Конституция США 1787 года

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 18:49, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение истории принятия Конституции США 1787 года, ее основных особенностей.

Содержание работы

Введение….……………………………………………………………………….3
Конституция США 1787 года: история создания, основные конституционные принципы……………………..5
Система высших органов государственной власти…………………….11
Билль о правах……………………………………………………………..21
Развитие конституционного права США в XIX – начале XX вв………24
Заключение……..………………………………………………………………….28
Список литературы………………………………………………………………..30

Файлы: 1 файл

Курсовая работа_Конституция США.doc

— 352.50 Кб (Скачать файл)

 

  1. Билль о правах

 

Конституция наметила только общие очертания конституционного устройства США, становление и развитие которого в дальнейшем определялись не только буквой Основного закона, но и потребностями политической практики.

4 февраля 1789 г. были проведены первые президентские выборы, а 6 апреля 1789 г. состоялась сессия первого Конгресса США. Перед вновь сформированными федеральными органами стояло много задач, в ряду которых наиболее важными были создание новой системы федеральной власти, обеспечение государственного бюджета и внесение поправок в Конституцию.

Еще в процессе ратификации Основного закона многие штаты потребовали дополнить  его текст «биллем о правах». На ратификацию штатам было направлено 12 поправок, 10 из которых вступили в силу 15 декабря 1791 г.

Первые 10 поправок, составившие так называемый Билль о правах, не были инкорпорированы в основной текст Конституции.

Первоначальный  текст Конституции закреплял немногие права и свободы. В частности, он предусматривал действие привилегии habeas corpus, право на суд присяжных, запрет на принятие биллей об опале и законов с обратной силой, недопущение религиозной дискриминации при вступлении на федеральные должности.

Этот пробел был восполнен Биллем о правах, который дополнил конституционное  право США широким спектром прав и свобод:

1-я поправка к Конституции США (1791 г.) провозглашала политические свободы: слова, печати, собраний, свободу совести.

2-я закрепляла  за гражданами право носить  и хранить оружие, связывая это  право с необходимостью иметь народное ополчение для защиты государства.

3-я поправка (1791 г.) запрещала постой солдат  в мирное время без согласия  владельцев частных домов. 

4-я – закрепляла право граждан на неприкосновенность личности, жилища, имущества. Запрещались незаконные аресты и обыски; последние возможны только на основании ордера при наличии достаточных оснований.

5-я поправка содержала запреты на повторное уголовное преследование за одно и то же преступление, на принуждение человека к даче показаний против самого себя, на применение санкций против человека без надлежащей правовой процедуры, запрет на безвозмездное отчуждение частной собственности для общественного пользования.

Привлечение к  уголовной ответственности за тяжкое преступление должно осуществляться только расширенной коллегией присяжных.

6-я  поправка (1791 г.) закрепляла процессуальные гарантии и права обвиняемого: право на скорый и публичный суд присяжных, право знакомиться с сущностью и основаниями обвинения, право на очную ставку, на вызов свидетелей со своей стороны и на помощь адвоката.

7-я  поправка устанавливала право на рассмотрение гражданских дел судом присяжных.

8-я - запрещала при уголовном преследовании требовать чрезмерные залоги, налагать чрезмерные штрафы, жестокие и необычные наказания.

9-я  поправка устанавливала, что перечисление в Конституции конкретных прав граждан не должно толковаться как отрицание иных, не упомянутых в ней прав народа.

10-я поправка, принятая так же как и предыдущие  в 1791 году, сохраняла за штатами  все те полномочия, которые не  отнесены Конституцией к ведению федерации21.

Говоря о  значении данного документа для  развития конституционного права США, В.И. Лафитский отмечает:

Первое. Билль  о правах обеспечивал защиту только от произвола федеральных властей. Нарушения прав и свобод со стороны  штатов под действие Конституции США не подпадали.

Второе. Этот документ заложил основы единой по своей сути конституционной системы защиты прав и свобод. И по содержанию, и по стилистике федеральный Билль о правах немногим отличался от деклараций или биллей о правах отдельных штатов.

Третье. Билль  о правах в полном согласии с естественно-правовой доктриной оставил перечень прав и свобод открытым. Само перечисление в Конституции отдельных прав, как было сказано в IX поправке, не означало ни отрицания, ни умаления других прав, оставшихся за народом22.

Разработка  и принятие Билля о правах укрепили конституционные основы новой власти.

В 1795 году была принята еще одна, 11-я поправка к Конституции, закрепившая иммунитет штата от исков граждан других штатов или иностранных государств.

 

 

  1. Развитие конституционного права США в XIX – начале XX вв.

