Контрольная работа по "Истории государства и права Украины"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 17:52, контрольная работа

Описание работы

І. Римское право и законодательство Украины – России (X – XX вв.)
1. Влияние римского права на законодательство Киевской Руси, Украины, России (X – XV вв.)
2. Рецепция римского законодательства в российское и украинское право (XVI – XXІ вв.)
3. Римское право в независимой Украине.

Файлы: 1 файл

Контрольная.doc

— 116.00 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

МОЛОДЕЖИ  И СПОРТА УКРАИНЫ

ДОНЕЦКИЙ  НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ЭКОНОМИКО-ПРАВОВОЙ ФАКУЛЬТЕТ 
 
 
 
 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

ПО ИСТОРИИ  ГОСУДАРСТВА И ПРАВА УКРАИНЫ

ВАРИАНТ 26 
 
 
 
 
 

                                         Студентки ІІІ курса группы «Д»

                                         Заочной формы с  сокращенным

                                         сроком обучения

                                         Шаховой А. Л. 
 
 
 
 

Донецк - 2011

     І. Римское право и законодательство Украины – России  (X – XX  вв.)

     1. Влияние римского права на законодательство Киевской Руси, Украины, России (X – XV вв.)

     2. Рецепция римского законодательства  в российское и украинское право (XVI – XXІ вв.)

     3. Римское право в независимой Украине.

     1. Византийское правовое наследие - новая исследовательская тема, возникшая на стыке исследований международных политических и культурных связей в Европе с одной стороны и политического и правового развития Руси в периоды раннего и развитого феодализма, с другой. Постановка ее связана с современным этапом развития исторической науки, после работ, посвященных раскрытию общественного и государственного строя Древней Руси и ее международных связей. Изучались источники, возникшие самостоятельно на местной раннеклассовой основе, как «Русская Правда», или на широкой основе, которые не отразили местные древние правовые нормы, как договоры с Византией, княжеские церковные уставы и уставные грамоты. Эти исследования позволяют показать уровень развития древнего права Киевской Руси, его характерные черты по сравнению с правом других народов в средние века, стоявших на приблизительно том же уровне общественного развития.

     Рецепция  римского частного права, которая началась в Х-ХІІ вв. и охватила практически всю Европу, называется прямой рецепцией римского права. Кроме того, есть еще и косвенная (производная) рецепция, которая происходит путем заимствования римских правовых идей и правовых решений не из первоисточников, а из тех систем права, где рецепция состоялась раньше. Опосредованная рецепция характерна для бывших европейских колоний, стран, которые в силу определенных обстоятельств оказались на обочине общих тенденций развития европейского законодательства, устанавливалась путем комбинирования римских и национальных принципов.

     В XIX в. существовали три основные концепции, которые характеризовались степенью влияния римского права на российско-украинское законодательство:

     1) российско-украинское право развивалось отдельно от римского. Этих взглядов придерживались С. А. Муромцев, Ф. Леонтович.

     2) российско-украинского право полностью заимствовано с римского, такой позиции придерживался К. Д. Кавелин и другие. Сторонники этой концепции считали, что российское право является продуктом римского права и его истоки кроются в римской и византийской традиции.

     3) на определенных этапах развития  российское право заимствовало  отдельные римские институты  и понятия. На этой позиции  основаны взгляды Н. Рождественского, Н. Л. Дювернуа, А. М. Гуляева. Дювернуа и другие представители третьей концепции, анализируя древнерусские правовые источники, пришли к выводу, что в определенные периоды истории российско-украинского права обнаруживаются следы римского влияния.

