня, назначает членов согласительной комиссии при разногласиях палат, руководит вспомогательным аппаратом палаты; он вправе применять меры взыскания к депутатам и т.д. Голосует же спикер только при равенстве голосов, тогда его голос – решающий. Напротив, председатель Сената не имеет столь существенных полномочий.
Обширные полномочия
Конгресса в Конституции
К числу общих полномочий Конгресса относятся финансовые: принятие бюджета, установление и взимание налогов, пошлин, сборов на территории США, решения о займах, об уплате государственного долга, чеканка монет, т.е. регулирование денежного обращения, определение стоимости денежных знаков США, установление наказаний за подделку ценных бумаг и монет; в области экономики: обеспечение благосостояния США, установление единицы мер и весов, регулирование вопросов банкротства, торговли с иностранными государствами и между штатами, регулирование почтовых служб, содействие развитию науки и ремесел; в области обороны: обеспечение обороны США, объявление войны, набор армии и флота и установление правил управления ими; в области охраны общественного порядка: создание полиции для исполнения федеральных законов, отражения вторжений и подавления мятежей; полиция вправе карать за морской разбой и тяжкие преступления в открытом море в соответствии с международным правом16.
В Конституции США также говорится и о других полномочиях Конгресса: издавать законы о приеме в гражданство (о натурализации), создавать подчиненные Верховному Суду федеральные суды, осуществлять исключительные законодательные полномочия для особого района местопребывания правительства, в федеральном округе Колумбия, где находится столица государства – Вашингтон.
Из всего вышесказанного следует выделить главную форму деятельности Конгресса США – законодательство. И надо особо подчеркнуть, что законодательная инициатива принадлежит здесь только членам обеих палат. Чтобы ускорить процесс прохождения закона текст законопроекта обычно вносят одновременно в обе палаты члены этих палат. Президент может вносить только законопроект о бюджете. Однако на деле политика в области законодательства определяется ежегодными посланиями Президента Конгрессу, а члены парламента нередко вносят законопроекты по поручениям исполнительной власти.
Представление о ныне действующей Конституции США нельзя получить и без знания основных направлений деятельности Верховного Суда США. В США в соответствии с Конституцией и законом о судоустройстве 1789 г. существуют две судебные системы: федеральная система и судебная система штатов. Они обе возглавляются верховными судами соответственно федерации и каждого штата. Одновременно судебная система федерации состоит из трех звеньев: Верховного Суда США апелляционных судов – 12-ти и 94-х окружных судов в специальных судебных округах. В федеральной системе существуют также специальные суды – таможенный, налоговый, военный, по претензиям к правительству и др. Создаются федеральные суды по решению Конгресса, их судьи назначаются Президентом с согласия Сената пожизненно.
Окружные суды общей юрисдикции рассматривают гражданские и уголовные дела по первой инстанции с применением федеральных законов. Апелляционные суды, создающиеся для обслуживания от 3 до 8 штатов, рассматривают жалобы на решения окружных судов, налоговых и претензионных судов. Что касается окружных таможенных судов, то для них существует специальный апелляционный суд.
Во всей судебной системе США главную роль играет Верховный Суд США, который состоит из девяти членов, включая председателя. Все они назначаются Президентом США с предварительного согласия Сената. Верховный Суд США выступает как первая инстанция по делам, где стороной являются дипломаты иностранных государств или штат. В основном же он выступает как апелляционная инстанция с элементами кассации – потому что как таковой отдельный институт кассации судебной системе США неизвестен.
Верховный Суд США, помимо указанных в основном законе полномочий, с 1803 г. присвоил себе право конституционного контроля: объявлять соответствующими или несоответствующими Конституции или недействительными акты Конгресса, Президента и штатов. Толкуя конституционные нормы, судьи Верховного суда, как и других судов, осуществляющих такой контроль в США, определяют судьбу правовых актов. Верховный суд США – наиболее влиятельный орган конституционной юстиции в капиталистическом мире. Верховный Суд США осуществляет только судебный контроль, связанный лишь с рассмотрением конкретного судебного дела, а не с особым иском о конституционности нормы. Начиная с 1803 г. до настоящего времени Верховный Суд США признал неконституционными около 130 положений законов.
Суды штатов формируются по-разному: судьи назначаются губернаторами, муниципальными властями, мэрами городов, председателями вышестоящих судов, избираются населением. Обычно муниципальными органами составляется список присяжных заседателей при активном участии различных объединений граждан, а для рассмотрения конкретного дела присяжные определяются по жребию.
