Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 17:52, контрольная работа
І. Римское право и законодательство Украины – России (X – XX вв.)
1. Влияние римского права на законодательство Киевской Руси, Украины, России (X – XV вв.)
2. Рецепция римского законодательства в российское и украинское право (XVI – XXІ вв.)
3. Римское право в независимой Украине.
Но с первого взгляда, проникновение римской правовой мысли в право Российской империи было незначительным, необходимо кметь ввиду, что монизм ортодоксальной имперськой цивилистики существенно нарушался местным законодательством, которое в значительной степени сформировалось под влиянием яке значною мірою склалося від впливом (прямым або опосредованым) римського права. Так, в Царстве Польском действовал Кодекс Наполеона; в Остзейских губерниях, среди других источников, — римське право; в Финляндии — Шведский кодекс 1734 г.; в Бессарабии — Шестикнижие Арменопуло, Свод Юстиниана и Базилики; в Черниговской и Полтавской губерниях — Устави Великого княжества Литовского.
Однако еще важним для распространения влияния римского права в Империи была практика Правительственного сената и быстрое развитие российской романистики и укрепление ее позиций после 1861 г. Во второй половине XIX - начале ХХ в. издаются труды выдающихся романистов: Н. П. Боголепова, С. А. Муромцева, И. А. Покровского, В. М. Хвостова и многих других. Активные исследования вопросов римского права проводятся в настоящее время также в Киевском университете св. Владимира и Новороссийском университете.
После
октябрьского переворота 1917г. в России
все правовые решения определялись советской
доктриной. Первые годы советской власти
характеризуются разрушением существующей
системы имущественных отношений и регулирующей
их системы права, отказом от частной собственности.
На прямую рецепцию римского частного
права было наложено, по словам В.И. Ленина,
табу. В частности, он подчеркивал, что
новая власть не признает ничего частного,
что всего в сфере хозяйства является
публично-правовым, а не частным. Итак,
осталась возможность лишь косвенной
рецепции путем использования гражданских
кодексов европейских стран в форме образцов
законодательных решений. Однако и эта
возможность была перекрыта указаниями
"вождя мирового пролетариата" о
необходимости вести борьбу с политикой
приспособления к Европе, создать новое
гражданское право, новое отношение к
гражданским соглашений и тому подобное.
В 1922 г. был принят Гражданский кодекс
УССР подобеный ГК РСФСР не только по идеологическому,
но и методологической основе. Первый
Гражданский кодекс РСФСР, регулировал
отношения в обществе, отрицалось существование
частного права в принципе, он вместе с
тем во многих своих нормах отражал влияние
буржуазного частного законодательства,
главным образом, немецкого Гражданского
Кодекса. То есть, в данном случае имела
место латентная, рецепция Римского права.
Вместе с тем, решение некоторых вопросов
(например в области наследственного права)
было по духу ближе к идеям римских законодателей,
чем к немецкому праву. Интересное в этом
плане высказывание тогдашнего Председателя
Верховного Суда РСФСР П.И. Стучки, который
писал: «По сути, наш Гражданский кодекс
не что иное, как те формы буржуазного
гражданского права, которые повторяют
в целом формулы Римского права, созданные
около двух тысячелетий назад».
3. Римское право и юриспруденция независимой Украины находятся, так сказать, в неустойчивой динамической связи, которая начала формироваться еще в СССР в период так называемой перестройки 80-х годов.
Сущность перемен, наметившихся в то время, заключается в признании существования и даже приоритета так называемых общечеловеческих ценностей, в том числе суверенитета личности, возможности иметь частную собственность, свободно заключать сделки, не противоречащие нравственности и не нарушать права других субъектов, права требовать от государства выполнения им обязательств перед гражданами и т.д..
Первые признаки такого подхода наметились уже при изменении советской правовой доктрины в конце 80-х годов и нашли свое отражение в проекте Основ гражданского законодательства 1991 г. Однако в полной мере они проявились в Украине уже после провозглашения независимости.
Непростой процесс правотворчества делает особенно актуальной проблему определения места римского права на Украине ХХI в. Ведь, как упоминалось выше, римское право является одной из основ современной европейской цивилизации. Следовательно, от того, насколько большим будет влияние его идей в Украине, во многом зависит готовность нашего государства к интеграции в европейское сообщество.
Учитывая эти обстоятельства, попытаемся определить место римского права в концепции права Украины вообще и частного права в частности.
