Контрольная работа по "Истории отечественного государства и права"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 17:46, контрольная работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение основных вопросов, касающихся централизации русских земель и общественно-политического строя в данный период времени, а также изучение положения России, ее правовой системы в период Первой мировой войны.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
Рассмотреть основные сословия, возникшие в период централизации и их правовое положение.
Изучить государственный строй Московского государства.
Рассмотреть систему центрального и местного управления.
Проследить изменения в государственном аппарате в России в годы первой мировой войны.
Рассмотреть Чрезвычайное законодательство и правовое регулирование экономики в период первой мировой войны.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………….. 3
Тема 6. Общественный и государственный строй в период централизации русских земель (XIV–середина XVI вв.)
1. Основные сословия и их правовое положение …………………………... 4
2. Государственный строй Московского государства …………………….... 10
3. Система центрального и местного управления …………………………... 14
Тема 26. Государство и право в России в годы первой мировой войны
1. Изменения в Государственном аппарате ………………………………….. 18
2. Чрезвычайное законодательство. Правовое регулирование экономики …22
Заключение ……………………………………………………………………. 27
Список использованной литературы ………………………………………… 28

Файлы: 1 файл

контрольная по иогп.docx

— 64.61 Кб (Скачать файл)

В течение XV в. московские великие князья из князей-вотчинников  становились монархами централизованного  государства. Формировалась самодержавная, т.е. политически независимая, власть. Самодержавной монархия становится тогда, когда ей удается сконцентрировать в своих руках все виды власти: законодательную, управленческую, информационную, контрольную, судебную, символическую и т.п. Последняя представляет собой способность и легитимное право государства устанавливать, присваивать и распределять разного рода статусы, звания, чины и привилегии. Пользуясь этим правом, государство формирует, создает целые сословия и особые привилегированные или обязанные социальные группы.

Способами получения  власти были наследование и избрание. Существо верховной власти не отражалось в законодательстве и не подлежало действию государственно установленных норм. Сам царь издавал уставы, указы, уроки и судебники и признавался высшим источником государственной власти.

Формирование  государственного аппарата проходило по принципу местничества, основанного на критериях знатности происхождения. Этот порядок основывался на чиновных, служебных достижениях всего рода, т.е. на отечестве. Отечество устанавливалось по двум линиям: по родословцу (критерий - знатность происхождения рода и самого лица) и по разрядам (записям, хранившимся в Разрядном приказе). [1, с. 93]

Отдельные отрасли личного хозяйства князя — «пути» — поручалось вести «боярам путным». Они осуществляли управление и судопроизводство и получали часть доходов от налоговых и податных сборов с населения.

С XVI в. дворцово-вотчинная  система управления переходит в приказно-воеводскую. Великие князья дают боярам поручения «ведать», т.е. «приказывать». Отсюда возникают специализированные, отраслевые органы управления – приказы, более бюрократические и технические.

Рабочим аппаратом в приказной «избе» были «товарищи», возглавляемые думным боярином. Техническое обслуживание осуществляли подьячие, подчиненные думному дьяку, работавшему в приказе.

С этого  времени приказы становятся монопольными органами центрального управления (Посольский, Поместный, Разбойный, Казенный и др.), совмещавшими административные и судебные функции и состоявшими из боярина (глава приказа), приказных дьяков и писцов.

Тема 26. Государство и право в России в годы первой мировой войны 

Вступление  России в войну с Германией  произошло 1 августа 1914 г. Началась стремительная перестройка государственного аппарата, его военных и хозяйственных отраслей. Война с Германией обусловила милитаризацию экономики России. Государственное регулирование экономики приобрело чрезвычайные формы. Правительство стало осуществлять курс на победу в войне и мобилизацию капитала. Происходило сокращение посевных площадей и товарооборота, финансовые трудности были связаны с резким повышением налогов, увеличением эмиссии и государственных займов. Транспортные затруднения правительство пыталось регулировать путем создания межведомственных комиссий.

 

1. Изменения в Государственном  аппарате в годы первой мировой  войны

Во время  войны царское правительство  издало ряд правовых актов, направленных на приспособление деятельности отдельных  органов к военным условиям и  усиливающих вмешательство государства  в экономику страны. Ряд изменений  свидетельствует об очередном шаге России по пути превращения из феодальной монархии в буржуазную. Первые изменения коснулись Государственной Думы. Дума четвертого созыва, избранная в 1912 г. на основе избирательного Закона от 3 июня 1907 г., представляла собой октябристско-кадетское учреждение. Социал-демократическая фракция, включая большевиков, занимала в Думе 14 мест. Большевистская фракция разоблачала империалистический характер войны и вела революционную работу среди трудящихся. [4, с. 385]