Суды штатов могут рассматривать дела как по федеральным законам, так и по законам штатов. При этом следует помнить, что по обычным делам последней инстанцией является Верховный суд штата, а по вопросам конституционности – Верховный Суд США.
Судебная система в штатах, как правило, состоит из трех звеньев: 1) мировые судьи, которых нет на федеральном уровне и которые называются по-разному, – это судьи по делам несовершеннолетних, о сиротах, о наследствах, о безопасности дорожного движения, по трудовым спорам, иногда полицейскими судьями; 2) суды общей юрисдикции – суды графств, округов, которые одновременно являются апелляционными судами в штате; 3) верховный суд штата. В то же время в некоторых штатах действует только два звена, например, в штате Айдахо нет среднего звена.
Таким образом, американский вариант системы разделения властей базируется на следующих основополагающих началах.
Во-первых, все три «ветви» власти имеют различные источники формирования. Носитель законодательной власти – Конгресс – состоит из двух палат, формирующихся особым образом. Палата представителей избирается населением, Сенат – по первоначальному замыслу, легислатурами штатов (в 1913 г. в Конституцию была внесена поправка XVII, предусматривающая избрание сенаторов населением соответствующих штатов). Носитель исполнительной власти – Президент – избирается посредством косвенных выборов: коллегией выборщиков, которые в свою очередь избираются населением. Носитель судебной власти – Верховный суд – формируется совместно Президентом и Сенатом. Должностным лицам исполнительной ветви власти запрещается быть конгрессменами, и, наоборот, законодатели не вправе занимать должности в органах исполнительной власти.
Во-вторых, органы государственной власти, согласно Конституции, имеют различные сроки полномочий. Палата представителей избирается сроком на два года, Сенат каждые два года обновляется на одну треть, Президент избирается на четыре года, а члены Верховного суда и иные федеральные судьи занимают свои должности, «пока ведут себя безупречно», то есть пожизненно. Таким образом, продолжительность полномочий должностных лиц столь различна, что полную смену личного состава быстро произвести невозможно.
В-третьих, авторы системы «сдержек и противовесов» создали механизм, при котором все три ветви власти получились независимыми друг от друга, но взаимосвязанными, причем каждая из них ограничивалась двумя другими. Так, в соответствии с Конституцией, принятые Конгрессом законопроекты становятся законами только после их подписания Президентом. Президент имеет право отлагательного вето, которое может быть преодолено только в случае повторного одобрения опротестованных биллей и резолюций квалифицированным большинством в две трети голосов обе ими палатами. Конгресс, в свою очередь, вправе отклонять законопредложения Президента, вносимые им через свои креатуры в палатах (формально Президент не имеет права законодательной инициативы, но на практике, согласно обычаю, законотворческая деятельность предопределяется его ежегодными посланиями Конгрессу). Президент, кроме того, должен представлять на утверждение Сената многие из производимых им назначений и все заключаемые им договоры. Конгресс может также привлечь Президента к ответственности в порядке импичмента и, в случае признания его Сенатом виновным, отстранить от должности. Судебная власть вправе давать толкование Конституции и иных законов. Верховный суд как высший орган конституционного контроля вправе аннулировать как законы Конгресса, так и нормативные акты главы исполнительной власти. При этом сами судьи назначаются Президентом, утверждаются Сенатом и тоже могут привлекаться к ответственности Конгрессом17.
Конституционный механизм системы «сдержек и противовесов» в последующие столетия был существенным образом дополнен и даже изменен в процессе реального осуществления государственной власти. В нее были интегрированы многочисленные институты и учреждения, которые либо вовсе не существовали к моменту принятия Конституции, либо находились в зачаточном состоянии и не были предусмотрены учредителями Основного закона США18.
В целом, подчеркивает О.А. Жидков, «нельзя не видеть, что установление четких конституционных рамок для «разделенных» государственных властей составляло предмет особой заботы «отцов-основателей» США… они с достаточной долей политической прозорливости решили задачу создания самостоятельных, но вместе с тем эффективно контролирующих друг друга конституционных федеральных органов. Но сделано это было по ряду причин в самом общем виде»19. Конституция США не детализирует особенности взаимоотношений различных общественно-политических институтов, не разграничивает подробно функциональную компетенцию между тремя ветвями власти: «Учредители Конституции исходили из того, что сами понятия «исполнительная власть» и «судебная власть» предполагают соответствующие им функциональные назначения – исполнение законов и осуществление правосудия. Что же касается предметов правового регулирования этих двух ветвей власти, то о них не сказано ни слова. Исключение Конституция делает только для конгресса, которому вручаются законодательные полномочия…»20.