Влияние римского права может проявляться сейчас в национальных системах права, главным образом, в следующих направлениях:
- влияние философии права;
- влияние на правотворчество;
- влияние на формирование правосознания;
- влияние на формирование общей правовой культуры юриста (особенно в области частного права). Можно утверждать, что на рубеже тысячелетий украинское право отражает все эти тенденции.
Во-пeрвых, как отмечалось, в конце ХХ в. было признано влияние римского права на философию права, наметившееся в последние годы века. Римское право начинает все больше привлекать внимание исследователей, защищается несколько кандидатских и докторских диссертаций по вопросам рецепции римского права в Украине, предпринимаются попытки осознать особенности этого процесса.
Во-вторых, в конце методологической базы меняются подходы к правотворчеству в области частного (гражданского) права. Создается Гражданский кодекс Украины, который справедливо оценивают как Кодекс частного права.
В-третьих, хотя и медленно, но происходят сдвиги в правосознании граждан. Было бы неоправданным оптимизмом утверждать, что уважение к закону с нравственным императивом нашего времени, однако по крайней мере появляется уверенность, что защита прав через суд ставится эффективнее, чем административные пути к справедливости.
В-четвертых,
определенные сдвиги наметились в осознании
значения римского права для формирования
общей культуры юриста. Римское частное
право является обязательной дисциплиной
практически во всех солидных вузах Украины,
а в некоторых из них есть к тому же спецкурсы,
посвященные отдельным аспектам римского
права, его рецепции, воздействия на отдельные
отрасли законодательства.
ІІ. Дать определение терминам:
Servitut - cервитут – старейший вид jure in rem aliene (длительное право, сроки не оговариваются), от лат servitus- рабство, отсюда сервитут – рабское состояние вещи, служение своему хозяину- сервитуарию. Сервитуты вещные права на чужую вещь, обеспечивающие полное или частичное пользование вещью и неразлучно связанные с определенным земельным участком или с определенным лицом.
Servi - рабы – фактически не могли представлять собою лицо с точки зрения права. «Главное разделение в праве лиц состоит в том, что все люди или свободные, или рабы» (Гай. Инструкции, 1, 9). Правоспособными признавались только свободные. Рабы, не имевшие статуса свободы, были не субъектами, а объектами прав. «Servi res sunt», «рабы суть вещи», — резюмировал их положение Ульпиан. Это скорее вещь, которая участвует в обороте. Эта вещь не может быть ничейной. Рабом человек мог родиться (если его родители, или хотя бы одна мать, были рабами), мог стать (в результате захвата в плен, продажи в рабство или осуждения на смерть или каторжные работы). Раб был беззащитен перед законом, и решения по поводу правонарушений, совершенных рабом, были в рамках imperium магистрата или potestas господина. Господин имел полную власть над рабом, которая, впрочем, была ограничена рядом императорских рескриптов. Раб мог совершать сделки от имени господина, при условии, что они не ухудшают положение последнего. В целях развития хозяйства рабу часто выдавалось в управление некоторое имущество – peculium.
Metus [страх] – квалифицированное опасение в техническом (специальном) смысле – вымогательство, принуждение совершить сделку под угрозой серьезного противоправного вреда. Принуждение было только психическое [vis compulsiva, v. animo illata], но не физическое [visimpulsiva, v. Corpori illata; v. absoluta] и предпологало обснованный страх [iustus m.], который мог заставить даже смелого человека действовать против своей воли; при этом не достаточно простого опасения перед родителями или другими лицами, заслуживающими уважения и послушания [m. reverentialis]. – Metus delictum privatum, которое преследовалось преторским иском - - actio quod metus causa – в четырехкратном размере понесенного ущерба [сама же сделка, совершенная под принуждением, согласно цивильному праву, считалась действительной]. Кроме того, потерпевшего защищали denegation actionis, exceptio metus и reslitutio in integrum.
Arrogatio (adrogatio), вид усыновления: прием совершеннолетнего лица sui iuris со всей его семьей и имуществом в семью усыновителя. В старом праве arrogatio нуждалась в предварительном одобрении коллегией понтификов и торжественно совершалась на куриатных комициях под руководством понтификов. Усыновляемый должен был высказать свое согласие, после чего следовали auctoritas populi и detestation sacrorum. Arrogatio вела к capitis deminutio minima со стороны усыновляемого [который становится alieni iuris filii loco] successio [inter vivos], adcquisitio per universitatem в пользу нового обладателя власти: на него переходят все права усыновленного, правда его долги аннулируются, но кредиторы защищены фикцией, что аrrogatio не произошла [rescissa capitis deminutione]. Наряду с экономическими соображениями целью arrogatio было сохранение знатных патрицианских родов и семей и их культура предков [- - sacra]. При Империи это создание искуcственных родственных связей должно было обеспечить усыновляемому помощь и право наследования: стала допустимой не только arrogatio женщин, но и сами женщины получили право аррогации. Упростилась и форма arrogatio: уже при ранней республике вместо комиций достаточно было присутствия 30-ти ликторов. Диоклетиан ввел для arrogatio неформальный публично-правовой акт [a. per rescriptum principis].