Государственная Дума поддерживала царское правительство  в ведении войны, одобрила законопроекты  о повышении косвенных и прямых налогов и ряд других законопроектов, направленных на укрепление царизма. Несмотря на это, IV Дума созывалась царем нерегулярно. По важнейшим вопросам государственной жизни царь издавал указы в соответствии со ст. 87 Основных законов Российской империи 1906 г. в обход Думы. Лидеры помещичье-буржуазных фракций, которых беспокоила опасность срыва колонизаторских планов русской империалистической буржуазии, пытались повлиять на политику царизма, добиться создания ответственного перед Думой правительства. Дума считала, что исполнительная власть должна зависеть от законодательной. Этого не признавал царь, ненавидевший Думу и надеявшийся реставрировать самодержавие.

В августе  1915 г. лидеры буржуазно-помещичьих партий в Думе и часть членов Государственного совета образовали прогрессивный блок, участники которого не стремились к оздоровлению монархии. Основным требованием блока было создание не только «министерства доверия», но и ответственного перед Думой правительства. Буржуазия пыталась добиться от царя уступок, надеясь, что ее представители в решении государственных дел смогут довести войну до победного конца и не допустят революции.

Аппарат мирного времени оказался неспособным  решать поставленные войной задачи. Возникла необходимость в создании чрезвычайных органов. В 1915 г. были образованы межведомственные особые совещания, которые состояли из представителей различных учреждений, ведомств и организаций.

Важное значение имело Особое совещание для обсуждения и объединения мероприятий по обороне. Председателем его являлся военный министр. В состав Особого Совещания входят: Председатель Государственного Совета, Председатель Государственной Думы, по 9 членов Государственного Совета и Государственной Думы, представители министерств: Морского, Финансов, Путей сообщения, Торговли, Промышленности и Государственного контроля; 5 представителей от Военного Министерства; представители Всероссийских земского и городского союзов и 4 представителя Центрального военно-промышленного комитета. [5, с. 290]

В компетенцию Особого совещания  входили высший надзор за деятельностью всех правительственных заводов, арсеналов и мастерских, а также частных заводов и предприятий, изготовляющих предметы боевого снаряжения армии и флота.

На местах уполномоченными Особого совещания  по обороне были созданы местные  совещания для обсуждения мероприятий  и вопросов, входящих в круг ведения  этого Особого совещания. В состав местного совещания входили представители  местных организаций Всероссийского земского и городского союзов, местного военно-промышленного комитета.

Регламентация прав местных уполномоченных Особого  совещания по обороне была уточнена Правилами о порядке действия местных уполномоченных, назначенных председателем Особого совещания от 10 сентября 1915 г. В соответствии с этими Правилами уполномоченные Особого совещания и их заместители были назначены не только в губернские города, но и в крупные промышленные центры с организацией при них заводских совещаний. Район деятельности каждого заводского совещания был определен председателем Особого совещания.

Такая структура  органов особых совещаний была общей. Социальный состав и деятельность этих органов обеспечивали выполнение задач, поставленных самодержавием. Особые совещания явились формой вовлечения представителей монополистической буржуазии во все звенья учетно-регистрационного аппарата царизма, сращивания финансового капитала с правительственным аппаратом.

Произошло расширение прав губернаторов и военных властей в местном управлении. Военная обстановка вызвала расширение компетенции генерал-губернаторов и военных властей в местностях, объявленных на военном положении. Их полномочия и взаимоотношения определялись Положением о полевом управлении войск и особыми Правилами о местностях, объявленных на военном положении. [4, с. 386]

В начале войны царизм вынужден был дать буржуазии  разрешение на создание Всероссийского союза земств и Российского союза  городов, объединившихся в единый Всероссийский  союз земств и городов (Земгор). Этот орган занимался организацией госпиталей, производством медикаментов, заботой о раненых и больных солдатах, а позднее был допущен к участию в снабжении фронта продовольствием и снаряжением.

Местными органами Земгора были его областные и местные комитеты. Правительство предоставило Земгору права полувоенной организации. Его чиновники носили полувоенную форму и освобождались от военной службы. При помощи Земгора буржуазия добивалась усиления своего влияния на государственные дела, получила возможность более активного проникновения в государственный аппарат.

Было начато создание влиятельной организации буржуазии - военно-промышленных комитетов. Они создавались для содействия правительственным учреждениям в деле снабжения армии и флота снаряжением и довольствием. Были созданы Центральный, областные и местные военно-промышленные комитеты.