 

В XIX – начале XX вв. в Конституцию 1787 года был также внесен ряд поправок, которые приблизили Основной закон США к современному виду. Как правило, принятие той или иной поправки было предопределено определенными историческими событиями, борьбой определенных категорий населения за расширение своих прав.

Поправка XII, принятая в 1804 году, устанавливала, что голосование в коллегии выборщиков за кандидатов на посты Президента и Вице-президента должно проводиться раздельно. Было предусмотрено также, что кандидат в Вице-президенты должен отвечать тем же требованиям, которые предъявляются к кандидатам в Президенты23.

К середине XIX века одним из важнейших препятствий на пути поступательного развития США была сохраняющаяся проблема рабства. Полностью решив политическую задачу – завоевание независимости, – американская революция не довела вторую задачу – социально-экономическую – до конца. Рабство негров было запрещено или ограничено лишь в северных штатах. Но в южных штатах рабство не только не было уничтожено, а даже стало с конца ХVIII века распространяться на новые территории. Сохранение плантационного рабовладельческого хозяйства на Юге Соединенных Штатов по мере развития капитализма входило во все большее противоречие с интересами демократического Севера.

Первое крупное  столкновение произошло в 1820 г. в  связи с принятием нового штата Миссури, что грозило нарушить сложившееся в Союзе равновесие (11 рабовладельческих штатов и 11 свободных). Попытка найти компромиссное решение (принимать сразу по два штата: один рабовладельческий, другой – свободный, провести границу между рабовладельческими штатами и свободными) не увенчалась успехом. Конфликт завершился гражданской войной 1861 – 1864 гг.

Победу одержал  промышленный Север после того, как правительство А. Линкольна решилось в 1862 г. на издание законодательных актов – Закона о гомстедах (бесплатное наделение землей всех желающих, не воевавших на стороне южан) и Прокламации об освобождении рабов. Эти документы превратили войну в подлинную демократическую революцию.

Победа Севера привела к ликвидации рабства, окончательно утвердился «американский путь» развития. И в этом смысле гражданская война 1861 – 1864 гг. может считаться продолжением и завершением революции, начатой войной за независимость24.

Итогом Гражданской  войны был второй цикл поправок к Конституции США 1787 г. (XIII, XIV, XV поправки) и введение равноправия граждан перед законом и судом, окончательно утвердилось всеобщее мужское избирательное право.

Институт рабства упразднили XIII поправкой к Конституции, ратифицированной в 1865 г. (поправка запретила рабство и подневольную работу, за исключением случаев лишения свободы по суду)25.

Поправка XIV (1868 г.) предоставляет права гражданства всем лицам, которые родились или были натурализованы в США, запрещает штатам ограничивать права и привилегии граждан США, лишать жизни, свободы или собственности без надлежащей правовой процедуры, отказывать в равной защите со стороны законов. Предусмотрены также гарантии избирательных прав, введен запрет на занятие государственных должностей для лиц, участвовавших в войне на стороне конфедерации, урегулирован вопрос о выплате займов, заключенных штатами в ходе Гражданской войны. Особое значение имела следующая ее норма: «Ни один из штатов не должен издавать или применять законы, которые ограничивают привилегии и льготы граждан Соединенных Штатов... лишать какое-либо лицо жизни, свободы или собственности без надлежащей правовой процедуры... отказывать какому-либо лицу в пределах своей юрисдикции в равной защите на основе законов».

И, наконец, XV поправка к Конституции, ратифицированная в 1870 году, ввела запрет на отказ в предоставлении избирательных прав гражданам США по причине их расы, цвета кожи либо прежнего пребывания в рабстве.

Ряд поправок к  американской Конституции был принят в начале XX века, что также было во многом вызвано требованиями времени.

Поправка XVI (1913 г.) закрепляет право Конгресса устанавливать  налоги с доходов, не распределяя  эти налоги между штатами и  без учета численности их населения.

Поправка XVII (1913 г.) вводит прямые выборы сенаторов (до этого сенаторы избирались легислатурами штатов).

Поправка XVIII (1919 г.) ввела в стране «сухой закон».

Поправка XIX (1920 г.) запрещает ограничивать право  голоса по признаку пола.

Поправка XX (1933 г.) устанавливает новые сроки вступления в должность Президента и начала работы Конгресса нового созыва (соответственно, с 20 и 3 января года, следующего за годом выборов). Предусмотрено также право Конгресса принимать законы, определяющие порядок исполнения обязанностей Президента в том случае, если Президент и Вице-президент не отвечают требованиям к кандидатам на должность либо их должности становятся вакантными.