Arra – задаток – достаточно древний институт договорного права. Первые упоминания об использовании задатка уходят корнями в древние государства Ближнего Востока. В египетских манускриптах античного времени, содержащих нормы торгового права, можно встретить термин arrha, который и означает «задаток». Этот термин выражался семитическим (имеющим еврейские корни) словом, проникшим (через Грецию) в народный язык и отсюда – в право Рима: arra или arrha. Все отечественные и иностранные исследователи римского права утверждают, что задаток был заимствован римлянами из греческих торговых обычаев, а греки, очевидно, переняли его от купцов, торговавших со странами Ближнего Востока.
Первоначально передача задатка одной из договаривающихся сторон другой стороне, по-видимому, означала только ритуальную обязанность – скрепить договор, придать ему силу. В частности об этом говорит известный русский цивилист В.И. Синайский: «В древнем праве задаток имел преимущественное значение знака (доказательства) заключения договора или даже требовался для действительности договора в тех случаях, когда одно простое соглашение не могло связать воли сторон». В этом качестве задаток представлял собой определенное имущество (денежную сумму или вещь), которое передавалось одной из сторон договора в фактическое обладание другой стороне договора для того, чтобы укрепить договор (от слов перейти к делу).
Иными словами, если до передачи задатка та или другая сторона еще могли отказаться от договора на том основании, что он еще не оформился, то после передачи задатка этого уже сделать было нельзя. Сторона, отказавшаяся от исполнения, должна была нести ответственность по общим правилам, в зависимости от степени вины. Причем сам задаток мог и не являться объектом взыскания, обычно он возвращался собственнику, поскольку ответственность не всегда имела под собой имущественный характер. Очевидно, что предварительная договоренность сторон о выдаче задатка не имела юридического значения сделки, так как только реальная выдача задатка знаменовала вступление договора в силу. Задаток выступал вроде «вещного символа» состоявшейся сделки, и в этом была его главная роль.
Obligatio [obligare, связывать, (лично) обязывать], в классическую и юстиннианскую эпоху юридическое обязательство должника [debitor] по отношению к кредитору [creditor]: если должник не исполняет во время, кредитор имеет против него action in personam. Натуральные обязательства возникли из практических нужд: немалое число рабов, обладавших специальными знаниями, становилось управляющими имениями, капитанами кораблей, казначеями и распорядителями денежных средств. Без юридического признания принятых ими обязательств(хотяи с оговоркой о «пользе хозяина» ) нельзя было ввести рабов и «подвластных» в круг необходимых хозяйственных целей. Отсюда и защита натуральных обязательств. Свое название последние получили, как полагают, из противопоставления «законных обязательств», установленных правом каждого данного государства, и обязательств вытекающих «из природы вещей», из естественного права, не признающего рабства как такового и требующего, чтобы обязательства исполнялись. Защиту натуральных обязательств принял на себя претор.
Основные реквизиты развитой оbligatio: 1. правоотношения между двумя определенными лицами; 2. основание для возникновения оbligatio (договор, деликт); 3. исполнение имущественного характера, которое может требовать кредитор; 4. обязанность должника исполнить должное обязательство или предоставить денежную компенсацию. Хотя развитая наука права довольно основательно проработала отдельные абстрактные элементы оbligatio, в действительности существовали определенные конкретные оbligatio, строго связанные со своей специальной actio; поэтому эти два понятия всегда точно соответствуют друг другу: где не было actio, там не было оbligatio, и наоборот, поэтому стороны не могли создавать новые оbligatio, для которых еще не существовали actiones [впрочем, практическую помощь предоставляла разносторонняя - - stipulation и творческая деятельность претора - - actions in factum]. Оbligatio означает в первую очередь связанность должника, которая однако, не была самоцелью: главную роль играло исполнение, к которому относилась оbligatio. Исполнение не должно быть невозможным, недозволенным или безнравственным, а также слишком неопределенным, оно должно поддаваться оценке в деньгах.
Информация о работе Контрольная работа по "Истории государства и права Украины"