Военно-промышленные комитеты имели право приобретать  движимое и недвижимое имущество, вступать в договоры с частными и государственными учреждениями и общественными организациями, принимать на себя обязательства, организовывать приемку, сдачу предметов для нужд армии и флота, предъявлять иски в суде и отвечать по ним. [5, с. 291]

По составу  и характеру деятельности военно-промышленные комитеты были организациями крупного финансового капитала, при помощи которых капиталисты извлекали  огромные прибыли из военных заказов. Юридически они являлись общественными организациями. Буржуазия пыталась выдать их за общенародные и решила организовать при комитетах рабочие группы, надеясь подчинить своему влиянию рабочий класс.

Война вызвала  изменения в системе судебных органов и порядке их деятельности. Законом от 20 июля 1914 г. была утверждена новая редакция IV раздела Военно-судебного устава «О суде в военное время», в котором указывалось, что в районе военных действий и в местностях, объявленных на военном положении, военно-судебная власть принадлежит полковым, этапным, военно-окружным судам и Главному военному суду или кассационному присутствию. При чрезвычайных обстоятельствах в районах военных действий и местностях, объявленных на военном положении, учреждались военно-полевые суды. Военно-полевой суд формировался из офицеров в течение суток с момента совершения преступления и приступал к разбору дела немедленно. Дело слушалось при закрытых дверях, приговор вступал в законную силу и приводился в исполнение не позднее суток после его вынесения. [4, с. 388] Военно-полевым судам были подсудны все военнослужащие, лица, состоявшие при армии, жители неприятельских областей, занятых русской армией, лица гражданского ведомства в местностях, объявленных на военном положении, военнопленные.

 

2. Чрезвычайное законодательство. Правовое регулирование экономики

В период Первой мировой войны в стране действовало чрезвычайное законодательство. С введением военного положения  управление губернией сосредоточивалось  в руках главнокомандующего. Объявление местностей на военном положении давало административной власти в лице генерал-губернатора широкие права - административные, полицейские и судебные. Он имел право издавать обязательные постановления по вопросам нарушения общественного порядка и государственной безопасности, устанавливать ответственность в виде тюремного заключения сроком на три месяца или денежного штрафа до 3 тыс. руб. за нарушение этих постановлений. Контроль над исполнением норм, правил и постановлений осуществляли сами генерал-губернаторы либо губернаторы, градоначальники или обер-полицмейстеры.

Генерал-губернатор имел право: передавать на рассмотрение военного суда дела о преступлениях, предусмотренных общими уголовными законами, для осуждения виновных по законам военного времени; требовать рассмотрения при закрытых дверях в судах гражданского ведомства судебных дел, публичное слушание которых могло послужить поводом к нарушению порядка; окончательно утверждать приговоры военных судов по определенным категориям дел.

Расширение  административной компетенции генерал-губернаторов состояло в праве: воспрещать народные, общественные и частные собрания; делать распоряжения о закрытии торговых и промышленных заведений на все  время военного положения; разрешать  чрезвычайные, приостанавливать и закрывать  очередные собрания сословных и  городских учреждений и определять вопросы, подлежащие устранению из обсуждения этих собраний; приостанавливать периодические  издания на все время объявленного военного положения; закрывать учебные  заведения на срок до одного месяца или на все время военного положения с сообщением о том надлежащему начальству учебного заведения; воспрещать отдельным лицам пребывание в местностях, объявленных на военном положении; высылать отдельных лиц во внутренние губернии; устранять от должности на время объявленного военного положения чиновников всех ведомств.

Наряду  с расширением административных полномочий местных губернских органов  управления, полиции и суда введение военного положения означало установление широких прав военных властей. Положение  1892 г. «О местностях, объявленных на военном положении» устанавливало, что с введением военного положения направление действий по охране государственного порядка и общественного спокойствия переходит к военным властям. [4, с. 390]

Командующий армией был уполномочен: запрещать  менять место жительства лицам, которых  по их знанию, ремеслу или занятию  можно привлечь к работам для  достижения целей войны; назначать  общие и частные реквизиции; воспрещать вывоз орудий и материалов, продовольственных  и перевозочных средств, фуража, дров и предметов, могущих потребоваться  для войны; распоряжаться об уничтожении  строений и истреблении всего, что может затруднить движение или действие войск. Командующий армией для охраны государственного порядка и успеха ведения войны мог придерживаться любых мер, не предусмотренных законом.

Чрезвычайное  законодательство конца XIX в. составило  юридическую основу расширения репрессивной компетенции высшей и местной  администрации и военных властей  в местностях, объявленных на военном  положении. В ходе войны был издан  ряд актов, которые расширяли  компетенцию военных властей, в  том числе в области судопроизводства.

Информация о работе Контрольная работа по "Истории отечественного государства и права"