     Современная правовая наука придерживается третьей  концепции, отмечая при этом, что  доминирующее влияние римское право  оказало на гражданское законодательство. Выделяют два этапа влияния римского права на украинское и российское законодательство: начиная с X в. на отечественное право оказывали влияние положения византийского законодательства, а с эпохи Петра I - западноевропейского. Своеобразие  влияния римского права на Россию и Украину заключалось в том, что Кодекс и Дигесты Юстиниана проникли в Киевскую Русь в Х-ХІІ вв. из Византии вместе с христианством. Элементы византийского права начали проникать на Русь еще в начале Х века, в связи с заключением русско-византийских договоров 911 и 945 гг. Договор, подписанный великим князем Олегом с византийскими императорами Львом и Александром в 911 г. включал в себя измененные нормы римского процесса о судебных доказательствах. С этих пор клятва, присяга, розыск, показания свидетелей начинают фигурировать в законодательстве Киевской Руси в виде судебных доказательств. В этот договор также вошли нормы римского наследственного права. Впервые для права древнерусского народа была определена разница между наследованием по закону и наследованием по завещанию. После 988 г. Князем Владимиром Святославовичем была предпринята попытка ввести в действие на Руси непосредственно византийского свода законов VHI века - Эклоги. В частности, именно этим документом предусматривалось введение системы физических наказаний за преступления, вплоть до смертной казни, взамен действовавших судебных штрафов - "вир". Однако попытка стремительного перехода к византийской системе уголовного наказания потерпела неудачу, возможно из-за опустения княжеской казны в связи с отсутствием важного источника дохода - вирных платежей. Позднее, римское право более осторожно вводилось с учетом русского обычного права - в Правде Ярослава и других документах. Однако, если княжеские своды хотя и ссылались на греческие, т.е. византийские законы, но преимущественно опирались на местное, обычное право, то православная церковь была наиболее последовательным проводником римско-византийского права. Наиболее древние пласты брачного, обязательственного и налогового права именно в этот период активно заимствовались из Дигест и Кодекса Юстиниана. Многие судебники древней Руси прямо ссылаются на греческие переводы Corpus iuris civilis Юстиниана, заимствуя порой как систему, так и отдельные юридические нормы. Известны также, древнейшие переводы на русский язык отдельных Новелл Юстиниана, выдержек из его Кодекса и Дигест, собранных, в частности, в знаменитом своде церковного права, так называемой "Кормчей книге" XII в. Вообще известно, что церковные суды, напрямую руководствовавшиеся нормами римско-византийского права, имели довольно обширную юрисдикцию, распространявшуюся и на лиц, не принадлежавших церкви, активно вмешиваясь, таким образом, в гражданское судопроизводство.

     Древнейшей  памяткой древнерусского права является «Русская правда", положения которой  имеют несомненное сходство с  положениями римского права в  его византийской интерпретации, что свидетельствует о рецепции отдельных законов с византийского (греческого) законодательства. Например, статья XXI "Руськой правды" преусматривает: "Якщо кредитор буде вимагати своїх грошей з боржника, а останній заперечує, то позивач-кредитор закликає свідків. Якщо вони заприсягнуться у справедливості його вимог, той, хто дав позику, бере свої гроші і ще три гривні на додачу". Но рецепция возможна только тогда, если уже сложилась правовая система, нуждающаяся в такой рецепции. Первые письменные источники Древней Руси показывают существование отлаженной развитой системы права. Например, первое летописное упоминание об институте опеки относится к 879г.: «Умерши Рюрикови, предаст княжение Олгови от рода ему суща, вдав ему сын своей на руця Игоря, бысть бо дщетеси вельми», т.е. Рюрик определяет сыну опекуна из числа родственников. Русская Правда (ст.99) определяет, что «если после смерти отца в семье остались малые дети, и мать выходила вторично замуж, то опекуном их назначается один из ближайших родственников или им мог быть отчим». Сам факт рецепции стал возможным и из-за знакомства с различными правовыми источниками иностранного права. Наукой установлено, что на Руси, со времен Ярослава Мудрого, существовал определенный мощный переводческий центр. Объем деятельности центра неизвестен, но, возможно, переводились многочисленные книги правового характера. На это указывают отдельные исследования. Так, А.Я. Ефименко считала, что Ярослав, посредством чтения проникался христианством, а вместе с тем и римско - византийскими понятиями о государственном строе и своих обязанностях как христианского правителя. Это нашло отражение в Русской Правде. «Русская Правда» - свод юридических положений, частью заимствованных из правовых понятий, господствующих в жизни, частью из византийского права[11]. Вторая волна влияния римского права на Россию связана с падением Константинополя в 1453 г. и гибелью Восточной римской империи. Русскими царями были унаследованы некоторые принципы и положения публичного римско-византийского права. Таким образом, начиная с Х в., в Киевской Руси шло заимствование римского права и осуществлялось оно через Восточную Римскую империю. 

     2. Более заметным и широким было влияние римского права в законодательстве позднего времени. Прежде всего, это касается Литовских уставов, которые заменили "Русскую правду". Так Уставу 1566 года своим структурой и многими положениями подобны Дигесты и Кодекс Юстиниана. Еще большее влияния римского права сказалось на Уставе 1588 года, в котором детально урегулированы частная собственность на землю и значительное внимание уделено договорному праву.