Поправка XXI (1933 г.) отменила «сухой закон», введенный в 1919 г26.

Во второй половине XX века также был принят ряд поправок, которые сформировали образ современной Конституции США. Основные поправки к американской Конституции за весь период её существования представлены на схеме27:

 

Таким образом, формирование Конституции США современного вида происходило в течение длительного (200-летнего) периода. Внесение каждой поправки в Основной закон было вызвано, как правило, нуждами времени.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Значение Конституции США неоднозначно для различных периодов истории этой страны. В свой начальный период она носила исторически прогрессивный характер, поскольку способствовала развитию новых, капиталистических производственных отношений. Ее влияние на конституционный опыт других стран заметно до сих пор, и особенно на основные законы латиноамериканских государств (построение органов государственной власти, распределение между ними компетенции, похожая компетенция Верховного Суда, элементы федерализма). В настоящее время Конституция США выглядит как умеренно-демократический документ, по многим параметрам демократии уступающий основным законам стран Западной Европы и других регионов современного мира. И, тем не менее, обеспечив правовую защиту механизма реализации принципа «разделения властей», а также системы «сдержек и противовесов», Конституция США смогла обеспечить и свою собственную защиту, что нашло подтверждение в ее более чем 200-летней истории.

Для американских граждан Конституция – это  не просто закон: она – некий национальный символ. В.А. Власихин отмечает: «Так называемый средний американец может и не ориентироваться в деталях судебного  толкования конституции, а в большинстве своем американцы мало знают конкретное содержание ее положений. В политико-правовом сознании американца, однако, само понятие «конституция» есть некий единый эталон справедливости и добра… символ веры»28. Как подчеркивает А.Х. Саидов, в Соединенных Штатах «ни один человек, ни одна ветвь власти – ни Президент, ни Конгресс, ни полицейский на перекрестке – не имеют права игнорировать Конституцию»; ее текст и ее правила – это верховный закон страны29.

Конституция США  является самой старой из действующих писаных конституций в мире. Она закрепила форму правления, систему высших органов государственной власти, права и свободы граждан, основы федерализма. Первая в мире демократическая конституция, несмотря на многие анахронизмы, и поныне почитается гражданами своей страны, видящими в ней высшую гарантию для общества, основанного на свободе.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Власихин, В.А. Американский конституционализм / В.А. Власихин // США на рубеже веков. - М., 2000. – С. 126 – 148.
  2. Диасамидзе, Д.М. Сущность и особенности Конституции США / Д.М. Диасамидзе // Известия высших учебных заведений. Правоведение. – 2009. - №2. – С. 101 – 105.
  3. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебник: В 4 т. Т. 4. / Отв. ред. проф. Б. А. Страшун. – М., 2001. – 656 с.
  4. Конституционное право зарубежных стран / Под ред. М.В. Баглая. – М., 2004. – 832 с.
  5. Кудинов, О.А. История государства и права зарубежных стран / О.А. Кудинов. – М., 2004. – 305 с.
  6. Лафитский, В.И. Основы конституционного строя США / В.И. Лафитский. – М., 1998. – 272 с.
  7. Марченко, М.Н. Конституция и политическая система / М.Н. Марченко // Конституция США: История и современность / Под ред. А.А. Мишина, Е.Ф. Язькова. - М., 1988. – С. 172 – 190.
  8. Мишин, А.А. Конституция США – первая писаная буржуазная конституция / А.А. Мишин // Конституция США: История и современность / Под ред. А.А. Мишина, Е.Ф. Язькова. - М., 1988. – С. 62 – 74.
  9. Мишин А.А., Власихин В.А. Конституция США: политико-правовой комментарий / А.А. Мишин, В.А. Власихин. – М., 1983. – 213 с.
  10. Никифорова Н.А. История государства и права зарубежных стран / Н.А. Никифорова. – М., 2007. – 160 с.
  11. Петрова, Е.А. Конституционные основы правовой системы США / Е.А. Петрова // Теория и практика общественного развития. – 2010. - №4. – С. 182 – 186.
  12. Саидов, А.Х. Сравнительное правоведение (основные правовые системы современности) / А.Х. Саидов. - М., 2007. – 510 с.
  13. Соединенные Штаты Америки: Конституция и законодательные акты / Сост. В.И. Лафитский. - М., 1993. – 766 с.
  14. Чепурнова, Н.М. История государства и права зарубежных стран / Н.М. Чепурнова. – М., 2007. – 198 с.
  15. Чудаков, М.Ф. Конституционное право Соединенных Штатов Америки: Основные институты / М.Ф. Чудаков. - Минск, 2003. - 574 с.

Информация о работе Конституция США 1787 года