     Литовские уставы представляли собой общие кодексы Литовского государства, в состав которой тогда входила Украина. Их источниками были текущее литовское законодательство и судебная практика, положения римского, немецкого, польского, а также обычного права Литвы, Польши и Украины. Если же немецкое и польское право того времени формировалось под значительным влиянием римского права, то, очевидно, можно говорить о рецепции римского права в Украине в XVI в. Особенностями, этой рецепции стало то, что она проходила путем посредничества древнерусского права, которое в свою очередь, как отмечалось, испытало определенное влияние византийского (опосредованного - римского) права, и через немецкое и польское право, подвергшихся воздействию римского значительно раньше.

     После присоединения в 1654 г. Украины к России западная ориентация Украины не просто не сократилась, а наоборот, Украину, как часть России нередко рассматривали как такую, которая в значительной степени принадлежит Востоку. В сложившейся ситуации, определяя возможности рецепции римского частного права, надо учитывать отношение к этому вопросу в России. Вместе с тем следует отметить, что определенную самостоятельность в формировании права, Украина сохраняла до завершения процесса окончательного присоединения ее к России, к формированию общеимперского законодательства.

     Так вначале XVIII в. при составлении "Прав, за якими судиться малоросійський народ" были использованы Литовские уставы, римские и германские источники, польское законодательство, обычное право Украины и судебная практика. В 1743 г. комиссия представила законопроект, который, однако, не устраивал царское правительство своей самобытностью, отличием от тогдашнего российского законодательства, а потому закон не был принят, хотя фактически применялся к формированию единой имперской системы законодательства.

     Влияние римского частного права на содержание " Прав, за якими судиться малоросійський народ " было очевидним. Оно проявлялось в разделах о владении, право собственности и сервитути, в правовом режиме движимых и недвижимых вещей, первичных и производных способах приобретения собственности, в защите права собственности виндикационним иском, в положениях обязательственного права и тому подобное. Как отмечалось, «Права, за якими судиться малоросійський народ» хоть и не вступили в законную силу, но фактически применялись вплоть до тех пор пока Сводом законов Российской империи не было формально запрещено применение местного законодательства.

     Впрочем, независимо от этого запрета и  создания имперского свода законов  чувствовалась потребность в  обновлении законодательства, которое, хотя фактически применялось, однако не соответствовало потребностям времени, особенно требованиям регулирования экономических отношений. Поэтому еще в процессе создания проекта свода появилась книга «3ібрання малоросійських прав» 1807 года, которая интересна, прежде всего, тем, что отражала влияние идей и решений римского частного права. У последнего было заимствовано не только ряд структурных элементов, институтов и правовых решений, но и принципиальный подход - насыщенность и гибкость норм. Вторая охватывала нормы «3ібрання малоросійських прав», состояло из трех частей и структурно фактически шло по институционной системе (с некоторыми отличиями относительно наследования). Первая часть была посвящена определению правосубъектности, брачно-семейным отношениям и опеке обязательственного права, третья - вещные права вместе с наследственными. В регулировании вопросов правоспособности, прав, частной собственности, сервитутов, ипотеки, владения и т.д. чувствовалось влияние идей, характерных для буржуазного общества. Еще больше влияние было заметно в нормах обязательственного права, предусматривалось хорошо урегулированная система договоров, призванная обслуживать товарный оборот. Характерной чертой договорного права была свобода договоров, которые заключались по инициативе сторон и в результате их свободного волеизъявления. Заключение сделки при наличии пороков воли влекло за собой недействительность. Итак, оценивая общую тенденцию развития гражданского права Украины в XIX в., можно отметить существенное влияние римского права и определить ее как частичную и производную рецепцию в форме заимствования законодательных решений других стран. Частичной она называется потому, что воспринимаются не все, а часть идей и решений. Производной - ибо восприятие римского права происходит не непосредственно из первоисточников, а через другие системы права, где эти первоисточники уже интерпретированы в соответствии с местными потребностями.

     Поскольку Украина долгое время входила  в состав Российской империи, надо также  уделить внимание вопросам влияния римского права на право России. При этом следует иметь в виду, что проникновение римского права здесь могло происходить двумя путями: через Церковь и через светское законодательство. Анализируя книгу Х Сводов 3аконов Российской империи, стоит обратить внимание на то, что в нормах семейного и наследственного права выделяется местное обычное право, скорректированного православной (византийской) традицией. Что касается вещных прав, обеспечения обязательств, отдельных видов обязательств, возмещение ущерба и т.д., то можно заметить некоторое влияние римского права, хотя в значительной степени «отредактированное» немецкой правовой мыслью.

Информация о работе Контрольная работа по "Истории государства и права Украины"